Конспект урока по математике 3 класс на тему : Меры времени. Календарь.
план-конспект урока по математике (3 класс)

Славинская Мария Александровна

Конспект открытого урока по математике в 3ем классе. Учебник  Петерсон Л.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_matematiki_3_klass_saharova_m.a.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Предмет: математика

Класс: 3 - А

МБОУ «СОШ № 60»

 им. Героя Советского Союза, лётчика-космонавта СССР В.М Афанасьева»

Учитель: Славинская Мария Александровна

Учебник: Петерсон Л.Г., 3 класс, 2 часть, 18 урок

ТО, УМК «Школа 2100»

Тип урока: открытие нового знания.

Форма: урок-исследование.

Тема: «Меры времени.  Календарь».

Цели:

  1. Образовательные: формировать представление об измерении времени, ввести в речевую практику термины; формировать умение пользоваться календарем, уточнить понятие времени как величины.
  2. Деятельностная: найти способ  пользования  календарём, последовательность дней недели, количество суток в каждом месяце.

       Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Проектный продукт: Творческий продукт, плакат.

Тип проекта:

- по содержанию: межпредметный (математика, окружающий мир, астрономия, история);

- по организации: групповой (командный);

- по времени выполнения: мини-проект (1 урок);

- по характеру контактов: внутренний (региональный);

- по виду деятельности: практико-ориентированный .

Демонстрационный материал:

1) Карточка с математическим диктантом на этап актуализации:

2) Карточка с ответами на математический диктант:

                  3) Календарь:                                                                                                                                                                                                                      

        Фото календаря     

                     4) Эталон с понятием календаря:

Календарем

принято называть определенную систему промежутков времени с делением их на месяцы, недели, дни.

                         

                5) Эталон с понятием недели:

Неделя – период времени кратный дню, не менее нескольких дней, но меньше месяца.

                 6) Карточка с названием дней недели:

                       

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

                 7) Карточка с заданием для пробного действия:

                             

Определить день недели вашего дня рождения в этом году.

             8) Алгоритм для вычисления дня недели без использования календаря:

Определить день недели, число

                                 

Вычислить сколько полных дней и недель осталось

Используя последовательность дней недели определить день

9) шаги учебной деятельности[1]:

Раздаточный материал:

  1. Индивидуальные планшетки;

      2) Эталон для самопроверки для самостоятельной работы:

5 стр. 54(г)

г) 225 дней.

1.Определить первоначальный день недели, число.         (1 января – вторник)

2. Вычислить сколько полных                  (Осталось 225 дней, это 32 недели и 1 день)

 дней и недель осталось                      

3. Используя, последовательность                       (Через 32 недели, будет вторник, через 1

 дней недели определить день                      день – среда)

В январе - 31 день, в феврале - 28 дней, в марте - 31 день, в апрель- 30 дней, в мае - 31 день, в июне - 30 дней, в июле - 31 день,

осталось 13 дней, это 14 августа

31 ∙ 4 + 28 + 30 ∙ 2 = 212,     225 – 212= 13

Ответ: 14 августа; среда.

г)  6 августа;

Полных 7 месяцев и 5 дней (январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль).

1.Определить первоначальный день недели, число.                        (1 января – вторник)

2. Вычислить сколько полных                                    (Осталось 217 дней, это 31 неделя)

 дней и недель осталось  

3. Используя                                                                  (Через 31 неделю, будет вторник)

последовательность дней недели

определить день

Ответ: 7 полных месяца, 217 дней, вторник

6) таблица для этапа рефлексии:

Утверждения

Поставьте знак «+» или «?»

1.Я  знаю историю возникновения календаря

2. Я умею пользоваться календарем

3.Я знаю последовательность дней недели

4. Я умею самостоятельно определять день недели

5. Я умею работать в паре, группе.

Всего:

«+» - ____, «?» - ____

Отметка:

«5» - пять «+»

«4» - четыре «+»

«3» - три «-»

«5» , «4» (дети обводят отметку, на уроке ОНЗ только «положительные» отметки).

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I этап «Мотивация к учебной деятельности».

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне (надо, могу, хочу).

Цель:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность;

2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

3) установить тематические рамки урока: изучение нового числа.

