Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока математики "Учимся решать задачи" 4 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Хурамжина Екатерина Сергеевна

Тема урока: «Учимся решать задачи».

Тип – урока: закрепление знаний

Задачи:

1. Анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

2. Научить работать со схемами движения, объяснять, заполнять, описывать ситуацию;

3. Решать задачи на известные схемы движения.

4. Закрепить умения решать задачи.

 Планируемые результаты:

Личностные:

- понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

- пр оявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика.

Предметные:

- отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;

- устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, подбирать к ним подходящую схему;

- составлять задачу по схеме.

Метопредметные:

- понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;

- осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;

Коммуникативные:

- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их.

Оборудование: Учебник А. Л. Чекин «Математика» часть 2, 4 класс, презентация;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта урока102.5 КБ
Office presentation icon Презентация1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Учимся решать задачи».

Тип – урока: закрепление знаний

Задачи:

1. Анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

2. Научить работать со схемами движения, объяснять, заполнять, описывать ситуацию;

3. Решать задачи на известные схемы движения.

4. Закрепить умения решать задачи.

 Планируемые результаты:

Личностные:  

- понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

- пр оявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика.

Предметные: 

- отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;

- устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, подбирать к ним подходящую схему;

- составлять задачу по схеме.

Метопредметные:

- понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;

- осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;

Коммуникативные: 

- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их.

Оборудование: Учебник А. Л. Чекин «Математика» часть 2, 4 класс, презентация;

Этап урока, методы, приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Словесный.

1 мин.

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня урок математики буду вести у вас я.

(Слайд 1)

- Можете садиться. Давайте для начала послушаем стихотворение:

Есть на свете королева,

Математикой зовут.

Всем она необходима,

Словно воздух и вода.

В этом царстве королевы

Можно все пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить,

Перемножить, разделить.

Всем без этой королевы,

Невозможно дня прожить.

Создает эмоциональный настрой на начало урока

Приветствуют учителя

внимательно слушают стихотворение

Личностные: самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества

2. Мотивационный.

Словесный, репродуктивное задание  

1 мин.

5 мин.

5 мин.

- Ребята, скажите, чему вы учитесь на уроках?

- Какие величины участвуют в задачах на движение?

- Как взаимосвязаны эти величины между собой?

(Слайд 2: V = S:t; t = S:V;  S = V * t )

- Какие виды движения вы знаете?

(В одном направлении, в противоположном, движение на встречу друг другу, движение вдогонку)

(Слайд 3)

- Посмотрите на слайд, здесь вы увидите задачи с чертежом. Вам нужно их внимательно прочитать и решить устно, на оценку.  

На слайде  3 простые задачи с чертежом

(Слайд 4)

1) От города «А» до поселка «В» 420 км. Два автомобиля едут навстречу друг другу, первый автомобилист ехал со скоростью - 90 км/ч, а второй - 120 км/ч. Через какое время они встретятся, (Слайд 5)

2) Скорость орла 30 м/с. Какое расстояние орел пролетит за 5 с.?

(Слайд 6)

3) Скорость самолета 800 км/ч, а подводной лодки 200 км/ч. Во сколько раз скорость самолета больше, чем скорость подводной лодки?

- Какие вы молодцы ребята, быстро справились с задачами. Поднимите руки те, кто активно анализировал задачи, быстро отвечал на вопросы и кто правильно устно их решил. Этим ребятам, я поставлю хорошие оценки!

- Как вы думаете, какие задачи мы решали? (простые задачи)

- Ребята, можете определить проблему урока? (ответы детей)

(Слайд 7)

- Правильно! Проблема сегодняшнего урока: Если мы уже умеем решать задачи, можем ли мы соотнести их со схемами? И получится ли у нас придумать к схеме задачу?

- Задачи какого вида, мы сегодня будем решать?

- Правильно мы будем решать задачи:

(В одном направлении, в противоположном, движение на встречу друг другу, движение вдогонку).

-А как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (учимся решать задачи)

(Слайд 8)

- Да, правильно ребята! Тема сегодняшнего урока: Учимся решать задачи.

(На слайде появляется тема урока)

- Откройте учебники на стр. 48 и посмотрите, какие задачи вы можете поставить на урок.

 - Сформулируйте задачи урока.

 (ответы детей)

- Хорошо, молодцы, а я сформулировала вот такие задачи: (Слайд 9)

Задачи:

1. Учиться работать со схемами задач на движение, объяснять, заполнять, описывать ситуацию;

2. Решать задачи  движения.

