Главные вкладки

    План-конспект урока по математике (1 класс) на тему:
    конспект урока по математике 1 класс "Какая бывает форма"

    Какая бывает форма (с. 4—5)

          Цели урока: 
          1) познакомить учащихся с учебником математики, задачами обучения;
          2) выяснить значение слова «форма», тренировать умение различать предметы по форме, сформировать представление об основных видах геометрической формы: квадратная, треугольная, круглая;
          3) упражнять в счете предметов, выяснить знание слов-числительных (количественных и порядковых) и их последовательности при счете.

    ХОД УРОКА

          1. Организационный момент. 
          Учитель:

     — Ну-ка, проверяй, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Всё ль на месте? Всё в порядке?
    Ручка, книжка и тетрадка?
    Все ли правильно сидят?
    Все ль внимательно глядят?

     

          Мы начинаем урок математики. На этих уроках вы будете учиться считать, решать примеры и задачи, чертить фигуры и играть в математические игры. Но чтобы хорошо учиться математике, нужно быть очень внимательными. Давайте потренируемся во внимании.
          2. Устные упражнения. Счет от 1 до 10.
          — Внимательно осмотрите учебный класс, в котором вы сидите. Скажите, сколько в классе окон.
          — Сколько шкафов (дверей, комнатных растений)?
          — Сколько парт в первом ряду, у окна? (Ряд показывает учитель.)
          — Сколько девочек во втором ряду? (Ряд показывает учитель.)
          — Сколько мальчиков в третьем ряду? (Ряд показывает учитель.)
          3. Сравнение по форме.
          — Сегодня праздник. Первый день занятий в школе. Ученики пришли в школу нарядные, в новой форме, с цветами. Почему наш класс сегодня такой красивый? (Много букетов цветов.)
          Учитель показывает два гладиолуса одинаковых размеров, но разного цвета.
          — Рассмотрите два цветка из букета. Чем они похожи? Чем различаются? (Форма одна, цвет разный.)
          Далее учитель предлагает детям сравнить гладиолус и георгин того же цвета. (Цвет один, форма разная.)
          Учитель выставляет на наборном полотне зеленые листья березы, клена и дуба.
          — Что общего? (Цвет.) Чем различаются? (Формой.) Игра «День-ночь». (Дети закрывают глаза, учитель меняет местами два листочка. Дети открывают глаза и выясняют, что изменилось.)
          4. Физкультминутка.

    Один, два — выше голова.
    Три, четыре — руки шире.
    Пять, шесть — тихо сесть.
    Семь и восемь — лень отбросим.

     


          5. Знакомство с учебником.
          С помощью учителя дети рассматривают обложку учебника, читают обращение к первоклассникам.
          1) Выяснение значения слова «форма».
          — Посмотрите на иллюстрации вверху левой страницы учебника. Скажите, кто на них нарисован. Как вы догадались? (Учащиеся в школьной форме, солдат в военной форме и т. д.)
          Вывод: Люди одеты в разную форму в зависимости от того, чем они занимаются.
          2) Знакомство с видами геометрической формы.
          — Назовите фигуры, которые вы знаете.
          Учитель демонстрирует геометрические фигуры, которые обычно уже знакомы детям: квадрат, круг, треугольник. Желательно, чтобы все они были одного цвета. Если ребята не знают каких-то фигур, то учитель называет их сам, приводит примеры предметов из окружающей обстановки, имеющих такую же форму.
          — Какие предметы вокруг нас имеют квадратную форму? (Носовой платок, плитка паркета, клетка шахматной доски и т. д.)
          — Найдите в классе предметы круглой формы, треугольной формы.
          3) Сравнение предметов по форме.
          — Рассмотрите картинку на левой странице учебника. Что на ней нарисовано? (Пряники.)
          — Пряники какой формы кажутся вам самыми вкусными?
          Желательно, чтобы, отвечая на последний вопрос, учащиеся проговаривали, например: в форме елочки, круглой формы, квадратной формы и т. д.
          4) Игра «Узнай предмет по его тени».
          — Я принесла игрушки. На странице справа, вверху, художник изобразил фотографии их тени. Отгадайте, какие это игрушки.
          — Опишите тень, какая бывает у мяча, кубика, колпака волшебника. Используйте подсказку художника на рисунке посередине.
          5) Закрепление представлений о форме предметов.
          — Найдите на рисунке знакомые вам фигуры.
          Заметим, что эти рисунки составлены не только из треугольников, квадратов или кругов. Здесь более развитые учащиеся могут выделить также и прямоугольники, сосчитать их. Однако требовать от всех первоклассников умения распознавать эту фигуру на чертеже на данном этапе не следует.
          6. Физкультминутка.