1.

- Прозвенел звонок. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их.

- Садитесь. Какие два шага учебной деятельности мы должны пройти на уроке?

     

2.

Оно не ждёт и не стоит,

Оно всегда вперёд бежит,

Все берегут его. Друзья,

Его вернуть, увы, нельзя.  

-На доске загадка, прочитайте? Кто знает отгадку?

- А почему надо беречь время? (….)

- Почему нельзя вернуть время? (….)

- На уроке надо беречь время? (…)

- А с помощью, какого прибора вы измеряете время?

- Часы – это инструмент измерения времени.

- Чтобы попусту не тратить время на уроке, что нужно делать?

3. Чему учитесь вы на уроках математики?

- Сегодня вы будете продолжать этому учиться.

Урок будет посвящён ещё одному инструменту измерения времени.

- Я желаю вам успеха на уроке. Пожелайте успеха друг другу.

- Повернулись к гостям, наклоном головы поприветствовали гостей.

- Не знаю, сам найду способ…

- Помогут учиться самостоятельно…- Мы должны сделать два шага: понять, что мы не знаем, и самим открыть способ.

-Время.

- На уроке будем говорить о времени…

Учиться.

Учимся сами открывать новые знания

- Повернулись друг к другу и улыбнулись.

1.Регулятивные: смысловая саморегуляция.

2.Коммуникативные: взаимодействие с партнером.

3.Личностные: смыслообразование.

II этап «Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии».

Цель: готовность мышления учащихся и осознание потребности к построению нового способа действий.

Цель: 

1) актуализация понятия календаря, обобщение и уточнение знаний о календаре;

2) сформировать представление о календаре, недели;

3) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение;

4) мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;

5) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на уроке;

6) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия или обосновании хода решения и правильности полученного результата.

На столах у детей лежат календари.

  • Запишите в своей тетради: «Классная работа», «Число».
  • Какое сегодня число?
  • Кто может сказать какой день недели, какой месяц?
  • Молодцы! Начнем работу с математического диктанта.

На доске задание.(Учащиеся могут работать в рабочих тетрадях или на планшетках).

- Найдите значения выражений. Запишите ответы, которые у вас получились.

Записываются только ответы.

  • Давайте проверять? У кого есть несовпадения с вариантом на доске?

Проводиться детальная проверка каждого задания из математического диктанта .

- С чем связаны эти числа?

 1.

- В 2016 году 1 января на какой день недели выпадет?

- Чем можно воспользоваться, чтобы ответить на этот вопрос?

- На столах у вас лежат календари, рассмотрите их. Ответьте на вопрос. Что такое календарь?

Если учащиеся отвечают неправильно, учитель корректирует.

 На доску вывешивается правило.

- Молодцы! Само же слово календарь произошло от латинских слов "caleo" - провозглашать и "calendarium" - долговая книга. Первое напоминает о том, что в Древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе - что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам. 

(Из истории календаря)

2. Отработка навыка работы с календарём.

Учащиеся отвечают на вопросы, работая с календарём.

- Сколько месяцев в году?

 Каждый месяц в году имеет свой порядковый номер. Для обозначения номера месяца используют римские цифры.

- Что интересного вы заметили по количеству дней в каждом месяце?

- Как можно по кулачку определить долготу месяца?

 Есть ли идущие подряд месяцы, в которых 30 дней, 31 день? (№1-2 Уч. с.51)

- Какие месяцы начинаются на букву «М»,

 какие заканчиваются на букву «ь»? (№3Уч. с.51)

- Какого числа начинаются занятия в школе?

- На какие месяцы приходятся каникулы? (№5Уч. с.51)

- Количество дней в каждом месяце каждый год постоянно? (№4Уч. с.51)

- Сколько дней в феврале?

- Почему?

- Какой год называется високосным?

- Через сколько лет он повторяется?

- Кто может сказать, какой последний год был високосный?  Следующий год?

- Какие три последних високосных года было в 21 веке?

Если учащиеся затрудняются ответить, то учитель сам говорит.

- На что делятся месяцы?

3. Уточнение и расширение знаний о днях недели.

- Сколько в календаре неделя составляет дней?

