Практическое задание по курсу «Активные методы обучения»
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Сальникова Полина Васильевна

/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon salnikovapv1.doc82.5 КБ
Microsoft Office document icon salnikovapv_konspekt2_uroka.doc77.92 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ДПО «Инновационный образовательный центр

повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»

Образовательный портал «Мой университет»

www.moi-universitet.ru

Факультет технологий интерактивного обучения

www.moi-amour.ru 

Практическое задание по курсу «Активные методы обучения»

Организационная информация:

1

Ваша ФИО

Сальникова Полина Васильевна

2

Республика\край\область

Липецкая область

3

Город\поселение

село Докторово

4

Школа

МБОУ СОШ с. Большое Попово Докторовский филиал

5

Преподаваемый предмет

Математика

6

Ваш адрес электронной почты

polina.salnikova64@mail.ru

Часть А

Описание самостоятельно разработанного активного метода обучения.

1.

Предмет, на котором использован метод

Математика

2.

Класс, в котором использован метод

6 класс

3.

Этап образовательного мероприятия (урока)

Подведение итогов

4.

Название метода

Метод « Волшебная яблоня»

5.

Цели использования метода

Дать возможность ученикам оценить личностный  итог урока, выразить свое мнение

6.

Количество участников

Весь класс

7.

Технология проведения

Технология проведения: Каждый ученик получает стикеры в форме яблока трех цветов с надписями на одной из сторон( Зеленый – все получилось, работой удовлетворен.     Желтый – есть сомнения. Красный – твердо уверен в том, что ничего не понял, работа не принесла удовлетворения. .и пунктами где  должен выразить свое мнение. Пункты могут быть такие: я научился…, я могу научить других…, у меня получилось…, мне было трудно…, теперь я могу…. и  ли другими После заполнения каждый ученик прикрепляет стикер ( каждый ученик имеет право выбрать только один из трех ) и прикрепляет его  на  макете яблони

-Можно предложить продолжить только одну фразу или, при наличии времени, несколько.

8.

Продолжительность проведения

 2-4 мин.

9.

Предварительная подготовка (если требуется)

Приготовить макет яблони, стикеры трех цветов

10.

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

цветные стикеры  в форме яблока для ответов, фломастеры, ручки,  макет яблони, ватман для  вывешивания высказываний участников

11.

Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

Учитель просит выбрать стикеры любого  цвета и записать на нем свои впечатления от урока, закончив одну из фраз (фразы записаны на большом листе ватмана, вывешенном предварительно на доске; при наличии времени можно озвучить то, что написали ученики).

12.

Автор метода и источник, где описан метод (если Вы сами разработали метод, указывается Ваши ФИО)

Собственная разработка

Описание заимствованного для апробации активного метода обучения (или второго самостоятельного разработанного). 

1

Предмет, на котором использован метод

математика

2

Класс, в котором использован метод

5класс

3.

Этап образовательного мероприятия

Проработка содержания темы

4.

Название метода

Автобусная остановка

5.

Цели использования метода

Обсуждение темы в малой группе. Анализ ситуации. Подготовка мини-презентации на основе единого мнения 

6.

Количество участников

Весь класс(группа)

7.

Технология проведения

 : Все участники распределяются на пять групп. Для этого на входе в класс до начала урока они взяли понравившуюся им фигурку определенного цвета (всего пять видов фигур пяти цветов, группировку можно осуществлять и по форме и по цвету). Каждая группа собирается на своей остановке, отмеченной этим же цветом. После совместного обсуждения и опираясь на подготовленные дома «шпаргалки» и другие источники информации ученики заполняют один пункт на плакате.(2 мин.) Далее группы переходят на следующую остановку по часовой стрелке, читают пункты, заполненные до них, обсуждают и заполняют следующий пункт (исправлять записи сделанные другими группами нельзя). Каждая группа должна побывать на всех остановках

8.

Продолжительность

25-30 мин.

9.

Предварительная подготовка

Предварительная подготовка: На каждом листе ватмана подписывается название остановки («Третий не лишний», «Подружка-прямая», «Числители-близнецы», «Знаменатели-близнецы», «Без целого-никуда») и фиксируются основные пункты, которые группы должны заполнить во время работы (название способа сравнения, правило, пример применения, достоинства , недостатки способа).

10.

Необходимые материалы

Материалы: листы ватмана(плакат), маркеры, фломастеры, компьютер с выходом в интернет, математические энциклопедии, учебники.

11.

Примечание

 Педагог не должен навязывать свое мнение ни одной из групп, негативно оценивать отдельные высказывания учеников. Его задача помочь при необходимости распределить роли внутри группы, математически правильно сформулировать мысли, высказанные учащимися.

