Урок математики 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Фоменко Нина Карловна

Тема урока: Доли.Образование и сравнение долей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_doli.docx672.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики 3 класс 2012- 2013 учебный год.

Урок проводится в рамках предметной недели начальных классов. В школе проходит неделя «Правовых знаний». На уроке закрепляется название профессии «ПОЛИЦЕЙСКИЙ»

Урок подготовила :учитель начальных классов Фоменко Н.К.

Тема: "Доли. Образование и сравнение долей"

Цели:

Познакомить детей с тем, как образуются, называются и записываются доли; учить сравнивать доли.

Развивать воображение и пространственные представления.

Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, любви  к окружающему миру.

Оборудование:

Для учащихся: конверты с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, круг; листы с кругами для обозначения настроения; цветы для релаксации: красный, желтый, синий; УМК : «Математика» 3 класс, Ч.1, М.И. Моро, М.А. Бантова;

Для учителя: медиопроектор для демонстрации презентации к уроку

Ход урока

  1. Орг.момент (Презентация «Улыбка»)

Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения.

– Откройте тетради, запишите: число, классная работа. Нарисуйте на полях круг и закрасьте его тем цветом, какое у вас настроение. Какие цвета взяли

  1. Устный счет.

              Перед нами такая работа-

              Задания для устного счёта.                            

а) Посмотрите на зрительные метки (зрительные метки расположены на стенах классной комнаты )  и выберите числа, которые делятся на 6. Расставьте их в порядке возрастания, чтобы определить название птицы, помогающей расселять семена по лесу.

12,  81,   36,  25,  48,   56,    24,  49,     30        

 с             к               а                о              й 

Сообщение ученика: Сойка – зимующая птица. Её называют лесным полицейским, так как она предупреждает лесных обитателей об опасности. Она заготавливает корм на зиму. Собирает семена растений и прячет их, но очень часто забывает, в каком месте. Спустя  года на этих местах появляются молодые деревца. Так сойка помогает выращивать лес и расселяет семена по лесу.

Масса сердца вороны 14 г, а  у сойки в 2 раза меньше.                                                     Чему равна масса сердца сойки?                                                                                                                                                    б) Назовите результат вычисления   (веер)

12 : 2,3,4,6               24 : 3,4,6,8    36 : 4, 6, 9

Встречается ли в таблице умножения данное число?

в) Игра на развитие внимания

– Вы любите играть? А вы внимательные? Проверим? Посмотрите на доску в течение 1 минуты.

                                                                                                                                                                 

– Теперь я закрою, а вы попробуйте нарисовать в тетради то, что запомнили. (Фигуры закрываются).

(Дети работают).

– Проверьте, у кого так?

– Что рисовали? Назовите фигуры.

– Найдите лишнюю фигуру и докажите почему она лишняя.

– Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебник». Для этого достаньте из конверта, который лежит у вас на партах нарисованный круг. Превратите с помощью цветных карандашей или фломастеров этот круг в предмет, который он вам напоминает.

– У кого что получилось?

(Ответы детей: часы, солнышко, яблоко, апельсин).

– Молодцы!

– А для чего вы это делали? Что мы развивали?

– Да, мы развивали воображение. Это очень важно для математики.

  1.  Сообщение новых знаний.

– Давайте посмотрим мультфильм про один из предметов, которые вы нарисовали. Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы.

(Мультфильм «Апельсин»).

– Что делали животные?

– Почему рассердился волк?

– Что получил каждый из животных? (дольку)                                                                                       В математике говорят:  Часть. Долю.

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Какая тема?                                                                                       Мы будем говорить о том, как образуются доли, как они записываются, будем учиться сравнивать доли.

– Как вы думаете, что такое доля?

– Кто из вас был внимательный? Сколько долей было в апельсине?

– Что можно сказать про доли, которые получили животные? (Они равные, одинаковые)

– Значит, что такое доля?

– Запишите в тетрадь.  (Доля – каждая из  равных частей единицы. См,дм, м, км, г, кг, л и т.д. )

– Сколько долей поучил каждый? (1)

– Из скольких долей?(5) (На доске разлиновка в клетку)

(На доске появляется запись: 1 доля из 5).

