Математические диктанты 5 класс
методическая разработка по математике на тему

Бродникова Наталья Петровна

  Сборник математических диктантов включает систему работ по пройденному материалу учебника Н.Я.Виленкин и др. Математика 5. В сборнике содержатся математические диктанты, которые охватывают весь материал курса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_diktanty_5_klass.docx592.4 КБ

Предварительный просмотр:


 

                                                                                 

  Данный  сборник математических диктантов включает систему работ по пройденному материалу учебника Н.Я.Виленкин и др. Математика 5. В сборнике содержатся математические диктанты, которые охватывают весь материал курса. Они предназначены для организации учебной деятельности,  можно использовать, как одну из форм для работы на уроке, а также для  текущего контроля,  рассчитаны на 5-7 минут. Математические диктанты представлены в одном, двух и более вариантах одного уровня сложности.

 Цель сборника – оказание помощи учителю  при подготовке и организации форм учебной деятельности на уроке  по отдельным темам пройденного материала.

 

СОДЕРЖАНИЕ:                                                                                                                      стр.

  1. Диктант № 1 по теме: «Обозначение натуральных чисел»   --------        4
  2. Диктант №2 по теме: «Обозначение натуральных чисел»    --------        4
  3. Диктант №3 по теме: «Плоскость. Прямая. Луч»            --------------       4
  4. Диктант №4 по теме: «Координаты. Меньше или больше»  -----------    5
  5. Диктант №5 по теме: «Буквенная запись свойств сложения и вычитания»                                     --------------------------------------------   5
  6. Диктант №6 по теме: «Умножение натуральных чисел и его свойства»         ---------------------------------------------------------------------------------------   6
  7. Диктант №7 по теме: «Упрощение выражений» -------------------------   6
  8. Диктант  № 8 по теме: «Степень числа. Квадрат и куб числа»   ------   7
  9. Диктант  №  9 по теме: «Формулы»   --------------------------------------     7
  10.  Диктант № 10 по теме: «Единицы измерения площадей» -----------     8
  11. Диктант № 11 по теме: «Сравнение дробей»  ------ ---------------------    8

12. Диктант № 12 по теме: «Правильные и неправильные дроби»-----      9

    13. Диктант № 13 по теме: «Деление и дроби» -----------------------------    10

    14. Диктант № 14 по теме: «Десятичная запись дробных чисел» -----      10

  15. Диктант № 15 по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»-11

  16. Диктант № 16 по теме: «Умножение десятичных дробей» --------------   11

  17. Диктант № 17 по теме: «Десятичные дроби» -------------------------------  12

  1.   Литература          ---------------------------------------------------------------  14

Диктант № 1 по теме: «Обозначение натуральных чисел»

Вариант 1

  1. Записать числа:    395;  4208;  50716;  128004;  304600.
  2. Задумано трехзначное число, следующее за ним в натуральном ряду число четырёхзначное. Какое число задумано?
  3. Записать в виде числового выражения:

а) сумму чисел 824 и 173;

б) разность чисел 315 и 207;

в) сумму чисел 746 и 857, увеличенную в 7 раз.

Диктант № 2 по теме: «Обозначение натуральных чисел»

Вариант 1

  1. Записать цифрами числа:

 а) пять миллионов двадцать четыре тысячи восемь;

      б) четыре миллиарда десять миллионов двести семьдесят тысяч сто сорок          

          семь;

     в)  пятьсот шесть миллионов семьсот двадцать три.

  1. Вычислить устно, используя прием округления чисел:  

а) 97 + 49;     б) 398 + 435;      в) 237 + 48.

Диктант № 3 по теме: «Плоскость. Прямая. Луч»

Вариант 1

  1. Начертить прямую АВ. Отметить на ней точку М.
  2. Начертить отрезок CD так, чтобы он пересекал прямую АВ в точке М.
  3. Начертить отрезок ОК так, чтобы он не пересекал прямую АВ и отрезок CD/
  4. Начертить отрезок МN лежащий на прямой АВ.
  5. Выписать точки:

а) принадлежащие АВ;

б) не принадлежащие АВ.

Диктант № 4 по теме: «Координаты. Меньше или больше»

Вариант 1

  1. Начертить координатный луч с единичным отрезком, равным 1 клетке. Отметить на луче точки: А(14);   D(0);   В(11);   С(19);  и N так, чтобы она была левее точки С и правее точки А.
  2. Сравнить и записать с помощью знаков больше,  меньше или равно координаты следующих точек:  А и В;  N и C;  В и D.
  3. Начертить отрезки:   АВ = 5 см,  CD = 2 см и 5 мм,   КО = 3 см.
  4. Сравнить и записать с помощью знаков больше,  меньше или равно  следующие отрезки:  АВ и КО;  CD и АВ;  КО и CD.