12.

Автор метода и источник, где описан метод

- заимствованный ,измененный

  «Копилочка активных методов обучения» (- www.moi-universitet.ru/amoв).

 /

Часть Б – выполнено в 6 классе на уроке математики.

Часть В.

Анализ и оценка педагог апробации АМО на уроке (образовательном мероприятии).

1

Использовали ли Вы ранее АМО в образовательном процессе?

Ранее я использовала АМО, но не так активно. После прохождения курса «Активные методы обучения» я сделала вывод, что эти методы повышают результативность работы    учащихся и   профессиональный  рост  учителя.  

2

Какие сложности возникли при подготовке и проведении АМО для данного Практического задания?

При проведении   АМО небольшое затруднение вызывало то, что необходимо было  держать в поле зрения все группы, контролируя правильность выполнения заданий и оказание помощи  

3

Какие положительные эффекты использования данных АМО Вы отметили?

Доброжелательная атмосфера в классе, общение учителя с учениками с позиции равноправных участников процесса обеспечивало успешную коммуникацию участников учебного процесса. Использование АМО помогает индивидуализировать обучение, способствует проявлению самостоятельности детей в овладении новыми знаниями  Данная технология позволяет начать работу по реализации ФГОС второго поколения в среднем и старшем звене. При этом осуществление работы по формировании УУД проходит на фоне положительного восприятия ребенком школы и процесса обучения. Умение детей сосредотачиваться, быстро и конкретно давать ответы.

4

Как отреагировали обучающиеся на применение данных АМО?

Ребята проявили большой интерес и желание поучаствовать в новых играх. Неожиданность. Восторг и радость.

5

Какие ощущения Вы испытали от использования данных методов?

После использования АМО я испытала радость и удовлетворение. потому что я решила свои поставленные задачи, увидела  в глазах детей заинтересованность поделиться имеющимися знаниями и приобрести новые. К тому же новая форма обучения в игре вызвала у детей интерес, положительный настрой и большой эмоциональный отклик, а это отразилось на результативности непосредственно организованной деятельности.   .

6

Будете ли Вы использовать АМО в дальнейшем в своей работе?

Более углубленно я познакомилась с АМО именно на сайте «Мой университет .   В подготовке, проведении и описании урока с применением АМО неоценимую помощь оказала «Копилочка активных методов» и бесплатные электронные курсы: «Активные методы обучения»,   Планирую поделиться опытом изучения и использования АМО  на школьном методическом объединении учителей математики, выступить с мастер-классом по данной теме .  В любом случае, я обязательно буду использовать АМО в дальнейшем в своей работе, так как АМО способствуют проявлению самостоятельности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков детей, стимулирует активность детей, развивает способность к управлению своей учебной деятельностью, поведением и развивает умения  работы в парах (группах )

Часть Г.

Анкета для учащихся, присутствовавших на уроке, на котором апробировались АМО.

Понравился ли вам игровой метод обучения?

ДА,очень.

Что именно понравилось?

Было интересно работать в группах, доброжелательная обстановка на уроке, отсутствие конфликтов , все старались помочь друг другу ,скучать на уроке было некогда

Что вам не понравилось?

Очень быстро пробежало время на уроке

Хотели бы Вы учиться с использованием игровых методов обучения?

Мы очень хотим на уроках играть в интересные игры! Очень увлекательно и интересно вместе с друзьями добывать новые знания.



Предварительный просмотр:

Конспект урока с применением активных методов обучения




Организационная информация


Автор


Сальникова Полина Васильевна


Образовательное учреждение

 МБОУ СОШ с.Большое Попово, Докторовский филиал


Предмет


математика


Класс, профиль класса


6класс, общеобразовательный, 16 человек


Методическая информация


Тема урока 


Деление  обыкновенных дробей


Автор учебника, по которому ведётся обучение 


Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд


Классификация урока


Урок изучения новых знаний .


Краткая характеристика класса


Класс средний по уровню подготовки


Цели урока 

Дидактическая цель: сформировать представление о делении обыкновенных дробей, выработать первичное умение выполнять деление чисел, записанных в виде дробей.

Воспитательная цель: воспитывать культуру математических записей, воспитывать активность, аккуратность, прививать умение выслушивать других, не бояться решать примеры на деление.


;



Задачи урока

Способствовать развитию коммуникативных навыков через работу в малых группах, парах;

Формировать умение правильно и математически грамотно выражать свои мысли, вести диалог, дискуссию;


Развивать аналитические способности учащихся.


