Технологическая карта урока «Письменное умножение многозначного числа на двузначное»
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Лютфулина Альфия Зиннатулловна

конспект урока по математике. 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 4                                                                                              

Предмет: математика

Тема: «Письменное умножение многозначного числа на двузначное»

Тип урока:комбинированный

Цели:

  1. Учить применять свойство умножения числа на сумму при вычислениях;
  2. Совершенствовать умения решать задачи.

Планируемые результаты:

-предметные: умение выполнять умножение числа на сумму разными способами и выбирать наиболее удобный способ; умение читать равенства, используя математическую терминологию, моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи изученных видов.

-личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-метапредметные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в сотрудничестве; умение сравнивать; доказывать; анализировать; умение контролировать и оценивать учебные действия.

Оборудование:учебник, компьютер, проектор, презентация.

Этапы. Методы и приемы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент. Словесный метод:  слово учителя.

1 мин

Встали, выпрямились, улыбнулись друг другу.

Садитесь те, кто готов к уроку, у кого хорошее настроение и кто хочет добывать новые знания!

Отлично!

Приветствуют учителя

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний

Практич.: устное вычисление

Нагл.: презентация

Словес.: фронтальный опрос

2мин

Устный счет.

1. Задание «Головоломка».

Δ ?  ? О ?

О ·  = 18 · Δ

8 · Δ = 4 ·

 – Δ = 3

1. Решите и найдите лишнее уравнение (вынести на доску).

54 :х = 6        28 : х = 4

72 :х = 8        45 : х = 5

27 :х = 3        7 · х = 63

18 :х = 2

Выполняют устный счет

Называют ответы

Л.: сравнение, анализ истинности утверждений

Р.: поиск способов решения учебной задачи

Постановка темы и цели урока

Словес.: учебный диалог

Нагл.: презентация

Практ.: выполнение задания

Словес.: учебный диалог

Словес.: формулирование цели урока

5 мин

3      14 =42

20       16=320

5      17=23

3      26=29

6      16=96

50     17=750

Чем похожи все записанные равенства?

(в каждом из равенств результат больше компонентов, с которым совершали арифметическое действие)

Какие арифметические действия могли совершить с числами, если ответ больше каждого из них?

(сложение или умножение)

Я буду показывать равенство. Если это пример на сложение, поднимайте красную карточку, если на умножение – зеленую. На какие группы можно разделить полученные равенства?

(на суммы и произведения)

Как удобнее найти значения произведений?

(заменить второй множитель суммой разрядных слагаемых, потом умножить первый множитель на каждое слагаемое и сложить результаты)

Кто может записать эти действия на доске?

Каким правилом вы пользовались?

(правилом умножения числа на сумму)

Какие цели мы поставим на урок?

- учиться применять правило умножения числа на сумму.

Отвечают на вопросы

Выполняют задание

Формулируют тему и цели урока

Р.: поиск способов решения учебной задачи

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Р.: выполнение учебного действия

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Решение частных

 задач

Практич.: выполнение задания

Нагл.: презентация

Словес.: учебный диалог

Словес.: учебный диалог

Практ.: выполнение числовых выражений

Практич.: решение задачи

Словес.: чтение задачи

Практич.:работа над задачей

Словес.:ответы на вопросы

Практ.: выполнение письменно задачи

7 мин

3 мин

1 мин

Объясните, каким способом выполнены вычисления в примерах, данные рядом с красной чертой с. 43.

Выполните № 146.

30*16

15*42

36*11

60*42

70*25

Кто хочет поработать у доски?

Выполните № 147.

Чем похожи примеры? Чем они отличаются? (числа, которыми заменили второй множитель, в обоих примерах одинаковые. Но в первой строке это слагаемые, и, следовательно, нужно умножать число на произведение. Результаты получаются разными.)

Какими свойствами умножения воспользовались?

(в первом случае-распределительным, во втором - сочетательным)

Физкультминутка.

Тихо плещется вода,

Мы плывем по теплой речке.

В небе тучки, как овечки,

Разбежались кто куда.

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем.

А теперь глубокий вдох

И садимся на песок.

Задача № 149.

Прочитайте задачу.

Экскаватором можно выкопать за 1 ч канаву длиной 20 м. Одну канаву копали 10ч, а другую 12 ч. Найди общую длину канав, которые выкопали за это время.

Реши задачу разными способами. Сравни их и выбери самый удобный.

Как удобнее выполнить краткую запись?

(с помощью таблицы)

Что обозначает число 20? (это работа за 1ч.)

Что обозначают числа 10 и 12? (это время работы на разных канавах)

Что надо узнать в задаче?

(длину обеих канав)

Составьте таблицу.