Диктант № 5 по теме: «Буквенная запись свойств сложения и вычитания»

Вариант 1

  1. Записать выражения:

а) сумма чисел  а и 9;      б) разность чисел 11 и х;   в) сумма 7с и (4 + d).

  1. Найти числовое значение выражения

Сыну b лет. Отец на 30 лет старше сына. Сколько лет отцу? 

  1. Найти числовое значение выражения:

с ·12 + d · 6    при с = 5, d = 9.

Вариант 2

1.Записать выражения:

а) сумма чисел  8 и b;  б) разность чисел y и 20;  в) разность 16m и (5 - n).

2.Найти числовое значение выражения

Матери  n  лет.  Дочь моложе матери на 23 года.  Сколько лет дочери? 

3.Найти числовое значение выражения:

k ·13 -  m · 4    при  k = 5, m = 8.

Диктант №6 по теме: «Умножение натуральных чисел и его свойства»

Вариант 1

  1. Записать произведение:

      а) 8 и х;      б) 12 + а и 16;     в) 25 – m  и 28 + n;    г)  а + в  и  m.

  1. Сравнить, не вычисляя,  какое произведение больше:

67 · 2    и   67 · 3?

  1. Найти значение выражения наиболее удобным способом:

а)  704 + 704 + 704 + 704;

б)  542 + 542 + 542 +  618 + 618;

в)  (х + у) + (х + у) +(х + у) +(х + у) +(х + у).

Вариант 2

  1. Записать произведение:

      а) 6 и n;      б) 14 – d  и 26;     в) 25 + k  и 28 - r;    г)  v + z  и  h.

  1. Сравнить, не вычисляя,  какое произведение больше:

78 · 4    и   6 · 78?

  1. Найти значение выражения наиболее удобным способом:

а)  312 + 312 + 312 + 312 + 312;

б)  845 + 845 + 306 +  306 + 306;

в)  (х - у) + (х - у) +(х - у) +(х - у) +(х - у).

Диктант №7 по теме: «Упрощение выражений»

Вариант 1

  1. Упростить выражение:

а) 7х +4х;       б) 11у – 2у;      в) 35 + k +4k.

  1. Представить в виде произведения двух множителей, не вычисляя:

а) 15 · 4 + 25 · 4;          б) 18 · 7 - 6 · 7.

  1. При каком значении а верно равенство:   3а + 2а = 75.

Вариант 2

1. Упростить выражение:

а) 8а +3а;       б) 14в – 2в;      в) 17 + t +4t.

2.Представить в виде произведения двух множителей, не вычисляя:

а) 35 · 5 - 25 · 5;          б) 17 · 3 + 13 · 3.

  1. При каком значении а верно равенство:   2а + 4а = 90.

Диктант  № 8 по теме: «Степень числа. Квадрат и куб числа»

Вариант 1

  1. Чему равен квадрат числа:  2,   5,  3,  8,  10,  12.
  2. Чему равен куб числа:    4,  1,  6,  9,  7.
  3. Найти значение выражения:  а) 2³ · 10 + 15;    б) (3 + 5)².

Вариант 2

  1. Чему равен квадрат числа: 4,   1,  6,  7,  11,  15.
  2. Чему равен куб числа:    3,  5,  2,  8,  10.
  3. Найти значение выражения:  а) 4² · 10 - 34;    б) (7 - 3)³.

Диктант  №  9 по теме: «Формулы»

Вариант 1

  1. Записать формулу пути и с ее помощью найти значение:

скорости, если путь равен 48 км, а время равно 3 часам.

  1. Записать формулу периметра прямоугольника и найти:

а) периметр,  если длины  сторон прямоугольника равны 5 см и 8 см;

б) сторону прямоугольника, если периметр равен 12 см, а другая его   сторона равна 2 см.

  1. Какой цифрой оканчивается куб числа:  3;  6.

 

Вариант 2

  1. Записать формулу пути и с ее помощью найти значение:

времени, если путь равен 36 км, а скорость равна 9 км/ч.

  1. Записать формулу периметра квадрата и найти:

а) периметр,  если длина  стороны квадрата равна 7 см;

б) сторону квадрата, если периметр равен 16 см.

  1. Какой цифрой оканчивается куб числа:  4;  7.

