Конспект урока математики по теме "Прямоугольный треугольник". УМК "Перспективная начальная школа."3 класс.
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Трусова Светлана Юрьевна

Технологическая карта урока по теме «Прямоугольный треугольник»

(УМК «Перспективная начальная школа»)

Цель и ожидаемый результат: формировать у обучающихся представление о прямоугольном треугольнике как геометрической фигуре 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs_.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Прямоугольный треугольник»

(УМК «Перспективная начальная школа»)

Учебный предмет: математика 

Класс: 3

Цель и ожидаемый результат: формировать у обучающихся представление о прямоугольном треугольнике как геометрической фигуре

Задачи урока:

  1. Создать условия для формирования представления у обучающихся о прямоугольном треугольнике как геометрической фигуре.
  2. Содействовать закреплению и обобщению имеющихся знаний о треугольнике как геометрической фигуре.
  3. Способствовать развитию внимания, логического мышления,  навыков самоконтроля и контроля.
  4. Воспитывать аккуратность в оформлении заданий, умение слышать и слушать отвечающих, уважительное отношение к товарищам.

УУД:

личностные - мотивация к изучению нового материала;

коммуникативные  -  монологические высказывания детей, умение выражать свои мысли;

познавательные -  поиск и выделение необходимой информации, логические

(наблюдение, умозаключение, умение сравнивать, анализировать), анализ, выбор наиболее эффективных способов решения задач, общеучебные - ориентирование в учебнике;

регулятивные -  оценка своей работы, прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив.

Основные понятия и термины: геометрические фигуры, треугольник, прямоугольный треугольник, прямоугольник, линия, отрезок.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование к уроку: угольник, цветные карандаши, карточки с заданиями, карточки для рефлексии, сигнальные карточки.

Содержание и технология урока:

Этапы урока;

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент. Подготовки к активной учебно-познавательной деятельности

      Сегодня у нас не просто урок, а путешествие по страницам любимых сказкам, и мы убедимся, что даже в них без математики не обойтись.

В одной обычной школе учились самые обычные дети и звали их Маша и Витя. Они были двумя противоположностями, которые дополняли друг друга.

     Маша верила в сказки, а Витя в сказки не верил, он увлекался наукой. И вот однажды, в канун Нового года с ними произошла просто необыкновенная встреча. В школе, возле праздничной елки, они встретили Деда Мороза, который поделился с ними своей бедой, что Снегурочку похитил Кощей̆, чтобы устроить Новый год для своей нечисти. Маша и Витя предлагают свою помощь и Дед-Мороз отправляет их в сказку на помощь Снегурочке.

     Наша с вами помощь тоже понадобится ребятам.

Долго шли ребята пытаясь отыскать пещеру, где томилась в заточении Снегурочка, но вот неожиданно они встретили Бабу Ягу, решили они спросить ее о том, не знает ли она где находится пещера, а Баба Яга попросила ребят помочь ей решить задачки, поспорили они с Кощеем на новую ступу, давно ей хочется заменить свой летательный аппарат, а потом уже и она поможет ребятам, подскажет куда им дальше путь держать.

ЗАДАЧИ

  1. Кощей запер Снегурочку в своей пещере далеко, за тридевять земель. Тридевять земель – это сколько?
  2. На пути в пещеру Вите и Маше встретятся по 8 деревьев каждому. Сколько деревьев повстречают герои на своем пути?
  3. Кощею 3000 лет, а Баба Яга в 2 раза моложе. Сколько лет Бабе Яге?

Оцените свою работу: как вы справились с решением задач Бабы Яги.

( 27)

(16)

(1500 лет)

Работа с сигнальными карточками.

Л.: мотивация к изучению нового материала

К.: монологические высказывания детей

П.: поиск и выделение необходимой информации

Р.: самооценка своей работы

2. Определение темы и целей урока

  Похвалила Баба Яга ребят, и дала им следующую подсказку, в которой ни Маша, ни Миша, ни сам Иван не могли разобраться. За каждую отгадку задачи, Баба Яга давала какие- то странные фигуры, нам нужно помочь ребятам определить – что же это такое.

  1.           2.                     3.

