Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме: «Умножение на однозначное число».
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Склярова Наталья Александровна

 

Этот урок первый по счёту при изучении данной темы,

по типу – урок изучения нового материала.

Методы, используемые на уроке:

частично – поисковый,

наглядно – иллюстративный,

проблемный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме: «Умножение на однозначное число».

Этот урок первый по счёту при изучении данной темы,

по типу – урок изучения нового материала.

Методы, используемые на уроке:

частично – поисковый,

наглядно – иллюстративный,

проблемный.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Роль учителя на данном уроке – быть соучастником происходящего, подводить детей к новому материалу, опираясь на их опыт, координировать и направлять работу в нужное русло.

Цель:

построение модели нового способа умножения на однозначное число;

повторить и обобщить правила умножения, распространив их на более широкую область;

закреплять знания и умения в области нумерации многозначных чисел;

отрабатывать навыки устных вычислений;

умение составлять задачи и решать их;

развивать мышление, грамотную математическую речь, интерес к урокам математики;

воспитание товарищества, взаимопомощи;

УУД:

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца “хорошего ученика”;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; установка на здоровый образ жизни;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи;

Познавательные:

использовать знаково-символические средства и схемы для решения задач;

строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приёмов решения задач;

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

ставить, формулировать и решать проблемы;

Коммуникативные:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнёра;

использовать речь для регуляции своего действия;

Оборудование:

Слайдовая презентация урока (Приложение 1);

Тренажер по математике (Приложение 2)

“Сигнальные флажки” для устного счета;

Карточки с заданиями;

Карточки – помощники;

Алгоритм – раздаточные материалы;

“Смайлы” для самооценки;

Учебник, тетрадь.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап: Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Учитель: “Начнем урок непременно с улыбки. Пожалуйста, подарите улыбки мне, соседу по парте, гостям ”

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели.

На меня все посмотрели.

Ну, проверь-ка ты, дружок,1 слайд
Что, готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?

2 слайд
Вы умные, вы дружные,
Внимательные, старательные,
Вы отлично учитесь!
Всё у вас получится!

Улыбаются, настраиваются на урок.

2 этап: Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Ребята, как вы понимаете слово успех? 3 слайд

Известная поэтесса Марина Цветаева сказала так: «Успех – это успеть».

Чтобы достичь успеха на уроке, мы должны с вами многое успеть сделать и испытать ситуацию успеха.

Карточка-успеха покажет нам в конце урока, кто из вас добился успеха. Слайд 4,5,6

1) Учитель: Ну что, начнём?

(Дети: Да!) слайд 7

Тогда вперёд! Впереди устный счёт!
Ну-ка, в сторону карандаши.
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души.

-Какое сегодня число? (11).

-Что вы можете рассказать про число 11?

(Оно двузначное, нечётное, в нём 1дес.1ед., его можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 10+1.)

-Запишем число, классная работа в тетрадях

Слайд 8

Игра «День и Ночь». 

   Учитель произносит «ночь», и дети кладут головы на парту – «засыпают». В это время учитель диктует цепочку примеров. Дети решают их в уме. Когда учитель говорит «день», дети хором выкрикивают получившийся результат.

85 – 5=(80) : 2=(40) – 20=(20) + 10=(30) *2=(60): 10= 6

 

2) Арифметический диктант: слайд 9

- На  сколько 37 больше, чем 9? (28)

- Увеличь 9 в 2 раза. (18)

- Уменьши 64 в 8 раз. (8)

- Из 8 сотен вычти 6 десятков.  (740)

- Во сколько раз 100 больше, чем 10? (10)

- Найди произведение 5 и 100.  (500)

- Найди частное 12 и 6.  (2)

 (взаимопроверка в парах по эталону - слайд)

Кто не допустил ошибок подняться, кто одну,  а кто больше.

Работа с картой успеха  закрасить в 1 строке

3)Создание затруднения в деятельности. Слайд 10

Учащимся предлагаются карточки с примерами:

7 х 7 =  __                  4 х 8 =  ___

8 х 2 = ___                 16 х 4 = ____

78                                123

  5                                    4

Проверить решение

Ребята должны в карте успеха фиксировать свои результаты на каждом этапе : цветовая гамма

Зелёный – знаю, выполняю без ошибок

Желтый – знаю, но иногда сомневаюсь и  допускаю ошибки

Красный – не знаю, мне трудно и много ошибок

1) Подготавливаются к устному счету.

2) Тренируют соответствующие мыслительные операции;

3) Осуществляют взаимопроверку в парах;

4) Фиксируют затруднения в деятельности;

3 этап: Постановка учебной задачи

Учитель: С каким затруднением вы встретились?

Что мы уже умеем делать?

Работа с картой успеха 2 строка

 А что еще не умеем?

Как вы, думаете, над какой темой будем работать сегодня? Слайд 11

Чему нам нужно научиться?

Как и где мы можем применить полученные знания?

Слайд 12

Посмотрите на слайд  и поставьте задачи на сегодняшний урок?

Я научусь.....

Я узнаю........

(слайд)

Формулируют тему урока и уточняют задачи урока, в сотрудничестве с учителем.