За 1 час

Кол-во часов

Всего м

1 канава – 20 м

2 канава – 20 м

10 часов

12 часов

м

Запишите два выражения для решения задачи. Подчеркните наиболее удобный способ.

Решение

1 способ: 20 *(10+12)=440 (м)

2 способ: 20 *10 +20*10 =440 (м)

Ответ: общая длина канав 440 м.

Слушают внимательно учителя

Выполняют задание

Объясняют решение

Отвечают на вопросы

Выполняют задание

Читают задачу

Отвечают на вопросы

Решают задачу

П.: извлечение необходимой информации

Р.: выполнение учебного действия

Р.: выполнение учебного действия

П.: извлечение необходимой информации

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Р.: выполнение учебного действия

Закрепление.

Практич.: выполнение задание

Практич.: самостоятельное решение задачи

Нагл.: презентация

5 мин

Выполните задачу № 150.

В рыбном хозяйстве в одном пруду вырастили по 7 кг карпа на 1м2 площади пруда и получили 67200 кг рыбы, а в другом пруду – по 8 кг карпа на 1м2 площади и получили 61600 кг рыбы. На сколько квадратных метров площадь одного пруда больше площади другого?

Решите самостоятельно, воспользуйтесь схемой – таблицей к задаче.

Самопроверка по образцу.

Самостоятельно решают задачу

Л.:самостоятельное достраивание недостающих компонентов.

Р.: выполнение учебного действия

Рефлексия

Подведение итогов

Словес.: учебный диалог.

Нагл.: презентация,

5 мин

Откройте  ваши дневники, запишите  домашнее задание: стр. 43, № 153, 155.

Что вы узнали на уроке?

Какие цели мы ставили на уроке?

Достигли ли мы их?

А теперь поднимите веселые смайлики, те кому понравился урок.

Какое задание было самым интересным.

Наш урок подошел к концу. До свидания!

Записывают домашнее задание, подводят итоги,анализируют урок.

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания



Предварительный просмотр:

Класс: 4                                                                                                                          

Предмет: математика

Тема: «Письменное умножение на двузначное число»

Тип урока:комбинированный

Цели:

  1. Познакомить с письменным приемом умножения на двузначное число;
  2. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты:

-предметные: умение выполнять письменное умножение на двузначное число; умение читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи на движение; умение составлять и решать обратные задачи.

-личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-метапредметные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в сотрудничестве; умение сравнивать; доказывать; анализировать; умение контролировать и оценивать учебные действия.

Оборудование:учебник, компьютер, проектор, презентация.

Этапы. Методы и приемы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент. Словесный метод:  слово учителя.

1 мин

Здравствуйте, дорогие ребята!

Садитесь те, кто готов к уроку, кто выполнил домашнее задание.

Хорошо! Тогда приступаем!

Приветствуют учителя

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний

Практич.: устное вычисление

Нагл.: презентация

Словес.: фронтальный опрос

2мин

Устный счет.

1. Задание «Занимательные рамки».

2. Переведите.

18 т 4 ц = … кг        600 см2 = … дм2

3 т 5 кг = … кг        13 дм2 = … см2

18 дм2 = … см2        1 м2 = … дм2

28 ч = … сут. … ч        17 000 см2 = … дм2

Выполняют устный счет

Называют ответы

Л.: сравнение, анализ истинности утверждений

Р.: поиск способов решения учебной задачи

Постановка темы и цели урока

Словес.: учебный диалог

Нагл.: презентация

Словес.: выполняют алгоритм деления

Словес.: учебный диалог

Словес.: формулирование цели урока

5 мин

Прочитайте выражение.

57*45

Какой закон умножения вы будете использовать, чтобы решить пример?

(распределительный: заменим множитель 45 суммой разрядных слагаемых: 57*40 +57*5 = 2280 +285 =2565)

Удобно ли выполнять такую запись?

(нет, запись слишком длинная)

Какой еще способ вы можете предложить?

(выполнить умножение столбиком)

Кто хочет выполнить запись на доске?

С какого ряда начнем умножение столбиком?

(с единиц)

Выполните умножение на единицы.

 Какое произведение получилось? (285)

Запишите единицы под единицами, десятки под десятками, сотни сместите влево.

Выполните умножение на десятки.

Какое произведение получилось?

(2280)

Запишите единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями, тысячи сместить влево.

Сложите произведение.

Сравните вашу запись с записью на доске.

Что вы заметили?

(из произведения, полученного при умножении на десятки, убрали ноль)

Изменился ли результат? Почему?

(при сложении любого числа с нулем получается то же самое число) Какая запись удобнее?

Какие цели мо поставим на урок?

- научиться выполнять умножение на двузначное число столбиком.

