Урок математики во 2-м классе по теме "Окружность"
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Кондрашина Лидия Ивановна

Урок математики во 2-м классе по теме "Окружность"

Учитель начальных классов: Кондрашина Лидия Ивановна

Цели:

Ø  познакомить с новыми понятиями – окружность  и круг

Ø  научить  строить окружность с помощью циркуля

Ø  закрепить навыки решения задачи

Ø  развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать

Ø  развивать математические способности, мыслительные операции

Ø  способствовать развитию логического мышления, речи

Ø  содействовать воспитанию у школьников отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг к другу, умение слушать товарищей) и сознательной дисциплины

Задачи:

Ø  получить теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах;

Ø  развитие практических умений- пользование циркулем;

Ø  развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;

Ø  воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать;

Ø  воспитывать толерантность, самостоятельность, аккуратность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_krug_i_okruzhnost_l.i.docx54.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики во 2-м классе по теме "Окружность"

Учитель начальных классов: Кондрашина Лидия Ивановна

Тип урока: открытие новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:  Л.Г. Петерсон. Математика. 2 класс.

Используемая методическая литература:  Л.Г. Петерсон. математика, 2 класс.  Методические рекомендации для учителей. Поурочные разработки по математике 2 класс к УМК «Перспектива».

Цели:

  • познакомить с новыми понятиями – окружность  и круг
  • научить  строить окружность с помощью циркуля
  • закрепить навыки решения задачи
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать
  • развивать математические способности, мыслительные операции
  • способствовать развитию логического мышления, речи
  • содействовать воспитанию у школьников отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг к другу, умение слушать товарищей) и сознательной дисциплины

Задачи:

  • получить теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах;
  • развитие практических умений- пользование циркулем;
  • развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;
  • воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать;
  • воспитывать толерантность, самостоятельность, аккуратность.

Оборудование:  мультимедийный проектор, листы с заданием на повторение, листы для пробного действия,  модели фигур из листа пробного действия.

Универсальные учебные действия.
Личностные: проявлять внимание, удивление, желание работать; считаться с мнением другого человека; проявлять доброжелательность.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность своих действий; анализировать свою работу, уметь находить свои ошибки.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; уметь презентовать свою информацию в словесной форме.

Коммуникативные:  приходить к общему ответу; воспринимать текст с учётом учебной задачи.

Ход урока.

Этап урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I. Эмоциональный настрой. Мотивация к деятельности. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

- Поприветствуем гостей,

Скажем: «Здравствуйте!» -смелей.

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность.

Что  ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать Слайд 1.

Приветствуют гостей и учителя.

Организуют рабочее место.

Личностные:самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

                                                                                                                                                                               

Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках математики.

Сейчас выполним задания на листочках и узнаем как вы умеете их выполнять. Отметь точки-ответы красным цветом и соедини их последовательно.

1. На сколько 20 больше 5?

2. Во сколько раз 63 больше 7?

3. 42 уменьши в 6 раз.

4. 9 умножить на 9.

5. Во сколько раз 8 меньше 48?

6. 72 уменьши в 9 раз.

7. 6 умножить на 4.

8. 9 увеличь в 3 раза.

9. 7 увеличь в 8 раз.

- Что у вас получилось?

Вот вы и поставили себе отметку.  Поднимите листы и покажите гостям.

- У кого не получилась цифра 5? (Надо повторить задание и постараться в следующий раз выполнить).

Откройте с.13 рабочей тетради №1.

Вычисли и расшифруй слово. Выполняется взаимопроверка. Какое слово получилось?

Что оно означает в математике?

СЛ-2

- Посмотрите на слайд. Как можно назвать предметы, изображённые на слайде?

-  Что является границей этих фигур?

- Что является границей круга?

Стр. 13 раб. тетради №2. Обведите красным цветом границу круга. Как она называется?

  • Составьте слова, которые помогут определить тему урока.
  • Запишите слово, которое состоит из букв, стоящих на границах фигур, а другое – из букв, стоящих внутри границ.
  • Составьте эти слова.
  • Какова же тема урока?

Какие цели поставим перед собой?

Таблицу умножения и деления, решали задачи на кратное сравнение, решали задачи с вопросом на сколько больше и меньше.

Индивидуальные задания выполняют на карточках. (Зворыгина, Сафиуллина, Копылов, Шабалдин, Наумов).