    Встали дружно мы с тобой,
    Развели руками.
    Хлоп —
    Треугольник над главой
    Сделали мы сами.
    Хлоп руками пред собой —
    И в замочек их заключим,
    Появился круг большой,
    Тот, который мы здесь учим.
    А теперь он будет рад,
    Если сложишь ты квадрат.

     

          

          7. Работа в тетради.
          — Правила посадки при письме. Ориентировка в тетради (верх, низ, поля, край, середина, клетка).
          — Выполнение упражнений учебника.
          8. Итог урока.
          — Что вам больше всего понравилось на уроке?
          — Что показалось легким? трудным?
          — Что расскажете о сегодняшнем уроке дома?
          — А теперь задание на следующий урок. Попробуйте в предметах домашней обстановки найти «спрятавшиеся» в них геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Расскажите нам завтра об этом.
          Замечание. Для отработки умения определять форму предмета на данном и последующем уроках полезно использовать специальные задания на осязание. С этой целью учитель может легко приготовить 5—6 пособий на угадывание формы по контуру фигуры. Каждое такое пособие представляет собой кусок картона размером 15 × 15 см с наклеенными на него зернышками пшена (горошинами, бисером или бусинами) в виде квадрата, круга, прямоугольника, треугольника или овала 2. Важно, чтобы расстояние между зернышками было не больше 2—3 мм, а угадываемая фигура могла быть полностью накрыта ладошкой первоклассника.

     

          Например, дети закрывают глаза, нащупывают зернышки и, обводя их пальцем, а при необходимости и ощупывая ладонью, определяют, какую форму они образуют.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kakaya_byvaet_forma.docx91.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Какая бывает форма

          Цели урока: 
          1) познакомить учащихся с учебником математики, задачами обучения;
          2) выяснить значение слова «форма», тренировать умение различать предметы по форме, сформировать представление об основных видах геометрической формы: квадратная, треугольная, круглая;
          3) упражнять в счете предметов, выяснить знание слов-числительных (количественных и порядковых) и их последовательности при счете.

    ХОД УРОКА

          1. Организационный момент. 
          Учитель:

     — Ну-ка, проверяй, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Всё ль на месте? Всё в порядке?
    Ручка, книжка и тетрадка?
    Все ли правильно сидят?
    Все ль внимательно глядят?

          Мы начинаем урок математики. На этих уроках вы будете учиться считать, решать примеры и задачи, чертить фигуры и играть в математические игры. Но чтобы хорошо учиться математике, нужно быть очень внимательными. Давайте потренируемся во внимании.
          
    2. Устные упражнения. Счет от 1 до 10.
          — Внимательно осмотрите учебный класс, в котором вы сидите. Скажите, сколько в классе окон.
          — Сколько шкафов (дверей, комнатных растений)?
          — Сколько парт в первом ряду, у окна? (Ряд показывает учитель.)
          — Сколько девочек во втором ряду? (Ряд показывает учитель.)
          — Сколько мальчиков в третьем ряду? (Ряд показывает учитель.)
          
    3. Сравнение по форме.
          — Сегодня праздник. Первый день занятий в школе. Ученики пришли в школу нарядные, в новой форме, с цветами. Почему наш класс сегодня такой красивый? (Много букетов цветов.)
          Учитель показывает два гладиолуса одинаковых размеров, но разного цвета.
          — Рассмотрите два цветка из букета. Чем они похожи? Чем различаются? (Форма одна, цвет разный.)
          Далее учитель предлагает детям сравнить гладиолус и георгин того же цвета. (Цвет один, форма разная.)
          Учитель выставляет на наборном полотне зеленые листья березы, клена и дуба.
          — Что общего? (Цвет.) Чем различаются? (Формой.) 
    Игра «День-ночь». (Дети закрывают глаза, учитель меняет местами два листочка. Дети открывают глаза и выясняют, что изменилось.)
          
    4. Физкультминутка.

    Один, два — выше голова.
    Три, четыре — руки шире.
    Пять, шесть — тихо сесть.
    Семь и восемь — лень отбросим.