Отвечают на вопросы

Выполняют задание

Формулируют тему и цели урока

Р.: поиск способов решения учебной задачи

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Р.: выполнение учебного действия

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Решение частных

 задач

Практич.: выполнение задания

Нагл.: презентация

Словес.: учебный диалог

Практ.: выполнение числовых выражений

Практич.: решение задачи

Словес.: чтение задачи

Практич.:работа над задачей

Словес.:ответы на вопросы

Практ.: выполнение письменно задачи

7 мин

3 мин

1 мин

Проверьте, правильно ли мы выполнили умножение столбиком. Прочитайте текст рядом с красной чертой на с.44.

Составьте алгоритм умножения на двузначное число.

Алгоритм умножения на двузначное число

  1. Записываем единицы под единицами, десятки по десятками.
  2. Умножаем первый множитель на число единиц.
  3. Получаем первое неполное произведение.
  4. Умножаем первый множитель на число десятков.
  5. Начинаем записывать под десятками.
  6. Получаем второе неполное произведение.
  7. Складываем неполные произведения.
  8. Читаем ответ.

№ 156.

Кто хочет объяснить выполнение умножения столбиком, пользуясь алгоритмом?

№157. Выполните умножение с объяснением.

42*27

89*41

75*34

93*46

Физкультминутка.

Так проворны наши руки –

Нет им времени для скуки.

Руки вверх, вперед, назад –

С ними можно полетать!

Мы на пояс их поставим

И наклоны делать станем.

Ими можно помахать,

А прижав, тихонько спать.

Руки вверх поднимем выше

И легко-легко подышим.

№158.

Прочитайте задачу.

Два самолета вылетели с аэродрома в одно и то же время в противоположных направлениях.

Через 10 мин после вылета расстояние между ними было 270 км. Первый самолет летел со скоростью 15 км/ч. С какой скоростью летел второй самолет?

Как кратко записать условие?

(сделать чертеж)

Что известно в задаче? Что нужно найти?

                  15 км/мин       ?

                                270 км

Что найдем в первом действии?

(общую скорость, или скорость удаления)

Как мы узнаем скорость второго самолета?

(из общей скорости удаления вычтем скорость первого самолета)

Запишите решение задачи самостоятельно.

Кто хочет выйти к доске?

Решение

  1. 270 : 10 = 27 (км/мин) – скорость удаления
  2. 27 – 15 = 12 (км/мин)

                Ответ: скорость второго самолета 12 км/мин.

Слушают внимательно учителя

Составляют алгоритм выполнения деления

Выполняют задание

Читают задачу

Отвечают на вопросы

Решают задачу

П.: извлечение необходимой информации

Р.: выполнение учебного действия

Р.: выполнение учебного действия

П.: извлечение необходимой информации

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Р.: выполнение учебного действия

Закрепление.

Практич.: выполнение задания

5 мин

Выполните умножение.

№ 159.

83*56

549 – 375 + 24 *3

42 * 70 : 60

Самостоятельно выполняют умножение

Р.: выполнение учебного действия

Рефлексия

Подведение итогов

Словес.: учебный диалог.

Нагл.: презентация,

5 мин

Откройте  ваши дневники, запишите  домашнее задание: стр. 44, № 160

Что вы узнали на уроке?Какие цели мы ставили на уроке?Достигли ли мы их?

Поднимите цифру от 1 до 5, оцените сами себя на сколько баллов вы освоили материал.

Какое задание было самым интересным.

Наш урок подошел к концу. До свидания!

Записывают домашнее задание, подводят итоги,анализируют урок.

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта темы. Письменное деление многозначного числа на двузначное число 4 класс

Презентация рассказывает о создании Технологической карты темы по математике для 4 класса УМК "Школа России". Материал будет полезен учителям, которые занимаются разработкой технологических карт и их ...

«Письменное умножение многозначного числа на двузначное число».

Конспект урока математики в 4 инклюзивном классе с детьми с ЗПР....

«Письменное умножение многозначного числа на двузначное число».

Цели урока: познакомить с письменным приемом умножения на двузначное число; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи....

Математика. Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное число

Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное число...

Технологическая карта урока "Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное". 4 класс. 1 четверть

Мною представлена т ехнологическая карта урока "Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное". 4 класс. 1 четверть....

Технологическая карта урока по математике в 4 классе "Письменное умножение многозначного числа на двузначное"

На этом уроке обучающиеся научатся письменному умножению многозначного числа на двузначное. Это первый урок по этой теме. Предложенный алгоритм умножения поможет ученикам быстро усвоить новый материал...

Технологическая карта урока математики "Умножение многозначного числа на однозначное, когда в записи первого множителя есть 0" (УМК "Эльконин-Давыдов", 4 класс)

Тема урока «Умножение многозначного числа на однозначное, когда в записи первого множителя есть 0»Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель урока: создание условий для форми...