Конспект урока математики "Когда время движения объектов одинаковое", 4 класс, ПНШ
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Конспект урока математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Класс: 4

Тема урока: «Когда время движения объектов одинаковое».

Цели урока: закрепить решать задачи на движение, узнать новый вид задач.

Планируемые результаты

  • предметные: уметь решать задачи на движение, уметь делать выводы, знать формулы нахождения s,v,t.
  • личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УИПЗЗ

Оборудование: учебник математики (А.Л.Чекин, 4кл., 2 часть), презентация.

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈1

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

 Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Словесн.: актуализация знаний, устное задание для определения новой темы.

Словесн.: определение темы и цели урока.

≈5

- Ребята, над чем мы работали на протяжении нескольких уроков? (над величинами)

- Сегодня мы начинаем новый раздел – задачи на движение.

- Изучим новые виды задач и повторим формулы нахождения пути, времени и скорости.

- Приведите пример движения объектов, когда время движения одинаковое, а скорость и путь разные? (самолёт-900км/ч, время 3ч, путь 2700км – поезд-100км/ч, время так же 3ч, а пусть 300км)

- Исходя из этого определите тему урока и поставьте цель.

Актуализировать знания, отвечать на вопросы.

Выполнять практическое задание.

Определять тему и цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Практич.: работа с таблицей.

Практич.: выведение и запись формул.

Практич.: заполнение таблицы.

Словесн.: анализ заполненной таблицы.

Практич.: письменное задание, работа с учебником.

Словесн.: актуализация знаний.

Практич.: работа с учебником и в тетрадях, решение задачи, работа у доски.

Практич.: работа над задачей, работа по вариантам, работа у доски.

Словесн.: ответы на вопросы, формулировка вывода.

Практич.: работа по таблице, выполнение заданий из учебника.

Словесн: ответы на вопросы, формулировка вывода.

Практич.: работа над задачей, работа самостоятельно.

Словесн.: ответы на вопросы, формулировка выводов, работа с правилом.

Практич.: письменное задание.

Словесн.: ответы на вопросы, формулировка выводов.

≈30

- Ребята, откройте учебники на странице 39.

- Посмотрите на таблицу.

- Как вы думаете, что необходимо выполнить в первую очередь? (заполнить её)

- Как мы будем её заполнять?

- Для этого давайте повторим формулы нахождения пути, скорости и времени.

- Для того, чтобы найти длину пути, какой формулой будем пользоваться? (s=v*t)

- Для того, чтобы найти скорость, какой формулой будем пользоваться? (v=s:t)

- Для того, чтобы найти время, какой формулой будем пользоваться? (t=s:t)

- Запишите их у себя в тетради.

- Опираясь на эти формулы, заполним таблицу, заполняйте её у себя в рабочих тетрадях.

- Что неизвестно у самолёта? (длина пути)

- Как найдём? (s=v*t = 900км/ч*3ч=2700км)

- Что неизвестно у поезда? (скорость)

- Как найдём? (v=s:t = 300км:3ч=100км/ч)

- Что неизвестно у мопеда? (скорость)

- Как найдём? (90км:3ч=30км/ч)

- Что неизвестно у велосипеда? (путь)

- Как найдём? (15км/ч*3ч=45км)

- Ребята, глядя на заполненную таблицу скажите, от чего зависит длина пути, если время одинаковое? (от скорости)

- Выполним упражнение 135 из учебника и узнаем, правы ли мы были.

- Среди бегунов существует соревнование, которое называется «суточный бег».

- Как вы думаете, в чём заключается это соревнование?

- Ребята, как вы думаете, по какому показателю определяется победитель? (кто за сутки пробежит больше км)

- Зависит ли пройденное расстояние от скорости бега спортсменов? (да)

- Что можете сказать? (большее расстояние пробежит тот, у кого скорость больше)

- Ребята, давайте вспомним, что такое скорость (длина пути, пройденная за единицу времени)

- А теперь решим задачу.

- С какой скоростью бежал спортсмен, если за сутки он пробежал 120км?

- Что мы знаем по условию задачи?

- Мы знаем время в этой задаче? (да, сутки=24ч)

- Как мы узнаем скорость, если известно время и путь? (v=s:t)

- Решите эту задачу в тетрадях, кто-то один у доски (120км:24ч=5км/ч-скорость спортсмена)

- Кто считает по-другому?

- Теперь выполним №136.

- Прочитайте задание.

- Как вы его поняли?

- Что необходимо узнать? (время, затраченное на первую часть пути и время, затраченное на вторую часть пути)

- Почему необходимо узнать именно время? (потому что путь и скорость известна)

- Давайте найдём время, затраченное на первую часть пути.

- С помощью какой формулы находим время? (t=s:v)

- Пользуясь этой формулой первый вариант находит время, затраченное на первую часть пути, а второй вариант время, затраченное на вторую часть пути.

- Итак, теперь давайте проверим, по одному человеку с каждого варианта запишет решение на доске (160км:80км/ч=2ч; 150км:75км/ч=2ч)

- Изменилось ли время, за которое автобус преодолел каждую часть пути? (нет)

- А что изменилось? (скорость и путь)

- В какой части пути скорость была больше? (в первой части пути)

- Изменилось ли расстояние, которое преодолел автобус? (да)

- Сделайте вывод (время движения одинаковое, но если меняется скорость, то меняется и длина пути)

- А теперь вернёмся к таблице.

- В учебнике она не заполнена, но в рабочих тетрадях вы её заполнили.

