технологическая карта урока математики 1 класс ОС Школа 2100 "Число и цифра 5"
план-конспект занятия по математике (1 класс) на тему

Вилочкова Лариса Ивановна

Технологическая карта с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_1_klass.docx38.69 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  Математика

Класс: 1 класс

Автор учебника: Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких

Тема урока: Урок математики в 1 классе по теме «Число 5. Цифра 5. Состав числа 5». 

Дидактическая цель:1. создать условия для формирования знаний о числе и цифре 5.

                                   2. организовать совместную деятельность детей по ознакомлению с составом числа 5

Тип урока: "открытие" нового знания

Задачи по содержанию:

  • формировать понятие о количественном порядковом смысле целого числа 5; о смысле действий операций сложения и вычитания над целыми числами;
  • Знать         число         и         цифру         5,         его         состав. Уметь    читать и записывать число 5, сравнивать изученное число 5 с помощью знаков (›, ‹ или =).        Давать ответы в виде развернутых предложений на вопросы учителя или сказочного персонажа,         уметь         выполнять         инструкции         учителя.
  • Уметь в процессе учебной деятельности контактировать с товарищами и вести диалоги. Понимать и выполнять учебные требования, предъявляемые со стороны учителя.

 Обучающая:

  • сформировать представление о числе пять, как о последующим для числа 4;
  • познакомить с правилами написания цифры 5;
  • помочь учащимся усвоить состав числа 5;
  • закреплять умение складывать и вычитать при помощи числового отрезка, находить
  • взаимосвязь между частью и целым;
  • познакомить с геометрической фигурой пятиугольником;

Развивающая:

  • развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать;
  • развивать умение доказывать, решать проблемы

Воспитательная:

  • воспитывать чувство коллективизма, сопереживания;

Методы обучения:

  • практический; словесный; частично-поисковый; наглядно – иллюстративный; работа с разными источниками информации.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • индивидуальная, парная, коллективная.

Средства обучения:

  • для учителя
  • для учащихся.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 1. Мотивация (самоопределе-ние) деятельности

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5» 

Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок.

Проверяют всё ли готово к уроку. 

Постараюсь всё понять
Чтобы правильно считать

Регулятивные УУД:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные УУД:

- уметь выделять существенную информацию из текста загадки.  

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Что вы видите на доске?

Какие задания можно «придумать»?

Теперь мы отправимся путешествовать по числовому отрезку. Ответы запишите на маркерной доске.

3 + 1 – 1 – 1

2 + 1 – 1 + 1.

Проверим по отрезку

На доске числа: 1 2 3 4.

Посчитать от 1 до 4; от 4 до 1; посчитать, пропуская одно число, назвать соседей числа 2, 3; назвать предыдущее и последующее число числу 2; назвать  числа левее числа 4; назвать числа правее числа 1.

Считают, записывают ответ.

Проверяют «шагая» по числовому отрезку.

Индивидуальная работа в «Дидактическом материале» № 25 с. 8

                     № 26 с. 8

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу.

КоммуникативныеУУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме

Физ. Пауза

А теперь мы отдохнем.

Физминутку проведем

Утром дети в лес пошли 

И в лесу грибы нашли 

Наклонялись, собирали,  

По дороге растеряли 

шаги с высоким подниманием ног

размеренное приседание 

наклоны вперёд

ритмичное разведение рук в стороны

3. Постановка учебной задачи

Задача в стихах.

В корзинку я сложу  грибы,

Посчитать их помоги.

Мухомор красный - гриб опасный,

Лисичка – рыжая косичка,

Волнушка – розовое ушко,

Сморчок – бородатый старичок,

Ну, а это – белый, ешь его смело!

(демонстрирует на наглядном

пособии)

Запишите числовое выражение

- По числовому отрезку узнайте результат. Какой карточкой моделью числа можно закончит выражение?

- Смогли посчитать?

- Как вы думаете,  какая тема урока?

Какое число хочет познакомиться с нами?

- А для чего нам нужно знать ее, где в жизни она может нам пригодиться?

- Какие задачи мы поставим?

Слушают задачу

Записывают числовое выражение

1 + 1 + 1 + 1 + 1.

Ставят карточку модель числа 5

Мы познакомимся с новой цифрой, числом.

Число  5.

Посчитать гостей, чтобы накрыть на стол.

В магазине купить продукты

Узнать какой цифрой обозначается число 5

Где оно стоит в числовом ряду.

Кокой состав числа 5

Научиться писать  цифру 5

Познавательные УУД:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные УУД:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

4. Построение выхода из затруднения

-Тема урока сформулирована, задачи поставлены, приступаем к их выполнению.

Пока мы с вами считали грибы, ветерок перемешал карточки на числовом отрезке. Поработайте в паре  и  восстановить порядок.

1             3         4            2

Число два стоит после 1 – оно последующее, и перед тремя как предыдущее. После числа четыре стоит число пять – оно

– Каким знаком обозначим число 5?

Где нам об этом узнать?

- Откройте учебник с. 58 . Что построил Петя?

- Расскажите,  как он это делал?

