Главные вкладки

    Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме: «Умножение на однозначное число».
    методическая разработка по математике (3 класс) на тему

    Склярова Наталья Александровна

     

    Этот урок первый по счёту при изучении данной темы,

    по типу – урок изучения нового материала.

    Методы, используемые на уроке:

    частично – поисковый,

    наглядно – иллюстративный,

    проблемный.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме: «Умножение на однозначное число».

    Этот урок первый по счёту при изучении данной темы,

    по типу – урок изучения нового материала.

    Методы, используемые на уроке:

    частично – поисковый,

    наглядно – иллюстративный,

    проблемный.

    Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Роль учителя на данном уроке – быть соучастником происходящего, подводить детей к новому материалу, опираясь на их опыт, координировать и направлять работу в нужное русло.

    Цель:

    построение модели нового способа умножения на однозначное число;

    повторить и обобщить правила умножения, распространив их на более широкую область;

    закреплять знания и умения в области нумерации многозначных чисел;

    отрабатывать навыки устных вычислений;

    умение составлять задачи и решать их;

    развивать мышление, грамотную математическую речь, интерес к урокам математики;

    воспитание товарищества, взаимопомощи;

    УУД:

    Личностные:

    внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца “хорошего ученика”;

    способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; установка на здоровый образ жизни;

    устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

    Регулятивные:

    принимать и сохранять учебную задачу;

    учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

    оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

    различать способ и результат действия;

    вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи;

    Познавательные:

    использовать знаково-символические средства и схемы для решения задач;

    строить сообщения в устной и письменной форме;

    ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

    осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    устанавливать аналогии;

    владеть рядом общих приёмов решения задач;

    контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

    ставить, формулировать и решать проблемы;

    Коммуникативные:

    адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    формулировать собственное мнение и позицию;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

    задавать вопросы;

    контролировать действия партнёра;

    использовать речь для регуляции своего действия;

    Оборудование:

    Слайдовая презентация урока (Приложение 1);

    Тренажер по математике (Приложение 2)

    “Сигнальные флажки” для устного счета;

    Карточки с заданиями;

    Карточки – помощники;

    Алгоритм – раздаточные материалы;

    “Смайлы” для самооценки;

    Учебник, тетрадь.

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    1 этап: Самоопределение к деятельности (орг. момент)

    Учитель: “Начнем урок непременно с улыбки. Пожалуйста, подарите улыбки мне, соседу по парте, гостям ”

    Прозвенел и смолк звонок.

    Начинается урок.

    Мы за парты тихо сели.

    На меня все посмотрели.

    Ну, проверь-ка ты, дружок,1 слайд
    Что, готов начать урок?
    Все ль на месте, все ль в порядке?
    Книжка, ручка и тетрадка?

    2 слайд
    Вы умные, вы дружные,
    Внимательные, старательные,
    Вы отлично учитесь!
    Всё у вас получится!

    Улыбаются, настраиваются на урок.

    2 этап: Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

    Ребята, как вы понимаете слово успех? 3 слайд

    Известная поэтесса Марина Цветаева сказала так: «Успех – это успеть».

    Чтобы достичь успеха на уроке, мы должны с вами многое успеть сделать и испытать ситуацию успеха.

    Карточка-успеха покажет нам в конце урока, кто из вас добился успеха. Слайд 4,5,6

    1) Учитель: Ну что, начнём?

    (Дети: Да!) слайд 7

    Тогда вперёд! Впереди устный счёт!
    Ну-ка, в сторону карандаши.
    Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
    Устный счёт! Мы творим это дело
    Только силой ума и души.

    -Какое сегодня число? (11).

    -Что вы можете рассказать про число 11?

    (Оно двузначное, нечётное, в нём 1дес.1ед., его можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 10+1.)

    -Запишем число, классная работа в тетрадях

    Слайд 8

    Игра «День и Ночь». 

       Учитель произносит «ночь», и дети кладут головы на парту – «засыпают». В это время учитель диктует цепочку примеров. Дети решают их в уме. Когда учитель говорит «день», дети хором выкрикивают получившийся результат.

    85 – 5=(80) : 2=(40) – 20=(20) + 10=(30) *2=(60): 10= 6

     

    2) Арифметический диктант: слайд 9

    - На  сколько 37 больше, чем 9? (28)

    - Увеличь 9 в 2 раза. (18)

    - Уменьши 64 в 8 раз. (8)

    - Из 8 сотен вычти 6 десятков.  (740)

    - Во сколько раз 100 больше, чем 10? (10)

    - Найди произведение 5 и 100.  (500)

    - Найди частное 12 и 6.  (2)

     (взаимопроверка в парах по эталону - слайд)

    Кто не допустил ошибок подняться, кто одну,  а кто больше.

    Работа с картой успеха  закрасить в 1 строке

    3)Создание затруднения в деятельности. Слайд 10

    Учащимся предлагаются карточки с примерами:

    7 х 7 =  __                  4 х 8 =  ___

    8 х 2 = ___                 16 х 4 = ____

    78                                123

      5                                    4

    Проверить решение

    Ребята должны в карте успеха фиксировать свои результаты на каждом этапе : цветовая гамма

    Зелёный – знаю, выполняю без ошибок

    Желтый – знаю, но иногда сомневаюсь и  допускаю ошибки

    Красный – не знаю, мне трудно и много ошибок

    1) Подготавливаются к устному счету.

    2) Тренируют соответствующие мыслительные операции;

    3) Осуществляют взаимопроверку в парах;

    4) Фиксируют затруднения в деятельности;

    3 этап: Постановка учебной задачи

    Учитель: С каким затруднением вы встретились?

    Что мы уже умеем делать?

    Работа с картой успеха 2 строка

     А что еще не умеем?