          5. Знакомство с учебником.
          С помощью учителя дети рассматривают обложку учебника, читают обращение к первоклассникам.
          1) Выяснение значения слова «форма».
          — Посмотрите на иллюстрации вверху левой страницы учебника. Скажите, кто на них нарисован. Как вы догадались? (Учащиеся в школьной форме, солдат в военной форме и т. д.)
          Вывод: Люди одеты в разную форму в зависимости от того, чем они занимаются.
          2) Знакомство с видами геометрической формы.
          — Назовите фигуры, которые вы знаете.
          Учитель демонстрирует геометрические фигуры, которые обычно уже знакомы детям: квадрат, круг, треугольник. Желательно, чтобы все они были одного цвета. Если ребята не знают каких-то фигур, то учитель называет их сам, приводит примеры предметов из окружающей обстановки, имеющих такую же форму.
          — Какие предметы вокруг нас имеют квадратную форму? (Носовой платок, плитка паркета, клетка шахматной доски и т. д.)
          — Найдите в классе предметы круглой формы, треугольной формы.
          3) Сравнение предметов по форме.
          — Рассмотрите картинку на левой странице учебника. Что на ней нарисовано? (Пряники.)
          — Пряники какой формы кажутся вам самыми вкусными?
          Желательно, чтобы, отвечая на последний вопрос, учащиеся проговаривали, например: в форме елочки, круглой формы, квадратной формы и т. д.
          4) Игра «Узнай предмет по его тени».
          — Я принесла игрушки. На странице справа, вверху, художник изобразил фотографии их тени. Отгадайте, какие это игрушки.
          — Опишите тень, какая бывает у мяча, кубика, колпака волшебника. Используйте подсказку художника на рисунке посередине.
          5) Закрепление представлений о форме предметов.
          — Найдите на рисунке знакомые вам фигуры.
          Заметим, что эти рисунки составлены не только из треугольников, квадратов или кругов. Здесь более развитые учащиеся могут выделить также и прямоугольники, сосчитать их. Однако требовать от всех первоклассников умения распознавать эту фигуру на чертеже на данном этапе не следует.
          6. Физкультминутка.

    Встали дружно мы с тобой,
    Развели руками.
    Хлоп —
    Треугольник над главой
    Сделали мы сами.
    Хлоп руками пред собой —
    И в замочек их заключим,
    Появился круг большой,
    Тот, который мы здесь учим.
    А теперь он будет рад,
    Если сложишь ты квадрат.

          

          7. Работа в тетради.
          — Правила посадки при письме. Ориентировка в тетради (верх, низ, поля, край, середина, клетка).
          — Выполнение упражнений учебника.
          
    8. Итог урока.
          — Что вам больше всего понравилось на уроке?
          — Что показалось легким? трудным?
          — Что расскажете о сегодняшнем уроке дома?
          — А теперь задание на следующий урок. Попробуйте в предметах домашней обстановки найти «спрятавшиеся» в них геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Расскажите нам завтра об этом.
          
    Замечание. Для отработки умения определять форму предмета на данном и последующем уроках полезно использовать специальные задания на осязание. С этой целью учитель может легко приготовить 5—6 пособий на угадывание формы по контуру фигуры. Каждое такое пособие представляет собой кусок картона размером 15 × 15 см с наклеенными на него зернышками пшена (горошинами, бисером или бусинами) в виде квадрата, круга, прямоугольника, треугольника или овала 2. Важно, чтобы расстояние между зернышками было не больше 2—3 мм, а угадываемая фигура могла быть полностью накрыта ладошкой первоклассника.

    http://www.prosv.ru/ebooks/Dorofeev_Matem_1kl/images/20_1.jpg

          Например, дети закрывают глаза, нащупывают зернышки и, обводя их пальцем, а при необходимости и ощупывая ладонью, определяют, какую форму они образуют.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по математике "Какая бывает форма."

    Урок по  математике  УМК "Перспектива" 1 класс...

    Разработка урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

    Урок:  математика.   1 класс.      УМК: «Школа 2100»  , автор Козлова С.А и др.Технология :  деятельностный метод  Тема урока: Уравнения с ...

    Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

    Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

    Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Какие бывают животные?» (с использованием УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»)

    конспект урока по окружающему миру во 2 классе по учебнику Плешакова А.А. УМК "Школа России" по теме: "Какие бывают животные?". Урок разработан с использованием электронного образовательного ресурса У...

    Конспект урока по русскому языку "Краткая форма прилагательных"

    Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа"....

    Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Какая бывает форма"

    Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Какая бывает форма"...

    Конспект урока по математике на тему "Учебник математики. Какая бывает форма"

    Конспект урока по математике на тему "Учебник математики. Какая бывает форма". 1 класс. УМК Перспектива...