В математике пишут короче: 1/5. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Запишите.                                                                                                                                                                   Давайте повторим, что означает число под чертой?

– Что означает число над чертой?

– Ну, с апельсином понятно, он уже разделён на дольки.

– А как поступить с яблоком? (Разрезать)

– Вот у меня есть яблоко. Оно одно. Ко мне пришли гости. Как же мне поступить? (Вызвать 3 детей из класса).

– Я хозяйка, значит, отрежу себе побольше…(Разделить яблоко на неравные части).

– Правильно я поступлю? Почему? Как нужно было поступить?

– Это получается доля? Почему? (Части неравные).

– Разрежу 2 яблоко правильно. Сначала пополам. На сколько равных частей разрезано яблоко? Какая доля получилась? Как записать? Запишите в тетрадь: ½.

Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко? Какая доля получилась? Как записать? Запишите: ¼.

Сравните доли: ½ и ¼. Какая доля больше? Какой знак между ними поставим? А если я ещё разделю, доля получится больше или меньше? Почему?

  1. Физминутка.
  2.    Практическая работа.

        У вас на столах лежат геометрические фигуры.

        Назовите их.

1)         Возьмите прямоугольник.

        Сложите его пополам.

        На сколько частей разделили эту фигуру?

        Какие это части?        

        Как называются равные части?

Закрасьте одну долю.

        Запишите, какую часть прямоугольника составляет закрашенная доля?

        Как записать?

        Что обозначает эта запись?

        Прочитайте эту запись?

2) Возьмите круг.

        Сложите его пополам и ещё раз пополам.

        На сколько частей разделили эту фигуру?

        Закрасьте одну часть!

        Запишите, какую часть круга составляет закрашенная доля?

        Как записать?

        Что обозначает эта запись?

        Прочитайте эту запись?

3) Возьмите квадрат.

        Сложите его пополам и ещё раз пополам и ещё раз пополам.

        Закрасьте одну часть!

        Запишите, какую часть квадрата составляет закрашенная доля?

        Как записать?

        Что обозначает эта запись?

-        Прочитайте эту запись?

Вывод: Скажем так, формула нашей доли будет выглядеть так:  где над чертой – число частей, которое мы взяли или закрасили, а под чертой - число частей на которое мы делим целое.

4)Разделим целую  шоколадную плитку.

5) Делим сыр между мышами.

VI.   Работа по учебнику. Закрепление. (если останется время)

  1. Стр. 81 №3 (аналогичная работа у доски с                      квадратом : М: 1 : 10 см
  2. Примеры № 7
  1. Итог урока.

- Вам понравился урок?

- Что было интересного на уроке?

- Что показалось для вас трудным?

- Исполнились ли наши желания?  Какие?

- Моё желание тоже исполнилось, вы все хорошо научились сравнивать доли, называть их.

- Где в жизни вам может пригодиться знание долей?

- Молодцы! Справились с заданиями на отлично …, на хорошо …

  1.  Домашнее задание.

№1, стр. 80

   IX.  Рефлексия.

- Какое настроение у вас после сегодняшнего урока?

- Вот полянка настроения. И сейчас вы наклеите на полянку цветочки.

- Если у вас отличное настроение, то наклейте на полянку настроения красные цветочки.

- Если у вас хорошее настроение, то наклейте на полянку настроения жёлтые цветочки.

- Если не очень хорошее настроение– синие цветочки.    

- Спасибо за работу. Урок окончен.

Ссылки :

Презентация (основа)на сайте - viki.rdf.ru 

Рисунки http://www.google.com.ua 

ф/attachments/Тележинская Н.В. - «Доли».doc

 http://festival.1september.ru/articles/559930/

 http://festival.1september.ru/articles/529606/

nature.sfu-kras.ru/node/402


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока математики ; класс

"Решение  задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.

Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....

Конспект урока математики Класс: 2

Тип урока : закрепление новых знанийВид урока: урок – путешествиеЦель: закрепление навыка сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток.Задачи:Созд...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...