Дополнение задач недостающими данными.
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Булатова Татьяна Анатольевна

Тема: Дополнение задач недостающими данными.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока: научить дополнять задачи  недостающими данными.

Задачи:

Дидактические

- закрепление нумерации чисел в пределах 20.

- совершенствование вычислительных навыков в пределах 20.

- закрепление умения решать простые и составные задачи.

Коррекционно-развивающие:

- развитие памяти, внимания.

- развитие речи (с использованием математических терминов).

Воспитательные:

- закрепление умения точно выполнять полученную инструкцию.

-формирование положительной мотивации и привитие интереса к предмету.

-патриотическое воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2 класс                                                                                                                     3. 03. 2015 год                                                                                                                                                              

Математика

Тема: Дополнение задач недостающими данными.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока: научить дополнять задачи  недостающими данными.

Задачи:

Дидактические

- закрепление нумерации чисел в пределах 20.

- совершенствование вычислительных навыков в пределах 20.

- закрепление умения решать простые и составные задачи.

Коррекционно-развивающие:

- развитие памяти, внимания.

- развитие речи (с использованием математических терминов).

Воспитательные:

- закрепление умения точно выполнять полученную инструкцию.

-формирование положительной мотивации и привитие интереса к предмету.

-патриотическое воспитание.

Оборудование:  учебник, предметные картинки.

Ход урока

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (мотивация к учебной деятельности)

Проверьте готовность и аккуратность.

Гулять сегодня некогда;
Мы заняты другим,
Пришли сегодня гости к нам,
И мы их удивим.

  • Здравствуйте ребята, уважаемые гости.
  • Ребята, и вы поприветствуйте наших гостей.
  • Как вы думаете, сумеем мы удивить всех? Чем мы всех удивим?
  • Чтобы все получилось, мы должны соблюдать определённые

             правила  работы на уроке. Какие?

  1. Не выкрикиваем
  2. Не перебиваем друг друга
  3. Мы слышим друг друга

Учимся работать сообща  

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ 

  • С чего обычно мы начинаем урок математики?
  • Какое сегодня число? Какое число было вчера? Какое число будет завтра?

Устный счет:

      -     Характеристика числа 3

  • Какое число стоит между числами 13 и 15?
  • У Маши 3 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов у Маши?
  • Первое слагаемое – 13, второе – 3. Чему равна сумма?
  • Уменьшаемое – 8, вычитаемое – 3. Разность - ?
  • Я задумала число, прибавила к нему 3 и получилось 7. Какое число я задумала?
  • К какому числу надо прибавить 7, что бы получилось 10?

  • Какой сегодня день недели? (игра с мячом)
  • Какой сегодня месяц? (март)
  • А какой месяц был предыдущим? (февраль)
  • Какой праздник мы отмечали? (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

      -  Давайте поиграем в игру «Разведчики»

      -  Расшифруй сообщение (весна) 

III. «ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ»

У весны весёлый старт -

На пороге стоит Март.

Весело звенит капель -

К нам уже спешит Апрель.

Май их быстро догоняет,

Всех цветами он встречает.

Света, радости полны

Все три месяца весны.

Подготовка к решению задач. «Птички-задачки»

- Кто на своих крыльях приносит весну?  

- Первые вестники весны – это птицы.

- Какие птицы к нам  прилетают?  

Первыми на Урал обычно возвращаются грачи. Вслед за ними традиционно появятся жаворонки, зяблики и зеленушки. Срок прилета трясогузок, согласно народным приметам, совпадет с таянием льда на реках. В конце апреля прилетят пеночки. Последними в область вернутся ласточки и стрижи. Они прилетят в мае.

 Отгадайте загадку:

По весне к нам с юга мчится

Чёрная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач –

Ест букашек разных ...(Грач)

Повторение составных частей задачи.

- Птицы  принесли нам задачки, давайте их решим.

- Из каких частей состоит задача? (Условие. Вопрос. Решение. Ответ.)  

1 задача

На одной ветке 10 птиц, а на другой на 2 птицы меньше. Сколько птиц сидело на другом дереве?

10-2=8(птиц)

Ответ: 8птиц сидело на дереве.

2 задача

Витя смастерил 4 скворечника, а Петя – 2.  Сколько скворечников смастерили мальчики?

4+2=6

Ответ: 6 скворечника смастерили.

Сколько действий у этих задач?

Пальчиковая гимнастика

1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать.

(загибаем пальчики)

Вот кулак, а вот ладошка.

(Показать кулак и ладошку)

На ладошку села кошка и крадется потихоньку,

(По ладошке перебирая пальчиками продвигается другая ладошка)

Может, мышка там живет?

Кошка мышку стережет. Мяу!

(Как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки)

Откройте тетради, запишите число и решение.

Какой последний весенний месяц у нас? (май)

      - Какой праздник мы будем отмечать? (9 мая)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

На площади было 15 голубей. Прилетело еще 5 голубей. Улетел 1 голубь.  Сколько голубей стало?

На крыше дома сидело 13 кошек. 3 кошки убежали. Пришло 2 кошки. Сколько кошек стало?