1.Как называются фигуры?

   2.Какая фигура лишняя и почему?

  3. А что есть общего у треугольника и прямоугольника?

  4. У прямоугольника сколько прямых углов?

  5. А у треугольника?

Как можем проверить и доказать, что у треугольника и прямоугольника углы действительно прямые?

   Обычно четырехугольник, у которого есть прямой угол, называют – прямоугольником.

А как мы можем назвать треугольник, у которого есть прямой угол?

  Давайте определим тему нашего урока?

Сегодня, мы с вами подробнее изучим прямоугольный треугольник.

Какую цель мы перед собой поставим?

 Чему научимся, и что узнаем на уроке?

   Чтобы нам было легче во всем разобраться, составим план наших действий:

  1. узнать какой треугольник называют прямоугольным
  2. научиться чертить прямоугольный треугольник
  3. понять чем отличается прямоугольный треугольник от других видов треугольников, и как это проверить
  4. оценить свою работу на уроке.

1.

1. Замкнутая ломаная линия.  2. Треугольник. 3. Прямоугольник.

  2.Ломаная, у нее не стороны, а звенья и в ней нет прямых углов.

3. Стороны и прямой угол.

4. 4 угла.

5. 1угол.

Проверим угольником

ПРЯМОУГОЛЬНЫМ.

Совместно составляют план урока.

К.: умение выражать свои мысли.

П.: логические

(наблюдение, умозаключение, умение сравнивать, анализировать)

Р.: принятие цели и постановка задач урока.

Р.: планирование

К.: участие в коллективном обсуждении, монологические высказывания

3.Выбор формы обобщения и систематизации освоенных знаний и умений

Остались ребята довольны, скоро удастся отыскать Снегурочку, ведь Баба Яга за ваше старание дала Ребятам волшебный шар, который и покажет им дорогу к пещере.

   Но дорогу он откроет не сразу, а лишь когда мы выполним задания из показанного им учебника математики.

     По содержанию учебника найдите, на какой странице будем работать.

Выполняем задание – стр. 126 № 416

(проверьте с помощью треугольника какие треугольники имеют прямой угол).

  Сделаем вывод - какой треугольник называется прямоугольным?

    Обратимся к нашему плану, что мы должны были узнать? Мы с этим справились?

Ответы детей, работа с учебником.

Ответы детей.

П.: общеучебные: ориентирование в учебнике

П.: логические

(наблюдение, умозаключение, умение сравнивать, анализировать, удержание плана)

Р.: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив

4. Выявление общего способа достижения задач темы и их обсуждение

Переходим ко 2 пункту плана.

Задание из учебника стр. 126, №417 (построй прямой угол, отметь на каждой стороне угла по одной точке. Соедини эти точки отрезком. Закрась получившийся треугольник. В паре проверьте задание и оцените друг друга, при необходимости исправьте ошибки.

  Какой треугольник у  вас получился?

Почему прямоугольный, докажите?

ФИЗМИНУТКА

Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять.

Не обманул шар ребят, показал дорогу, только не одну, а целых три и какой путь выбрать ни Маша ни Витя не знают, снова нужна наша помощь.

     5

3                    4    Задание из учебника, стр. 127      

                        №419, начерти прямоугольный треугольник, у которого одна сторона равна 3 см, а другая 4 см. Измерь длину его третьей стороны.

    Ответ в вашем задании и будет верным путем для Ивана.

   Как вы строили прямоугольный треугольник?

   Чем прямоугольный треугольник отличается от других треугольников?

Итак, какую цель мы перед собой ставили, что должны были выполнить во 2 пункте плана? Нам удалось?

    Что из нашего плана еще осталось выполнить?

Самооценивание

ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ

Ответы детей.

Выполняют задание из учебника.

Ответы детей.

Ответы детей.

П.: логические

(наблюдение, умозаключение, умение сравнивать, анализировать, удержание плана)

Р.: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив

П. общеучебные: ориентирование в учебнике

Р.: удержание цели и задач

  1. Определение критериев оценки достижений по данной теме и прогностическая самооценка

Привела тропинка детей к большой и мрачной пещере, долго они думали как туда попасть, ведь пещера заперта на три замка. Витя и Маша догадались, чтобы получить ключи нужно выполнить три задания, за каждое дается 1 ключ, но если по одному выполнять все задания – это займет очень много времени, поэтому вы будете работать в парах– так будет быстрее.