Пятерка

Индивидуальные листы сдать.

ГРАНИЦА

- Геометрические фигуры

- Стороны, ломаные замкнутые линии.

- Замкнутая линия

- Круг, окружность.

Сегодня поближе познакомимся с кругом и окружностью, узнаем, что такое радиус, диаметр. Познакомимся с новым чертежным инструментом.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: прогнозирование, целеполагание

Коммуникативные:

овладение навыками оформления своих мыслей в устной речи.

Познавательные:

организовать повторение, формулирование познавательной цели

активизировать мыслительные операции:

анализ, синтез, сравнение, обобщение

III. Выявление места и причин затруднения.

  • С кругом вы знакомы с детства. Где мы можем встретить круг?
  • Правильно, ребята.  Узнали , что такое окружность.
  •  Кто же может ответить, что такое окружность?
  • Что общего между ними?

Крышка, тарелка и т. д.

Геом.фигуры.

Регулятивные: проведение

учащимися анализа своих действий;

выявление и фиксация учащимися причины затруднения

Коммуникативные:

овладение навыками оформления своих мыслей в устной речи

Познавательные:

мотивировать учащихся к выполнению пробного действия, организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании правильности полученного результата

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Физминутка

  • А в чем отличие окружности от круга?

СЛ-3.

У круга есть одна подруга,

Знакома всем её наружность,

Она идёт по краю круга

И называется  - (окружность).

Инсценировка

Учитель

Встретилась Окружность с Кругом,

Спорить стали вот о чём:

Кто главнее всех в округе,

Кто сначала, кто потом?

Круг сказал, что он главнее:

Круг

«Я большой и, посмотри, -

Весь заполнен в середине,

Есть по краю и внутри».

Учитель

Тут воскликнула Окружность:

Окружность

« Жить не сможешь без меня.

Я ведь линия сплошная

И граница я твоя».

Учитель

Долго спорили фигуры

Кто из них кого главней,

И соседей опросили

И знакомых, и друзей,

Но закончить этот спор

       Не смогли и до сих пор.

- Как бы вы ответили?

Сравнение с эталоном(плакат).

Игра"Круг и окружность".

Сейчас я буду называть вам предметы, а вы хлопаете в ладоши, если это круг, кольцо показываете руками - если окружность

  •  (тарелка, блюдце, барабан, кольцо, монета, баранка, руль, колесо велосипеда, блин, зеркало, браслет)
  • Попробуйте начертить окружность.
  • Итак, посмотрим, что у вас получилось.
  • Какое задание вы должны были выполнить?

  • Каким способом вы пытались воспользоваться?

  • В чем затруднение?

  • Почему возникло затруднение?

  • 10 человек выйдите к доске, взявшись за руки, изобразите окружность. Вы – точки окружности.
  • Ещё один из вас будет «точкой». Я попрошу «точку» встать в центр «окружности». От какой точки «окружности» «центр» будет дальше всего? Ближе всего? (Центр будет находиться на одинаковом расстоянии от всех точек окружности.)
  • Как доказать это при помощи тесьмы?
  • Итак, вы видите, что расстояние не меняется. На математическом языке говорят, что центр окружности равноудалён от всех её точек. А расстояние от центра окружности до любой точки окружности называется радиусом. СЛ-4.
  • Если соединить линией две противоположные точки окружности, то такая линия будет проходить через центр окружности. Называется такая линия диаметром окружности.

СЛ-5.

Выступление детей

- Это геометрические фигуры.

Сходство: равноудаленность,  Различие: круг-заполняет плоскость, а окружность нет. Дети высказывают свои предположения: окружность представляет границу круга, а круг - это окружность вместе с внутренней областью, ограниченной этой окружностью.

Работа на листках

- Мы должны были начертить окружность

- Нарисовать от руки, на глаз

- Окружности получаются не правильные, кривые, неровные.

- У нас нет способа построения окружностей

- Надо взять один конец тесьмы в руки «центру», а другой конец – «точки» окружности по очереди передают друг другу

Регулятивные:планирование, прогнозирование;

Познавательные:

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

V.Применение знаний, первичное закрепление

Раб тетрадь стр. 13.

- Проверьте ваши наблюдения по учебнику. Рассмотрите чертёж.

