Технологическая карта открытого интегрированного урока математики и технологии в 4 классе
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Учебный предмет: математика + технология

Тема: Математика: Основание, вершина, грани и рёбра пирамиды.

           Технология: Технологическая карта для упаковки. Коллективная работа. Защита проекта

Тип урока: интегрированный  урок с применением  проектной технологии.

Образовательные технологии:  технология проблемного изучения + технология здоровьесбережения  (работа в группах создаёт «антистрессовую»  ситуацию, что формирует здоровую психику ребёнка) + технология самооценивания.

Форма учебной работы: проектная, групповая, интегрированная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок математики и  технологии.

4 класс.

ТЕМА: Математика: Основание, вершина, грани и рёбра пирамиды. (второй урок из двух, отведённых на изучение темы)

              Технология: Технологическая карта для упаковки. Коллективная работа. Защита проекта (второй урок из двух, отведённых на изучение темы)

Цель

Учить различать прямоугольный параллелепипед и пирамиду. Соотносить развёртку пространственной фигуры с её моделью или изображением. Называть пространственную фигуру, изображённую на чертеже. Рассматривать и анализировать графическую техническую документацию: чертеж, технический рисунок, эскиз. Решать задачи на создание адекватного образа упаковки. Выбирать и обосновывать наилучший вариант. Представлять его на эскизе или чертеже. Оформить инструкционную карту изделия. Практически реализовывать проект.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Обучающиеся решают задачи на конструирование «в уме». Конструируют  упаковку для подарка в форме пирамиды на основе новых технологий работы. Выполняют работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Осуществляют объективный самоконтроль Реализовывают реальные собственные замыслы. Называют пространственную фигуру, изображенную на чертеже или представленную в виде модели.

Метапредметные: Обучающиеся моделируют, прогнозируют действия, необходимые для выполнения практической работы. Планируют умственные и практические действия. Анализируют и оценивают полученные результаты. Предлагают конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. Выполняю т учебные действия в разных формах (практическая работы, работа с моделями и др.).

Личностные: Участвуют в диалоге, высказывают  свое мнение. Сотрудничают  в совместном решении проблемы. Принимают другие мнения и высказывания, уважительно относятся к ним

Основные понятия и термины

Прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, основание пирамиды, ребра, грани, технологическая карта

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедиа презентация «Пирамида», видеосюжет « Машина Деда Мороза», объёмные модели пирамид с различным основанием, конверты с заданиями

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, линейка, цветная лента, скотч.

Межпредметные связи

Окружающий мир, ОРКСЭ, изобразительное искусство

Ресурсы:

Учебник математики 4 кл, в двух частях.В.Н.Рудницкая УМК «Начальная школа 21 века»

Учебник технологии 4 кл;  Е.А.Лутцевой;  УМК «Начальная школа 21 века»

http://znaika.ru/catalog/10-klass/geometry/Piramida

Организация пространства

Работа фронтальная, коллективная работа, работа в группах

Организационная структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

  1. Организационный

 момент. Мотивация к учебной деятельности

Организует встречу гостей. Контролирует готовность к уроку.

- Дорогие ребята! На пороге Новый год! У всех хорошее настроение, ожидание каникул, праздника, и, конечно, подарков! Наш сегодняшний урок будет необычным. Мы станем помощниками Деда Мороза!

Приветствуют гостей. Отвечают на организационные вопросы.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение к предложенному заданию

  1. Самоопределение в деятельности

- Такая картина в Новый год  в каждом доме.  ( Слайд 1 – новогодняя ёлка с подарками в форме параллелепипеда и пирамиды)  

- Рассмотрите форму подарков под ёлкой и сформулируйте тему сегодняшнего урока (многогранники) (Слайд 2)

- О каких многогранниках мы будем сегодня говорить?  Определите по описанию, подарки  какой формы лежат в мешке Деда Мороза? Основание коробки – четырёхугольник. Боковые грани сходятся в одной вершине.