3. Закреплять умение решать задачи.

- К этим задачам мы вернемся в конце урока, и вы сами себе дадите оценку.

Подводит учеников к воспроизведению изученного материала

Выносит задачи на слайд;

Контролирует выполнение работы

Проводит параллель с ранее изученным материалом

Выдвигает проблему

Озвучивает тему урока

Озвучивает  задачи урока

Вспоминают то, что было пройдено на прошлых уроках

Планируют решение задачи;

Выбирают наиболее целесообразный способ решения задачи;

Действуют по самостоятельно составленному плану;

Приводят примеры проблемы, ищут  подходящую

Обдумывают тему урока

Анализируют страницы учебника;

Думают какие задачи можно поставить на уроке.

Воспроизведение изученного материала

Познавательные:

Владеть общими приемами решения задач;

Строить логическую цепь рассуждений

Постановка детьми проблемы, задач, темы урока

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Первичное закрепление.

Практический, самостоятельная работа.

 

3 мин.

4 мин.

3 мин

2 мин.

4 мин.

1 мин.

1 мин.

2 мин.

- На стр. 48 и выполните задание № 158 (Слайд 10)

- Прочитайте 1-й абзац на стр. 48. Какие различия вы видите в данных схемах?

-  Теперь давайте прочитаем 2-й абзац. Кто из вас может ответить на вопросы?

(схема, на котором 1 объект удаляется от другого в течении всего процесса движения под «в»; взаимное расположение объектов в процессе движения, представленная на схеме «б» меняется так, сначала расстояние между объектами будет сокращаться, до тех пор, пока второй объект не догонит 1, а потом будет увеличиваться, т.е. когда 2-й объект начнет удаляться от 1-го).

- Прочитайте задачу. Это последний абзац на стр. 48.

- Ребята, теперь давайте ответим на вопрос: которой из данных схем можно воспользоваться при решении следующей задачи? Обоснуйте свой ответ, почему вы выбрали ту или иную схему?

(ответы детей)

- Молодцы ребята! Проанализируйте данную задачу.

-  Вы очень хорошо проанализировали задачу, я поставлю вам за анализ оценки.

- Кто хочет записать  решение задачи на доске? Остальные записывают решение в тетрадях.

- Кто первый решил задачу? Давайте сравним с решением задачи на доске. Правильно ли записано решение задачи? У кого получился другой ответ? Давайте проверим, у всех ли одинаковое решение?

- Поднимите руку, кто решил. Молодцы ребята, те кто решили правильно задачу в числе первых, я поставлю им оценки! И конечно же тому, кто записал решение на доске.

- Посмотрите на стр. 49 2 абзац.

- Кто сможет составить новую задачу?

- Посмотрите на слайд, я составила по условию и новому вопросу вот такую задачу.  (Слайд 11) Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? Попробуйте ответить на него устно.

- Да, правильно ребята!

- Скажите, какой главный вопрос задачи?

(Какое расстояние будет между поездами через 2 ч после момента обгона?).

- Зная скорость изменения расстояния между поездами и время после момента обгона, мы можем найти расстояние?

Какое действие нужно сделать?

(20 км/ч умн. 2 ч. = 40 км. Ответ: 40 км.)

- Какую схему мы выберем из предложенных схем на странице 48?

- Правильно, под а), докажите почему.

- Теперь, прочитайте 1 абзац задания № 159.

(Слайд 12).

- Кто из вас может описать ситуацию и проанализировать схемы?

(Схемы а) и в) описывают процесс движения, в котором происходит постоянное удаление одного объекта от другого;

(В схеме б), описывается процесс, в котором, сначала объекты сближаются, а потом начинают удаляться друг от друга).

- Молодцы ребята! Вы правильно проанализировали эти схемы.

- А теперь прочитайте абзац после схемы. Давайте сначала ответим на 1 вопрос.  Кто хочет назвать схемы, на которых один объект удаляется от другого в течении всего процесса движения?( схемы а) и в).)

- Дах    пп5и   ррря, правильно, молодцы! Теперь, прочитайте второй вопрос.

- Объясните, пожалуйста, как же меняется расположение объектов в процессе движения по схеме б)?

(В схеме б), описывается процесс, в котором, сначала объекты сближаются, а потом начинают удаляться друг от друга).

- Очень хорошо, теперь, прочитайте задачу – последний абзац на стр. 49 и подумайте, к какой из схем можно воспользоваться при решении этой задачи?

