Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»
    методическая разработка по математике (1 класс) на тему

     

    Пояснительная записка

     

                Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть программа «Занимательная математика», расширяющая математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий. 

            Предлагаемая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения 1

          Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. 

            Содержание кружка  «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

           Регулярные занятия во внеурочное время направлены на углубление  и расширение математических знаний, формирование интереса к математике и развитие учащихся.

                  Математика занимает особое место в общем образовании человека. На уроке математики ученику предоставляется самостоятельная умственная работа. Помимо активной умственной работы, посредством уроков математики можно развивать некоторые психические функции, мало упражняемые на других предметах обучения. Среди таких функций можно выделить, например:

    - систематичность и последовательность мышлений,

    - способность к общению,

    - сообразительность,

    - способность к установлению связи между приобретёнными математическими знаниями и явлениями жизни,

    - память на числа,

    - сосредоточения внимания,

    - выдержку и настойчивость в работе.

    Причем последние три являются важными волевыми качествами необходимыми для человека, занимающегося любой деятельностью. Это свидетельствует о важности использования возможностей математики в образовании и развитии человека.

    Общая характеристика программы.

     Кружок «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению обще интеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца,  проявить самостоятельность, формированию умений замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.  Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться  и самому найти выход – ответ.

    Кружок «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой   целью   включены   подвижные   математические   игры,  предусмотрена  последовательная   смена   одним   учеником     «центров»   деятельности   в   течение  одного   занятия;   передвижение   по   классу   в   ходе   выполнения   математических   заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во   время занятий  важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность   подходить   друг   к   другу,   переговариваться,   обмениваться   мыслями).   При   организации   занятий   целесообразно   использовать   принцип   игр   «Ручеёк»,   «Пересадки»,   принцип   свободного   перемещения   по   классу,   работу   в   парах   постоянного и сменного состава,   работу в группах. Некоторые математические   игры   и   задания   могут   принимать   форму   состязаний,   соревнований   между   командами. 

            Место кружка в учебном плане.

           Программа рассчитана   на   34 часа в год с проведением занятий 1 раз в  неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. В первом классе – 32 занятия. 

           Содержание   курса   отвечает   требованию   к   организации   внеурочной  деятельности:   соответствует   курсу   «Математика»,   не   требует   от   учащихся   дополнительных   математических   знаний.   Тематика   задач   и   заданий   отражает   реальные  познавательные  интересы   детей,  содержит   полезную  и  любопытную   информацию,   интересные   математические   факты,   способные   дать   простор   воображению.

            Ценностными ориентирами содержания  данного кружкового курса  являются:

    – формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

    – освоение эвристических приемов рассуждений;

    –формирование   интеллектуальных   умений,   связанных   с   выбором   стратегии  решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

    – развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

    –формирование   способностей   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить  простейшие   закономерности,   использовать   догадку,   строить   и   проверять  простейшие гипотезы; формирование     пространственных     представлений     и     пространственного  воображения;

    – привлечение учащихся к  обмену информацией в ходе свободного общения на  занятиях. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kruzhok_zanimatelnoy_matematiki.doc159.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 91

    С УГЛУБЛЕННЫИ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

    ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА  Г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА

    Рассмотрен на ШМО                          Согласовано                                                       Утверждаю

    учителей начальных                          _____________2013г.                               Директор школы№91

    классов                                                Зам.директора                                    __________И.М.Богданов                                                  

    Протокол №1                             _________Н.А.Сысоева                              _____________ 2013 г.

    03 сентября 2013

    Руководитель ШМО

    __________Е.Ю. Калачев

    Программа внеурочной деятельности

    «Занимательная математика»

    1 -4 класс

    2013- 2016 г.г.

     

    Программу составил:

     учитель начальных классов

    Галактионова Анна Владимировна

    г. Н.НОВГОРОД

    2013 г.

             

    Пояснительная записка

                Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть программа «Занимательная математика», расширяющая математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.  

            Предлагаемая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения 1

          Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.  

            Содержание кружка  «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

           Регулярные занятия во внеурочное время направлены на углубление  и расширение математических знаний, формирование интереса к математике и развитие учащихся.