  • Что вы видите на чертеже?
  • Что отмечено внутри окружности?
  • Сколько радиусов проведено? Назовите их.
  • Сколько диаметров? Назовите их.
  • Какими фигурами являются радиус и диаметр окружности?
  • Прочтите, что об этом написано в таблице (работа с правилом).

3 (работа в парах), стр.13

Измерьте длину отрезков и сравните. Что вы замечаете?

СЛ –6.

- Окружность

- Центр О

- 3 радиуса: ОА, ОВ, ОС

- 1 диаметр – АС

- Отрезками

Радиусы по длине равны

Диаметр равен двум радиусам. Диаметр делит круг пополам.

Регулятивные:построение учащимися нового знания с использованием предметных действий с моделями на основе задания, вызвавшего затруднение;  фиксация нового знания в речи;

преодоление возникшего ранее затруднения

Коммуникативныеовладение навыками оформления своих мыслей в устной речи.

VI.Физминутка

«Видят глазки всё вокруг»

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Личностные:понимание важности проявления заботы о своем здоровье.

VII. Практическая работа

СЛ – 7,8. А для того, чтобы построить окружность на чертеже используют специальный инструмент, который называется ЦИРКУЛЬ.

  • Посмотрите – какие разные бывают циркули. Само слово циркуль происходит от латинского «циркулюс» - круг, окружность.
  • С каким словом созвучно? «Цирк – циркуль «циркулюс» (круг).  

-Ребята, а кто из вас был в цирке?

-Как называется место, где выступают артисты?

- А какую форму имеет арена?

- Почему арена имеет форму круга?

-Почему выбрана именно эта форма?

-Каких размеров арена?

(Видео  «Галилео» Выпуск  №127)

-Возможно, вы знаете, что не только в цирке арена имеет форму круга, но и в некоторых видах спорта спортсмены выступают на площадках круглой формы. Как называются эти виды спорта? Слайд 10.

- Циркуль(показать свой циркуль)

-цирк(написание слов с буквой и)

  •  арена цирка круглая, что представляется удобным для просмотра выступления артистов цирка.

Дети называют виды спорта: вольная борьба, сумо, греко-римская борьба, самбо

Познавательные: применение нового знания с проговариванием во внешней речи

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Какие цели мы ставили в начале урока?

– Достигли  ли мы цели урока?

  1. Я считаю, что круг, окружность – это одно и тоже.
  • да
  • нет            
  1. Я считаю, что окружность – это замкнутая линия.
  • да                              
  • нет                                    
  1. Я считаю, что расстояние от центра окружности до любой точки окружности называется…
  • диаметр                  
  • радиус
  1. Мне кажется, что расстояние от центра до любой точки на окружности всегда одинаково.
  • да                              
  • нет                                    

Сегодня поближе познакомимся с кругом и окружностью, узнаем, что такое радиус, диаметр. Познакомимся с новым чертежным инструментом.

Да.

Фронтальная проверка текста

Дети работают с цветными кружками (красные и зеленые) и проверяют с доской

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено  

Личностные: самоопределение

IX. Рефлексия учебной деятельности.

Если вам на уроке  всё удалось - на полях нарисуйте зелёный круг, если у вас остались неразрешённые проблемы - жёлтый круг, если вам ещё понадобится помощь - красный круг

- Молодцы! Благодарю за урок!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные:

 рефлексия

Личностные:смыслообразование

X. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики во 2-ом классе ( математика, литература)

                            Урок математики. 2-ой класс. Учитель: Игошина Л.М. ГОУ СОШ № 1108Тема урока: "Сложение и в...

Урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"

Урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)" Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”,  понятиях “ос...

Урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"

Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”,  понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. ...

Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"

На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...

Конспект урока математики в 1 "А" классе. Урок – путешествие "Сложение и вычитание в пределах 10. Решение задач". Учитель начальных классов Гуагова З.Р.

Конспект урока математики в 1 классеУрок – путешествие по математике в 1 классеКласс: 1 «А»Учитель: Гуагова З.Р.Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Форма: урок – путеш...

Открытый урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"

Открытый урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"...

Методическая разработка урока математики для 3- А класса по теме: « Профориентация учащихся. Математика в нашей жизни. ( Путешествие в торговый центр.)»

В данной методической разработке рассмотрены современные подходы к проведению урока математике. Урок направлен на закрепление изученного материала по теме «Единицы (меры) стоимости»,...