Конспект открытого урока по математике
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Троценко Наталья Александровна

Тема: "Великая Отечественная война в цифрах и фактах. Повторение и обобщение пройденного материала." 4 класс ОС Эльконина-Давыдова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_29.04.15.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №43

г. Борзя Забайкальский край

Урок математики в 4 «А» классе

Великая Отечественная война в цифрах и фактах.

Повторение и обобщение пройденного материала.

(ОС Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова)

Подготовила и провела

Троценко Н.А.,

учитель начальных классов

 1 категории

 

2014 г.

Пояснительная записка

В наше непростое время очень актуальна такая проблема, как патриотическое воспитание учащихся. С каждым годом празднование 9 МАЯ проходит с меньшим энтузиазмом, чем раньше. Слишком много перемен произошло в нашей стране, изменилось сознание людей. Появились новые поколения, которые  мало знают о войне и не могут полностью осознать, что значила Великая Победа.

Подбирая материал к уроку, я преследовала цель: достоверно рассказать детям о Великой Отечественной войне. 

Задачи урока:

образовательные:

проверка основных умений и навыков учащихся по темам курса математики 4 класса;

решение практических задач;

воспитательные:

воспитывать у учащихся патриотические качества, любовь к своей стране на примере подвигов во время Великой Отечественной войны;

развивающие:

развивать математическую речь, творческие способности учащихся при решении задач, логическое мышление.

Тип урока: обобщающий урок.

Ход урока

  1. Организация учащихся на урок.

 - Сегодня у нас на уроке присутствуют учителя нашей школы. Улыбнитесь им, друг другу, мне, а я вам. Пусть сегодня у нас всё получится.

ВИДЕРОЛИК «ПАМЯТЬ»

Какой вопрос у вас, ребята, возникает? (Как связана ВОВ и математика?)

  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы повторим всё, что узнали и чему научились в начальной школе. А ещё рассмотрим Великую Отечественную войну в цифрах и фактах. А поможет нам в этом математика.

  1. Устный счёт.

  1. Итак, первые цифры и первые факты. Решите примеры.

          СЛАЙД

1 274 х ( 1 000 - 999): 1 274 =       1

(810 х 8 – 810 - 7): 90 =                 9

16 х (100 - 99):4 =                         4

(675 х8 – 675 х7): 675 =                1

 - Какое число получилось? Что можете сказать об этой дате? (Начало ВОВ).

22 июня 1941 года началась ВОВ.

  1. Запишите числа.

- В боевых действиях в годы войны участвовали 34 476 700 советских граждан.

- За годы войны Советский Союз (так называлась наша Родина в то время) потерял 26 600 000 человек.

- Людские потери в Германии составили 6 500 000 .

- За годы войны разрушено 7 171 населенный пункт.

- 32 000 фабрик и заводов.

-  Звание Героя Советского Союза присвоено 11 681 воину.

-  2 532 человека являются полными кавалерами ордена Славы.

     3. Назовите числа в порядке возрастания.

2 532, 7 171, 11 681, 32 000, 6 500 000, 26 600 000, 34 476 700.

- Это большие числа. Они вас впечатляют? Большой урон нанесла война нашей стране.

II. Работа по теме.

  1. А сколько лет длилась ВОВ? А сколько это дней? Узнаем, решив пример.

ДОСКА

439 178 – 228 608 : 376 х 720 =

  1. 228 608:376=608
  2. 608 х 720 = 437 760      3) 439 178 – 437 760 = 1 418                

СЛАЙД

- 1 418 дней и ночей беспрерывного народного подвига, 1 418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.

  1. Посчитаем устно (предварительно записать цифры на доске).

- Фашистская Германия напала на Советский Союз неожиданно, вероломно. Поэтому наша армия вынуждена была отступать.

 -В первый же день боёв фашисты уничтожили много наших самолётов. Вы узнаете сколько, когда  300 увеличите в 4 раза. (1200)

- Но на захваченной немцами территории организовывались партизанские отряды. С целью приостановить продвижение немецких поездов с солдатами, боеприпасами, продовольствием к фронту, партизаны устроили «рельсовую войну» - взрывали поезда. Под откос летели целые эшелоны. А вы знаете, сколько в эшелоне вагонов? Узнаете, если найдёте значение частного 4800 и 100. (48)

-  Немецкое командование разработало план по уничтожению города Москвы. Они считали, что падение Москвы будет означать победу над Россией. В боях за Москву люди совершали подвиги. В неравный бой с фашистами вступили 28 панфиловцев. "Велика Россия, а отступать нам некуда! За нами Москва!" С такими словами к солдатам обратился политрук Клочков. Четыре часа длился этот легендарный бой. Все солдаты погибли, но не пропустили танки.