                  Математика занимает особое место в общем образовании человека. На уроке математики ученику предоставляется самостоятельная умственная работа. Помимо активной умственной работы, посредством уроков математики можно развивать некоторые психические функции, мало упражняемые на других предметах обучения. Среди таких функций можно выделить, например:

    - систематичность и последовательность мышлений,

    - способность к общению,

    - сообразительность,

    - способность к установлению связи между приобретёнными математическими знаниями и явлениями жизни,

    - память на числа,

    - сосредоточения внимания,

    - выдержку и настойчивость в работе.

    Причем последние три являются важными волевыми качествами необходимыми для человека, занимающегося любой деятельностью. Это свидетельствует о важности использования возможностей математики в образовании и развитии человека.

    Общая характеристика программы.

     Кружок «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению обще интеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца,  проявить самостоятельность, формированию умений замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.  Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться  и самому найти выход – ответ.

    Кружок «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой   целью   включены   подвижные   математические   игры,  предусмотрена  последовательная   смена   одним   учеником     «центров»   деятельности   в   течение  одного   занятия;   передвижение   по   классу   в   ходе   выполнения   математических   заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во   время занятий  важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность   подходить   друг   к   другу,   переговариваться,   обмениваться   мыслями).   При   организации   занятий   целесообразно   использовать   принцип   игр   «Ручеёк»,   «Пересадки»,   принцип   свободного   перемещения   по   классу,   работу   в   парах   постоянного и сменного состава,   работу в группах. Некоторые математические   игры   и   задания   могут   принимать   форму   состязаний,   соревнований   между   командами.  

            Место кружка в учебном плане.

           Программа рассчитана   на   34 часа в год с проведением занятий 1 раз в  неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. В первом классе – 32 занятия.  

           Содержание   курса   отвечает   требованию   к   организации   внеурочной  деятельности:   соответствует   курсу   «Математика»,   не   требует   от   учащихся   дополнительных   математических   знаний.   Тематика   задач   и   заданий   отражает   реальные  познавательные  интересы   детей,  содержит   полезную  и  любопытную   информацию,   интересные   математические   факты,   способные   дать   простор   воображению.

            Ценностными ориентирами содержания  данного кружкового курса  являются:

    – формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

    – освоение эвристических приемов рассуждений;

    –формирование   интеллектуальных   умений,   связанных   с   выбором   стратегии  решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

    – развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

    –формирование   способностей   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить  простейшие   закономерности,   использовать   догадку,   строить   и   проверять  простейшие гипотезы; формирование     пространственных     представлений     и     пространственного  воображения;

    – привлечение учащихся к  обмену информацией в ходе свободного общения на  занятиях.

         

                                   ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  

    Числа. Арифметические действия. Величины

           Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на  верхних гранях выпавших кубиков.  

           Числа   от   1   до   100.  Решение   и   составление   ребусов,   содержащих   числа.  Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных  чисел и соответствующие случаи деления.  

           Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в  ответе     получилось     заданное     число     и     др.     Поиск     нескольких     решений.  Восстановление   примеров:   поиск   цифры,   которая   скрыта.   Последовательное  выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.  

           Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)  

           Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.  

           Числа-великаны   (миллион   и   др.)   Числовой   палиндром:   число,   которое  читается одинаково слева направо и справа налево.  

           Поиск   и   чтение   слов,   связанных   с   математикой   (в   таблице,   ходом  шахматного коня и др.).  

           Занимательные задания с римскими цифрами.  

           Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения - математические игры:

           «Веселый счёт» – игра-соревнование;  игры с игральными кубиками. Игры  «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник»,   «Русское лото»,  «Математическое  домино»,   «Не   собьюсь!»,   «Задумай   число»,   «Отгадай   задуманное   число»,  «Отгадай число и месяц рождения».  

           Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День  и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин»,  «Какой ряд дружнее?»  

           Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».       Игры   с   набором   «Карточки-считалочки»   (сорбонки)   –   двусторонние  карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ. Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

    Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др. Игры   «Крестики-нолики»,   «Крестики-нолики   на   бесконечной   доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного

    пособия «Математика и конструирование».

    Универсальные учебные действия

    Сравнивать       разные   приемы   действий,         выбирать      удобные   способы   для выполнения конкретного задания.

    Моделировать  в процессе совместного обсуждения алгоритм  решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

    Применять  изученные   способы   учебной   работы   и   приёмы   вычислений     для работы с числовыми головоломками.

    Анализировать       правила   игры.      Действовать      в   соответствии   с   заданными правилами.