   Я вам предлагаю три задания: самое легкое – желтая карточка, немного потруднее – розовая и самое трудное – оранжевая.

Попробуйте перед выполнением задания оценить, как вы с ним справитесь Помните, чтобы получить все три ключа пара должна выполнить все три задания.

.    Оранжевая карточка – с. 80 р.т. № 171

  Розовая – с. 80 р.т. № 172

  Желтая – с. 79 р.т. № 169

Как только вы справитесь с заданием проверьте правильность его выполнения, для этого на столах у вас лежат конверты, где сможете посмотреть решение задания.

А сейчас снова оцените  это задание.

   - Поднимите руку те, у кого первая оценка совпала со второй.

  - А теперь поднимите руки те, у кого оценка оказалась выше, чем вы предполагали.

Итак, какую цель мы перед собой ставили, что должны были выполнить в 3 пункте нашего плана? Нам удалось?

Ну вот, у Вити и Маши есть три ключа. Открыли они все замки и вошли в пещеру, где их с нетерпением ждала Снегурочка. Ребята так обрадовались, что с ваше помощью и них все получилось и Новый год будет спасен. Витя даже признался Маше, что он все таки верит в сказки, а после этого путешествия убедился, что чудеса и мечты сбываются.

 

Оценка своих знаний о прямоугольном треугольнике.

Прогнозируемая оценка  по заданию

Выполнение задания

Проверка правильности выполнения задания

Оценивание

Ответы детей

Р.: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

П.:  анализ, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Р.: оценка своей работы

Р.: удержание цели и задач

6. Домашнее задание

Дома, Маша и Витя, предлагают вам выполните очень интересное задание – с. 79 р.т. № 170

7.Подведение итога. Рефлексия.

Выставление оценок.

А сейчас, давайте проанализируем свою работу на уроке.

Но для начала вспомним, над какой темой работали и чему мы должны были научиться на уроке?

  А теперь возьмите карточки с таблицей  «Плюс-минус-интересно» я предлагаю вам заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс» вы записываете все, что понравилось на уроке, информация и задания, которые вызвали положительные эмоции.

В графу «М» – «минус» записываете все, что показалось скучным, осталось непонятным,

В графу «И» – «интересно» записываете все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной теме, вопросы к учителю.

Желающие зачитывают свои записи.

Выставление оценок за урок.

Ответы детей

Рефлексия

Ответы детей

Р.: удержание цели и задач.

Р.: самооценка

Л.: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века», под редакцией Н. Ф. Виноградовой) 4 класс

Тема:  Человек – защитник своего Отечества. Цели урока: создать условия для расширения знаний учащихся о борьбе за свободу и независимость; раскрыть основные причины возникновения войн; восп...

Конспект занятия по внеурочной деятельности в начальной школе.2 класс.Профессия "Актер."

ГБОУ школа№48   Приморского района  г Санкт-Петербург      учитель начальных классов Кулиева Индира Алимирзоевна Внеурочная деятельность «Театр»Профессия «Актер»Цел...

Конспект урока по физической культуре в начальной школе для 4 класса.

Конспект урока по физической культуре в начальной школе для 4 класса. Раздел гимнастика....

Конспект урока по английскому языку в начальной школе (2 класс, “Forward” М. В. Вербицкая и др.) Тема: “Где же это?” Раздел 21.

Конспект урока по английскому языку в начальной школе(2 класс, “Forward” М. В. Вербицкая и др.)Тема: “Где же это?” Раздел 21.Цели урока:· систематезировать и обобщить имеющиеся у учащихся знаний по да...

Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс). Тема: «Согласные звуки»

Конспект урока русского языка по программе "Начальная школа ХХI века" Тема "Согласные звуки" 2 класс...

Конспект урока + презентация "Школьный карнавал" (УМК"Начальная школа XXI" 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Конспект урока Тема:«Имя прилагательное » (УМК "Начальная школа XXI" 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...