  • Что дано? Прочитайте условие.
  • Что нужно узнать? Прочитайте вопрос.
  • Что неизвестно? Как найти неизвестную часть?
  • Можем сразу ответить на вопрос задачи?

  • Мы решали такие задачи? А как составить краткую запись этой задачи?
  • Определите тему урока. Что будем делать  на уроке?

  • Ребята, а почему мы не можем сразу ответить на вопрос задачи?
  • Что надо найти сначала? Каким действием?
  • Что надо найти потом? Каким действием?
  • Сколько действий в задаче?
  • Что узнаем первым действием?
  • Вторым?
  • Сформулируйте ответ. Проверьте решение по образцу.
  • У кого такой ответ?

Кто допустил ошибку? 

  • IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ 
  • Давайте проведем физминутку и немножко отдохнем.

ФИЗМИНУТКА.

Мы ладонь к глазам приставим, 
Ноги крепкие расставим. 
Поворачиваясь вправо, 
Оглядимся величаво. 
И налево надо тоже 
Поглядеть из под ладошек. 
И – направо! И еще 
Через левое плечо!

«Самолеты».

Самолеты загудели,

(вращение перед грудью согнутые в локтях руками)

Самолеты полетели.

(руки в стороны)

На поляну тихо сели,

(присели, руки к коленям)

Да и снова полетели.

(руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны).

  • Нужно ли еще потренироваться решать составные задачи?

Работа с учебником стр.24 №13(1,2)

V. РЕФЛЕКСИЯ 

Ну вот, наш урок подошел к концу.

       -    Что больше всего понравилось на уроке?

  • Чему учились на уроке?
  • Кто старался? У кого все получилось?
  • Кому было трудно?
  • Кто думает, что работал хорошо, но мог бы еще лучше?
  • Кто считает, что работал дружно? Оцените свою работу.
  • (Самооценка)
  • Я очень довольна, вы справились с поручением и не только научились решать задачи, но и показали как нужно дружно вместе работать.
  • И вам за работу – награда. Раскраска.
  • А сейчас встаньте, попрощайтесь с нашими гостями. Наш урок закончен. Спасибо вам за работу.

Приложение 1

- Ребята, 23Февраля мы отмечали праздник День защитника Отечества. А кто такие защитники Отечества?

Дети: Солдаты, которые защищают Отечество.

Восп. : А что такое Отечество?

Дети: Это Родина.

Восп. : Правильно, защитники Отечества – это воины, то есть солдаты, которые защищают нашу Родину от врагов. А еще Родина значит родная как папа и мама. Родина - место, где мы родились, страна в которой мы живем. Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине:

- Нет земли краше, чем Родина наша!

- Одна у человека мать - одна Родина!

Ребята вот как вы думаете, один солдат может защитить Отечество?

Дети: нет, нужно много солдат.

Восп. : Совершенно верно, не зря сказано : - Один, в поле не воин. А когда много солдат – это армия.У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. В России тоже есть армия, и она не раз защищала свой народ от захватчиков.

Давайте с вами поиграем в следопытов и отправимся в разведку.

Лучший следопыт

Дидактическая цель: Систематизирование и обобщение знаний.

Средства обучения: Схема расположения деревьев на доске.

Содержание игры: Учитель сообщает детям условия игры: «Мальчик отправился по лесу в разведку. (Учитель на доске изображает схему расположения деревьев). По его пути должны отправиться взрослые. В менее опасных местах он оставлял следы - около деревьев писал палочкой пример, обозначающий номер полянки, где он останавливался». Учитель на доске около деревьев пишет мелом примеры вида:

«Мы с вами следопыты. Мы должны расшифровать номера полянок и пройти по следам разведчика, показать путь его движения и рассказать, в каком направлении он двигался».

Примечание. Слова, которые нужно употреблять в рассказе, учитель пишет на доске до проведения игры и предлагает детям прочитать их.

Если следопыт показывает путь движения разведчика неправильно, то остальные следопыты подают сигнал тревоги (показывают красный круг). Выигрывает тот следопыт, который не допустил ошибок. Направление движения разведчика можно изменять многократно, записывая другие примеры под деревьями.

Приложение 2

Идут  годы, меняется жизнь, но время не в силах стереть из нашей памяти великую дату – 9 мая 1945 года. Этот день отмечают в каждой семье, как великий праздник – День Победы в Великой Отечественной войне.

Мы родились уже после войны и, к счастью не узнали её ужасов, но глубоко гордимся тем, что наш народ сумел выстоять в жестокой битве с фашизмом и победить.

        В этот день мы вспоминаем погибших и живых, воинов и мирных жителей – всех, благодаря кому была завоевана победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. События военного времени не забыты – они живы в воспоминаниях ветеранов. 

Победа далась нелегко, использовались все возможные ресурсы. В тяжелые годы рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней. О многих интересных случаях, когда природа помогала людям, вы сегодня услышите.

Самыми верными помощниками солдат в годы Великой отечественной войны были, конечно, собаки.

