Урок математики в 4 классе. Программа "Школа 2100". Тема: "Единицы площади. Ар. Гектар".
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Постнова Светлана Юрьевна

Технологическая карта урока сопровождается презентацией. Урок соответствует требованиям ФГОС НОО. Используется  проблемно-диалогическая технология, здоровьесберегающая технология, технология сотрудничества, технология деятельностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района ХМАО-Югры

«Средняя общеобразовательная школа п.Лыхма»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 ПО МАТЕМАТИКЕ

4 КЛАСС

ТЕМА: ЕДИНИЦЫ ПЛОЩАДИ. АР. ГЕКТАР.

ПОДГОТОВИЛА:

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СОШ п.ЛЫХМА

ПОСТНОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА

п.Лыхма

2016 г

Пояснительная записка

Я работаю над методической темой «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников в рамках ФГОС НОО». Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

Основная из главных задач учителя - формирование у учащихся потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способа, выраженные в продуктах деятельности. Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также групповая форма работы, способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

На уроке дети узнают новые единицы площади – ар, гектар; научатся соотносить ар и гектар с другими известными единицами площади и решать задачи на нахождение площади в арах и гектарах.

Тема урока

Единицы площади. Ар. Гектар.

Тип урока

Урок освоения новых знаний

Планируемые результаты

Личностные УУД:

способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности;  применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; самоопределяться при выборе индивидуальных заданий;  выражать положительное отношение к процессу познания; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.

Метапредметные УУД:

Познавательные: перерабатывать, преобразовывать  из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций, текстов;  на основе анализа объектов делать выводы; ориентироваться  в тетради и на развороте учебника; уметь сравнивать цель и результат;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Регулятивные: организовывать свою деятельность;  определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником; работать по образцу; осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами  в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя. 

Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы этикета; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим выполненную работу; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные:  знать новые единицы площади – ар, гектар; уметь соотносить ар и гектар с другими известными единицами площади; уметь решать задачи на нахождение площади в арах и гектарах,  выполнять арифметические вычисления.

Основные понятия

Площадь, единицы измерения площади, ар, гектар.

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы:   - основные

                 

                   - дополнительные

                 

                   - Интернет-ресурсы

- Т.Е. Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких «Математика. Учебник. 4 класс. Часть 1»

- С.А. Козлова, А.Г.Рубин, А.В.Горячев «Методические рекомендации для учителя по курсу «Математика»

- карточки с заданиями

- слайд-презентация

- лист самооценки

http://nsportal.ru/chizhikova-ov 

http://trohimenkon.pedmir.ru/

Технология:

Проблемно-диалогическая,  технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология, технология деятельностного подхода

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, самостоятельная работа

Методы обучения

Репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, деятельностный

ПРОЕКТ УРОКА

Технология проведения

Деятельность

учителя и учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Личностные и метапредметные УУД

I.

Организационный этап

Цель:

- формирование готовности к выполнению учебной деятельности

В жизни много интересного,

Но пока нам неизвестного,

Будем думать и считать

И о многом узнавать. (Слайд 1)

– Откройте тетради и запишите дату,  классная работа (Слайд 2)

- На партах у вас листы самооценки, в которых будем фиксировать оценку своей работы на разных этапах урока:

Ф.И. ученика_________________________________

№ пп

Этапы, критерии

Самооценка

1

Работа в группе (3 балла)

2

Ознакомление с новым материалом (2 балла)

3

Работа в парах (2 балла)

4

Решение задачи  (2 балла)

5

Самостоятельная  работа  (2 балла)

6

Активность на уроке (2 балла)

Итоговый балл

«5» - 12-13 баллов

«4» - 10-11 баллов

«3» - 7-9 баллов 

Уметь ориентироваться  в тетради, в листе самооценки.

Личностные:

воспринимать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные:

организовывать свою деятельность

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; соблюдать простейшие нормы школьного этикета.

II. Актуализация знаний

Цели:

- актуализация учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового материала;

- организация фиксирования каждым индивидуального затруднения в пробном действии;

-анализ возникшей ситуации, выявление места и причины затруднения;

- формулирование темы и цели урока учащимися

1. Фронтальная работа

 - С чем мы знакомились на прошлом уроке математики?  (С единицами измерения площади)    

- На слайде изображены фигуры. Найдите фигуры с одинаковой площадью.

