Открытый урок по математике
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Светлана Ивановна Васильева

 Открытый урок по математике в 3 классе на тему "Увеличение, уменьшение числа в 10, 100 раз"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

Класс 3

Тема урока: «Увеличение, уменьшение числа в 10, 100 раз»

Цели:

1) научить увеличивать и уменьшать натуральные числа в 10, 100 раз; закреплять умение читать, записывать трёхзначные числа.

2) развивать умение решать задачи на кратное и разностное сравнение; развивать познавательную активность, логическое мышление, математическую речь.

3) воспитывать усидчивость, терпение, взаимоуважение, аккуратность.

Тип урока: изучение новой темы

Вид урока: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, мультимедийная презентация, карточки для индивидуального опроса, карточки с цифрами и буквами к слову: знания, бутылка с запиской, сундучок с шоколадными монетками.

Методы и приёмы: наглядно-иллюстративные, объяснение, устное

вычисление.

1. Оргмомент.

Учитель:

- Жил мудрец, который знал всё. Один человек решил доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажите, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умертвлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

- Ваши знания, ребята, тоже в ваших руках. Давайте мы это и докажем сегодня своей работой на уроке.

- Я приглашаю вас в морское путешествие на Остров сокровищ искать клад.

2. Устный счёт.

Слайд 1.

Учитель:

- Давайте рассмотрим карту путешествия. Сначала мы поплывём до Острова обезьян, затем остановимся на Мысе познания, посетим Остров задач, постараемся обойти Пиратскую бухту и только после этого попадём на Остров сокровищ. Во время нашего плавания мы будем вести бортовые дневники (рабочие тетради).

- Перед отплытием нужно отгадать название нашего корабля.

Слайд 2.

(Работа на интерактивной доске.)

(56 + 28) : 14 =                        М

70 + 80 + 30 + 20 =                Й

6 ∙ 8 : 4 : 12 =                        Ы

(57 + 43) : 25 =                        Л

300 + 32 : 4 ∙ 5 =                        С

80 : 5 ∙ 3 =                                Е

      340

       6

      48

      4

       1

      200

      С

       м

      е

       л

       ы

       й

Слайд 3.

Учитель:

- Итак, на корабле «Смелый» мы отправляемся в морское путешествие. Запишите в бортовые дневники дату отплытия.

(Дети записывают в тетрадях дату.)

Учитель:

- На горизонте показался Остров обезьян. Нас встречает обезьянка Кики и предлагает выполнить задания. А (имена учеников) в это время отправляются изучать остров:

Слайд 4.

Что растёт на острове? (Работа на интерактивной доске.)

- Вычислите выражение и выберите соответствующий рисунок.

48 : 3 =                        2        12

80 : 16 =                                5

17 ∙ 4 =                        98        68

99 : 33 =                        13        3

78 : 6 =                        16        

2 ученика работают по карточкам.

Огород имеет форму прямоугольника, одна сторона которого 12 метров, а другая в 2 раза меньше. Найди площадь и периметр прямоугольника.

(P = (12 + 12 : 2) ∙ 2 = 36(см);                S = 12 ∙ (12 : 2) = 72(см2))

Задания обезьянки Кики (фронтальный опрос).

1) Составьте все возможные трёхзначные числа, используя цифры 2, 7, 5 и не повторяя одну и ту же цифру в записи одного числа.

(275, 257, 725, 752, 527, 572)

2) – Назовите число, которое при счёте идёт перед числом 890.        (889)

- Сколько получится, если к 7 сотням прибавить 3 единицы.        (703)

- Между какими числами находится число 320?        (319 и 321)

- Назовите число, которое следует за числом 579.        (580)

- К трёхзначному числу прибавили 1 и получили четырёхзначное число.

Назовите трёхзначное и четырёхзначное числа.        (999, 1000)

3) Одна обезьянка съела за день 15 бананов, а другая – 20. Сколько бананов съедят обе обезьянки за два дня? (70 бананов)

Слайд 5.