- Существовали ли недели с другим числом дней?

- Какие дни недели вы знаете?

- А может неделя равняться по количеству дням месяца?

- А может быть неделя 1 день?

- Неделю на что можно поделить?

- Если можно разделить на количество дней, то можно сказать кратный дню?

Учитель вывешивает эталон .

- Назовите последовательно дни  недели ?

(На доску вывешивается)

- Какое сегодня число, какой день недели?

- Каким днём недели будет 18 декабря?

- Как узнали?

- Определите, каким днём недели будет 21 декабря? (Пн)

3) Задание для пробного действия.

  • Что вы повторили и узнали?

  • Какое задание я вам предложу?

  • Как докажите, что вы готовы его получить?

- На работу даю 1 минуту. На доске задание..

- Стоп! Время закончилось. Поднимите планшетки.

Учитель отбирает разные варианты, и выставляет на доску, так же на доску выставляются пустые планшетки.

- Что вы видите?

- Те, у кого получилось, учитель предлагает проверить по календарю данного года. У многих может получиться не правильный ответ.

- Те, у кого пустые планшетки или получился не правильный ответ, в чём у вас затруднение?

- Те, кто получил правильный ответ, как вы можете доказать, что выполнили правильно?

- Молодцы, а каким алгоритмом вы пользовались, когда выполняли задание?

- В чём у вас затруднение?

- Что будете дальше делать?

16

Среда, декабрь

7, 30, 12, 365, 24, 60

- С измерением времени: 7 дней; 30 дней в месяце; 12 месяцев в году и 365 дней в году; 24 часа в сутках; 60 минут в часе и секундах в минуте.

- На пятницу.

 

- Календарём.

-Календарем принято называть определенную систему промежутков времени с делением их на месяцы, недели, дни.

(включаю презентацию)

Презентация (история календаря)

- 12;

- Идёт чередование, то 30, 31.

таблица

(детки повторяют)

Это декабрь и январь, июль, август

- март, май;  

- Январь, Февраль, Апрель, Июнь, Июль, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь.

- 1 сентября; Ноябрь, Январь, Март, Июнь, Июль, Август.

- Да, кроме февраля.

- 28 или 29.

- 28 – не високосный год, 29 дней в високосном году.

- В котором 366 дней.

- Через четыре года.

- 2012 год.  2016 год.

- 2000 г., 2004 г., 2008 г.,2012 г.

- На недели, дни.

- В календаре неделя составляет 7 дн.

- Да.  Календарь племени Майя использовал 13- и 20-дневную неделю. В Литве до принятия христианства использовали 9-дневную неделю.

- Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

- Нет, тогда это будет не неделя, а месяц.

 - Нет.

- На количество дней.

- Да.

 - Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

- Например:18 декабря. Пятница.

(После среды следует четверг, потом пятница)

- Повторили, что такое календарь, неделя, повторили название дней в каждой недели.

 - Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем.

- Мы справились со всеми заданиями для повторения.

- Кто-то не выполнил задание, у других получились ответы.

- Мы не смогли выполнить.

(..)

- Такого алгоритма нет.

- Мы не можем предъявить алгоритм, которым пользовались при вычислении дня недели.

- Будем разбираться, в чём причина, возникшего затруднения.

1.Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

2.Познавательные: умение структурировать знания, анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

III этап «Выявление места и причины затруднения».

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

Цель: 

1) создать условия для выполнения учащимися пошагового анализа своих действий с опорой на знаковую фиксацию;

2) организовать выявление и фиксацию учащимися места и причины затруднения: нет эталона для определения без календаря дня недели

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание вы выполняли?
  • Чем это задание отличалось от предыдущих заданий?
  • Почему же возникло затруднение?

- Находили, какой день недели будет наш день рождения.

- До этого мы работали с календарём, а сейчас надо без календаря.

- Нет алгоритма для определения дня недели без календаря.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

IV этап «Построение проекта выхода из затруднения».

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Цель: 

1) сформулировать конкретную цель учебных действий;

2) согласовать тему урока;

3) организовать выбор учащимися способа и средств для построения нового знания;

4) планирование организовать учащимися своих дальнейших действий.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какова же цель дальнейшей деятельности?

