"Виды самостоятельных работ на уроках математики"
статья по математике (2 класс) по теме

Начальное  звено обучения - один из сензитивных школьных периодов для формирования такого свойства личности, как самостоятельность, которое активно развивается в этом возрасте в учебной деятельности.

   Ни у кого не вызывает сомнения, что одним из средств воспитания самостоятельности на уроках является самостоятельная работа учащихся. Однако возможности такого известного метода обучения, к сожаленью, мы реализуем не в полной мере. Мы, как правило, используем самостоятельные работы в процессе закрепления учебного материала и контроля. Выводя их, в основном, на репродуктивный уровень. Мы порой не учитываем, что самостоятельную работу можно использовать, решая различные дидактические задачи. Так, она может быть этапом освоения новых знаний. Это позволяет активизировать мышление ребёнка в процессе изучения нового материала, делать его активным участником приобретения знаний, умений и навыков. Можно выделить следующие виды самостоятельной работы, учитывая при этом уровень активности мышления детей, показать возможности их использования на различных этапах обучения математики.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_samostoyatelnyh_rabot_na_urokah_matematiki.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Виды самостоятельных работ на уроках математики

Совершенствование содержания, методики обучения в начальной школе предполагает поиск путей и средств, позволяющих формировать у школьников способность самостоятельно овладевать знаниями, воспитывать у них потребность в постоянном самообразовании.

     Начальное звено обучения – один из сензитивных школьных периодов для формирования такого свойства личности, как самостоятельность, которое активно развивается в этом возрасте в учебной деятельности.

      Ни у кого не вызывает сомнения, что одним из средств воспитания самостоятельности на уроках является самостоятельная работа учащихся. Однако возможности такого известного метода обучения, к сожаленью, мы реализуем не в полной мере. Мы, как правило, используем самостоятельные работы  в процессе закрепления учебного материала и контроля, выводя их, в основном, на репродуктивный  уровень.  Мы порой не учитываем, что самостоятельную работу можно использовать, решая различные дидактические задачи. Так, она может быть этапом  освоения  новых знаний.     Это позволяет  активизировать мышление ребенка в процессе изучения нового материала, делать его активным участником приобретения  знаний, умений и навыков.

       Можно выделить следующие виды самостоятельной работы, учитывая при этом уровень активности мышления детей, показать возможности их использования на различных этапах обучения математике.

   

  1. Самостоятельные работы с целью актуализации

знаний учащихся

        Актуализировать опорные знания  и умения учитель должен перед введением  нового материала и перед закреплением его. Данная работа может носить воспроизводящий и реконструктивно – вариативный характер.

      Работы воспроизводящего характера (или по образцу) в курсе математики – это многочисленные типовые примеры и задачи  с полностью заданными условиями. В ходе выполнения этих работ   ученики формулируют условия задач, определяют условия задач, определяют данные и искомое, а затем воспроизводя  соответствующие знания, находят способ решения. Работы такого вида учащиеся выполняют с подробной инструкцией.

Например, с целью подготовки к изучению вычислительного приема вида    30 – 6 целесообразно предложить следующую систему заданий:

1). Замени числа суммой по образцу:

50=40+10       70 =    +    

90 =80+10       20=    +

2). Заполни «окошки»

60 +      =65     72 +6 =         +8 =78

3).Реши удобным способом:

(50+10)-6         (30+10)-4

Данная работа должна быть проведена с целью определения уровня подготовленности учащихся к восприятию нового материала. Виды проверки могут быть различны: фронтальная, выборочная , с использованием обратной связи и т.д.

Работы реконструктивно – вариативного характера требуют  от учащихся различных преобразований, обобщений, опираясь на ранее приобретенные знания и умения. Здесь учащиеся должны не только воспроизвести отдельные функциональные характеристики знаний, но и структуру этих знаний в целом. Тем самым углубляются, их применения расширяется, они становятся более совершенными, а мышление учащихся достигает уровня продуктивной деятельности.

Представим систему подготовительных заданий на примере той же темы 30 – 6

1. Распредели самостоятельно примеры в два столбика по какому – нибудь признаку, обоснуй свой ответ:

40-8        34+5      44+3       80-9     56+20

70-8      90-6         45+50    30-6     72+10

2. Среди данных примеров найди  те , которые помогут решить примеры одного из столбиков, записанных в задании.

(20+10)-6     (70+10)-9

(30+10)-8    (60+10)-8

(50+10)-1    (80+10)-3

(40+10)-2    (80+10)-6

3.Состав каких чисел надо знать для решения данных примеров? Запиши их самостоятельно.

II.Самостоятельные работы с целью изучения новых знаний

Введение нового материала может проводиться на разных уровнях познавательной активности учащихся. Это зависит от сложности материала и уровня подготовленности класса.

Работы воспроизводящего характера (или по образцу) выполняются учащимися всецело на основе образца или подробной инструкции, в силу чего уровень познавательной активности и самостоятельности не выходит за рамки воспроизводящей деятельности.

Например, на доске записаны примеры: 48-3; 48-30

Учитель объявляет тему и делает развернутую запись решения примера:

48-30=(40+8)-30=(40-30)+8=10+8=18

- Посмотрите, на доске записано решение примера с объяснением и памятка с опорными словами, которые помогут вам объяснить способ решения.

- Ребята, самостоятельно разберитесь в решении данного примера. Опрос целесообразно начинать по желанию и со слабых учащихся. В конце учитель делает обобщение по ответам учащихся.

Работы реконструктивно – вариативного характера.