    Включаться   в   групповую   работу.   Участвовать   в   обсуждении   проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

    Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

    Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

    Сопоставлять  полученный   (промежуточный,   итоговый)   результат   с   заданным условием.

    Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

    Мир занимательных задач

    Задачи,     допускающие         несколько      способов       решения.      Задачи      с недостаточными,   некорректными   данными,   с   избыточным   составом   условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

    Задачи,   имеющие   несколько   решений.   Обратные   задачи   и   задания.

    Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

    Старинные задачи. Логические задачи.  Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

    Нестандартные задачи.  Использование  знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

    Задачи,   решаемые   способом   перебора.       «Открытые»   задачи   и   задания.

    Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

    Задачи   на   доказательство,   например,   найти   цифровое   значение   букв   в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование  выполняемых и выполненных действий.

    Решение     олимпиадных     задач     международного     конкурса     «Кенгуру».

    Воспроизведение   способа   решения   задачи.          Выбор   наиболее   эффективных способов решения.

    Универсальные учебные действия

    Анализировать   текст   задачи:   ориентироваться   в   тексте,   выделять   условие   и  вопрос, данные и искомые числа (величины).

    Искать и выбирать  необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи,  на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

    Моделировать        ситуацию,      описанную       в   тексте     задачи.    Использовать  соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

    Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

    Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

    Воспроизводить способ решения задачи.

    Сопоставлять  полученный   (промежуточный,   итоговый)   результат   с   заданным  условием.

    Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.  

    Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

    Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

    Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения  задачи.  

    Конструировать несложные задачи.

    Геометрическая мозаика

           Пространственные   представления.   Понятия   «влево»,   «вправо»,     «вверх»,  «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→  1↓,  указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту  (алгоритму): путешествие  точки (на листе в клетку). Построение  собственного  маршрута (рисунка) и  его описание.  

           Геометрические   узоры.   Закономерности   в   узорах.   Симметрия.   Фигуры,  имеющие одну и несколько осей симметрии.  

           Расположение   деталей   фигуры   в   исходной   конструкции   (треугольники,  таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.  Расположение   деталей.   Выбор   деталей   в   соответствии   с   заданным   контуром  конструкции.  Поиск нескольких возможных  вариантов решения. Составление и  зарисовка фигур по собственному замыслу.

           Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по  

    площади части.

           Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

           Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

           Распознавание   (нахождение)   окружности   на   орнаменте.   Составление  (вычерчивание)     орнамента     с     использованием     циркуля     (по     образцу,     по  собственному замыслу).                                                                                                    

           Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из  проволоки.     Создание     объёмных     фигур     из     разверток:     цилиндр,     призма  шестиугольная,   призма   треугольная,   куб,   конус,   четырёхугольная   пирамида,  октаэдр,   параллелепипед,   усеченный   конус,   усеченная   пирамида,   пятиугольная  пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)  

    Форма организации обучения – работа с конструкторами

           Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.  

           Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» . «Спичечный»  конструктор .

           ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».

           Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и  мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия  «Математика и конструирование».

    Универсальные учебные действия

    Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо»,  «вверх», «вниз».

    Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки  1→  1↓     и др.,  указывающие направление движения.

    Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).  

    Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

    Анализировать  расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в  исходной конструкции.

    Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

    Выявлять      закономерности   в   расположении   деталей;            составлять      детали   в соответствии с заданным контуром конструкции.

    Сопоставлять  полученный   (промежуточный,   итоговый)   результат   с   заданным  условием.

    Объяснять   (доказывать)  выбор   деталей   или   способа   действия   при   заданном  условии.

    Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

    Моделировать         объёмные     фигуры       из     различных     материалов      (проволока,  пластилин и др.) и из развёрток.

    Осуществлять        развернутые   действия   контроля   и   самоконтроля:   сравнивать  построенную конструкцию с образцом.

    Цель:

    Создать условия для углубления и расширения математических знаний, способностей;  воспитания интереса к предмету и развития учащихся;

             

    Задачи:

    1. расширить кругозор  и познавательные интересы у учащихся,
    2. показать учащимся возможности применения  знаний и умений и сформировать умения применять на практике знания полученные во время учебных занятий;
    3. формировать  математические навыки  работы на практике;
    4. развивать наблюдательность, геометрическую зоркость, умение анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умение решать учебную задачу творчески, развивать любознательность, память, логическое мышление;
    5.  формировать вычислительные навыки, приёмы самостоятельной деятельности;
    6.  совершенствовать умения учащихся в работе с дополнительной литературой.
    7. связать обучение с жизнью;
    8. показать, что возникновение математических понятий связано с практической деятельностью человека

                                    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                        1 класс            

       

    Тема  занятия                                      

    Содержание  занятия

    1.

