Урок по математике на тему "Задачи на определение продолжительности времени"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

  1. Формирование у учащихся представления о времени, умение определять время по разным часам .
  2. Первичное закрепление умения решать задачи, используя действие умножения.
  3. Закрепление знания таблицы умножения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_21_vek.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема урока «Задачи на определение продолжительности времени».

Цели:

  1. Формирование у учащихся представления о времени, умение определять время по разным часам .
  2. Первичное закрепление умения решать задачи, используя действие умножения.
  3. Закрепление знания таблицы умножения.

 Ход урока

I. Целеполагание.

1) Работа с пословицами.

(пословицы записаны на доске)

- Минутка час бережет.

- Делу – время, потехе – час.

- Век живи – век учись.

- Два часа просыпался,
Два часа умывался,
Один час утирался,
Сутки одевался.

- Прочитайте пословицы и поделитесь своими мыслями. (Все пословицы говорят о времени. В них есть названия единиц времени.)

- Ребята, а что такое время?

- Где мы нашли объяснение этому слову? (В толковом и этимологическом словарях.)

- К пословицам, записанным на доске, мы будем возвращаться в течение всего урока и объяснять их смысл. А сейчас подумайте, о чем говорит такая пословица?

Поздно поднялся – День потерял.
В молодости не научился – Жизнь потерял.

(Поздно поднялся, ничего не успел сделать, т.е. день потерял – это плохо. В молодости ничему не научился – значит не умеет работать, не получил профессию, не создал семью. Это очень плохо, жизнь прошла даром.)

- Ребята, а почему иногда говорят: потерял время? Разве можно потерять время, например, как карандаш или книгу?

- Тогда не будем терять время и приступим к работе.

2) Постановка цели урока.

- Вспомните, какие цели мы поставили в конце прошлого урока математики? (Продолжить знакомство с единицами измерения времени, постараться узнать что-то новое.)

II. Работа по теме урока.

1) Классификация единиц измерения времени.

- Вернемся к пословицам. Назовите единицы измерения времени, которые в них упоминаются. (Минута, час, век, сутки.)

- Какие еще единицы измерения времени вы знаете?

- Поднимите руку, кто сможет расположить все единицы времени в порядке увеличения?

Кому это пока трудно выполнить?

 2) Парная работа.

- Вспомните, с какой единицей времени мы познакомились на прошлом уроке? (Сутки.)

- Что вы запомнили об этой единице времени? (Сутки – это 24 часа.)

- Многие дети, а иногда и взрослые допускают ошибки, когда слово сутки употребляют с каким-либо числом. А вы знаете, как правильно произносить?

- Тогда я предлагаю работу в парах. На партах у вас есть листочки с числами 1, 2, 5, 30.

Рядом с числами запишите слово сутки так, как вы считаете его нужно произносить.

- Проверим работу в парах… Правильно говорить: одни сутки, двое суток, пять суток, тридцать суток.

3) Уточнение смысла слова век.

- Ребята, кто из вас самый внимательный и может сказать, какой единицы времени нет на доске? (Век)

- Поясните смысл этого слова.

- А где мы можем найти точную формулировку этого слова? (В толковом словаре.)

(Один или несколько учеников находят и зачитывают информацию из словарей.)

- Вы теперь точно знаете , что обозначает слово век и сможете объяснить смысл пословицы “Век живи – век учись”. (Каждый день человек должен учиться, узнавать новое, чтобы потом легче было жить.)

- Совершенно верно. Так что продолжаем учиться и узнавать что-то новое.

- Объясните смысл пословицы “Делу – время, потехе - час”. (Потеха – это игра, забава.

Значит надо сначала выучить уроки, помочь по дому родителям, и только потом можно играть.)

- Давайте и мы с вами немного отдохнем.

Физминутки.

III. Решение задач.

- Ребята, вы любите решать задачи? А какие знания и умения вам потребуются для этого?

