пояснительная записка по предмету математика
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Чувахина Светлана Владимировна

Пояснительная записка по предмету "Математика".УМК "Школа России". Авторы М.И.Моро, М.А.Бельтюкова и др. 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_po_matematike.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     Рабочая программа предмета «Математика» для 2 класса составлена в соответствии:

- с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);

- Основной образовательной программой начального общего образования ООП НОО МКОУ Талалихинская начальная школа-детский сад;

- Сборник рабочих программ «Школа России». Рабочая программа по математике  М.И.Моро, М.А.Бельтюкова и др.  – Москва «Просвещение», 2011г.

- Программа соответствует учебнику: М.И.Моро, М.А.Бельтюкова и др, «Математика» 2 класс (в 2-х частях) - Москва: «Просвещение», 2012г.

    Программа учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Реализует цели и задачи ООП НОО МКОУ Талалихинской начальной школы-детского сада.

Целью изучения предмета «Математика» в начальной школе являются :

  • математическое развитие младших школьников;
  • формирование системы начальных математических знаний;
  • воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

 Задачи, решаемые при изучении предмета:

  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие математической речи;
  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  • развитие познавательных способностей;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • формирование критичности мышления;
  • развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

      Место в учебном плане.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования на изучение математики во 2 классе  отводится  136 часов из расчета 4 ч в неделю.

    Выбор данной авторской  программы и учебно-методического комплекса обусловлен соответствием требованиям ФГОС по математике в начальной школе.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТАРЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

Личностные результаты.

У учащегося будут сформированы:

-   понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;

-          элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной        деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);

-          элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;

-        элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);

-        начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);

-            уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Учащийся получит возможность для формирования:

-           интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;

-        первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;

-            потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

Учащийся научится:

-        понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;

-        составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;

-        выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

-        в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.

Учащийся получит возможность научиться:

-        принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;

   -        оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;

-        выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

 -        *контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.

Познавательные.

Учащийся научится:

-        строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;

  -        описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;

  -        понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;

  -        иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;

  -        применять полученные знания в изменённых условиях;

   -        осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;

-        выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;

-        осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио- и видеоносители, а также Интернет с помощью взрослых);

-        представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблицы).

Учащийся получит возможность научиться:

-        фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);

-        осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;

-        анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблицы).

Коммуникативные.

Учащийся научится:

-        строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

-        оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;

-        уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;

-        принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;

-         вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;

 -        осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Учащийся получит возможность научиться:

-        самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;

  -        *контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.

Содержание курса.

Числа и операции над ними.

Числа от 1 до 100.

Нумерация (16ч)

Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.

Сложение и вычитание чисел.(70ч)

Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания

Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.

Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.

Алгоритмы сложения и вычитания.

Умножение и деление чисел.(39ч)

Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.

Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.

Величины и их измерение.

Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.

Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).

Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.

Цена, количество и стоимость товара.

Время. Единица времени – час.

Текстовые задачи.

Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:

а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;

в) разностное сравнение;

Элементы геометрии.

Обозначение геометрических фигур буквами.

Острые и тупые углы.

Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.

Элементы алгебры.

Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а; при заданных числовых значениях переменной.

Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.

Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b;

Занимательные и нестандартные задачи.

Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.

Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.

Итоговое повторение.(11ч)

Обучающиеся научатся:

        Называть:

- натуральные числа от 20 до 100 в прямом и обратном порядке, следующее (предыдущее) при счёте число;

- число большее или меньшее данного числа в несколько раз;

- единицы длины, площади;

- компоненты арифметических действий;

- геометрическую фигуру( многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);

Сравнивать:

- числа в пределах 100;

- числа в кратном отношении( во сколько раз одно число больше другого);

- длины отрезков;

Различать:

- отношения «больше в», «больше на»,  «меньше в», «меньше на»;

- компоненты арифметических действий;

- числовое выражение и его значение;

- российские монеты, купюры разных достоинств;

- прямые и непрямые углы;

- периметр прямоугольника;

Читать:

- числа в пределах 100, записанные цифрами;

- записи вида 5×2=10, 12:4=3;

Воспроизводить:

- результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;

- соотношения между единицами длины: 1м=100см, 1м=10дм

Приводить примеры:

- однозначных и двузначных чисел;

- числовых выражений;

Моделировать:

- десятичный состав двузначного числа;

- алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;

-ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи в виде схемы, рисунка;

Распознавать:

- геометрические фигуры( многоугольники, прямоугольник, угол)

Упорядочивать:

- числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;

Характеризовать:

- числовое выражение(название, как составлено);