     Математика – это      

     интересно              

    Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по  командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо»  на  игровом поле 3х3  клетки).

    2.

    Танграм: древняя        китайская головоломка.

     Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично   заданным разбиением на части; без  заданного разбиения. Проверка   выполненной работы.

    3.

    Путешествие  точки

    Построение рисунка (на листе в клетку)  в соответствии с заданной  последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы.  Построение собственного рисунка и описание его «шагов».  

    4.

    Игры с кубиками.      

    Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого  два кубика). Взаимный контроль.  

    5.

    Танграм: древняя китайская       головоломка.

    Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично  заданным разбиением на части; без  заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка  выполненной работы.

    6.

    Волшебная           линейка                

     Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

    7.

    Праздник числа 10      

     Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

    8.

    Конструирование

    многоугольников         из деталей            танграма

    Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с  частично заданным разбиением на части; без  заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

    9.

    Игра-соревнование     «Веселый счёт»                

     Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20) Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.  

    10

    Игры с кубиками.      

    Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого    два кубика). Взаимный контроль.  

    11

    ЛЕГО-             конструкторы.          

    Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и   алгоритмами  построения конструкций.  Выполнение постройки по   собственному замыслу.

    12

    ЛЕГО-             конструкторы.          

    Выполнение постройки по   собственному замыслу.

    13

    Весёлая геометрия      

    Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

    14

    Математические        

    игры                  

    Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;   «Вычитание  в пределах 10».

    15

    «Спичечный»           конструктор            

     Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание    нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной   работы.

    16

    «Спичечный»           конструктор            

     Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание    нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной   работы.

    17

    Задачи-смекалки.      

     Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

    18

    Прятки с             фигурами

    Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.  Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»

    19

    Математические        

    игры                  

    Построение   «математических»   пирамид:  «Сложение   в   пределах   10»;   «Сложение в пределах 20»; «Вычитание  в пределах 10»; «Вычитание  в   пределах 20».

    20

    Числовые              

    головоломки            

    Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

    21

    Математическая          

    карусель.              

    Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи».  

    22

    Математическая          

    карусель.              

    Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи».  

    23

    Уголки    

    Составление фигур из  4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному  замыслу.

    24

    Игра в магазин.  Монеты.      

    Сложение и вычитание в пределах 20.

    25

    Конструирование

    фигур из деталей

    танграма

     Составление фигур  с заданным разбиением на части; с частично  заданным разбиением на части; без  заданного разбиения. Составление   фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка    выполненной работы.

    26

    Игры с кубиками.      

    Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних   гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого   кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго – числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.  Взаимный контроль.  

    27

    Математическое

    путешествие.

    Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.   1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий –  вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы  к четырём раундам    записываются в таблицу.  

                  1-й раунд: 10 – 3 = 7    7 + 2 = 9    9 – 3 = 6     6 + 5 = 11

                  2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д.

    28

    Математические        

    игры                  

    «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

    29

    Секреты задач          

    Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

    30

    Математическая

    карусель.

    Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические  головоломки. Занимательные задачи.  

    31

    Числовые              головоломки            

     Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение  числового кроссворда (судоку).

    32

    Математические        

    игры                  

    Построение   «математических»   пирамид:  «Сложение   в   пределах   20»;   «Вычитание  в пределах 20».

    Календарно - тематическое планирование

     (1класс)

    п/п

    Тема занятий

    Кол-во час.

    Дата

    проведения

    Оборудование

    1.

    Математика – это      

     интересно             

    3.09

    2-3.

    Танграм: древняя        китайская головоломка.

    9.09

    10.09

    4-5

    Путешествие  точки

    16.09

    17.09

    6-7

    Игры с кубиками.      

    23.09

    24.09

    Кубики с цифрами

    8-9

    Танграм: древняя китайская       головоломка.

    30.09

    1.10

    счётные палочки.

    10-11

    Волшебная           линейка                

    7.10

    8.10

    Линейка

    12-13

    Праздник числа 10      

    14.10

    15.10

    14-15

    Конструирование

    многоугольников         из деталей            танграма

    21.10

    22.10

    Фигуры

    16-17

    Игра-соревнование     «Веселый счёт»                

    28.10

    29.10

    18-19

    Игры с кубиками.      