 (1, 2, 7 и 3,4,5). (Слайд 3)

- Какими единицами можно измерять площади фигур? (мм², см², дм², м², км²)

2. Работа в группах

- Вспомним изученные единицы измерения площади и их соотношение.

Работая в группах, закончите предложенные на карточках высказывания:

При переходе от меньших единиц измерения к  большим выполняется …

При переходе от больших единиц к меньшим выполняется …

1 км2 =    …          м2                                                  1 дм² =   ….        см²

1 м2 =     ….         дм2                                                1 дм² =  ….         мм²

1 м2 =     ….         см2                                                1 см² =    ….       мм²

Для того, чтобы вычислить S прямоугольника надо …

- Проверим по образцу (Слайд 4, 5 )

- Что из себя представляет  мм², см², дм², м², км²?

- Какая единица площади наименьшая? Наибольшая?

- Оцените свою работу в листе самооценки.

3. Создание проблемной ситуации

- Рассмотрите  запись на экране: 500 м²;  400 см²;  3 а;  2 см²; 7 га. (Слайд 7)

- Расположите числа в порядке возрастания.

- Почему вы не справились? В чём трудность? (Не знаем, что обозначают буквы а, га)

-Какой возник вопрос? (Что такое а, га?)

- А вы можете предположить, чем они являются? (Наверное, новые единицы площади)

4. Формулирование темы, цели урока

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Новые единицы измерения площади) (Слайд 8)

- Какую цель перед собой поставим? (Узнать новые единицы площади и как они называются. Выяснить, какую взаимосвязь они имеют с другими единицами измерения площади.)

Иметь понятие о площади; уметь находить фигуры с одинаковой площадью;

знать изученные единицы площади и их соотношение;

уметь формулировать ответы на вопросы.

Личностные:

проявлять интерес к учебному процессу; применять правила делового сотрудничества; выполнять самооценку. 

Познавательные:

обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; делать выводы в результате совместной работы в группе; выделять и формулировать познавательные цели с помощью учителя.

Регулятивные:

оценивать сложившуюся учебную ситуацию;  высказывать свои предположения; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные:

 слушать и понимать других, использовать речевые средства для аргументации своей позиции; учиться работать в группе.

III. Первичное усвоение новых знаний

Цели:

- организация работы по первичному усвоению новых знаний;

- проверка умения  работать с информацией.

1. Открытие нового знания

- Хотите узнать,  как же называются новые единицы площади?

- Узнаем мы это, если правильно решим примеры и отгадаем зашифрованные слова.

41

А

39

Р

А - 36 : 9 ∙ 20 – 39 = 41 

Г - 5 ∙ 9 + 35 – 67 =  13   

13

Г

91

Е

63

К

28

Т

41

А

39

Р

Е - 81 : 9 ∙ 7 + 28 = 91 

Т - 42 : 7 ∙ 10 – 32 = 28 

К - 72 : 8 – 9 + 63 = 63 

Р - 49 : 7 + 31 + 1 = 39 

- Итак, новые единицы измерения площади называются: ар и гектар.  

2. Работа с книгой (с.92)

- Чему равны ар и гектар? Где мы можем об этом узнать? (В учебнике)

- Откройте учебники, самостоятельно изучите текст в оранжевой рамке и подготовьтесь ответить на поставленный вопрос.

-  Для чего нужны данные единицы измерения площади – ар и гектар? (Для  измерения  больших  участков:  леса,  поля,  новостройки  и  т.д)

- Что такое ар? (Квадрат со стороной 10 м) (Слайд 9)

- Чему равен один ар? (100 м²)

- Как будем обозначать ар? (Буквой а)

- Как ещё называют ар? (Сотка)

- Почему, как вы думаете? (В одном аре сто м²)

- Что такое гектар? (Квадрат со стороной 100 м)

- Чему равен гектар? (100 а или 10000 м²)

- Как будем обозначать гектар? (га)

- Запишите в тетради: 1 а = 100 м²            1 га = 100 а =10000 м²

- Оцените в листе самооценки, как вы поняли новый материал.

Знать порядок выполнения действий;

уметь выполнять арифметические действия;

знать, как называются и записываются новые единицы площади;

знать соотношение ара и гектара с другими единицами измерения площади.

Личностные УУД:

способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности;  проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию.

