Письменное деление многозначных чисел на трехзначное число
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Белова Галина Алексеевна

Проект урока "Письменное деление многозначного числа на трехзначное" был подготовлен как зачетная работа на курсах повышения квалификации по теме "Теория и методика начального обучения в рамках реализации ФГОС" в НИРО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                        Проект урока

                                                                              Структура

Учебный предмет: Математика

УМК:  Планета Знаний

Тема урока: Письменное деление многозначных чисел на трехзначное число.

Тип урока: Изучение нового материала

Задачи урока:

-Формировать вычислительный навык деления многозначных чисел на трехзначное число;

-Решать задачи, применяя новый способ действия.

Ожидаемые результаты

Предметные УУД:

Ученик научится:

  • выполнять письменно действие деления многозначных чисел на трехзначное число, когда в записи частного используется одна цифра;
  • использовать алгоритм выполнения письменного деления многозначных чисел на трехзначное число;
  • сравнивать деление многозначных чисел на трехзначное число с делением многозначных чисел на двузначное число.

Ученик получит возможность научиться:

  • выполнять письменно действие деления многозначных чисел на трехзначное число, когда в записи частного используется две цифры;

Метапредметные УУД:

• Познавательные :

Обще-учебные: ориентироваться в системе своих знаний , формулировать учебную задачу, находить и извлекать информацию из текста путем наблюдения, чтения, слушания; строить речевое высказывание в устной и письменной речи;

Логические: производить операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

  • Коммуникативные: вступать в речевое общение, допускать существование различных точек зрения, строить диалог и монологическое высказывание , умение слушать собеседника, умение работать в паре и в группе.
  • Регулятивные : намечать цель работы и конкретного задания; составлять алгоритм решения, осуществлять действия по реализации учебных задач, оценивать результат своих действий (оценка и самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).
  • Личностные: формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному предмету.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы

Обучающиеся знают:

– умножение и деление;

–название компонентов действия умножения и деления;

– алгоритм деления многозначного числа на однозначное и двузначное число.

Обучающиеся умеют:

– делить многозначные числа на однозначные и двузначные;

– делить круглые числа

Оборудование:

  1. М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова  Математика, ч.2, АСТ–Астрель, М.,2014.
  2. Мультимедийный проектор, компьютер, слайды.
  3. Сигнальные карточки.
  4. Оценочный лист.

Этапы урока и хронометраж:

п/п

Название этапа

Хронометраж

1.

Мотивация к УД( на основе притчи)

2 мин.

2.

Актуализация знаний (на основе устного счета с применением обратной связи)

 4мин.

3.

Постановка учебной задачи  (на основе проблемной ситуации)

2 мин.

4.

Решение учебной задачи (на основе преобразовании модели, работая  в группе)

5мин.

5.

Первичное закрепление( на основе объяснения и проговаривания у доски)

 10мин.

6.

Самостоятельная работа (на основе дифференцированной работы)

10 мин.

7.

Рефлексия (на основе обобщения, составление «синквейна»)

5 мин.

8.

Домашнее задание

2 мин.

Всего:

40 мин.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающего

Теоретическое обоснование

1

Мотивация к УД

Здравствуйте, дети!

Очень много лет тому назад один античный мудрец сказал: «Не для школы , а для жизни мы учимся»..

– А для чего учитесь вы, ребята?

– А как вы думаете, что для этого нужно?

Учитель предлагает оценить готовность к уроку.

– Молодцы, ребята!

– Тогда желаю вам удачи!

– Вперед за новыми знаниями!

Подготовка к восприятию нового материала.

– Для хороших отметок.
– Порадовать маму.

–  Математику надо знать, чтобы поступить в университет.

–  Нужно быть внимательными на уроках, активно и хорошо работать.

– Развивать свой ум.

Дети ставят смайлики в оценочных листах.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному предмету.

Коммуникативные УУД: вступать в речевое общение, допускать существование различных точек зрения, строить монологическое высказывание.

Регулятивные УУД:  самооценка.

2.

Актуализация знаний

- Начнем как всегда с устного счета. Учитель предлагает детям решить задачи. Текст задачи выведен на экран.

-Читаем про себя.

- А теперь вслух.

1. Из 250000 видов растений земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на земле на грани исчезновения?

– Как узнали?

–У кого такой же ответ?

Что нужно сделать, чтобы сохранить растения?

- Что вы можете сказать о числе 25000?