    11.11

    12.11

    Кубики

    20-21

    ЛЕГО-             конструкторы.          

    18.11

    19.11

    22-23

    ЛЕГО-             конструкторы.          

    25.11

    26.11

    24-25

    Весёлая геометрия      

    2.12

    3.12

    Фигуры

    26-27

    Математические        

    игры                  

    9.12

    10.12

    28-29

    «Спичечный»           конструктор            

    16.12

    17.12

    Палочки

    30-31

    «Спичечный»           конструктор            

    23.12

    24.12

    Палочки

    32-33

    Задачи-смекалки.      

    13.01

    14.01

    34-35

    Прятки  с   фигурами

    20.01

    21.01

    36-37

    Математические        

    игры                  

    27.01

    28.01

    38-39

    Числовые              

    головоломки            

    03.02

    04.02

    40-41

    Математическая          

    карусель.              

    17.02

    18.02

    42-43

    Математическая          

    карусель.              

    24.02

    25.02

    44-45

    Уголки    

    3.03

    4.03

    46-47

    Игра в магазин.  Монеты.      

    10.03

    11.03

    Монеты

    48-49

    Конструирование

    фигур из деталей

    танграма

    17.03

    18.03

    50-51

    Игры с кубиками.      

    7.04

    8.04

    Кубики

    52-53

    Математическое

    путешествие.

    14.04

    15.04

    54-55

    Математические        

    игры                  

    21.04

    22.04

    56-57

    Секреты задач          

    28.04

    29.04

    58-59

    Математическая

    карусель.

    5.05

    6.05

    Занимательные задачи

    60-61

    Числовые              головоломки            

    12.05

    13.05

    Ребусы

    62-63

    Математические        

    игры                  

    19.05

    20.05

    Лото

    Планируемые результаты 

         

    Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты   изучения   факультативного курса «Занимательная математика».

             Личностными   результатами   изучения   данного   факультативного   курса  являются:

           развитие      любознательности,        сообразительности         при     выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;  

           развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека;

           воспитание чувства справедливости, ответственности;

           развитие   самостоятельности   суждений,   независимости   и   нестандартности   мышления.

            Метапредметные результаты  представлены в содержании программы в  разделе «Универсальные учебные действия».

              Предметные результаты отражены  в содержании программы (раздел «Основное содержание»)

          Каждое логическое математическое задание содержит некоторый математический «секрет». Найти его - основная задача решающего. Систематическое выполнение таких заданий не только оказывает положительное влияние на качество знаний уч-ся, но и способствует развитию мышления.

          Математические сказки - благодаря им ребёнок отличает реальное от необычного. Нужны сказки при изучении геометрического материала, который требует развитого воображения, умения обдумывать предложенную ситуацию, выявлять и использовать необходимую информацию для принятия решения.

           Использование исторического материала в доступной для детей форме положительно сказывается на развитии познавательного интереса, на развитии интереса к математике, к чтению дополнительной литературы, формирование более глубоких математических представлений и подготавливают ребят к дальнейшему сознательному изучению математики.

           Именно математика, в отличие от других предметов, имеет отвлечённый, абстрактный характер.

    Литература:

       

    1. Кочурова Е.Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы)
    2. Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г. Занимательная математика: Книга для учащихся, учителей и родителей 1-5 классы. М.: АСТ-Пресс, 1999.
    3. Волина В.В. Учимся играя.- М,: Новая школа, 1994
    4. Медведева И.Г. Чудесная  клеточка.- Из-во «Адонис» Москва, 2007.
    5. Лазутина В.Ф., Устный счёт с улыбкой.- М. Новая школа, 1998
    6. Успенский Э. Весёлый счёт.- М.: Детгиз-2005.
    7. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку.-М.: просвещение, 2001.
    8.  Журнал « Начальная школа».- М.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

    Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс...

    Программа внеурочной деятельности "занимательная математика"

    Программа по внеурочной деятельности " Занимательная математика"  Содержание курса. Темтическое планирование...

    Программа внеурочной деятельности "Занимательня математика"

    Программа внеурочной деятельности "Занимательня математика"...

    программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

    Пояснительная записка Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:·        Федерального государственного образовательного стан...