 

- С чем вы сегодня работаете?

- Что определяете?

  • Тогда тема урока?
  • Давайте подумаем, что вам может помочь.  
  • Построим план выхода из затруднения.

Учащиеся предлагают свои версии, учитель корректирует работу.

- Найти способ, чтобы без календаря научиться находить, каким будет днём недели данный день.

- С календарём.

- День недели.

- Календарь. Неделя.

- Календарь, знание количество дней в каждом месяце, знания длины недели,  знание дней недели, последовательность дней недели.

1.Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование.

2.Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

V этап «Реализация построенного проекта».

Цель: построение и фиксация нового знания.

Цель: 

1) построить алгоритм нахождения дня недели без календаря;

2) применить новый способ действий для решения примера, вызвавшего затруднение;

3) зафиксировать новый способ действия в речи и знаково;

4) зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Я предлагаю вам поработать в группах. Вспомните правила работы в группах.

- По плану найдите день недели ваших дней рождений?

Учащиеся работают 5 минут. После этого каждая группа отвечает. Если затруднение в группах, то можно задать вопросы:

  • Определиться какое сегодня число, какой день недели.
  • Определите, сколько дней осталось до вашего дня? Что у вас получилось?

  • Что вам может помочь?

- Определите, сколько дней осталось до вашего дня рождения.

У кого что получилось?

- А как узнать, сколько осталось полных недель?

- Выполните деление. Что получилось?

  • Сколько полных недель до вашего дня рождения, что нужно сделать?
  • Разделите. Что получилось?
  • Через 8 недель, каким днём недели будет день?
  • Тогда ваш день рождения будет….

  • Какие шаги вы выполнили?

Учитель пошагово вывешивает эталон на доску.

  • Что позволяет сделанное «открытие»?

Создание групповых проектов по знакам зодиака

  • Какой наш следующий шаг?

- В каждой группе есть ответственный. Он распределяет обязанности в группах и отвечает за результат. Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны внимательно его выслушать.

- Например: Сегодня пятница, 16 января.

- Например: 58 дней.

- Знание количество дней в каждом месяце.

- Разделить на 7, так как в неделе 7 дней.

- Разделить на 7, количество наших дней, так как в недели 7 дней.

- Например: 8 недель и 2 дня.

- Пятница.

- В воскресенье.

- Определять любой день недели, не используя календарь.

- Тренироваться.

1.Коммуникативные: планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера…

2.Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

VI этап «Первичное закрепление во внешней речи».

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Цель: создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование изученного способа действия с проговариванием во внешней речи

Организация учебного процесса на этапе 6:

При выполнении  5 и  6 с учащимися договариваемся, что считать будем по невисокосному году (Например: 2016 год).

5 стр. 54 (а, в)

Учащиеся выполняют устно с места, комментируя по алгоритму каждый шаг.

Учитель добавляет, своим вопросом условие.

6(а) стр. 54

Учащиеся выполняют устно с места, комментируя по алгоритму каждый шаг.

Учитель добавляет, своим вопросом условие.

5 стр. 54 (б)

Выполняют в парах. После выполнения. Проверка.

Проверка организуется по образцу.

  • Кто допустил ошибки? В чем они?
  • Сделайте вывод.
  • Исправьте ошибки.
  • Кто не допустил ошибки, сделайте вывод:

- Нужно потренироваться в применении алгоритма.

 - Мы умеем решать примеры на нахождение дня недели, но нужно еще поработать самостоятельно.

Коммуникативные: управление поведением партнера…

VII этап «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону».

Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Цель: 

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий;

2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки;

3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Организация учебного процесса на этапе 7:

  • Какой следующий шаг вы должны сделать на уроке?

5 стр. 54 (г) и 6 стр. 54 (г)

  • Решите примеры самостоятельно.

Время выполнения 5минут. Проверка по эталону.

  • У кого есть ошибки в самостоятельной работе. Исправьте их.
  • Сделайте вывод.

  • Кто не допустил ошибки, сделайте вывод.

  • Что же необходимо сделать с алгоритмом?

- Выполнить самостоятельную работу.