-Хорошо.

Читаем следующую задачу:

2.Ослик ИА–ИА съедает на обед 40 кустиков чертополоха (по 50 г каждый). Винни–Пух– 4 банки меда (по полкило каждая). Кто потяжелеет за обед больше?

- О чем задача?

-Что про них известно?

-А полкило –это сколько?

-Кто же из них потяжелеет?

-Как узнали?

– У кого другой ответ?

–Другого ответа нет.

–Тогда читаем следующую задачу:

В каком случае 6 детей, 2 собаки, 4 взрослых, забравшись под один зонтик, не намокнут?

-Почему?

Молодцы, ребята.

–Вспомните над какой большой темой мы работали на последних уроках?

–Какие действия вы можете выполнять с многозначными числами?

Учитель предлагает решить устно примеры из учебника с.64, №1.

(см.приложение)

Учитель предлагает разделить их на группы.

– Сколько групп получилось?

– По какому принципу делили?

–Решаем устно 3 столбика (см.приложение)

Учитель предлагает детям оценить свою активность во время устного счета.

Дети читают задачу.

– На грани исчезновения 25000 видов растений.

Надо 250000:10=25000

Дети поднимают сигнальные карточки зеленого цвета.

–Надо их беречь и охранять.

-Оно многозначное, круглое

Дети читают про себя, а потом вслух.

-О том, как ослик и Винни-Пух обедали.

-Что ослик съедает 40к. по 50г, а Винни-Пух 4б.меда по полкило.

-Это 500 г

– Никто. Каждый съест по 2 кг.

-1)40х50=2000(г)-съест ослик.

2)500х4=2000(г)-съест Пух,

Оба съедят по 2 кг.

Дети поднимают красные карточки.

– Если не будет дождя.

-Так как все под зонтиком не поместятся.

–Мы работали над темой: деление многозначных чисел.

– Мы можем складывать, вычитать, умножать и делить на однозначные и двузначные числа, делить круглые числа.

– Две группы.

– 1)Деление круглых чисел и некруглых ;

2) деление  на двузначное число и на трехзначное.

Дети называют ответы.: 4, 3, 3, 40, 180, 80, 5, 110, 200.

Дети оценивают себя в оценочных листах.

Познавательные УУД:

Обще–учебные–извлекать информацию из текста, путем наблюдения, чтения, слушания; строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Обратная связь.

Фронтальная работа с классом, работа с сигнальными карточками

Коммуникативные УУД:

умение слушать, вступать в диалог.

Познавательные УУД:

логические–производить операции анализа и синтеза, сравнение, классификацию.

Регулятивные УУД:

Оценивать результат своих действий, оценка, самоконтроль, самооценка.

3.

Постановка учебной задачи.

Учитель предлагает решить 4–й столбик (см.приложение) Создание проблемной ситуации с помощью проблемной задачи.

– Вам трудно?

–  Почему?

–Может быть кто–то  решил?

–Сформулируйте тему урока.

Учитель уточняет тему: когда в частном получается одна цифра.

–Какую учебную задачу поставим перед собой?

Принятие проблемной ситуации  обучающимися.

– Да.

– Мы не умеем делить на трехзначное число.

Дети записывают на доске разные решения.

–Письменное деление многозначных чисел на трехзначное число.

–Составить алгоритм деления на трехзначное число и научиться решать такие выражения.

Фронтальная работа с классом.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, допускать существование различных точек зрения, вступать в речевое общение.

Познавательные УУД:

Обще-учебные– ориентироваться в системе своих знаний, формулировать учебную задачу, находить и извлекать необходимую информацию, развивать логическое мышление.

(побуждающий диалог, ситуация с затруднением)

4.

Решение учебной задачи.

Учитель обращает внимание детей на экран. Задает вопросы.

– Дети, что это за модель?

Руководство поисковой деятельностью учащихся.

Учитель предлагает , работая в группе преобразовать данную модель в модель деления многозначного числа на трехзначное число и составить алгоритм решения.

Чем модели будут отличаться?

– Чем деление будет схоже?

Выбирается правильная модель.

На экране появляется плакат с алгоритмом деления:

1.Определяем число цифр в частном.

2.Подбираем цифру в частном.

3.Выполняем умножение.

4.Записываем результат под делимым.

5.Вычисляем остаток.

 Детям предлагается проверить правильность своих рассуждений.

Учитель предлагает детям оценить свою активность при работе в группе.