Познавательные: 

 извлекать информацию из иллюстраций, текстов учебника;  перерабатывать, преобразовывать  из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; ориентироваться  на развороте учебника; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные: организовывать свою деятельность;  оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясь инструкциями учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

 Физминутка

Цель:

-снятие физического и эмоционального напряжения

- Если высказывание верное, вы делаете наклоны вправо-влево (на счет 4). Если высказывание неверное, то вы приседаете.

  1. Делить на нуль нельзя.
  2. 9 · 8 = 81
  3. Квадрат — это прямоугольник.
  4. У квадрата все стороны равны.
  5. У любого треугольника 3 вершины, 3 угла, 2 стороны.
  6. Сегодня 22 декабря.
  7. 72 : 8 = 9
  8. 4  класс — самый дружный в школе!

Уметь использовать ранее полученные знания в новой ситуации.

Личностные УУД: проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию 

Познавательные: перерабатывать, преобразовывать  из одной формы в другую полученную информацию 

Регулятивные:

организовывать свою деятельность

IV. Первичная проверка понимания

Цели:

- фиксирование  нового содержания урока;

- организация самооценки учениками собственной учебной деятельности

 

1. Фронтальная работа    (Слайд 11)

- Выразите в м²: 4 га; 5 га; 62а; 12а

(4 га = 40 000 м², 5 га = 50 000 м², 62 а = 6 200 м²,  12 а = 1 200 м²)

- Выразите в а: 27га;  8га 3 а;  96000 м²

(27 га = 2 700 а, 8 га 3 а = 803 а, 96000 м² = 960 а)

- Ребята, готовясь  к  уроку,  я  прочитала  в  энциклопедии,  что  для  получения    бумаги  вырубается  примерно  900 м²  леса.  Сколько  это  соток,  сколько  ар? (9 соток, 9 а)

Если  каждый  ученик  в  России сэкономит  в  год  одну  тетрадь,  это  позволит  сохранить  от  вырубки  13000 га  леса. Сколько это ар, кто сможет посчитать? (130 000 000 а)

2. Работа в парах (Слайд 12)

- Выполните  с.92 № 2 и №3 с.92.  

Проверка:

с.92 № 2

200 · 100 = 20 000 м²

20 000 м² = 200 а

№3 с.92

а) 1 га = 100 а

    3 км² = 1 000 000 : 100 = 10 000 а

б) 6 км² = 6 000 000 : 10 000 = 600 га

    30 000 а = 300 га

в) 30 а = 3000 м²

   4 га = 40 000 м²

- Оцените свою работу в паре в листе самооценки.

Уметь соотносить ар и гектар с другими известными единицами площади, выполнять необходимые преобразования;

уметь называть и записывать новые единицы площади.

Личностные УУД:

проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; применять правила делового сотрудничества; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.

Познавательные: 

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций;  на основе анализа объектов делать выводы в результате совместной работы в паре.

Регулятивные: организовывать свою деятельность, высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; учиться работать в паре.

Физминутка для глаз

Цель:

- снятие физического и эмоционального напряжение

Комплекс упражнений для глаз (все движения повторяются несколько раз):

1) Движение глаз влево-вправо; вверх-вниз.

2) Круговые движения глаз по часовой стрелке, против часовой стрелки.

3) Крепко зажмурить глаза, открыть.

4) «Нарисовать» глазами знак бесконечности.

5) Посмотреть на кончик своего носа, затем посмотреть вдаль.

Регулятивные:

организовывать свою деятельность

VI. Первичное закрепление

Цель:

- применение усваиваемых предметных знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных задач

Решение задачи № 4 (а) с.92

- Прочтите задачу. Что известно в задаче? Что нужно узнать?

- Составьте план решения задачи.

(Прежде нужно выполнить преобразование: 6 га = 600 а. Затем узнать, какая площадь засеяна тимофеевкой, т.е. найти значение дроби 3 . Зная это, сможем вычислить площадь, засеянную

        10

костром. Далее узнаем площадь, засеянную клевером. И в завершение – площадь, занятую пыреем).

- Решите задачу самостоятельно.

- Проверим работу (объяснение с комментированием).

  1. 600 : 10 · 3 = 180 а - засеяно тимофеевкой
  2. 180 : 2 = 90 а - засеяно костром
  3. 180 + 120 = 300 а – засеяно клевером
  4. 600 – 180 – 90 – 300 = 30 а – засеяно пыреем

- Оцените своё умение решать задачи в листе самооценки.

Уметь решать задачи на нахождение площади в арах и гектарах;

уметь называть и записывать новые единицы площади;

уметь выполнять арифметические действия.