Учитель:

- Молодцы, ребята! Продолжаем наше путешествие. Впереди нас ждёт Мыс познания. Что же мы узнаем сегодня нового на уроке, о чём пойдёт речь?

3. Постановка проблемы.

Слайд 6.

(Ученик читает стихотворение и показывает на интерактивной доске.)

Ученик:

- Сегодня будем говорить о том,

Что плохо нам шутить с нулём.

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль.

Мы двойку в двадцать превратим.

Из троек и четвёрок

Мы можем, если захотим,

Составить тридцать, сорок.

Пусть говорят, что мы ничто, -

С двумя нолями вместе.

Из единицы выйдет сто,

Из двойки - целых двести.

(Ответы детей.)

Учитель:

- Сегодня с помощью наблюдений мы сделаем вывод, как увеличить и уменьшить число в 10 и 100 раз и полученные знания применим на практике при решении примеров и задач.

4. Актуализация знаний.

- Вспомните, что нужно сделать, чтобы увеличить число в несколько раз?

Ученик:

- Нужно умножить.

Учитель:

- А что нужно сделать, чтобы уменьшить число в несколько раз?

Ученик:

- Нужно разделить.

5. «Открытие» детьми нового знания.

Учитель:

- Умножим 3 на 10. Применим переместительное свойство умножения:

3 ∙ 10 = 10 ∙ 3 = 10 + 10 + 10 = 30

- Умножим 2 на 100:

2 ∙ 100 = 100 ∙ 2 = 100 + 100 =200

- Сравним первый множитель со значением произведения:

3                30

Ученик:

- Появился 0.

Учитель:

- Во сколько раз мы увеличили число 3?

Ученик:

- В 10 раз.

Учитель:

- Сравним следующий множитель со значением произведения.

2                200

Ученик:

- Появилось два 0.

Учитель:

- Во сколько раз увеличили число 2?

Ученик:

- В 100 раз.

Учитель:

- Сделайте вывод, что нужно сделать, чтобы увеличить число в 10 и в 100 раз?

3 ∙ 10 = 30

2 ∙ 100 = 200

Дети:

- Чтобы увеличить число в 10 раз, надо справа от числа приписать один 0.

- Чтобы увеличить число в 100 раз, надо справа от числа приписать два 0.

Учитель:

- Запишите число 500. Число 5 означает единицы какого разряда?

Ученик:

- Третьего, 5 сотен.

Учитель:

- Зачеркните один 0. Какое получилось число?

Ученик:

- 50.

Учитель:

- Сейчас 5 - единица какого разряда?

Ученик:

- Второго, 5 десятков.

Учитель:

- Мы зачеркнули, отбросили 0. Какое арифметическое действие выполнили?

Ученик:

- Деление.

Учитель:

- На сколько разделили число 500?

Ученик:

- На 10.

Учитель:

- Что получили?

Ученик:

- 50.

Учитель:

- Запишем числовым выражением:

500: 10 = 50

- Зачеркните в числе 500 ещё ноль. Сейчас 5 - единица какого разряда?

Ученик:

- Первого, 5 единиц.

Учитель:

- Сколько нулей мы зачеркнули, отбросили?

Ученик:

- Два.

Учитель:

- На сколько разделили число 500?

Ученик:

- На 100.

Учитель:

- Что получили?

Ученик:

- 5.

Учитель:

- Запишем числовым выражением:

500:100=5

- Сделайте вывод, что нужно сделать, чтобы уменьшить число в 10 и в 100 раз?

Дети:

- Чтобы уменьшить число в 10 раз, надо справа от числа отбросить один 0.

- Чтобы уменьшить число в 100 раз, надо справа от числа отбросить два 0.

6. Первичное закрепление нового знания.

Учитель:

- Молодцы! А теперь выполняем с комментированием №1 на с. 41.

8 ∙ 10 = 80                        700 : 100 = 7                840 : 10 = 84

12 ∙ 10 = 120                400 : 100 = 4                900 : 10 = 90

35 ∙ 10 = 350                100 : 100 =1                360 : 10 = 36

Слайд 7.

Учитель:

- Молодцы! Пока наш корабль держит курс к Острову задач, мы с вами немножко отдохнём.