- Нам нужно тренироваться в применении алгоритма или с вычислением ( если ошибки вычислительные)

- Мы умеем находить день недели без календаря)

- Выучить.

1.Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

2.Познавательные: поиск и выделение информации, моделирование, анализ, синтез.

VIII этап «Включение в систему знаний и повторение».

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Цель:

1) формировать способность работы по календарю

2) тренировать умение решения уравнений; нахождения значений в буквенных выражений; разложения числа в сумму разрядных слагаемых

3) тренировать вычислительные навыки.

Организация учебного процесса на этапе 8:

7 стр. 54

С 22 июня 1941 года по 21 июня 1945 года полных 4 года. Учитывая, что 1944 г. високосный, это 365 ∙ 3 + 366 = 1461 (д.)

Война закончилась 9 мая 1945 г., т.е. на (31 - 8) + 21 = 44 (д.) раньше. Значит, она длилась 1471 - 44 = 1417 (дней).

10 стр. 52(1 уравнение)

Задание готовит учащихся к изучению составных уравнений. К настоящему времени у детей в основном сформирован автоматизированный навык нахождения неизвестных компонент действий.

Один учащийся решает на доске с комментированием.

7 стр. 52 (а, б, в)

Выражение а + b можно прочитать: «а плюс b», «Сумма  чисел а и b», «к а прибавить b»

а) 17, б) 61, в) 209.

11 стр. 54

5321 = 5000 + 300 + 20 + 1

8020 = 8000 + 20

70 564 = 70 000 + 500 + 60 + 4

Регулятивные: прогнозирование.

IX этап «Рефлексия учебной деятельности».

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Цель: 

1) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

2) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке:

3) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

4) согласовать и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

- Поведем итог нашего урока

-  Что нового вы сегодня узнали?

  • Как вы это делали?
  • Получилось ли сегодня самим «открыть» новое знание? Докажите.
  • У кого возникли затруднения? Удалось ли их преодолеть? Как?
  • Над чем ещё надо поработать?
  • Кому всё удалось?
  • Оцените свою работу на листе самооценки.

- На следующем уроке вы продолжите работу с календарём, а дома я вам предлагаю ещё потренироваться.

- Поэтому дома решите подобную задачу самостоятельно.

- Домашнее задание:

 стр. 49-50, 53; алгоритм

  5 стр. 54 (д),  6 (д), стр. 54, 10(2 или 3), стр. 52;

    13 стр. 52, 17 стр.55.

- умение пользоваться календарем .

- Не знали способа  работы без календаря.

- Узнать способ быстрого вычисления, научиться работать по алгоритму.

- Да.

- Выполнили самостоятельную работу.

- Работали с моделью календаря, с помощью алгоритма научились выполнять вычисления.

- Да.

- Оценим  на листочках самооценки.

- Да.

1.Познавательные: умение структурировать знания, знаково-символические.

2.Коммуникативные: управление поведением партнера…

3.Регулятивные: оценка, волевая саморегуляция.

Желаю успеха в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Математика 3 класс. Часть 2./Л. Г. Петерсон . – М.: Ювента, 2014

2.  А.В.Алексеева, Т.В.Зайцева и др. Под ред. Л.Г. Петерсон. Сценарии уроков к учебнику «Математика, 3 класс».

 – М.: УМЦ «Школа 2000…»  3.Интернет.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "решение примеров с мерами времени"

Для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы - интернат 8 вида...

Конспект урока по математике "решение примеров с мерами времени"

Для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы - интернат 8 вида...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"

Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....

Конспект урока для 3 класса по теме " Дикие животные. Повторение времени Present Simple Tense. Безглагольные предложения в данном времени"

На данном уроке учащиеся учатся составлять безглагольные предложения, закрепляется время Present Simple Tense, активизируется лексика...

Презентация + конспект урока во 2 классе по теме "Час, минута. Определение времени по часам" (УМК "Школа России")

Презентация + конспект урока математики по теме "Час, минута. Определение времени по часам"...

Конспект урока по математике "Задачи на движение. Вычисление времени по формуле t = s:v"

Тип урока: открытие новых знаний и способов действийПедагогические задачи: создать условия для знакомства с зависимостью между величинами скорость, время, расстояние;способствовать формированию умений...