У нас уважают собаку недаром:

Собака на фронте была санитаром,

Связистом, сапёром. Порою собаки

На танки бросались во время атаки.

Да, на войне получалось и так,

Что «тигры», «пантеры» боялись собак.

Учитель: Ребята, скажите, как вы думаете, как собаки могли помогать людям на войне?

(ответы детей)

Собаки взрывали мосты, железнодорожные составы. 19 августа 1943 года на железнодорожной линии Полоцк Дриса овчарка Дина пустила под откос вражеский эшелон. Ею на расстоянии управлял солдат дрессировщик Филатов. Дина сбросила на рельсы взрывчатку и по следу догнала своего вожатого. С её  помощью было уничтожено 10 вагонов с живой силой противника. С нашей стороны потерь не было.

По официальной статистике во время Великой отечественной войны

  • собаки вытащили с поля боя около 700 тысяч раненых;
  • нашли 4 миллиона мин и фугасов;
  • участвовали в разминировании 300 крупных городов;
  • в боевой обстановке доставили 200 тысяч документов;
  • проложили 8 тысяч километров телефонного провода;
  • уничтожили 300 вражеских танков.

Голуби

Учитель: Как не странно, символ мира может оказаться эффективным средством войны. Голубиная почта существовала ещё со времён глубокой древности, но с приходом радио казалось, что её век окончен. Но первые бои Великой Отечественной войне показали, что проводная связь действовала только на расстоянии 3 км, радио – 5 км. Зачастую техника выходила из строя.

В этом плане показательным является сражение при форсировании реки Великая в 1944 г. Наши войска захватили плацдарм и оторвались от основных частей белее, чем на 25 км. Связи на таком расстоянии не было и быть не могло. И тогда были применены голуби. Они ежечасно приносили сведения с немецких позиций и корректировали огонь.

Применялись голуби и для уничтожения объектов противника.

 Кошки

Конечно, кошки не принимали активного участия в военных действиях, как собаки. Но и они тоже, несомненно, внесли свой вклад в дело Победы. Хотя бы тем, что помогали людям в неё верить.

Так в лагерях партизан кошки были обязательно. Они приходили из разрушенных и занятых немцами деревень и поселялись с людьми в лесах. Конечно, кошки и мышей ловили, спасая скудные партизанские запасы, но главное, они оказывали психологическую помощь бойцам. Даже те люди, которые обычно кошек не любили или были к ним равнодушны, к своим «партизанкам» относились трепетно.

В историю вошла лондонская кошка Сэлли, которая не просто выказывала беспокойство перед началом налётов, а осознанно предупреждала своих хозяев. Когда Сэлли чувствовала приближение бомбёжки, то бежала к двери, где висел противогаз, и начинала бить по нему лапами, потом возвращалась к хозяйке и настойчиво тыкалась ей в руки. Сэлли предсказывала налёты так точно и так своевременно, что не только её хозяева, но и предупреждённые ими соседи успевали спрятаться в бомбоубежище.

Вот прошло уже 70 лет с того дня, как закончилась Великая Отечественная война. Многое изменилось с тех пор, но мы с вами должны навсегда оставить в своей памяти подвиг, который совершил народ, ради женщин и детей, ради внуков и правнуков, то есть ради нас с вами, ради мира на земле. Мы должны помнить тех, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Но нужно вспоминать и добрых друзей человека, помогавших ему на трудном пути к победе.

http://aroundcat.com/2014/05/11/кошка-на-войне/

http://nsportal.ru/konkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/2012/05/13/vneklassnoe-meropriyatie-klassnyy-chas-zhivotnye-na

http://www.tarologiay.ru/?p=2038  или http://oreennes.ucoz.ru/news/stikhi_o_vesne/2013-05-25-2 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Недостающие данные" Математика 3 класс ПНШ "Недостающие данные"

Формирование исследовательских способностей ребенка можно рассматривать как важнейший образовательный ресурс здоровьесбережения. Главные задачи исследовательского обучения: активизировать учебную рабо...

Разработка урока по математике с использованием регионального компонента Тема: Решение задач. Как получить недостающие данные (3 класс, . УМК «Перспективная начальная школа»)

Данный урок проводится в 3 классе при изучении темы "Решение задач с недостающими данными" (УМК "Перспективная начальная школа"  Математика.3 класс: учебник: в 2ч./ А.Л.Чекин. - М.:Академкнига/Уч...

Тема: Задачи с недостающими данными

Тема: Задачи с недостающими данными...

Презентация по математике "Решение задач с недостающими данными".

Математику, друзья,Не любить никак нельзя.Очень точная наука,Очень строгая наукаЭта математика!...

Конспект урока на тему"Задачи с недостающими данными" (УМК"ПНШ"3 класс)

Цели урока: формирование умений распознавать задачи с недостающими данными, преобразовывать их условие.Планируемые результаты:Личностные:- формировать интерес к изучению данной темы;- развивать умение...

Решение задач с недостающими данными

урок математике по теме "Решение задач с недостающими данными" 3 класс по системе РО Занкова...