- Ребята, кто выбрал подходящую схему? Скажите, какую из схем вы выбрали и почему?

 (Схема, которой можно воспользоваться при решении задачи, под буквой а), потому что по условию задачи 2 поезда отправились из одной и той же станции одновременно в противоположных направлениях, на схеме под буквой а), это ясно видно)

- Замечательно, вы просто умники!

- Давайте  проанализируем данную задачу. Кто хочет попробовать? (анализ задачи с детьми)

-  Вы очень хорошо проанализировали задачу, я поставлю вам за анализ оценки.

- А теперь, запишем решение задачи у доски, опираясь на схему а). Кто хочет решить задачу на доске? Я поставлю за это оценку. Остальные решают в тетрадях. Первым трем ученикам, которые будут участвовать в анализе задачи и решат ее правильно, я поставлю оценки.

- Молодцы ребята! Все решили правильно задачу?

Формулирует задание

Побуждает к высказыванию своего мнения

Формулирует задание и дает указания к заданию

Формулирует задание

Осуществляет выборочный контроль

Оценивает работу детей

Проводит параллель с ранее изученным материалом

Формулирует задание;

Задает вопросы;

Организует работу с чебником

Обеспечивает мотивацию выполнения задачи

Формулирует задание и дает указания к заданию

Формулирует задание;

Контролирует выполнение работы;

Обеспечивает мотивацию выполнения задачи

Читают текст;

Понимают информацию составленную разными способами;

Формулируют выводы.

Объясняют свой выбор

Выполняют задание в тетради и у доски

Слушают оценку учителя

Читают текст, анализируют;высказывают свое мнение;

отвечают на вопросы учителя

Смотрят на схемы;

Формулируют доказательство

Дети мотивируются посредством  выполнения задачи в последующей работе

Анализируют, сравнивают, высказывают свое мнение

;

 

Анализируют задачу и решают ее

Строить цепь логических рассуждений;

Выбрать эффективный способ решения задания

Подбирать к задаче нужную схему

Выбирать наиболее эффективный способ решения

Выбирать наиболее эффективный способ решения

Выполнять задания на основе схем;

Строить логическую схему размышление;

Обосновывать выбор решения

Выбирать наиболее эффективную схему для решения задачи

Анализировать и

решать задачу с использованием схемы

4. Физминутка

2 мин

- Я вижу, что вы немного устали. Так давайте отдохнем и сделаем интересную зарядку! (Слайд 13) 

- Руки согнуты перед грудью, ноги на ширине плеч:

 раз (рывок согнутыми руками назад)

 два (рывок прямыми руками назад)

 три (рывок прямыми руками назад)

 четыре (рывок согнутыми руками назад)

(2 повторения)

Переменные махи руками:

раз (правая рука вверху, левая внизу)

два (левая рука наверху, правая внизу)

(4 раза)

- Приседание, руки перед собой

Раз (присели)

Два (встали) (5 приседаний)

Показывает ученикам движения из физминутки

Выполняют движения из физминутки

Выполнять физические упражнения, ОРУ

5. Включение в систему знаний и повторение.

Вторичное закрепление.

Практический, самостоятельная работа

7 мин.

- Ребята, продолжим. Откройте учебник на стр. 50 и прочитайте № 162. Кто хочет прочитать вслух?  (Слайд 14)

- И так, вам необходимо сформулировать задачу по схемам на оценку, кто хочет попробовать? Ученикам, которые составили правильно задачу, я поставлю оценки.

- Молодцы ребята! Кто считает, чья задача более правильна?

- Теперь, я выберу самую правильную задачу, из придуманных вашими одноклассниками, затем мы проанализируем её и вы будете решать.

- Ребята, кто хочет записать решение задачи  на доске? - Остальные будут записывать ее решения в тетради.

- Первые 5 человек, решившие задачу, получат оценки и ученик решавший у доски.

Проговаривает задание;

Предлагает индивидуальное задание;

 Обеспечивает мотивацию выполнения

Читают задание вслух;

Формулируют задачу по схемам

Придумывать задачи по схемам

Уметь выбирать и использовать в ходе решение изученный материал

6. Домашнее задание

1 мин.

- Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. (Слайд 15)

В учебнике стр. 50 № 161. В задании 161, вам будет нужно прочитать задачу и выбрать из двух вариантов ответ на вопрос задачи, а также проиллюстрировать каждый вариант найденного ответа.

