Урок по математике в 1 классе по теме"Величина.Масса.Килограмм."
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Никитина Марина Николаевна

Урок математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon velichiry._massa._kilogramm._1_kl._1.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе

по УМК «Школа 2100».

Тема урока: Величины. Масса. Килограмм.

Цель: помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях.

Задачи:

Учебные:  познакомить с правилами сравнения, сложения и вычитания масс; продолжить закрепление знаний об общем принципе измерения величин.

Развивающие: создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения, логического мышления и развития математической речи, обогащать и усложнять словарный состав, развивать барическое чувство – сравнивать массу предметов с помощью собственных рук; учить самооценке.

Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в паре, в коллективе,  воспитывать познавательный интерес к предмету, коммуникативную культуру, учить взаимодействию.

Оборудование: учебник, тетрадь, комплекты геометрических фигур (разных по цвету, форме и размеру),  карточки заданий по уровням сложности, интерактивная доска, компьютер, весы, гири, весы.

Ход урока:

1. Орг. момент

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Вот книжки на столе ,а вот тетрадки

Не хочется играть сегодня в прятки.

- Сегодня, мы продолжаем изучать такой интересный предмет, как математика. Приведём наш ум в порядок, узнаем новое, а для этого проведём исследование.

- Что такое исследование? (Изучение какого-либо предмета или явления.)

- Кто такой исследователь?  (Человек, который занимается исследованием.)

- Сегодня, мы с вами – исследователи..

А чтобы работа была успешной – улыбнитесь друг другу.

- Перед началом исследования проведём разминку.

2. Актуализация знаний.

Вычислите

4дм+5дм=                     2см+5см=

9см_3см=                     9кг+1 кг=

9-8=                              7-5=

3. Постановка проблемы. «Открытие» нового знания.

1. Знакомство с массой.

- Рассмотрите внимательно эти шарика и сравните их. Что можно сказать? (, форма и  размер одинаковые,а цвета разные).

?! – Но я все-таки уверяю вас, что эти шарики ещё чем то отличаются разные. В чем же их отличия?

(Затруднение??? или предположения???)

- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки. (выходят 2-3 ученика).

- Что теперь можете сказать? (Одна легче, другая – тяжелее)

- А как же называется такое свойство предметов?

           На доске выставляется слово МАССА.

- Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании?

- Кто догадался, какая тема нашего урока? ( Масса)

-Что бы вы хотели узнать о массе?

Чему бы хотели научиться? Где в жизни может это пригодиться? ( В работе, при приготовлении и т. д.)

- Можно ли массу назвать величиной?!? Почему? Как вы думаете?

(Величина – это такое свойство (признак ) предметов, которое можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит,  и предметы можно измерить и записать числом.)

- Мы проверим наши предположения на практике, но прежде немного отдохнем.

* Физкультминутка

2. Проверка предположений.

1). - Давайте проверим это, а поможет нам вот такой прибор. Как он называется? (Весы)

История возникновения весов.

Весы — один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки.

  В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели взвешивать.

– Какие весы вы знаете? Для взвешивания каких предметов они используются?

Ученики называют разные виды весов, а учитель показывает их на рисунках.

Д. Весы для новорожденных детей, аптечные весы, медицинские весы, магазинные весы, бытовые весы, грузовые...

- Поработаем с бытовыми весами.

Как находятся чашечки весов? ( На одном уровне или в равновесии.)

Это называется РАВНОВЕСИЕ ВЕСОВ (вывешивается табличка).

Коробки ставятся на  чашечные весы.

-Посмотрим, что изменилось с весами? Почему одна чашечка опустилась, а другая  - поднялась? (Одна коробка тяжелее, а другая легче.)

- А сможем ли мы обойтись без весов, когда нужно сравнить массу предметов?

Практическое  задание:

-Возьмите в одну руку учебник, в другую тетрадь и сравните что легче, а что тяжелее.

- Возьмите ручку и учебник. Что легче, а что тяжелее?

- Ребята,  что мы сейчас сравнивали?     (Массы предметов)

2). С.78 №1. Ребята читают задание.

- Посмотрите на  предметы, какой самый легкий, самый тяжёлый. Как мы это можем определить? ( По чашечкам весов.)

- Какой вывод сделаем? МАССА ЯБЛОКА РАВНА МАССЕ АПЕЛЬСИНА, МАССА ЯБЛОКА МЕНЬШЕ МАССЫ ГРУШИ, МАССА ЯБЛОКА БОЛЬШЕ МАССЫ КЛУБНИКИ.

ЗНАЧИТ: ВСЕХ ЛЕГЧЕ КЛУБНИКА, А ТЯЖЕЛЕЕ ГРУША.

2). №2.  С. 78.

- Выразите массу яблока в клубниках. Что получилось?

Ябл. – 5 кл. (Масса яблока равна массе 5 клубник)

ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ 1 ЯБЛ. – 5 КЛУБНИК

- Что мы сейчас сделали? Можно сказать, что мы измерили массу яблока и записали её с помощью числа? Какой меркой пользовались в этом случае?

(мерка – клубника)

- Давайте вернемся к нашему вопросу и попробуем ответить на него сейчас. Можно ли массу назвать величиной?