Рассматривают слайд, проводят анализ картинок, формулируют тему урока

  1. Актуализация опорных знаний.

- “Пирамида” - слово греческого происхождения, означает “костер”, “огонь”.

Рассмотрите внимательно фигуры, стоящие на ваших столах и ответьте на вопросы:

- Какая фигура может быть основанием пирамиды?

- Как это влияет на её название?

- Какую форму имеют грани пирамиды?

- А как называется пирамида, грани которой – четырёхугольники? (таких пирамид не бывает, речь идёт о параллелепипеде)

- От чего зависит количество граней пирамиды?

- У какой пирамиды каждую грань можно считать основанием?
- Влияет ли на количество рёбер пирамиды её основание?

Ребята! Вы продемонстрировали хорошие знания о пирамиде, как о геометрической фигуре. Как вы думаете, где вам эти знания могут пригодиться?

Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя, доказывают свой ответ демонстрацией фигуры, показом чертежа.

Обучающиеся строят предположения

  1. Учебно-познавательная деятельность
  2. Игровой момент.

Просмотр видеофрагмента.

-Есть у Дедушки Мороза чудесная фабрика. (слайд 3)

- Работает она автоматически, выполняя задания, которые ей дают при помощи технологической карты. Дед Мороз обнаружил на днях, что некоторые игрушки (демонстрирую ёлочку с прямоугольным основанием, детскую пирамидку, пирамидальную головоломку) не имеют упаковки. На складе есть некоторое количество упаковки в форме параллелепипеда, но Дед Мороз считает неправильным использовать её для этих игрушек. Почему?

К сожалению, в технологических картах оказались пропущенными важные этапы работы, некоторые чертежи, и не указаны необходимые материалы. Поэтому, когда такие карты ввели в память машины, она не смогла выдать готовый продукт, а выполнила только часть операций. Сказочный дед очень рассчитывает на нашу помощь. Он просит проверить технологические карты, выполнить опытный образец и дать объективный анализ качеству упаковки.  А еще он просит одну из групп заняться изготовлением упаковки в технике оригами и дать рекомендации по изделиям.

Обучающиеся выслушивают, строят предположения

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений ручной работы, изделиям народного ДПИ, понимают значимость  предмета «Технология»

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание.

  1. Физкультминутка.

Показывает движения.

Под музыку повторяют движения за учителем.

Личностные: заботятся о своем здоровье.

  1. Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Применение знаний и способов действий

        

Выбранные  командиры групп получают задания и распределяют работу.

Повторение техники безопасности при работе с ножницами.

Изучают полученные материалы,

распределяют работу.

Самостоятельное изучение этапов, последовательности практической работы в технологической карте. Развивают навыки чтения чертежей, схем. Развивают навыки самостоятельной работы.

Отвечают на вопросы учителя:

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности, осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о видах плетения.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения изделия.

  1. Практическая работа.

Наблюдение, помощь.

Работа в группе

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Защита мини-проектов, выставка.

Урок понравился, был интересным, какие трудности испытывали?

Оценивание работ. Уборка рабочих мест.

Работа с сигнальными карточками.

Личностные: понимают значение знаний для человека,  связывают свои наблюдения из жизни с оценкой

Регулятивные: оценивают свою работу.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Наименование операции

Графическое изображение

Оборудование, материалы

1

Достаньте из конверта заготовку равностороннего треугольника

Конверт

2

Посчитайте количество  граней в треугольной пирамиде

Макет пирамиды

3

Продумайте  правильное расположение треугольников в развёртке

(перед вами – один из вариантов)

 Карандаш

4

Проведите биговку линий сгиба.

