Самоанализ урока математики во 2 классе по теме: "Прямоугольник. Квадрат".
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

 Данный материал содержит самоанализ урока математики, проведённого во 2 классе по теме:"Прямоугольник. Квадрат"  по УМК "Начальная школа 21 века".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа»

 Самоанализ урока   по  математике во 2 классе                                                                  

на  тему:

«Прямоугольник. Квадрат»

                                                                 Выполнила

                                                                учитель начальных классов:                        

  Жигулина Оксана Валерьевна

2016 г

Самоанализ урока математики

Я, Жигулина Оксана Валерьевна , учитель нач. классов 1  квалификационной категории, стаж работы- 25 лет, провела урок математики во 2 классе по  УМК «Начальная школа 21 века».

 Тема урока: «Прямоугольник. Квадрат». Тип урока – урок открытия нового знания. Эта тема изучается  в разделе программы «Геометрические понятия». . В данном разделе выделяется тема «Прямоугольники». Урок по теме «Прямоугольник. Квадрат» является 1 в данной теме. Он тесно связан с предыдущими уроками, на которых формировались представления о видах углов, о равных углах, о способах сравнения углов.

 На предыдущих уроках несколько ранее дети были ознакомлены с такими геометрическими фигурами как: точка, прямая линия, луч, отрезок, треугольник. Несколько позже  дети были ознакомлены с угольником и умением пользоваться им для построения и сравнения углов по величине. Этот урок был построен на основе приобретенных ранее знаний об углах. На изучение  темы «Прямоугольники» в программе отводится 6 часов. На  5  следующих уроках предполагается продолжить работу по формированию у учащихся представлений о  прямоугольнике и квадрате, обучению построения прямоугольника и квадрата по заданным величинам, а также по ознакомлению со свойствами прямоугольника( это  свойства противоположных сторон и свойства  диагоналей)  и о способах вычисления площади.

Целью  данного урока являлось ; создание  условий для организации

исследовательской деятельности  учащихся для успешного изучения общих и отличительных

признаков прямоугольника и квадрата.

ЗАДАЧИ УРОКА:

-образовательные: показать отличие и сходство прямоугольника и

квадрата, сформировать навык определения фигур по сторонам и углам,

совершенствовать навык устного счета.

-развивающие: развивать пространственное мышление, навык устного

счёта, образное мышление, внимание, память, умение наблюдать,

сравнивать и обобщать, классифицировать

- воспитательные: побудить интерес к предмету, чувство

сотрудничества, аккуратность в работе.

 Планируемые результаты:

Предметные:

 - Уметь различать прямоугольник и квадрат.

- Находить периметр прямоугольника.

Личностные:

  Проявлять:

— интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения;

— позитивное отношение к решению возникшей проблемы;

— понимание собственных достижений при освоении учебной темы.

Метапредметные:

Познавательные умения:

- использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.

- различать понятия  «прямой угол», «прямоугольник», «квадрат», «периметр прямоугольника» и обосновывать своё мнение;

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя новые математические термины;

- выполнять задания в рамках учебного диалога;

-  представлять результат своей деятельности.

Регулятивные умения:

-  выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-  выполнять учебное действие в соответствии с планом;

-  выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.

-  выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

- проверять результат выполненного задания и вносить корректировку.

-  комментировать в паре учебное задание с использованием математических терминов.

Оборудование к уроку: ПК, проектор, экран, авторская презентация к уроку, комплекты геометрических фигур для всего класса;  модели плоских геометрических фигур.

В классе обучается 21 учащийся. Сильных учащихся 6 человек, слабых 5, а остальные 10 учащихся имеют  средний  уровень развития.

Структура урока и система заданий были выстроены таким образом, чтобы сначала «подвести» детей к осознанию и принятию учебной задачи, обеспечить мотивацию деятельности в целом, а затем организовать исследовательскую деятельность через постановку проблемных вопросов по достижению учебной задачи. На отдельных этапах реализовался  самоконтроль,  сотрудничество детей между собой, сотрудничество  детей и учителя, а также развивающий аспект. Структура урока соответствовала его типу и целям.

Этапы урока логически последовательны и взаимосвязаны, выдержаны по времени.

1. Орг. момент. Эмоциональный и психологический настрой

учащихся-2 мин.

2. Устный счёт  2 мин

3. Актуализация знаний  2 мин

4.Определение темы и целей урока 1 мин.

5. Этап открытия нового знания -3 мин

6.Первичное закрепление -5  мин.

7.  Систематизация знаний-10 мин.

8. Итог. Рефлексия учебной деятельности -2 мин

9.Домашнее задание.-1 мин

10. Рефлексия настроения. Выставление оценок-2 мин.

Содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе по математики и целями урока, с учетом уровня подготовленности учащихся. Система заданий решала и воспитательную задачу, поскольку обеспечивала каждому ребенку содержательную познавательную деятельность на уроке. Главный акцент на уроке сделан на формирование исследовательских способностей: умение наблюдать,  анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.  Формирование коммуникативных способностей- заключалось в том, что дети  учились отстаивать   свою  позиции, обосновывать  точку зрения, обобщать,  доказывать.