–Молодцы, ребята!

Дети отвечают на вопросы учителя.

–Это модель деления многозначного числа на двузначное.

– В данной модели в делителе число двузначное, а будет трехзначное.

– Алгоритм будет одинаков.

Дети составляют алгоритм деления на двузначное число:

1.Определяем число цифр в частном.

2.Подбираем цифру в частном.

3.Выполняем умножение.

4.Записываем результат под делимым.

5.Вычисляем остаток.

Представители групп выходят к доске и демонстрируют свои модели.

Дети проверяют свою работу.

Дети оценивают себя в оценочном листе.

Коммуникативные  УУД: Умение слушать собеседника,  умение работать в группе.

Частично–поисковый метод обучения.

Преобразование модели.

Познавательные УУД–логические: сравнение, вывод.

Регулятивные УУД: целеполагание, составление алгоритма,

Выдвижение гипотиз.

Проверка  гипотиз.

Самооценка, самоконтроль,

взаимоконтроль.

5.

Первичное закрепление.

Для закрепления полученных знаний предлагает выполнить задание №3, с.64 с пояснениями вслух и записью на доске и в тетрадях (см.приложение)

.

Учитель предлагает отдохнуть.

– Проведем физ.минутку для глаз: 1.Вертикальные движения глаз вверх–вниз.

2.Горизонтальные вправо–влево.

3.Вращение глазами по часовой стрелке и против.

4.Закрыть глаза и представить цвета радуги ( «каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)

Дети выполняют деление по алгоритму с проговариванием. Демонстрируют умение подбирать и проверять цифру в частном, производить проверку деления умножением. 4 чел. работают у доски, остальные в тетрадях.

Познавательные–обще–учебные: УУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД: решение по алгоритму, осуществлять действия по реализации учебных задач, само и взаимоконтроль.

Личностные УУД.

6.

Самостоятельная работа.

Учитель организует самостоятельное выполнение задания №2, с.64 (см.приложение)

Выясняет, что надо сделать, чтобы решить задание.

Организует дифференцированную работу.

Учитель предлагает сильным ученикам, кто уже закончил работу, задание повышенной трудности (по выбору) на с.65 (см.приложение)

Учитель организует проверку  задания в парах.

Дети читают задание и отвечают на вопрос.

– Надо перевести единицы длины в миллиметры, а потом разделить каждую на размеры листа бумаги.

1 группа решают самостоятельно.;

2 группа часть задания под руководством учителя, остальную–самостоятельно;

3 группа большую часть –под руководством учителя.

Дети обмениваются тетрадями.

Регулятивные УУД:

Целеполагание, планирование.

Дифференциация по степени самостоятельности.

Коммуникативные УУД: умение работать в паре.

Взаимопроверка.

7.

Рефлексия.

Учитель предлагает подвести итог, устно оценивает обучающихся, ставит отметки.

– Какую учебную задачу вы ставили в начале урока?

– Выполнили задачу?

– А зачем надо уметь делить многозначные числа?

–Довольны вы своей работой на уроке?

–Заполните последнюю колонку оценочного листа.

В завершении нашего урока, я предлагаю составить синквейн по теме «Деление».

Например:

 «Деление   (1сущ.)
трудное, увлекательное. (2 прил.)

Учит, организует, воспитывает.(3гл.)

Деление - обратное умножению.(фраза из 2-3 слов)

Действие».(ключевое слово).

– Научиться делить многозначные числа на трехзначное число.

– Да, выполнили.

– Это нам может пригодиться в жизни и в дальнейшей учебе.

– Да, очень довольны.

Дети заполняют оценочный лист.

Дети упражняются в составлении «синквейна».

Регулятивные УУД:

Обобщение, самооценка, самоконтроль.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к учебной деятельности, интерес к учебному предмету.

Познавательные УУД:

обще–учебные:

строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

логические: анализ и синтез.

8.

Домашнее задание.

Предлагает обсудить домашнее задание с.65, №4,5 (см.приложение).

Молодцы, ребята! Спасибо за урок.

Дети записывают задание в дневники.

Регулятивные УУД: самоконтроль, взаимоконтроль.

Литература

  1. Башмаков М.И., Нефедова М.Г.  Математика, 2 ч., АСТ-Астрель, М., 2014.
  2. Бондарева И.И.,  Дедова О.Ю.Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. –М.: АРКТИ-2015.
  3. Деменева Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики.- М., 2005.