Здесь учащиеся должны видеть и применять опорные знания и умения. А для этого необходима система подготовительных знаний. Только система целесообразно подобранных подготовительных вопросов и заданий позволит организовать самостоятельную работу данного вида.

Например, надо ввести  вычислительный прием вида 30-6. Мы будем исходить из той подготовки, которая нами представлена в пункте 1. Тогда вопросы и задания на этапе изучения будут следующие:

Посмотрите внимательно на только что решенные нами примеры. Нет ли среди них тех, которые помогут решить  данный ?

Детям дается время на обдумывание. После обсуждения им предлагается самостоятельно  записать пример с подробным объяснением, используя опорные слова памятки, устно проговорить алгоритм. В конце такой работы учитель должен дать образец рассуждения решения данного примера с использованием  тех же опорных слов.

Работы частично-поискового характера отличаются от предыдущих большей степенью самостоятельности учащихся. При таком виде работы целесообразно предлагать уч-ся  какой-нибудь вспомогательный материал.

Для примера рассмотрим знакомство с вычислительным  примером 47+5

Ребята, сейчас вы будете учиться решать примеры вида 47+5. У вас на столах пучки палочек разного цвета (две палочки другого цвета) Как удобно посчитать, сколько всего палочек? Детям дается время на обдумывание. После обсуждения учитель делает обобщение и предлагает учащимся самостоятельно записать решение. Далее следует проверка и образец алгоритма решения примера.

В работе исследовательского характера учащимся самим разрешить проблему, составить алгоритмы решения, сделать обобщения. Организовать работу данного вида можно только в сильном классе, где у учащихся сформированы умения, необходимые для исследования. Большую роль здесь играет  и система подготовительных упражнений.

Например, надо познакомить учащихся с новым вычислительным приемом вида 42-5. Будем исходить из того, что нами предлагалась та подготовительная работа, о которой я говорила в пункте 1. Тогда на этапе изучения можно предложить следующую систему вопросов и заданий.

Ребята, вам надо решить пример 42-5. Подумайте, как можно вычислить. На столах лежат палочки одного цвета, но практическая помощь детям не предлагается. Мы преследовали цель ввести материал на более высоком абстрактном уровне. Только тем детям, которые не справились с заданием, целесообразно предложить помощь – счетные палочки.

После обсуждения поиска решения, которое должно начинаться со слабых учащихся и по желанию, учитель может предложить записать решение с полным объяснением и рассказать алгоритм, пользуясь памяткой.

Мы рассмотрели 4 вида самостоятельных работ, которые можно проводить с целью изучения новых знаний. Эти работы могут проводиться только в указанной последовательности, так как в содержании происходит постепенное нарастание трудности, что влечет за собой рост активности в мышлении учащихся. Самый высокий уровень познавательной активности проявляется в работах исследовательского характера.

III. Работы с целью закрепления и повторения знаний и умений учащихся

Цель закрепления – запоминание, систематизация, обобщение и практическое применение знаний и умений. Чаще всего на практике мы наблюдаем многократное выполнение аналогичных заданий. Этого, конечно, недостаточно. Закрепление – процесс длительный и задания должны предлагаться в определенной последовательности: решение аналогичных заданий; выполнение заданий, где осуществляется перенос знаний в новые условия; далее – включение новых знаний в систему старых; последними можно предлагать задания творческого характера. Для самостоятельного выполнения можно предлагать задания любого вида. При закреплении самостоятельные работы могут носить воспроизводящий и реконструктивно-вариативный характер.

Например, для работы воспроизводящего характера можно предложить задания:

  1. Реши примеры по образцу.
  2. Реши задачу, подобно той, которую разобрали устно.
  3. Начерти такой же отрезок и т. д.

Для работ  конструктивно- вариативного характера целесообразно предлагать такие задания, где нужно осуществить перенос знаний в новые условия, увидев внутрипредметные  связи, и задания творческого  характера.

Например:

             1.Используя первый пример, составь второй на вычисления:

              (20+10)-6            (40+10)-7

                           2.Придумай задачу, которая решалась бы так: 30*6.

4. Самостоятельные работы с целью   проверки знаний и умений  учащихся

Цель проверки – определение уровня усвоения  знаний и умений уч-ся. Результат проверки – выставление оценки. Работы на этом этапе, как и при закреплении знаний, могут носить воспроизводящий и реконструктивно-вариативный характер, задания предлагаются аналогичные.

Мы назвали основные виды самостоятельных работ, используемых в начальной школе, которые могут повышать активность учащихся на различных этапах урока, а в дальнейшем способствовать самостоятельному овладению новыми знаниями.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Т Е М А

«Виды самостоятельных работ

на уроках математики»

МОУ Лицей № 4

Учитель: Силенко Н.Н.

г. Юбилейный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды самостоятельных работ на уроках математики

Начальное звено обучения – один из сензитивных школьных периодов для формирования такого свойства личности, как самостоятельность, которое активно развивается в этом возрасте ...

Организация самостоятельной работы на уроках математики

Организация  самостоятельной работы на уроках математики и ее роль в развитии обучающихся специальных (коррекционных) классов VII  вида....

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

Самостоятельная работа на уроке математики

Данный материал рассказывает об основных видах и этапах самостоятельной  работы на уроках математики в начальной школе....

Самостоятельная работа на уроке математики(презентация)

Данный материал рассказывает об основных видах и этапах самостоятельной  работы на уроках математики в начальной школе....

Геометрические задания для организации коллективной или самостоятельной работы на уроках математики в 4 классе

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯдля организации коллективной или самостоятельной работы на уроках математики в 4 классе по материлам учебника "Математика"  авторов: Л.П. Кочиной, Н.П. Листопад...