Задача и её признаки
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Плужникова Мария Ивановна

Формирование представлений о задаче и её признаках (условие, вопрос).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                   Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

  Староюрьевского района Тамбовской области

Технологическая карта урока математики.

Тема: «Задача и её признаки»

        

                                       Учитель начальных классов  Плужникова Мария Ивановна.

                                                                    Староюрьево   2015 год.

Задача и её признаки.

Цель урока

Формирование представлений о задаче и её признаках (условие, вопрос).

Формирование универсальных действий.

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстников.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; слушать и понимать речь других;

- Познавательные УУД: отличать новое от уже известного с помощью учителя; умение ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат обучения

Предметные:

Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.

Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.

Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;   планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. 

Коммуникативные.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

 Познавательные .

Уметь  отличать новое от уже известного с помощью учителя, ориентироваться в своей системе знаний,  добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия

Задача, условие, вопрос, решение.

Используемые педагогические технологии

Здоровьесберегающая, проблемная, инфомационно-коммуникационная..

Межпредметные связи

Математика, русский язык.

Ресурсы:

-основные

-дополни-тельные

И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С. Н. Кормишина. Математика. Учебник для 2 класса. Часть 1.

- еженедельник (для самооценки)

- презентация «Задача»

- тетрадь

- электронная физкультминутка

Этапы урока

УУД (расписать подробно)

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

Целеполагание и мотивация

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

– Разгадайте ребус. Слайд 2.

За (загородный дом). (Задача)

- А что такое задача?

- Хотите узнать? (Да)

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

Проговаривают девиз урока. Слайд 3

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай сделать – и я пойму.

Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Организует актуализацию умений составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

1. Слайд 4.

- Составьте математический рассказ по рисунку. (У Кати было 3 пирожка. Один она отдала подруге. Сколько пирожков осталось у Кати?)

- Выберите схему к рисунку.

- Составьте равенство. (3-1=2)

Организует обобщение актуализированных знаний

2. – Что мы повторили?

3.Предлагает  задание для пробного действия.

Слайд 5.1.У реки растут 2 ивы и 4осины.

2. У реки растут 2 ивы и 4 осины. Сколько всего деревьев растёт у реки?

- Прочитайте тексты. Какой текст является задачей?

Фронтальная проверка.

4. Организует фиксирование индивидуального затруднения.

- А почему вы не предлагаете свои варианты? (Мы не знаем)

Составляют математический рассказ по рисунку,  выбирают схему к  рисунку, составляют равенство, используя связь целого и частей

Проговаривают, что повторили.

Учащиеся выполняют задание (устно).

Фиксируют  индивидуальное затруднение

.(Я не знаю.)

- У нас получились разные варианты.

Выявление места и причины затруднения

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД).

Организует выявление места затруднения.

- В каком месте возникло затруднение? (При выборе задачи).

- Почему возникло затруднение? (Не знаем, что такое задача).

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Построение проекта выхода из затруднения

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

- Какую цель ставим? (Узнать, что такое задача).

Организует составление совместного плана действий.

- Наметим наш план действий:

1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, что такое задача.

2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3. Устраним затруднение.

4. Применим новое знание.

Организует определение средств.

- Что нам поможет? (Свой опыт, учебник, учитель.)

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Организует подводящий диалог.

2. Подводящий диалог:

1) Слайд 5.

- Чем отличается 2 текст от первого? (во 2 тексте есть вопрос)

- Вы можете на него ответить?

- Значит, в задаче должен быть … (вопрос) Слайд 6.

2) Слайд 7.(Сколько тарелок помыли девочки?)

- Прочитайте. Это задача? (Нет)

- Почему, ведь вопрос есть. (Нет данных)

- Значит в задаче, кроме вопроса должно быть… (условие) Слайд 8.(Задача-условие, вопрос)

3) Слайд 9(У реки растут 2 ивы и 4 осины. Сколько всего берёз растёт у реки?

- Прочитайте текст. Это задача? (Нет)

- Почему, ведь здесь есть условие, вопрос? (Вопрос не подходит к условию)

-Значит, в задаче вопрос связан с условием.

3. Оформление решения задачи.

Устранение затруднение.

Организует уточнение темы урока.

- Какая тема урока сегодня? (Задача).

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют новое знание в речи и знаках.

Под руководством учителя формулируют тему урока.

Физкультминутка

Электронная  физкультминутка.

http://luchiki.ucoz.ru/load/ehlektronnye_fizminutki_dlja_glaz/15-1-0-75

Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Закрепление.

Стр. 54, №116. Выдели в задаче условие и вопрос. Реши задачу. Выбери схему для данной задачи.

Стр. 54, № 116. Составьте задачу по любой оставшейся  схеме.

Выполняют задание в тетрадях и на доске.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Стр. 52, №111. Запиши решение задачи.

Организует самопроверку по эталону.

Эталон самопроверки на доске.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

-Где допущена ошибка?

- В чём причина?

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

Включение в систему знаний и повторений

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

 Сопоставление полученных знаний с учебником.

 Стр. 50  № 107;

 Не выполняя сложения, расположи суммы  в порядке увеличения их значений. Если суммы расположены верно, то получилось значение важной части задачи (вопрос). Найди значение сумм.

 Стр. 52 № 112.

Не выполняя вычитания,  расположи суммы  в порядке уменьшения  их значений. Если разности расположены верно, то получилось название ещё одной важной части задачи (условие). Найди значения  разностей.

Работают в парах.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Уметь оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД).

           

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

   Организует фиксирование нового содержания.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

Организует рефлексию.

Расскажите по схеме (Слайд 10), чему научились на уроке.

Я научился …

Я хотел бы …

Оказывается, что …

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают чему научились на уроке.

Делают самооценку в еженедельнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики на тему « Новый признак задачи» (2 класс, система развивающего обучения академика Л.В.Занкова)

Урок знакомства с новым признаком задачи: условие и вопрос должны соответствовать друг другу...

Урок математики в 1 классе "Признаки задачи. Выбор задачи из текстов"

Разработка урока математики в 1 классе (3 четверть) системы Занкова. Урок формирования первоначальных  знаний, овладения предметными умениями....

Урок русского языка в 3-м классе (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Работа окончаний слов, называющих признаки. Постановка учебной задачи.

Урок русского языка в 3-м классе (система Эльконина Д.Б. - Давыдова В.В) по теме "Работа окончаний слов, называющих признаки". Тип урока: постановка учебной задачи. Цель урока: создать условия для опр...

Урок- сказка "Новый признак задачи - соответствие друг другу условия и вопроса"

Этот урок увлекает детей в мир математики посредством хорошо известного им сказочного сюжета....

Урок математики по теме: «Условие как часть задачи. Выделение признаков задачи» 2 класс

Конспект и презентация урока математики во  2 классе по развивающей  системе Л.В.Занкова....