- Какое числовое  выражение можем составить?

- Откройте тетрадь с. 28.  Запишите выражение в тетрадь №1

- Сколько точек нужно нарисовать Пете на карточке в задании 2?

 Прочитайте текст с плашкой ?

Как бы вы ответили на вопросы?

Где будет стоять 5 в числовом ряду?

- Какое задание можно придумать к № 3 учебника

последующее

1 2 3 4  *

В учебнике

Он построил поезд

Было 4 вагона. Петя присоединил ещё один.

4 + 1 составляют из разрезных цифр

Проверяют положение тетради на столе, правила посадки при письме

Записываю выражение

5 точек

На рисовано 5 вагонов.

По счёту  он стал пятый.

5 – последующее число 4

Назвать количество предметов, сравнить их.

Назови число предметов

Регулятивные УУД:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Коммуникативные УУД:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять

взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Прочитайте,  что нужно выполнить?

- Прочитайте текст под жёлтой плашкой ?

- какой вопрос у вас возникает?

-Рассмотрите цифру 5. Рассмотрите её начертания.

Как её записывают?

На что похожа цифра?

Прочитайте стихотворение С. Маршака

Что описал С. Маршак в стихотворении число  или цифру?

Подчеркните зелёным карандашом лучшую цифру

Посчитать предметы на рисунках

Выполняют задание самостоятельно

Мы познакомились с числом 5

Как записать число 5?

Начинаем писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее наклонно вниз почти до центра клетки, пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки пишем вправо волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки

 

Динамическая пауза

http://www.myshared.ru/slide/323290/

Выполняют физ минутку для глаз 1

Личностные УУД:  

--умение применять правила охраны своего здоровья

5. Первичное закрепление во внешней речи

Задание № 4 выполняем в рабочей тетради № 2 (с. 28).

-Какую закономерность заметили на второй строчке?

В третьей?

-Какие слова записаны на полях учебника?

Чем цифра отличается от числа?

Выполняем задание № 5 на с. 59 учебника.

 Кто догадался, какое задание будем выполнять? Почитайте его

 Выполняем задание № 6 на с. 59 учебника и в рабочей тетради

№ 3 (с. 28). Какие  4 равенства можно составить и записать к рисунку Пети?

Выполняют задание

Справа от числа записано предшествующее число

В третьей – предыдущее

Следующая группа чисел 5432,  54321; 1234, 12345

Цифра, число

С помощью цифры мы записываем число предметов

Составляют равенства из кассы цифр (работа с маркерными досками для проверки)

Составлять равенства

Записывают в тетрадь. Проверяют по эталону со слайда.

1 + 4 =5

4 + 1 = 5

5 – 1 = 4

5 – 4 = 1

Познавательные УУД:

-анализ, сравнение, обобщение

-умение работать с разными источниками информации

-умение извлекать информацию из текстов

Коммуникативные УУД

-умение слушать и понимать других

Личностные УУД

-мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

6. Самостоятельная работа с самопровер-кой

Самостоятельная работа.

Задание № 7 учебника выполняется в рабочей тетради № 5 (с. 28).

Какое у тебя было задание?

Результат есть?

Справился самостоятельно или с помощью?

Выполнил работу с ошибками или без?

Объясняют свой выбор знака

Коммуникативные УУД

  • построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами

Познавательные УУД

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные УУД

- самооценка на основе критерия успешности

7. Включение в систему знаний и повторение

 Предположи,  какое задание в № 8.

Прочитай в  учебнике

Что ты будешь делать?

В  задание № 9 учебника на с. 59 что вы увидели?

На какие буквы русского алфавита похожи ломаные?

Выполняет в рабочей тетради № 5 с. 28

Буквы, отрезки, ломаные

Коммуникативные УУД

  • построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами
  • оформление своих мыслей в устной форме
  • умение работать в паре

Регулятивные УУД:

 волевая саморегуляция в ситуации затруднения

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Вспомните,  как называлась наша тема урока.

Удалось ли нам выполнить все задачи урока?

Как вы оцените свою работу на уроке?

Работу класса?

Покажите смайликами.

Познавательные УУД

  • построение логической цепи рассуждений
  • доказательство
  • рефлексия способов и условий действия
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные УУД

  • мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
  • самооценка на основе критерия успешности
  • адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные УУД

  • построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами

         

ПРИЛОЖЕНИЕ:

С. А Козлова, В. Н. Гераськин, И. В. Кузнецова  Дидактический материал  «Математика» 1 класс М., БАЛАСС 2012

СПИСОК использованных материалов:

Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких  «Моя математика» Методические рекомендации для учителя М., БАЛАСС 20012

Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких «Моя математика» М., БАЛАСС 2012

Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких «Рабочая тетрадь к учебнику «Математика» 1 класс М., БАЛАСС 2012

http://www.myshared.ru/slide/323290/

http://teacher.soiro.ru/pluginfile.php?file=/85746/mod_assign/intro/%D0%B7%D0%B0%D0%BD%206%20%D0%94%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%84%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%8B_%D1%87.2.doc