Главные вкладки

    Урок по математике в 1 классе по теме"Величина.Масса.Килограмм."
    план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

    Никитина Марина Николаевна

    Урок математики

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon velichiry._massa._kilogramm._1_kl._1.doc141 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок математики в 1 классе

    по УМК «Школа 2100».

    Тема урока: Величины. Масса. Килограмм.

    Цель: помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях.

    Задачи:

    Учебные:  познакомить с правилами сравнения, сложения и вычитания масс; продолжить закрепление знаний об общем принципе измерения величин.

    Развивающие: создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения, логического мышления и развития математической речи, обогащать и усложнять словарный состав, развивать барическое чувство – сравнивать массу предметов с помощью собственных рук; учить самооценке.

    Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в паре, в коллективе,  воспитывать познавательный интерес к предмету, коммуникативную культуру, учить взаимодействию.

    Оборудование: учебник, тетрадь, комплекты геометрических фигур (разных по цвету, форме и размеру),  карточки заданий по уровням сложности, интерактивная доска, компьютер, весы, гири, весы.

    Ход урока:

    1. Орг. момент

    Долгожданный дан звонок.

    Начинается урок.

    Вот книжки на столе ,а вот тетрадки

    Не хочется играть сегодня в прятки.

    - Сегодня, мы продолжаем изучать такой интересный предмет, как математика. Приведём наш ум в порядок, узнаем новое, а для этого проведём исследование.

    - Что такое исследование? (Изучение какого-либо предмета или явления.)

    - Кто такой исследователь?  (Человек, который занимается исследованием.)

    - Сегодня, мы с вами – исследователи..

    А чтобы работа была успешной – улыбнитесь друг другу.

    - Перед началом исследования проведём разминку.

    2. Актуализация знаний.

    Вычислите

    4дм+5дм=                     2см+5см=

    9см_3см=                     9кг+1 кг=

    9-8=                              7-5=

    3. Постановка проблемы. «Открытие» нового знания.

    1. Знакомство с массой.

    - Рассмотрите внимательно эти шарика и сравните их. Что можно сказать? (, форма и  размер одинаковые,а цвета разные).

    ?! – Но я все-таки уверяю вас, что эти шарики ещё чем то отличаются разные. В чем же их отличия?

    (Затруднение??? или предположения???)

    - Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки. (выходят 2-3 ученика).

    - Что теперь можете сказать? (Одна легче, другая – тяжелее)

    - А как же называется такое свойство предметов?

               На доске выставляется слово МАССА.

    - Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании?

    - Кто догадался, какая тема нашего урока? ( Масса)

    -Что бы вы хотели узнать о массе?

    Чему бы хотели научиться? Где в жизни может это пригодиться? ( В работе, при приготовлении и т. д.)

    - Можно ли массу назвать величиной?!? Почему? Как вы думаете?

    (Величина – это такое свойство (признак ) предметов, которое можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит,  и предметы можно измерить и записать числом.)

    - Мы проверим наши предположения на практике, но прежде немного отдохнем.

    * Физкультминутка

    2. Проверка предположений.

    1). - Давайте проверим это, а поможет нам вот такой прибор. Как он называется? (Весы)

    История возникновения весов.

    Весы — один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки.

      В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели взвешивать.

    – Какие весы вы знаете? Для взвешивания каких предметов они используются?

    Ученики называют разные виды весов, а учитель показывает их на рисунках.

    Д. Весы для новорожденных детей, аптечные весы, медицинские весы, магазинные весы, бытовые весы, грузовые...

    - Поработаем с бытовыми весами.

    Как находятся чашечки весов? ( На одном уровне или в равновесии.)

    Это называется РАВНОВЕСИЕ ВЕСОВ (вывешивается табличка).

    Коробки ставятся на  чашечные весы.

    -Посмотрим, что изменилось с весами? Почему одна чашечка опустилась, а другая  - поднялась? (Одна коробка тяжелее, а другая легче.)

    - А сможем ли мы обойтись без весов, когда нужно сравнить массу предметов?

    Практическое  задание:

    -Возьмите в одну руку учебник, в другую тетрадь и сравните что легче, а что тяжелее.

    - Возьмите ручку и учебник. Что легче, а что тяжелее?

    - Ребята,  что мы сейчас сравнивали?     (Массы предметов)

    2). С.78 №1. Ребята читают задание.

    - Посмотрите на  предметы, какой самый легкий, самый тяжёлый. Как мы это можем определить? ( По чашечкам весов.)

    - Какой вывод сделаем? МАССА ЯБЛОКА РАВНА МАССЕ АПЕЛЬСИНА, МАССА ЯБЛОКА МЕНЬШЕ МАССЫ ГРУШИ, МАССА ЯБЛОКА БОЛЬШЕ МАССЫ КЛУБНИКИ.

    ЗНАЧИТ: ВСЕХ ЛЕГЧЕ КЛУБНИКА, А ТЯЖЕЛЕЕ ГРУША.

    2). №2.  С. 78.

    - Выразите массу яблока в клубниках. Что получилось?

    Ябл. – 5 кл. (Масса яблока равна массе 5 клубник)

    ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ 1 ЯБЛ. – 5 КЛУБНИК

    - Что мы сейчас сделали? Можно сказать, что мы измерили массу яблока и записали её с помощью числа? Какой меркой пользовались в этом случае?

    (мерка – клубника)

    - Давайте вернемся к нашему вопросу и попробуем ответить на него сейчас. Можно ли массу назвать величиной?

    - Массу можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит масса – это величина. ( в схеме открывается слово «масса», а в тему урока «Величина»).

    3). №3.С.78

    - Выразите массу яблока в шоколадках.