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока 

Правило  деления  дробей .Применять правило деления  дробей при решении примеров и задач

Отрабатывать навык применения основного свойства дроби при сокращении дробей
Развивать правильную математическую речь


Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия). 

Самостоятельное формулирование познавательной цели;

Структурирование знаний;

Контроль и оценка процесса и результата учебных действий;

Построение логической цепочки рассуждений;

Умение слушать и вступать в диалог;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Умение планировать пути решения проблемы.

Необходимое оборудование и материалы

Интерактивная доска; бумажные ромашки, фломастеры,макет яблони ,стикеры желтого,красного,зеленого цветов в форме яблока


Подробный конспект урока


Этап урока


Время, продолжительность этапа


Подробное описание АМО 


Описание действий участников образовательного процесса


 УУД

(универсальные учебные действия)


Инициация , вхождение в тему


5минут


«Ромашка познания»

Цель: актуализация имеющихся у детей знаний по теме

Участники: все обучающиеся

Необходимые материалы: ромашки и фломастеры


Проведение: Учащиеся делятся на группы по четыре человека. Каждая группа на своей ромашке своим фломастером записывает все известные понятия по теме( какие числа называются  взаимно обратными, запишите смешанные числа в виде неправильных дробей,запишите неправильные дроби в виде смешанного числа дробей , помогите  добавить слова.Обыкновенные ……(дроби)

Правильные……(дроби)

Числитель…….(дроби)

Неправильные…….(дроби)

Знаменатель……..(дроби)

Смешанные………(числа)

Сложение………(дробей)

Вычитание………(дробей)

Умножение……….(дробей)

…. (Деление)…. (дробей)

По  сигналу учителя группы меняются местами и дописывают то, чего нет на ромашке другой группы. Ничего исправлять нельзя, записи делать только своим цветом. Так происходит до тех пор, пока группа не вернется на своё место. Анализируют все записи и одна из групп представляет свою ромашку на интерактивной доске (учитель заранее готовит таблички с возможными записями). Лепестков у ромашки должно быть больше, чем дети смогут предложить терминов, т.к. не вся тема к этому времени изучена.

В результате у детей будет сформировано представление о том, что они должны к этому моменту знать.


Личностные:

- самоопределение.

Коммуникативные:

- планирование ученического сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

- соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

- умение устанавливать аналогии.

 

 


Погружение в тему


4 минуты


«Пресс-конференция»

Цель:

Уточнение понятий, контроль усвоения терминов, умений применять их в практических задачах, проверка домашнего задания.

Необходимые принадлежности:

стол для « научных деятелей»


Одна из групп – «научные деятели», остальные – «журналисты», которые задают вопросы. Учитель отмечает ответы, направляет деятельность учащихся. Задает в конце свой вопрос, который на данном этапе является проблемным для учеников, так как их знаний для ответа на вопрос еще недостаточно.

Возможные вопросы:


1.  Назовите дробь, обратную данной      
;   ;   ;  

2. Выполните умножение      ;      ;     ;     

3. Представьте неправильной дробью   1;   3;  6;  2

4. Представьте неправильной дробью   1;   3;  6;  2

5.

 Выделите целую часть    ;  ;   ;  

 

 


Личностные:

-самоопределение-мотивация учения.

Познавательные:

-умение ориентироваться в своей системе знаний;

-умение структурировать знания, логическое выдвижение.

Коммуникативные:

-умение слушать и понимать речь других;

-умение устанавливать аналогии;

-умение классифицировать и систематизировать.

Регулятивные:

- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров:

-целеполагание и планирование своей деятельности;

-контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.


Формирование ожиданий учеников


1 минута


Цель: формулирование образовательной задачи урока учителем


Принятие задачи предстоящей работы.



Интерактивная лекция



16 минут


Эвристическая беседа.

План.

  1. Введение правила деления обыкновенных дробей
  2. Алгоритм деления  дробей, смешанных чисел.




Работа в группах.


Представление результатов. Одна группа докладчик, вторая – оппонент.


Учитель объясняет новый материал в форме вопросы-ответы.  

Найдите отличие в картинках

         

Учитель организует  беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний о делении дробей.

Слайд  

Формулирует правило деления обыкновенных дробей и рассматривает пример.

 

 слайд

Учитель обеспечивает устное комментирование при выполнении следующих примеров.

  Примеры

   


Примеры на слайде
Сделайте вывод.: увеличится или уменьшится число, если его разделить на дробь:

а) меньше единицы;

б) больше единицы

При делении   числа на правильную дробь получается частное больше делимого.