- Массу можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит масса – это величина. ( в схеме открывается слово «масса», а в тему урока «Величина»).

3). №3.С.78

- Выразите массу яблока в шоколадках.

Яблоко= 2 шоколадкам.

В чём измеряли яблоки? (Шоколадкой0). ЭТО ДРУГАЯ МЕРКА.

Яблоко = 2 шоколадки – записать на доске.

Получается, что 5 клубник=2 шоколадкам? Но 5 >2. Нет ли здесь ошибки???

(Нет, так как мы измеряли разными мерками).

- Какой вывод можно сделать?  (Нужна одинаковая  мерка!!!!!)

- Сравнивать можно только величины, измеренные одинаковыми мерками.

Гимнастика для глаз (электронная).

3. Введение единицы измерения массы 1 килограмм

(На доске открывается рисунок №4 на с. 79 учебника)

- Какой меркой пользовался Вова при измерении массы дыни? (мерка – яблоко)

- А при измерении массы пакета с рисом? (мерка – банан).

- Возможно ли сравнить массу дыни и массу пакета риса? (Нет, нужна единая мерка)

- А как же так получается, что когда мы приходим в магазин, продавец нас понимает и взвешивает продуктов столько, сколько мы пожелаем? Какой меркой для измерения массы он пользуется? (нет)

 -  213 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её килограмм. (открывается табличка – словарное слово)

В Математике принято записывать 1 кг ( записать в тетради).

Учитель показывает гирю в 1 кг. И даёт некоторым ребятам её подержать.

( остальные в перемену).

- В магазине всегда соль продаётся пачками  весом  1 кг!!!!

Есть и другие гири: 2 кг, 5 кг и другие (записывают в тетрадь).

№5 с.79.

Можем ли теперь сравнить массу дыни и массу риса? (Да.) Почему? (Измеряли одинаковой меркой.)

-Ребята, какой меркой измеряют вес предметов?  (Килограммом.)

Какова масса дыни? (3 кг.)

Масса риса? (2 кг) Сравните их массы. ( Запись в тетрадь.)

4. Первичное закрепление.

- Как много мы с вами сегодня «открыли»! А как вы думаете, можно ли выполнять какие-то действия с мерами масс? Какие?

 - Давайте сравним наш вывод с  учебником.  (Чтение  вывода.)

Физкультминутка

У. Встаньте из-за парт. Представьте себя чашечными весами: левая рука – левая чашка, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам:

  • весы находятся в равновесии;
  • левая чаша весов опустилась;
  • правая чаша весов опустилась;
  • весы находятся в равновесии;
  • масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;
  • весы находятся в равновесии;
  • груз на левой чаше легче;
  • весы находятся в равновесии.

Работа в паре: уравновесь математические весы.( дифференциация по объёму)

  Самопроверка по ключу. Встаньте те, у кого правильно все весы?

                                                                  1 весы

                                                                  2 весов

Индивидуальная самостоятельная работа по уровню сложности

1 уровень                                                2 уровень

1 кг + 5кг=….кг   С                              3кг + 1 кг = … кг         Р

9 кг - 1кг = …кг    А                             5 кг + 2 кг = …кг         М

3 кг – 2кг =…кг   М                              6 кг – 1 кг = … кг        А

3 кг – 2 кг = … кг         Е

8 кг – 5 кг = … кг         К

2

6

10

10

6

 

7

1

4

3

4

                                                             

5. Итог урока. Рефлексия.

- Какие новые слова узнали на уроке? А вы встречались с ними в жизни? Когда? Приведите примеры. Ну а теперь вы знаете, что килограмм мера массы, а масса – это величина.

(Возвращаемся к схеме)

- А как вы думаете, будем ли мы знакомиться еще с другими величинами?

- Чему еще учились на уроке? (Думать, рассуждать, измерять массу, записывать кг)

- Мы сегодня говорили о килограмме. Это известная мера массы.

- Оцените свою работу на уроке при помощи улыбающихся рожиц.

Встаньте  те, у кого она улыбается, ……

Мы узнали на уроке,

Что такое «килограмм».

Килограммы помогают,

Что угодно взвесить нам.

Можем мы узнать, на сколько

     Тяжелее кит слона,

Сколько весит кот мой Васька,

Я и ты, он и она…

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме :"Величины. Масса. Килограмм." 1 класс (Школа "2100")

Это урок изучения новой величины "массы". Цель данного урока:помочь учащимся усвоить представления  о новой величине "массе" и единице измеиения массы - килограмме; освоение данных понятий с цель...

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Величины. Масса. Килограмм»

Технологическая карта урокаматематики в 1 классе по теме «Величины. Масса. Килограмм.»Дидактическая задача. Создать условия для  ознакомления  учащихся с новой величиной – массой и ее единиц...

Открытый урок по математике 1 класс по теме "Величины. Масса. Килограмм."

УМК "Школа 2100" открытый урок по математике 1 класс по теме "Величины. Масса. Килограмм". Урок открытия нового знания...

конспект урока по математике 2 класс (КРО)Тема урока: «Решение простых арифметических задач»

конспект урока по математике 2 класс (КРО)Тема урока: «Решение простых арифметических задач...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...

Открытый урок по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Масса. Килограмм»

Открытый урок по математике в 1 классе "Величина. масса. Килограмм"....