Диктант № 10 по теме: «Единицы измерения площадей»

Вариант 1

  1. Выразить в квадратных метрах:

а) 18 а;                  б) 356 га;                      

в) 8 кв.км;              г) 3 га 40а;

  1. Выразить в гектарах:  а)  720000 кв.м;     б) 4 кв. км 56га.
  2. Чему равна площадь поля, если длина поля равна 50 м, а ширина поля – 20 м? Результат выразить в арах.

Вариант 2

  1. Выразить в квадратных метрах:

а)150 а;                  б) 247 га;                      

в) 6 кв.км;              г) 5 га 15а;

  1. Выразить в гектарах:  а)  420000 кв.м;     б) 14 кв. км 25га.
  2. Чему равна площадь поля, если длина поля равна 80 м, а ширина поля – 40 м? Результат выразить в арах.

Диктант № 11 по теме: «Сравнение дробей»

Вариант 1

  1. а) Записать дроби: ;      

     б) Расположить дроби в порядке убывания.

2.  Сравнить дроби: а)    и   ;              б)   и   .

3. а) Отметить на числовом луче следующие дроби:   

   б) Какая из дробей лежит левее всех, а какая правее?

4. Сравнить дроби с единицей:  

Вариант 2

  1. а) Записать дроби: ;      

         б) Расположить дроби в порядке возрастания.

2.  Сравнить дроби: а)      и            б)   и  

3. а) Отметить на числовом луче следующие дроби: ;    

б) Какая из дробей лежит левее всех, а какая правее?

4. Сравнить дроби с единицей:     

Диктант № 12 по теме: «Правильные и неправильные дроби»

Вариант 1

  1. а) Записать дроби:                  

б) выписать правильные дроби.

2.  На координатной прямой отметить точки с координатами: а)     .                         б) Какая из дробей лежит левее всех, а какая правее?

3. Какие числа может принимать х, так чтобы дробь     была неправильной.

4.а) Сравнить дроби с единицей:    

б) Как называют эти дроби?

в) Записать вывод сравнения таких дробей с единицей.

Вариант 2

1.а) Записать дроби:                  

б) выписать неправильные дроби.

2.  На координатной прямой отметить точки с координатами: а)                                б) Какая из дробей лежит левее всех, а какая правее?

3. Какие числа может принимать х, так чтобы дробь     была правильной.

4.а) Сравнить дроби с единицей:     .

б) Как называют эти дроби?

в) Записать вывод сравнения таких дробей с единицей.

Диктант № 13 по теме: «Деление и дроби»

Вариант 1

  1. Сложить числа: а)      и  ;      б)   и        в)  и
  2. Записать дробь в виде частного:      
  3. Записать в виде обыкновенной дроби частное чисел:

а) 4: 7;            б) 8: 11;          в) 1: 6;           г) 9: 1.

    4.  Расположить на координатном луче точки:         .

Диктант № 14 по теме: «Десятичная запись дробных чисел»

Вариант 1

  1. Записать число, состоящее из разрядов:

а) трех сотен;   б) трех единиц;   в) трех тысячных долей;

г) миллионных долей.

2.  Записать в виде десятичной дроби:

а) 2 целых 8 десятых;   б) 37 сотых;    в) 51 целая 9 сотых;   г) 700 целых 64 десятитысячных.

3. В числе 658 отделить запятой справа налево одну цифру. Записать         прописью получившееся число.

Вариант 2

  1. Записать число, состоящее из разрядов:

а) пяти сотен;   б) пяти единиц;   в) пяти тысячных долей;

г) пяти миллионных долей.

2.  Записать в виде десятичной дроби:

а) 4 целых 7 десятых;   б) 54 сотых;    в) 5 целых 4 сотых;   г) 600 целых 48 стотысячных.

3. В числе 658 отделить запятой справа налево две цифры. Записать         прописью получившееся число.

Диктант № 15 по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Вариант 1

  1. Записать в виде десятичной дроби:  10;   4;   .  
  2. Записать три дроби, меньшие 0,56.
  3. Между какими двумя натуральными числами находится дробь 2,85?
  4. Найти сумму дробей: а) 5,23 и 0,14;     б) 1,4 и 2,523.
  5. Найти разность дробей: а) 8,37 и 2,12;    б) 5,6 и 3,45;    в) 11 и 3,44.
  6. Записать последовательность из пяти чисел, первое число которой равно 3,5, а каждое последующее на 0,7 больше предыдущего.