Личностные УУД:

способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности;  проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.

Метапредметные УУД:

Познавательные: перерабатывать, преобразовывать  из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; извлекать информацию из иллюстраций, текстов;  на основе анализа объектов делать выводы; давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Регулятивные: организовывать свою деятельность осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; оценивать сложившуюся учебную ситуацию. 

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате.

V. Первичный контроль усвоения.

Цель:

- применение предметных знаний, умений, навыков в условиях самостоятельного  решения учебных задач;

-организация выполнения самопроверки, самооценки.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 - Вернемся к первоначальному заданию – расположите числа в порядке возрастания: 500 м²;  400 см²;  3 а;  2 см²; 7 га       (Слайд 14)

- Сейчас мы сможем с этим справиться?

- Сверьте своё решение с образцом на доске: 2 см²; 400 см²; 3 а; 500 м²; 7га

- Кто справился с заданием? В чем испытали трудности?

- Как взаимосвязаны единицы площади? Кто заметил закономерность? (Каждая следующая единица содержит сто предыдущих единиц).

(Слайд 15)

- Оцените свою работу в листе самооценки.

 Уметь различать новые единицы площади, соотносить их с ранее изученными  единицами площади.

Личностные:

сформированность познавательного интереса и учебной мотивации;

осуществление самооценки.

Познавательные:

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке; оценивать результат. Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя.

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: познакомить с домашним заданием, дать инструктаж по его выполнению

- А теперь познакомимся с домашним заданием. (Слайд 17)

- Вы можете решить задачу из учебника с 92 № 4 (б), а можете сами составить и решить задачу с новыми единицами измерения площади.

Личностные:

самоопределяться при выборе индивидуальных заданий

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

- Какова была тема урока? (Новые единицы площади)

- Какие ставили цели? (Узнать, как называются новые единицы площади, как они  связаны с другими единицами измерения площади)

- Достигли мы поставленных целей?

- Зачем нужно знать новые ед. площади: ар, гектар? Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где?

- Что можно измерить соткой?     (Слайд 18)

- Что измеряют гектаром?      (Слайд 19)     

- Используя предложенные критерии, оцените свою работу в течение всего урока.

- Мне хочется узнать ваши впечатления о сегодняшнем уроке.

(Слайд 20)

  • Что вам больше всего понравилось на уроке?
  • Какие трудности у вас возникли на уроке?
  • Как вы их преодолевали?
  • С каким настроением вы заканчиваете урок?

На полях тетради нарисуйте соответствующего смайлика. (Слайд 21)

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f0f7e329beb5ba369013cf9bd16a7652&n=24

- На уроке все было комфортно и понятно.

- На уроке немного затруднялся, не все было понятно.

- На уроке было трудно, ничего не понял. 

Дополнительное задание: игра «Лови ошибку!» (если останется время)  (Слайд 22)

Знать новые ед.площади и как они записываются;

что можно измерить аром, гектаром;

знать соотношение единиц измерения площади.

Личностные:

осуществлять самооценку.

Познавательные: уметь сравнивать цель и результат.

Регулятивные:

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме; соблюдать простейшие нормы школьного этикета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс "Школа 2100"

Нестандартный урок систематизации и обобщения изученного материала...

конспект урока математики 2 класс по программе "Школа России" "Площадь.Единицы площади"

Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры.Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Большинство имеет поло...

Урок математики 3 класс "Школа 2100" "Письменное деление на однозначное число"

В начальном образовании происходит кардинальное  изменение приоритетов целей обучения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становле...

Урок математики 3 класс "школа 2100" по теме: "Доли"

Конспект урока по математике и презентация (тема: "Доли") по образовательной системе "школа 2100" к учебнику Димидова, Козлова...

Правильные и неправильные дроби. Урок математики, 4 класс, "Школа 2100"

Цели урока.1.  Познакомить с правильными и неправильными дробями.2.  Закрепить умения складывать вычитать дроби.3.   Совершенствовать вычислительные навыки.4.   Развивать...

Урок математики 1 класс, система 2100.

Аннотация к уроку математики 1 класс (1-4).По учебнику Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких.Тема: «Число и цифра 6».Цель: познакомить  учащихся с образованием  числа шесть и его гра...

Урок математики в 3 кассе по теме "Единицы длины. Километр".

Урок изложен в соответствии с ФГОС, с применением презентации. По программе "Школа 2100" автор Т. Е. Демидова, С. А. Козлова....