На уроке преобладали задания, соответствующие поставленным целям, поискового и  исследовательского характера.

Форму урока составляли традиционные структурные компоненты. Организационный момент имел мобилизующий характер, был реализован в стихотворной форме.

Цель урока достигалась с каждым этапом урока

Устный счёт включал в себя разноплановые задания: сложение и вычитание  чисел в пределах ста с опорой на знание разрядов  числа, а также табличные случаи деления и умножения;

 Этап актуализации знаний был направлен на повторение свойств, признаков и отличительных особенностей геометрических фигур, изученных ранее и логической постановке проблемной ситуации.

      Основным в уроке является этап открытия «новых» знаний. На этом этапе использованы элементы исследовательского метода.  Изложение новых знаний мною  не давалось в готовом виде, детям было предложено  самим  сформулировать тему урока и определить цель, к которой они будут стремиться.

         Этап первичного закрепления позволил показать связь окружающих нас предметов с геометрическими фигурами, показав тем самым   важность открытия нового знания и связь его с жизнью. Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя,  проводить исследования и добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.

На этапе  систематизации знаний  использовалась работа в парах. Это способствовало развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь договариваться  и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища, а также развитию логического мышления, умственных способностей, образного мышления, быстроте умственных реакций. В результате этой работы учащиеся усвоили информацию, а также воспроизвели в памяти пройденное..  

         Этап рефлексии учебной деятельности позволил ещё раз вернуться к  теме урока и поставленным  целям ,  повторив ещё раз общие и отличительные признаки прямоугольника и квадрата, которые  дети  открыли сами в результате проведения исследовательской деятельности, тем самым  прошло  закрепление    знаний, приобретённых  на уроке.

         Мотивация  домашнего  задания  так же была направлена на продолжение работы с геометрическими фигурами  путём проведения исследовательской деятельности учащихся.

 На протяжении всего урока осуществлялась  взаимосвязь поставленных задач через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному.

 С целью пропедевтики на уроке использовала математическую в частности геометрическую терминологию.

Для организации и осуществления учебно-познавательной деятельности применяла наглядные, практические методы. Они способствовали поддержанию интереса и обеспечивали яркую наглядность урока. По характеру учебно-познавательной деятельности - поисковые, исследовательские, проблемные. По логике изложения учебного материала дедуктивный метод –от общего к частному. На этапе контроля за эффективностью урока - использовала устную проверку . Для стимулирования- словесное поощрение. Эти методы способствовали воспитанию познавательного интереса, развитию интеллектуальных способностей, развитию умения выявлять причинно-следственные связи.

Сочетание разнообразных методов позволило поддерживать работоспособность на уроке, а смена деятельности- интерес.

Взаимодействие на уроке проходило в режиме беседы, диалога.

На уроке отмечено взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Место учителя сводилось к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

При отборе средств обучения учитывала возрастные и психологические особенности учащихся, гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия, учитывая дидактические цели и принципы дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.).

 Из наглядности я использовала геометрический раздаточный материал, проекционный материал -  презентацию.

Сочетала различные формы коллективной и индивидуальной работы на уроке и стремилась к максимальной самостоятельность в учении.

Урок проведен с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Были выдержаны гигиенические требования к уроку: температурный режим; освещение; предупреждение утомления и переутомления; чередование видов деятельности, своевременное проведение физкультминутки.

Урок был эмоциональным, вызвал интерес к учению, темп и ритм урока можно считать оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными.

Соблюдался педагогический такт. Доминировала атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.

На уроке стремилась создавать ситуацию успеха, организовывала сотрудничество между детьми.

Урок поставленной цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики с презентацией на тему "Прямоугольник. Квадрат".

Данная разработка содержит конспект урока , презентацию. В конспекте даны ссылки на слайды презентации. Урок соответствует стандартам второго поколения и носит развивающий характер. Материал может быт...

Пример самоанализа урока математики 3 класс УМК "Перспектива" по ФГОС

УМК Прспектива, математика 3 класс . Тема: "Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1000. Закрепление."...

ФГОС самоанализ урока математики 2 класс

Дан подробный самоанализ урока математики для 2 класса по ФГОС...

Самоанализ урока математики 2 класс. Тема: "Прямоугольник"

ТЕМА: Прямоугольник.           Тип урока: урок формирования новых знаний.Методы обучения: наглядный, словесный, практический.Цель  урока:...

Технологическая карта к уроку математики 3 класс "Площадь и периметр квадрата"

Дидиктическая цель урока: совершенствовать навыки нахождения площади и периметра прямоугольника. Ознакомление с буквенными обозначениями этих величин, ознакомить с приёмами нахождения площади сложных ...

Самоанализ урока математики 1 класс по теме "Группировка слагаемых"

Приведен пример самоанализа урока математики 1 класс «Группировка слагаемых» в помощь учителю для составления самоанализа уроков, используя текстовую форму или презентацию....

презентация к уроку математики 2 класс по теме Прямоугольник

Данная презентация является сопровождением к уроку....