    Яблоко= 2 шоколадкам.

    В чём измеряли яблоки? (Шоколадкой0). ЭТО ДРУГАЯ МЕРКА.

    Яблоко = 2 шоколадки – записать на доске.

    Получается, что 5 клубник=2 шоколадкам? Но 5 >2. Нет ли здесь ошибки???

    (Нет, так как мы измеряли разными мерками).

    - Какой вывод можно сделать?  (Нужна одинаковая  мерка!!!!!)

    - Сравнивать можно только величины, измеренные одинаковыми мерками.

    Гимнастика для глаз (электронная).

    3. Введение единицы измерения массы 1 килограмм

    (На доске открывается рисунок №4 на с. 79 учебника)

    - Какой меркой пользовался Вова при измерении массы дыни? (мерка – яблоко)

    - А при измерении массы пакета с рисом? (мерка – банан).

    - Возможно ли сравнить массу дыни и массу пакета риса? (Нет, нужна единая мерка)

    - А как же так получается, что когда мы приходим в магазин, продавец нас понимает и взвешивает продуктов столько, сколько мы пожелаем? Какой меркой для измерения массы он пользуется? (нет)

     -  213 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её килограмм. (открывается табличка – словарное слово)

    В Математике принято записывать 1 кг ( записать в тетради).

    Учитель показывает гирю в 1 кг. И даёт некоторым ребятам её подержать.

    ( остальные в перемену).

    - В магазине всегда соль продаётся пачками  весом  1 кг!!!!

    Есть и другие гири: 2 кг, 5 кг и другие (записывают в тетрадь).

    №5 с.79.

    Можем ли теперь сравнить массу дыни и массу риса? (Да.) Почему? (Измеряли одинаковой меркой.)

    -Ребята, какой меркой измеряют вес предметов?  (Килограммом.)

    Какова масса дыни? (3 кг.)

    Масса риса? (2 кг) Сравните их массы. ( Запись в тетрадь.)

    4. Первичное закрепление.

    - Как много мы с вами сегодня «открыли»! А как вы думаете, можно ли выполнять какие-то действия с мерами масс? Какие?

     - Давайте сравним наш вывод с  учебником.  (Чтение  вывода.)

    Физкультминутка

    У. Встаньте из-за парт. Представьте себя чашечными весами: левая рука – левая чашка, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам:

    • весы находятся в равновесии;
    • левая чаша весов опустилась;
    • правая чаша весов опустилась;
    • весы находятся в равновесии;
    • масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;
    • весы находятся в равновесии;
    • груз на левой чаше легче;
    • весы находятся в равновесии.

    Работа в паре: уравновесь математические весы.( дифференциация по объёму)

      Самопроверка по ключу. Встаньте те, у кого правильно все весы?

                                                                      1 весы

                                                                      2 весов

    Индивидуальная самостоятельная работа по уровню сложности

    1 уровень                                                2 уровень

    1 кг + 5кг=….кг   С                              3кг + 1 кг = … кг         Р

    9 кг - 1кг = …кг    А                             5 кг + 2 кг = …кг         М

    3 кг – 2кг =…кг   М                              6 кг – 1 кг = … кг        А

    3 кг – 2 кг = … кг         Е

    8 кг – 5 кг = … кг         К

    2

    6

    10

    10

    6

     

    7

    1

    4

    3

    4

                                                                 

    5. Итог урока. Рефлексия.

    - Какие новые слова узнали на уроке? А вы встречались с ними в жизни? Когда? Приведите примеры. Ну а теперь вы знаете, что килограмм мера массы, а масса – это величина.

    (Возвращаемся к схеме)

    - А как вы думаете, будем ли мы знакомиться еще с другими величинами?

    - Чему еще учились на уроке? (Думать, рассуждать, измерять массу, записывать кг)

    - Мы сегодня говорили о килограмме. Это известная мера массы.

    - Оцените свою работу на уроке при помощи улыбающихся рожиц.

    Встаньте  те, у кого она улыбается, ……

    Мы узнали на уроке,

    Что такое «килограмм».

    Килограммы помогают,

    Что угодно взвесить нам.

    Можем мы узнать, на сколько

         Тяжелее кит слона,

    Сколько весит кот мой Васька,

    Я и ты, он и она…

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление" с использованием компьютерных технологий

    Конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме "Сложение и вычитание  в пределах 10. Закрепление"  в форме урока-путешествия с использованием компьютерных технологий построен в со...

    Конспект урока по математике в 1 классе по теме: "Сравниваем", по программе "Начальная школа XXI века"

    Конспект урока по математике в 1 классе по программе "Начальная школа  XXIвека" , по теме  "Сравниваем". Цели  урока: научить сравнивать предметы по форме, цвету, расположению...

    Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Величины. Масса. Килограмм»

    Технологическая карта урокаматематики в 1 классе по теме «Величины. Масса. Килограмм.»Дидактическая задача. Создать условия для  ознакомления  учащихся с новой величиной – массой и ее единиц...

    Конспект урока по математике в 1 классе по теме "Числа 1,2,3,4"

    Тема: Числа 1,2,3,4.Цели: 1. Познакомить с образованием числа 4 путем прибавления 1 к числу 3 и с образованием числа 3 путем  вычитания 1 из 4...

    Конспект урока по математике в 1 классе по теме: «Сложение и вычитание вида +1, -1»

    Урок математики для 1 класса. УМК Школа России. Продолжительность урока 35 минут....

    Открытый урок по математике в 1 классе по теме "Числа от 1 до 10.Закрепление"

    Аннотацияна материал «Конспект урока по математике в 1 классе «Числа от 1 до 10. Закрепление» Урок по математике с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) ра...