- По данным этой таблицы выполните кратное сравнение скоростей самолёта и поезда.

- Что значит кратное сравнение величин?

- Как его выполнить? (с помощью деления этих величин)

- Выполним сравнение на доске, остальные записывают в тетрадях.

- Что необходимо сделать? (900км/ч:100км/ч=9)

- Теперь выполним кратное сравнение длин пути самолёта и поезда.

- Как мы это выполним? (2700км:300км=9)

- Сделаем вывод (скорость самолёта больше скорости поезда в 9 раз, и длина пути самолёта больше длины пути поезда тоже в 9 раз)

- Как вы думаете, случайно ли при ответе на эти два вопроса получилось одно и то же число – 9?

- Почему?

- Раньше мы установили, что если увеличивается скорость, то увеличивается и путь.

- Сделайте вывод (во сколько раз увеличилась скорость, во столько раз увеличилась и длина пути)

- Выполним упражнение 138.

- Прочитайте задачу.

- Сколько вопросов в задании? (2)

- Какие это вопросы? (1.во сколько раз увеличилась средняя скорость автомобиля? 2. во сколько раз увеличился пройдённый им путь за второй час пути по сравнению с первым часом?)

- На какой из них можем ответить? (во сколько раз увеличился путь за второй час пути, по сравнению с первым?)

- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (выполнить кратное сравнение величин)

- Выполните кратное сравнение самостоятельно (120км:60км=2(раза))

- Итак, во сколько раз увеличился путь за второй част пути, по сравнению с первым? (в 2 раза)

- Можно ли не вычисляя ответить на вопрос – во сколько раз увеличилась скорость за второй час пути, по сравнению с первым? (можем)

- Во сколько раз? (в 2)

- Как вы это поняли? (мы знаем, что во сколько раз увеличивается скорость, во столько раз увеличивается и путь, но в нашем случае наоборот – во сколько раз увеличивается путь, во столько раз и скорость)

- Запишите это правило в тетрадь.

- Выполним №140.

- Запишите формулу, в которой путь s выражается через скорость v и время t (s=v*t)

- Ребята, как изменится значение произведения, если один из множителей увеличить в 4 раза?

- Как изменится путь s, если скорость передвижения увеличить в 4 раза, а время оставить прежним? (s увеличится в 4 раза)

- Как изменится путь s, если скорость уменьшить в 3 раза, а время оставить прежним? (s уменьшится в 3 раза)

- Теперь давайте проверим выводы, на примере.

- Запишите у себя в тетрадях – скорость 90км/ч, время 3ч.

- Что нужно найти? (путь)

- Как найдём? (s=v*t = 90км/ч*3ч=270км)

- А теперь увеличьте скорость в 4 раза (90км/ч*4=360км/x)

- Найдём путь (360км/ч*3=1080км)

- Выполните сравнение пути до изменения, и после увеличения в 4 раза.

- Во сколько раз увеличился путь? (в 4)

- Теперь скорость уменьшим в 3 раза (90км/ч:3=30км/ч)

- Найдём путь (30км/ч*3=90км)

- Выполните сравнение путей.

- Во сколько раз он уменьшился? (в 3)

- Сделайте вывод.

Отвечать на вопросы учителя, работать с таблицей в учебнике, повторять формулы нахождения скорости, времени и расстояния.

Применять формулы для заполнения таблицы.

Формулировать способ нахождения скорости, времени и расстояния.

Отвечать на вопросы учителя, рассуждать.

Выполнять из учебника, отвечать на вопросы учителя, актуализировать знания.

Формулировать свои мысли, работать над задачей, работать у доски и в тетрадях.

Работать над задачей, формулировать свои мысли, работать по вариантам, работать у доски, делать выводы по задаче.

Выполнять задания по таблице, формулировать свои мысли, отвечать на вопросы учителя, делать вывод.

Работать над задачей, отвечать на вопросы, выводить правило и записывать его.

Работать с учебником над письменным заданием, отвечать на вопросы, подводить итоги.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Итог урока. Рефлексия

Практич.: подведение итогов, рефлексия, самооценка.

≈5

- Какую цель мы поставили на уроке?

- Как вы думаете, мы её достигли?

- Как узнать скорость?

- Как узнать время?

- Как узнать расстояние?

- Если увеличивается скорость в … раз, то длина пути…? (увеличивается во столько же раз)

- Если увеличивается путь в … раз, то…? (увеличивается скорость во столько же раз)

- Есть те, кто не понял тему урока?

- Оцените свою работу на уроке, поставив себе на полях оценку за урок.

- Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы учителя, подводить итоги, анализировать и оценивать свою работу на уроке.

Р: понимание      причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Задачи на движение" Математика 4 класс Школа России

Конспект урока "Задачи на движение" Математика 4 класс Школа России...

Конспект урока по теме: Изменение объекта по двум признакам

Урок проводился в 1 классе изменяли предмет по форме и по цвету....

Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))

Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся....

Конспект урока математики «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями» (4 класс)

Конспект урока математики «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями» (4 класс)...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Водные объекты и человек" УМК Планета знаний

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Водные объекты и человек"  + презентация...

Конспект урока по математике в 1 «А» классе (I отделение) на тему: «Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»»

Конспект урока разработан для учащихся 1-х классов с нарушением слуха (1 отделение)...

Конспект урока «Музыка и движение» во 2 классе по теме: Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни

Конспект урока "Музыка и движение" для обучающихся, у которых не сфоромирвана фразовая речь....