Вариант 2

  1. Записать в виде десятичной дроби:  6;   1;   .  
  2. Записать три дроби, большие  3,4.
  3. Между какими двумя натуральными числами находится дробь 4,761?
  4. Найти сумму дробей: а) 7,12 и 3,36;     б) 28,7 и 1,145.
  5. Найти разность дробей: а) 7,75 и 3,41;    б) 12,8 и 2,37;    в) 15 и 9,87.
  6. Записать последовательность из пяти чисел, первое число которой равно 3,5, а каждое последующее на 0,7 меньше предыдущего.

Диктант № 16 по теме: «Умножение десятичных дробей»

Вариант 1

  1. Выполнить умножение на 10 следующих чисел: 1,55;    0,047.
  2. Умножьте следующие дроби на 100: 4,7;    0,025.
  3. Выполнить действие умножения чисел: а) 3,2 и 4;    б) 16,1 и 2.
  4. Выразить в метрах: 375 см,  37см,  7 см.

Вариант 2

  1. Выполнить умножение на 10 следующих чисел: 7,28;    0,283.
  2. Умножьте следующие дроби на 100: 5,2;    0,035.
  3. Выполнить действие умножения чисел: а) 4,5 и 3;    б) 22,4 и 4.
  4. Выразить в метрах: 954 см,  54см,  4 см.

Диктант № 17 по теме: «Десятичные дроби»

Вариант 1

  1. Записать число: а) 22 целых 38 сотых;

б) 801 тысячная;               в) 8 целых 2 тысячных.

    2.  Найти значение выражений:  а) 12,7 ∙ 5;        б) 17,2 ∙ 5 ∙ 20;      в) 15,9 : 3.

    3. Увеличить каждое число в 10 раз: 3,705;  62,8;  0,5.

   4. Уменьшить каждое следующее число в 100 раз:  543,4;   18,5;   0,6

    5. Записать в виде десятичной дроби: ;  ;   .

Вариант 2

  1. Записать число: а) 4 целых 73 тысячных;

б) 65 сотых;               в) 500 целых 39 сотых.

    2.  Найти значение выражений:  а) 7,3 ∙ 2;        б) 15,2 ∙ 2 ∙ 50;      в) 20,8 : 4.

    3. Увеличить каждое число в 100 раз: 2,357;  0,0068;  1,3.

   4. Уменьшить каждое следующее число в 10 раз:  147,6;   4,48;   0,7

    5. Записать в виде десятичной дроби:  ;   ;   .  

Литература

  1. Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В.. Математика 6 класс. Дидактические материалы. М.: Дрофа, 2000.
  2. Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В..  Математика 5 класс. Дидактические материалы. М.: Просвещение,1998.
  3. Дорофеев Г.В., И.Ф.Шарыгин. Математика. Учебник для 5 класса общеобр. учрежд.. М.: Просвещение, 1994.
  4. Шеврин Л.Н., Гейн А.Г.. Математика. Учебник-собеседник для 5 класса средней школы. М.: Просвещение, 1994.
  5. Баранова И.В., Борчугова З.Г. Математика: проб. Учебник для 4 класса средней школы. М.: Просвещение, 1987.
  6. Баранова И.В., Борчугова З.Г. Математика: проб. Учебник для 5 класса средней школы. М.: Просвещение, 1987.
  7. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса. Пособие для учителя. М.: Просвещение,1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические диктанты для 4 класса.

Используются на уроках математики в 4 классе....

Математические диктанты, 3 класс

В работе представлены подборка математических материалов для 3 класса.  УМК "Школа России"....

Математические диктанты, 3 класс

В работе представлены подборка математических материалов для 3 класса.  УМК "Школа России"....

Математические диктанты по математике 4 класс.

Материал содержит математические диктанты  к учебнику "Математика" М.И. Моро,4 класс. Программа "Школа России", Поможет учителю в проверке знаний учащихся. ...

Математический диктант, 2 класс.

Математический диктант с использованием интерактивной доски или экрана. 1 слайд- сложение и вычитание в пределах 20, название компонентов при сложении и вычитании, десятичный состав числа. 2 слайд- кл...

Дидактический материал «Карточки-задания по математике для организации математического диктанта в 3-4 классах»

Данное пособие адресовано учителям начальных классов, содержит 80 карточек-заданий в 2-х вариантах.  В его основе лежит систематический контроль знаний и умений учащихся, полученных при изучении ...

Авторская разработка "Математическая цепочка. Математический диктант"

Очень удобно устный счёт на уроках математики заменять математической цепочкой. Математическая цепочка помогает организовать внимание детей, развивает навыки устного счёта, развить самоконтроль учащих...