Физкультминутка.

7. Закрепление пройденного.

Слайд 8.

Учитель:

- На Острове задач нам оставлена бутылка с запиской.

(Ученик читает записку.)

Ученик:

- «Чтобы продолжить путешествие, вам необходимо выполнить задание 3 на странице 41».

№3 – у доски

Мальчиков - 9к. по 8чел.        во ? р. б.

Девочек - 24

8 ∙ 9 : 24 = 3 (р.)

Учитель:

- Что ещё нужно сделать в №3?

Ученик:

- Изменить вопрос, чтобы последним действием задачи было вычитание.

Учитель:

- Это задание вы выполните дома. А мы берём курс на Остров сокровищ.

Слайд 9.

- Но что это?! Впереди Пиратская бухта! Но нам ведь совсем туда не нужно. Наверное, капитан допустил ошибки в расчётах. Мы попали в плен к пиратам. Их главарь капитан Флинт не отпустит нас, пока мы невыполним его задания.

Слайд 10.

№4 – с комментированием:

1 м = 10 дм                        1 дм = 10 см

1 м > 10 см                        1 дм > 10 мм

1 дм2> 10 см2                1 см2 = 100 мм2

№5 – самостоятельно по вариантам.

1 в.                                2 в.                                3 в.

х : 3 = 17                        49 – х = 28                        64 : х = 4

х = 17 ∙ 3                        х = 49 – 28                        х = 64 : 4

х = 51                        х = 21                        х = 16

51 : 3 = 17                        49 – 21 = 28                64 : 16 = 4

     17 = 17                                 28 = 28                        4 = 4

Слайд 11.

Учитель:

- Задания выполнили. Пираты нас отпускают, и мы плывём на Остров сокровищ.

Слайд 15.

- Зачем мы плыли сюда, преодолевая препятствия?

Ученик:

- Чтобы найти сокровища.

Учитель:

- Сейчас мы узнаем, что же это за сокровища.

8. Вторичное закрепление нового знания.

(Работа в парах.)

Учитель:

- Перед вами карточки, на которых написаны цифры. Я вам буду называть примеры, вы их будете вычислять и класть перед собой карточки с ответами в ряд.

6 ∙ 10 = 60                300 : 100 = 3                18 ∙ 10 =180                240 : 10 = 24

       З                           Н                                       А                                    Н

5 ∙ 100 = 500                800 : 100 = 8

        И                                  Я

Учитель:

- Переверните каждую карточку, и если вы правильно решили примеры, у вас должно получиться слово – сокровище, которое вы искали. Что же это за слово?

Ученик:

- Знания.

9. Итог урока. Рефлексия.

Слайд 13.

Учитель:

- Почему знания для нас сокровище, богатство?

(Ответы детей.)

Учитель:

- Какие знания вы получили во время нашего путешествия? Что вам понравилось? Над чем ещё нужно поработать?

(Ответы детей.)

Учитель:

- Запишите домашнее задание: с. 41, №3, № 6.

Слайд 14.

Учитель:

- Но это ещё не всё! Ребята, капитан Флинт остался очень доволен вами и

прислал вам настоящий сундучок с сокровищами.

(Учитель раздаёт детям из сундучка шоколадные монетки.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс"

Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс". Фрагмент урока был дан на районном семинаре г. Химки Московской обл. "Новейшие ИКТ в начал...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013

Конспект  открытого   урока  по математике  во 2 «Б» классе УМК  «Начальная школа 21 века  Тема Полёт  к звёздам.  (интегрированный урок по математике и ху...

открытый урок по математике "Путешествие на мыс математики"

Урок проведен для закрепления таблицы умножения и деления на 2...

Открытый урок по математике по теме " Таблица умножения и деления с числом 9." ФГОС в 3 "б" классе 29.11.2017 года . Уровень муниципальный . Показан опыт работы на уроке математики учащегося с ОВЗ.

Урок изучения нового материала проведён по  теме "Таблица умножения и деления  с числом 9" ФГОС  на муниципальном уровне по программе "Школа России"....