(Биговка – продавливание тупым краем ножниц линий сгиба)

                   http://www.illustrationsof.com/royalty-free-scissors-clipart-illustration-1163828.jpg      http://cliparthouse.ru/wp-content/uploads/stationery/24-stationery-ruler-1.jpg

Ножницы, линейка

5

Продумайте способ соединения деталей

6

Украсьте коробочку



Предварительный просмотр:

Наименование операции

Графическое изображение

Оборудование, материалы

1

Достаньте из конверта заготовку равностороннего треугольника

Конверт

2

Посчитайте количество  граней в треугольной пирамиде

Макет пирамиды

3

Продумайте  правильное расположение треугольников в развёртке

(перед вами – один из вариантов)

 Карандаш

4

Проведите биговку линий сгиба.

(Биговка – продавливание тупым краем ножниц линий сгиба)

                   http://www.illustrationsof.com/royalty-free-scissors-clipart-illustration-1163828.jpg      http://cliparthouse.ru/wp-content/uploads/stationery/24-stationery-ruler-1.jpg

Ножницы, линейка

5

Продумайте способ соединения деталей

6

Украсьте коробочку



Предварительный просмотр:

Наименование операции

Графическое изображение

Оборудование, материалы

1

Достаньте из конверта  готовые детали

Конверт

2

Сложите их в правильном порядке на столе

Макет пирамиды

3

Соедините детали граней и основания при помощи _______________

 

4

Соедините грани пирамиды между собой при помощи ____________

                   

     

Ножницы,

5

Украсьте коробочку



Предварительный просмотр:

Наименование операции

Графическое изображение

Оборудование, материалы

1

Достаньте из конверта заготовку плотной бумаги

Конверт

2

Постройте в центре прямоугольника окружность  радиусом в 12 см

Циркуль

3

При помощи циркуля разделите окружность на 6 частей

4

Соедините между собой соседние точки и найдите середину проведённых отрезков

Линейка, карандаш

5

От найденной точки  под прямым углом проведите отрезок длиной  15 см

6

Постройте грани будущей пирамиды

Линейка, карандаш

7

Разметьте клапаны, проведите биговку. (Биговка – продавливание тупым краем ножниц линий сгиба)

                   http://www.illustrationsof.com/royalty-free-scissors-clipart-illustration-1163828.jpg   

  http://cliparthouse.ru/wp-content/uploads/stationery/24-stationery-ruler-1.jpg 

Ножницы, линейка

8

http://img.sur-la-toile.com/?src=http://d2k4scdf5emtl4.cloudfront.net/files/76/4353/scissors-dotted-line-screenshots-2.jpg&w=400&h=400

Ножницы

9

10



Предварительный просмотр:

пирамида из бумаги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта интегрированного урока "математика и технология"

Тип урока: урок ОНЗ, технологии деятельностного метода.Формы организации деятельности: индивидуальная работа, работа в группах.Прогнозируемый результат: учащиеся должны изготовить совместный продукт....

Открытый интегрированный урок (математика +окружающий мир) 2 класс Школа России

Тема урока: " Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания" + " Наша дружная семья". Удачное совмещение тем двух учебных предметов в одном уроке.Сюжет одного предмета позволяет с интересом выпо...

Технологическая карта открытого интегрированного урока математики и окружающего мира

Технологическая карта открытого интегрированного урока математики и окружающего мира Учитель: Евченко С.А. Класс: 3-а Предмет: математика Тема: «ДЕЛЕНИЕ «КРУГЛЫХ» ДЕСЯТКОВ НА 10.» Тип урока:...

Интегрированный урок математики и технологии, 2 класс "Школа России"

Периметр многоугольника. Складывание фигуры лебедя из бумаги....

Технологическая карта открытого интегрированного урока математики и окружающего мира

Класс:  3-аПредмет: математикаТема: «Деление «круглых» десятков на 10.»Тип урока:урок формирования первичных предметных знаний или способов учебных действий в условиях реш...

Технологическая карта открытого интегрированного урока математики и окружающего мира

Тема урока: «Закрепление», «Средневековье и рыцарство».Цель урока: создать условия для формирования образовательных компетенций информационных, коммуникативных, креативных, реф...