    Как вы, думаете, над какой темой будем работать сегодня? Слайд 11

    Чему нам нужно научиться?

    Как и где мы можем применить полученные знания?

    Слайд 12

    Посмотрите на слайд  и поставьте задачи на сегодняшний урок?

    Я научусь.....

    Я узнаю........

    (слайд)

    Формулируют тему урока и уточняют задачи урока, в сотрудничестве с учителем.

    4 этап: Построение проекта выхода из затруднения, открытие нового знания

    Учитель: Выполним,  как умножали  числа 16 х 4

     (10+6)х 4 = 40 + 24 = 64

    - Есть ли разница в умножении двузначных и трехзначных чисел на однозначное число?

    - В чем разница? (умножаем на сотни)

    Слайд 13

    Некоторые числа легко умножить устно:

    (на слайде)

    12 х 4        13 х 3     60 х 8      120 х 4         243 х 4

    Если устно умножить трудно, можно записать вычисления в столбик.

    Раздать алгоритм вычисления в столбик.

    Слайд 14

    1 ученик пробует объяснить алгоритм умножения в столбик у доски.

    243

        4

    В сотрудничестве с учителем раскрывают алгоритм умножения многозначного числа на однозначное число в столбик; дети читают самостоятельно и один ученик пробует себя в роли учителя у доски

    Алгоритм:

    Записываю умножение в столбик.

    Умножаю единицы.

    Единицы ответа пишу под единицами.

    Десятки запоминаю.

    Умножаю десятки.

    К числу десятков прибавляю десятки из памяти.

    Записываю десятки под десятками, сотни под сотнями.

    Умножаю сотни.

    К числу сотен прибавляю сотни из памяти.

    Умножаю тысячи и т.д.

    Читаю ответ.

    5 этап: Первичное закрепление во внешней речи

    Учитель: Как умножить многозначное число

    на однозначное в столбик? Каких правил нужно придерживаться? Почему нужно быть внимательным? (Слайд 15

    Задание в учебнике с.69 № 5

    Коммуникативное взаимодействие с проговариванием установки алгоритма во внешней речи.

    (У каждого карточка с алгоритмом)

    6 этап: Самостоятельная работа учащихся с взаимопроверкой по эталону

    Учитель:  слайд 16

    На доске примеры, которые вы вычисляете самостоятельно по группам

    Ответ найти в классе на карточке

    62 х 4 =         65 х 5 =              39 х 7 =        24 х 6=

    25 х 9 =         36 х 4 =             54 х 8 =         44 х 3=

    42 х 7 =       72 х 8 =                 83 х 5 =        92 х 7=

    Работа с картой успеха  3 строка

    1)Решают типовые задания на новый способ действия;

    2) Выполняют взаимопроверку по эталону;

    7этап. Работа с задачей слайд 17

    Только ли в примерах мы можем применить умение умножать в столбик.

    Хоть ты смейся, хоть ты плачь,

    Не люблю решать задач.

    Потому что нет удачи

    На проклятые задачи.

    Может быть, учебник скверный,

    Может быть, таланта нет,

    Не могу открыть секрет:

    Как задаче дать ответ…

    Итак, в какую область математики мы отправляемся? (В область задач.)

    - Конечно, вы поняли, что это шуточное стихотворение, но все же, какая проблема у героя этих строк? (…)

     - А вы любите решать задачи? Почему? (…)

    С. 4 № 4

    Работа с картой успеха 4 строка

    8 этап: Рефлексия деятельности (Итог урока)

    Учитель:

    (слайд 18

    - Какую учебную задачу вы решали?

    - Удалось ли её решить?

    - Как же умножать такие числа?

    - В чём возникли затруднения, и удалось ли их преодолеть?

    Оцените свои умения знаком + напротив одной из фраз

    - Да, я научился  решать примеры  на умножение в столбик.

        - Не хватает уверенности в решении примеров на умножение в столбик

        - Пока я затрудняюсь в решении примеров на умножение в столбик

    В 5 строке закрасить

    Поднимите руки те, кто выбрал первую фразу. – зелёный цвет

    - Вторую- желтый

    -Третью- красный

    В 6 строке закрасьте какого цвета у вас больше

    Самооценка с помощью карты успеха  слайд 19

    Если у вас преобладает зелёный цвет – на верхнюю ступеньку

    Если желтый цвет – средняя ступенька

    Красный цвет- нижняя ступенька

    Показать  цветной смайлик

    Домашнее задание: слайд 20

    Тетрадь Верхняя ступенька  стр. с. 40 № 1, № 3

    Средняя и нижняя – с. 40 № 2

    Слайд 21

    Самооценка деятельности на уроке;

    Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме: «Умножение на однозначное число».

    Описание методической разработки.Название – методическая разработка урока математики в 3 классе по теме: «Умножение на однозначное число».Этот урок первый по счёту при изучении данной темы, по т...

    Конспект и презентация урока математики в 3 классе по теме "Умножение на двузначное число"

    Конспект и презентация урока открытия новых знаний по математике  разработан к учебнику И. И. Аргинской (развивающая система Л. В. Занкова). 3 класс. Тема "Умножение на двузначное число"...

    Методическая разработка урока математики в 4 классе по теме "Деление на двузначное число. Закрепление"

    Данная разработка урока позволит закрепить письменные приемы деления   на двузначное число....

    Урок математики в 4 классе по теме "Умножение на однозначное число. Закрепление»

    Представлена технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Умножение на однозначное число. Закрепление". На уроке используется система опроса "Респонс", индивидуальные ноутбуки и инт...

    Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме: «Умножение суммы на число».Перспектива

    Данная работа представляет собой методическую разработку  урока математики по теме «Умножение суммы на число». Урок направлен на решение следующих задач:  умений применять способы умножения ...