- Итак, послушайте задачу. Только не торопитесь давать ответ. Подумайте хорошо.

Папе 40 лет, а сын на 28 лет младше папы. Сколько лет сыну?

- Объясните, какое действие использовали для решения задачи? Почему?

- Поднимите руку, кому легко было решать такую задачу?

- Послушайте еще одну задачу.

Ежедневно второклассник читал 7 страниц. Сколько страниц он прочитал за 5 дней?

- Поднимите руку, кто уже знает, как решить задачу и сможет объяснить другим?

(Один ученик работает у доски, все остальные записывают решение в тетрадь.)

IV. Определение времени по часам.

- Послушайте загадку.

Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (часы)

- А какие виды часов вы знаете?

- Покажите и назовите часы, которые вы знаете.

(На доске висят изображения ручных, напольных, электронных часов, будильника, часов

с кукушкой. Часы показывают разное время.)

- А кто из вас умеет определять время по часам?

- Я вижу, что не все дети умеют это делать. Тогда какую еще цель должны поставить перед собой? (Научиться узнавать время по часам.)

- Ребята, кто сможет выйти к доске и объяснить, как определять время по часам?

(Работа с моделью часов)

- Определите, какое время показывают часы на доске. Запишите показания в тетрадь.

- У нас осталась еще одна пословица. Почему так говорят: “Минутка час бережет”?

V. Закрепление изученного.

1.- У вас на партах есть листочки с выражениями и буквами. Как вы думаете, какое задание надо выполнить? (Наверное, отгадать зашифрованное слово.)

- Правильно! Постарайтесь за одну минуту найти значение всех выражений, а потом отгадать слово.

(У детей на листочках и на доске записаны выражения.)

Н 5*2

А 6*6

Т 8*4

У 3*3

Р 7*2

Ы 8*5

К 9*7

- Подведем итог работы. Если вы правильно нашли значения произведений, то должно получиться слово.

(Дети читают выражение и называют результат. Учитель записывает соответствующую букву под нужным числом. На доске появляется запись:

63

9

14

36

10

24

40)

К

У

Р

А

Н

Т

Ы

- Кто слышал это слово? Что оно обозначает?

(Показываю картинки)

2. Закрепление. Самостоятельная работа.

РТ с. 33.

Учебник с.72-73 № 22,25,26

VI. Итог урока.

- Я предлагаю вам найти сведения о курантах, выполнить рисунок и на следующем уроке поделиться знаниями с одноклассниками. Дома поупражняйтесь в определении времени по часам.

- А теперь подведем итог нашему уроку:

- Кому на уроке было интересно?

- Какие новые знания получили?

VII. дом. задание №24 с.72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике в 3-м классе "Единица времени - сутки"

Цели урока:Закрепить представление детей  новой единицей измерения времени – сутками;закрепить представление о временной последовательности событий;закрепить знания о ранее изуч...

конспект урока по математике в 4 классе "Единицы измерения времени"

конспект урока по математике в 4 классе "Единицы измерения времени"...

Конспект урока по математике на тему "Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам”.

Конспект урока по математике на тему  "Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам”.  2 класс...

Конспект и презентация урока по математике 4 класс на тему:Нахождение времени движения по известным скорости и растоянию

Конспект и презентация урока  по математике на тему:Нахождение времени движения по известным скорости и растоянию....

Урок по математике в 1 классе "Пространственные и временные представления"

Тема урока: «Пространственные и временные представления»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока:  уточнить и формировать пространственные представления учащихся (вверх - вниз...

Конспект урока по математике на тему «24- часовое исчисление времени суток» (4 класс)

Конспект урока содержит в себе подобробное описание всех этапов урока, в соответствии с ФГОС....

Конспект урока по математике 3 класс на тему : Меры времени. Календарь.

Конспект открытого урока по математике в 3ем классе. Учебник  Петерсон Л.Г....