- многоугольник( название, число углов, сторон, вершин);

Анализировать:

- текст учебной задачи с целью поиска алгоритма её решения;

- готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;

Классифицировать:

- углы(прямые, непрямые);

- числа в пределах 100(однозначные, двузначные);

Конструировать:

- тексты несложных арифметических задач;

- алгоритм решения составной арифметической задачи;

Контролировать:

- свою деятельность( находить и исправлять ошибки);

Оценивать:

- готовое решение учебной задачи(верно, неверно);

Решать учебные и практические задачи:

- записывать цифрами двузначные числа;

- решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;

-  вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приёмы вычислений;

- вычислять значения простых и составных числовых выражений;

-  вычислять периметр прямоугольника;

- выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;

- заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.

Обучающийся получит возможность научиться:

Формулировать:

- свойства умножения и деления;

- определения прямоугольника и квадрата;

- свойства прямоугольника(квадрата);

Называть:

- вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;

- элементы многоугольника(вершины, стороны, углы);

Читать:

- обозначения луча, угла, многоугольника;

 Различать:

- луч и отрезок;

Характеризовать:

- расположение чисел на числовом луче;

- взаимное расположение фигур на плоскости(пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку);

Решать учебные и практические задачи:

- выбирать единицу длины при выполнении измерений;

- обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;

- указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника;

- изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;

- составлять несложные числовые выражения;

- выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.

Содержание учебного предмета.

п/п

Наименование раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Числа от 1 до 100. Нумерация.

16

16

Сложение и вычитание  чисел от 1 до 100.

70

70

Умножение и деление.

39

39

Повторение.

11

11

Итого.

136

136


ГРАФИК ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Дата

Вид работы, ее название

Тема курса

16.09

Контрольная работа по теме «Повторение  пройденного в 1 классе».

«Повторение  пройденного в 1 классе».

21.10

. Контрольная работа по теме «Нумерация чисел от 1 до 100».

«Нумерация чисел от 1 до 100».

11.11

Контрольная работа за 1 триместр.

09.12

Контрольная работа  по теме «Устное сложение и вычитание в пределах 100».

«Устное сложение и вычитание в пределах 100».

22.12

Контрольная работа  за 1 полугодие.

03.02

Контрольная работа  по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания».

«Письменные приёмы сложения и вычитания».

10.02

Контрольная работа за 2 триместр.

02.02

Контрольная работа  по теме «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100».

«Сложение и вычитание чисел от 1 до 100».

30.03

Контрольная работа  по теме «Умножение и деление».

«Умножение и деление».

19.04

Контрольная работа  по теме «Умножение и деление на 2 и 3».

«Умножение и деление на 2 и 3».

17.05

Итоговая контрольная работа.

Учебно- методическая литература :

1. М.И.Моро, М.А.Бантова и др. Математика: Учебник. 2 класс: в 2-х частях, М., «Просвещение», 2012 год.

2. М.И.Моро, С.И.Волкова, «Рабочая тетрадь» в 2-х частях, М. «Просвещение», 2014год.

3. С.И.Волкова, тетрадь «Проверочные работы», М., «Просвещение», 2014 год.

4. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко «Поурочные разработки по математике»,  2 класс, М: «ВАКО», 2015.

Материально-техническое обеспечение:

1. С.И.Волкова, С.П.Максимова Электронное приложение к учебнику «Математика» 2 класс.

Рассмотрено

На заседании ШМО_____

Протокол №____ от «___»_____________2015г.

СОГЛАСОВАНО

ЗАМ.директора по УВР

_____________/ ______/

«___»_________2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по предмету Русский язык 2 класс в коррекционной школе 8 вида

Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферыдеятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей....

Пояснительная записка по предмету чтение и развитие речи 4 класс коррекционной школы 8 вида

Цели: коррекция и развитие комммуникативной функции речи у учащихся на уроках чтения для их дальнейшей социализации в обществе....

Пояснительная записка по предмету живой мир в 4 классе коррекционной школы 8 вида

Формирование умений: наблюдать, взаимодействовать с объектом с целью накопления представлений о нем; описывать признаки изучаемого объекта; использовать полученные результаты в практической деятельнос...

пояснительная записка по предмету орксэ

пояснительная записка по орксэ...

Пояснительная записка по предмету "Русский язык" 1 класс Школа России

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Русский язык" 1 класс Школа России...

Пояснительная записка по предмету математика. 1 класс

В данном документе содержится пояснительная записка по предмету математика для учащихся 1 класса. УМК "Школа России"...

Пояснительная записка по предмету "Математика". 2 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Математика" 2 класс. УМК "Школа России"...