4 этап: Построение проекта выхода из затруднения, открытие нового знания

Учитель: Выполним,  как умножали  числа 16 х 4

 (10+6)х 4 = 40 + 24 = 64

- Есть ли разница в умножении двузначных и трехзначных чисел на однозначное число?

- В чем разница? (умножаем на сотни)

Слайд 13

Некоторые числа легко умножить устно:

(на слайде)

12 х 4        13 х 3     60 х 8      120 х 4         243 х 4

Если устно умножить трудно, можно записать вычисления в столбик.

Раздать алгоритм вычисления в столбик.

Слайд 14

1 ученик пробует объяснить алгоритм умножения в столбик у доски.

243

    4

В сотрудничестве с учителем раскрывают алгоритм умножения многозначного числа на однозначное число в столбик; дети читают самостоятельно и один ученик пробует себя в роли учителя у доски

Алгоритм:

Записываю умножение в столбик.

Умножаю единицы.

Единицы ответа пишу под единицами.

Десятки запоминаю.

Умножаю десятки.

К числу десятков прибавляю десятки из памяти.

Записываю десятки под десятками, сотни под сотнями.

Умножаю сотни.

К числу сотен прибавляю сотни из памяти.

Умножаю тысячи и т.д.

Читаю ответ.

5 этап: Первичное закрепление во внешней речи

Учитель: Как умножить многозначное число

на однозначное в столбик? Каких правил нужно придерживаться? Почему нужно быть внимательным? (Слайд 15

Задание в учебнике с.69 № 5

Коммуникативное взаимодействие с проговариванием установки алгоритма во внешней речи.

(У каждого карточка с алгоритмом)

6 этап: Самостоятельная работа учащихся с взаимопроверкой по эталону

Учитель:  слайд 16

На доске примеры, которые вы вычисляете самостоятельно по группам

Ответ найти в классе на карточке

62 х 4 =         65 х 5 =              39 х 7 =        24 х 6=

25 х 9 =         36 х 4 =             54 х 8 =         44 х 3=

42 х 7 =       72 х 8 =                 83 х 5 =        92 х 7=

Работа с картой успеха  3 строка

1)Решают типовые задания на новый способ действия;

2) Выполняют взаимопроверку по эталону;

7этап. Работа с задачей слайд 17

Только ли в примерах мы можем применить умение умножать в столбик.

Хоть ты смейся, хоть ты плачь,

Не люблю решать задач.

Потому что нет удачи

На проклятые задачи.

Может быть, учебник скверный,

Может быть, таланта нет,

Не могу открыть секрет:

Как задаче дать ответ…

Итак, в какую область математики мы отправляемся? (В область задач.)

- Конечно, вы поняли, что это шуточное стихотворение, но все же, какая проблема у героя этих строк? (…)

 - А вы любите решать задачи? Почему? (…)

С. 4 № 4

Работа с картой успеха 4 строка

8 этап: Рефлексия деятельности (Итог урока)

Учитель:

(слайд 18

- Какую учебную задачу вы решали?

- Удалось ли её решить?

- Как же умножать такие числа?

- В чём возникли затруднения, и удалось ли их преодолеть?

Оцените свои умения знаком + напротив одной из фраз

- Да, я научился  решать примеры  на умножение в столбик.

    - Не хватает уверенности в решении примеров на умножение в столбик

    - Пока я затрудняюсь в решении примеров на умножение в столбик

В 5 строке закрасить

Поднимите руки те, кто выбрал первую фразу. – зелёный цвет

- Вторую- желтый

-Третью- красный

В 6 строке закрасьте какого цвета у вас больше

Самооценка с помощью карты успеха  слайд 19

Если у вас преобладает зелёный цвет – на верхнюю ступеньку

Если желтый цвет – средняя ступенька

Красный цвет- нижняя ступенька

Показать  цветной смайлик

Домашнее задание: слайд 20

Тетрадь Верхняя ступенька  стр. с. 40 № 1, № 3

Средняя и нижняя – с. 40 № 2

Слайд 21

Самооценка деятельности на уроке;

Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме: «Умножение на однозначное число».

Описание методической разработки.Название – методическая разработка урока математики в 3 классе по теме: «Умножение на однозначное число».Этот урок первый по счёту при изучении данной темы, по т...

Урок математики в 4 классе по теме "Умножение на однозначное число. Закрепление»

Представлена технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Умножение на однозначное число. Закрепление". На уроке используется система опроса "Респонс", индивидуальные ноутбуки и инт...

Презентация к уроку математики в 3 классе на тему "Умножение на однозначное число".

Цель:построение модели нового способа умножения на однозначное число;повторить и обобщить правила умножения, распространив их на более широкую область;закреплять знания и умения в области нумера...

Конспект урока по математике в 3 классе на тему: "Умножение на однозначное число"

Данная разработка предназначена для проведения урока математики в 3 классе на тему "Умножение на однозначное число".  Включает в себя: конспект, презентацию, а также приложение, в котором размеще...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока математики 4 класс на тему «Связи между величинами: скоростью, временем и расстоянием»

Методическая разработка урока математики на тему  «Связи между величинами: скоростью, временем и расстоянием»...

Конспект урока математики 3 класс, «Прием письменного умножения на однозначное число», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТема: «Прием письменного умножения на однозначное число»Цели деятельности учителя: формирование умения работать с трехзначными числами последствием приемов письмен...