Дает комментарий к домашнему заданию

Слушают комментарии к домашнему заданию

7. Итог урока.

Рефлексия.

Словесный, репродуктивное задание.

3 мин.

- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте с вами подведем итоги.  (Слайд 16)

- Вернемся к задачам, с которыми мы встретились в начале урока. Подумайте, кто понял, как решать задачи на движение. Поднимите руку, кто считает, что достиг поставленных задач урока? (Слайд 17)

- А теперь, настало время прощаться. Мне очень понравился наш урок, он был вполне продуктивным и занимательным! Вы все работали активно, хорошо знаете, как решать сложные задачи, а те, кто немножко не осилил, у них все обязательно получится! Удачи вам на уроках математики и всячески познавать вершины этой науки!

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

Формулируют конечный результат своей работы;

называют позиции материала пройденного на этом уроке и как они их усвоили

 Систематизация знаний;

Характеризовать собственные знания по предмету


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Екатерина Сергеевна

Слайд 3

В противоположном направлении На встречу друг другу Вдогонку В одном направлении

Слайд 4

В 240 км От города «А» до поселка «В» 420 км. Два автомобиля едут навстречу друг другу. Первый автомобилист ехал со скоростью 90 км/ч, а второй - 120 км/ч. Через какое время они встретятся? 90 км/ч 120 км/ч А

Слайд 5

Скорость орла 30 м/с. Какое расстояние орел пролетит за 5 с.? 30 м/с

Слайд 6

800 км/ч 200 км/ч Скорость самолета 800 км/ч, а подводной лодки 200 км/ч. Во сколько раз скорость самолета больше, чем скорость подводной лодки?

Слайд 7

Проблема: Если мы уже умеем решать задачи, можем ли мы соотнести их со схемами? И получится у нас сделать схемы к задачам?

Слайд 8

Тема: « Учимся решать задачи »

Слайд 9

Задачи урока: 1. Учиться работать со схемами задач на движение, объяснять, заполнять, описывать ситуацию; 2. Решать задачи на движение. 3. Закреплять умение решать задачи.

Слайд 10

а) б) в) 60 км/ч 80 км/ч 60 км/ч 60 км/ч 80 км/ч 80 км/ч 80 км/ч 60 км/ч Товарный поезд Пассажирский поезд № 158

Слайд 11

От двух железнодорожных станций в одном направлении двигались товарный поезд и пассажирский. Товарный поезд двигался со скоростью 60 км/ч, а вслед за ним шёл пассажирский со скоростью 80 км/ч. Какое расстояние будет между поездами через 2 часа, если движение продолжится с теми же скоростями?

Слайд 12

а) б) в) 80 км/ч 60 км/ч 60 км/ч 60 км/ч 60 км/ч 80 км/ч 80 км/ч 80 км/ч Товарный поезд Пассажирский поезд № 159

Слайд 14

20 км/ч 40 км/ч 40 км/ч 60 км/ч 40 км/ч 100 км/ч № 162

Слайд 15

Домашнее задание В учебнике стр. 50 № 161.

Слайд 16

Задачи урока: 1. Учиться работать со схемами задач на движение, объяснять, заполнять, описывать ситуацию; 2. Решать задачи на движение. 3. Закреплять умение решать задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока технологии "Кошелек" 2 класс)

ПредмеТема:  «Кошелек»Цели урока: учить выполнять шов «через край», создавать отделку детали вышивкой; развивать навыки разметки ткани, изготовления выкройки с помощью ножниц и иглы. Планиру...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Подготовка к умножению" и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2 «а»Тема урока: «Подготовка к умножению»Цели деятельности учителя: формировать представление о конкретном смысле действия умножения; способствовать ознакомлению с соответствующей математическо...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ "Домашние опастности. Пожар" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Домашние опасности. Пожар»Цели деятельности учителя: развитие умений распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; развитие умений прави...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ "Наша дружная семья" и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2 «а»Тема урока: «Наша дружная семья»Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье.Планируемые результаты:·...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ «Наша дружная семья» и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2 «а»Тема урока: «Наша дружная семья»Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье.Планируемые результаты:·...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ «Домашние опасности. Пожар» и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Домашние опасности. Пожар»Цели деятельности учителя: развитие умений распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; развитие умений прави...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ИЗО «Русский храм (аппликация)» и мультимедийная презентация) 4 класс

Дисциплина:  изобразительное искусствоТема урока:  Русский храм  (аппликация) Цель: выполнить коллективную работу "Русский храм".Планируемые результаты:-...