СЛАЙД

 - Сколько танков подбили панфиловцы, если их число равно значению следующего выражения: разность чисел 17 и 8 умножить на 2. (18)

   -  В декабре 1941г. враг был отброшен от Москвы. Разгром немцев под Москвой был первым крупным поражением Германии.

- Можно назвать всех, кто участвовал в боях ВОВ назвать героями?

- Почему?

- А что вы понимаете под словосочетанием город – герой? Почему так его назвали?

- Какие вы знаете города- герои?

СЛАЙД

( Брестская крепость, Киев, Керчь, Минск, Москва, С-Петербург(Ленинград), Волгоград(Сталинград), Мурманск, Тула, Смоленск, Одесса, Новороссийск)

Учитель:

Каждый из этих городов видел ожесточённые бои, стойкость и мужество, героизм его защитников, но слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооружённые столкновения прошлых времён.

  1.  Сколько дней продолжалась защита Сталинграда? Работа в парах

СЛАЙД

Решение: (с комментариями учителя)

                    июль 1942 года   -14 дней

                    август                      -31

                    сентябрь               - 30

                    октябрь                  - 31

                    ноябрь                  - 30

                    декабрь                 - 31

                    январь 1943года- 31день

                    февраль                 - 2

Всего- 200 дней.    

СЛАЙД

  1. Каждая пара получает таблицу о соотношении сил и средств сторон на Сталинградском направлении

Силы и средства

СССР

Германия

Личный состав (тыс. чел.)

160

Около 270

Орудия и миномёты

2200

3000

танки

Около 400

Около 500

Боевые самолёты

454

До 1200

Сравнить  числовые данные, сделать вывод.

( ответы учащихся)

- Да, перевес сил был на стороне противника. И всё же германская армия под командованием генерала- фельдмаршала Паулюса была разгромлена, что потрясло Германию. Сталинградская битва окончательно разрушила миф о непобедимости армии Гитлера.

-Как вы думаете, почему наша армия одержала победу под Сталинградом?

 ( ответы учащихся, комментарии учителя).

  1. Блокада Ленинграда.

СЛАЙД

Одним из страшнейших моментов Великой Отечественной войны стала Ленинградская блокада, длившаяся 880 дней. Блокада – это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Голод, холод, болезни; тысячи погибших… Связь с Ленинградом поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому была проложена трасса — легендарная «Дорога  жизни». По этой дороге  под обстрелом доставлялось в город продовольствие и другие грузы, эвакуировали жителей и раненых.

- Давайте решим задачу.

СЛАЙД

В 9 машин погрузили на 30ц муки меньше, чем в 11 машин. Сколько потребуется таких же машин, чтобы доставить в осаждённый Ленинград  90 т муки?

  1. Составление таблицы.

Y(ц)

X (м.)

K (ц/м.)

ц.   900

ч.

9

ч.

11

  1. Решение задачи.

90т=900ц

  1. 11-9=2(м.) – загрузили 30 ц  муки.
  2. 30:2=15(ц) – загрузили в одну машину.
  3. 900:15=60(м.) – потребуется для перевозки 90т муки.

Ответ: 60 машин

СЛАЙД

Во время блокады ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей – вдвое меньше. Сколько грамм составляла норма хлеба для нерабочего населения? ( 125 г)

III. Итог.

Все дальше в прошлое уходят годы страшной войны, и, кажется, все позабылось, раны должны зарасти. Но чем дальше уходят времена, тем ярче высвечиваются подвиги российского народа.

- Когда закончилась ВОВ?

- Кто победил в этой войне?

-Это так, ребята, наш народ- победитель этой войны, спаситель всего мира от фашистской чумы! Помните об этом, гордитесь своими предками и будьте достойны их памяти!

 СЛАЙД ФОНОГРАММА «ДЕНЬ ПОБЕДЫ».

IV.Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня из истории нашей Родины?

-  Что на вас больше всего произвело впечатление?

-  Какие цифры поразили?

V.Домашнее задание.

- Узнать интересные цифры и факты из истории ВОВ и составить задачу или примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Длина. Сантиметр.» (урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)

Цели: - познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр); - совместно установить общий принцип...

Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013

Конспект  открытого   урока  по математике  во 2 «Б» классе УМК  «Начальная школа 21 века  Тема Полёт  к звёздам.  (интегрированный урок по математике и ху...

Конспект открытого урока по математике в 4 классе "Школа России" по теме "Письменное деление многозначных чисел на однозначное .Урок закрепления"

Данный конспект урока поможет в интересной форме закрепить устные и письменные приемы деления многозначных чисел на однозначные....

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей".

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей"....

Конспект открытый урока по математике.2 клас. Тип урока: ОНЗ. Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел»

Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода. Тип урока ОНЗ....