 При делении числа на неправильную дробь, большую единицы, получается частное меньше делимого



Релаксация


1 минута


«Любимый образ»

Цель: снять напряжение


Закрывают глаза, представляют себя в спокойной обстановке, когда им легко и свободно. В классе играет тихая спокойная музыка



Проработка содержания темы


14 минут


  1. Решение опорных задач по теме.


1.
Решаем упражнения

По учебнику, стр. 98. №596 (а, е, и) – все.

      1 группа -  б), ж)

      2 группа -  в), з)

      3 группа -  г), д)

Учитель устанавливает осознанность восприятия.

Наводящими вопросами корректирует выполнение заданий.

Обеспечивает положительную реакцию детей на ответы одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Слайд  

Проверяем ответы


2.Самостоятельная работа

 Игра «Детективные агентства»

 

Выполняют задания по группам.

Агентство №1

 Форма лица:    :

  а)   овальное;   б)   круглое; в)   вытянутое;  г)  квадратное.

  Цвет глаз:    :

  а)   зеленые;   б)   карие; в)1   голубые;  г)  серые.

Агентство №2

Волосы:    :

  а)   кудрявые;   б)   прямые; в)   лысый;  г)  длинные.

Форма носа:    :

  а)   курносый;   б)   прямой длинный; в)   картошкой;

  г)  с горбинкой.

Агентство №3

Губы:    :

  а)   бантиком;   б)   пухлые; в)   узкие;  г)  злые.

Особые приметы:    :

  а) 1  чёрные усики;   б)   родинка на носу; в)   пышные усы;

  г)  бородавка на щеке.

Учитель контролирует выполнение работы. Осуществляя индивидуальный контроль; выборочный контроль. Организует взаимопроверку, коллективную проверку выполнения упражнения. Слайд_



Познавательные: 

-умение структурировать знания,

- умение осознанно и произвольно строить высказывания.

 Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, коррекция, оценка действий.

Регулятивные: 

- контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона 

       Регулятивные:

- умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров.

Познавательные:

-умение классифицировать и систематизировать; уметь действовать по алгоритму.

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме; слушать и понимать речь других.


Домашнее задание


1 минута


Инструктаж по домашнему заданию: выучить теорию, №  633, 629.




Подведение итогов 


2 минуты


«Волшебная яблоня»

Цель: оценить собственный вклад в работу группы, взаимодействие в группе, эффективность учебной деятельности на уроке; оценить соответствие результатов с намеченными в начале урока целями.


Необходимые принадлежности:

Цветные стикеры в форме яблока(желтый,красный зеленый) макет  яблони.



Группы подводят итоги работы на уроке, каждый ученик соотносит результат своей работы и наклеивает стикер на макет  яблони. Учитель по макетам может оценить эффективность проведенного урока.(по цвету яблони)

Зеленый – все получилось, работой удовлетворен.

Желтый – есть сомнения.

Красный – твердо уверен в том, что ничего не понял, работа не принесла удовлетворения.



Дополнительная информация 


Результативность урока, его методическая ценность (возможность использования урока или мероприятия другими учителями)


Урок может быть проведен в любом классе, в котором дети имеют представление о правилах работы в группе


полученные результаты урока 


Урок прошел эффективно, дети оценили работу свою и группы на высоком уровне – 14, на среднем уровне – 2. Материал был усвоен. темп урока был очень высокий, в течение всего урока дети напряженно работали. Такие урока и способствуют повышению познавательного интереса, создают ситуацию успеха, формируют коммуникативные навыки.

Указание приложений к уроку/занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

Для урока была приготовлена презентация PowerPoint, которая открывалась через интерактивную  доску, для того чтобы можно было редактировать записи.

Бесплатные электронные курсы: «Активные методы обучения»,

«Копилочка активных методов обучения», http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/


Обоснование целесообразности использования АМО   для выполнения целей и задач урока/занятия/мероприятия (Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования АМО  )  


Проведение обучения на основе технологии АМО приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой учащихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кейс-метод - активный метод обучения"

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования  в школы России происходит внедрение  новых методов обучения. Один из них - кейс- метод, метод активного, эвристичес...

: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

"Развитие познавательной активности в начальной школе Активными методами обучения в условиях реализации ФГОС"

В 2016 году я прошла курс обучения на образовательном портале "Мой университет". Тема: "Технологии АМО в начальной школе в условиях реализации ФГОС". Чтобы поделиться со своими коллегами опытом работы...

Активные методы обучения ( электронный курс)

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:·    формирование положительной учебной мотивации;·    повышение познавательной активности уч...

Практическое применение активных методов обучения на уроках информатики

Описание некоторых активных методов обучения на уроках информатики...