конспект урока математики в 4 классе "Решение задач на движение"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Коротышева Юлия Юрьевна

Интересный интегрированный  урок в 4 классе, где учащиеся учатся находить скорость, время и расстояние на примерах из животного мира

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Решение задач на движение»

Вид урока:  урок применения знаний и умений.

Задачи:

 1. Образовательная: формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию практических навыков с величинами (скорость, время, расстояние), обеспечить условия для развития у школьников умения применять формулы для решения задач на движение; закреплять арифметические навыки; развивать логическое мышление.

2. Развивающая: 

развивать мышление: умение анализировать, сопоставлять, выделять главное и обосновывать свои действия, устанавливать причинно-следственные связи, развивать интерес, внимание, математическую речь;

развивать логическое мышление детей (умение сравнивать, обобщать, классифицировать).

3.  Воспитательная: воспитание стремления детей к успеху в учебе, чувства дружбы и товарищества на основе работы в парах, умения адекватно оценивать свой труд и труд своего одноклассника. содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к математике, культуры общения и поведения.

4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование: презентация, учебники, тетради, индивидуальные карточки, карточки с формулами нахождения скорости, времени, расстояния .

Ход урока:

    (Слайд 1)

1. Организационный  момент:   (Слайд 2)

            Математику, друзья,

Не любить никак нельзя!

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это математика!

2. Актуализация знаний:- Какие задачи учились решать на прошлом уроке? (Задачи на движение)

-Что находили мы в этих задачах? Скорость, время, расстояние.(Это величины)   (Слайд 3)

3. Постановка учебной задачи: - Сегодня на уроке продолжим учиться решать задачи на движение. А ещё побываем в удивительном мире животных, узнаем о них интересные факты.

4. Графический диктант:    (Слайд 4)

- А сейчас я проведу графический диктант, внимательно слушайте:

 3 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 3 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 3 клетки вверх. Что у вас получилось? (5)

- Желаю, чтобы вы все сегодня получили пятёрки!!!

5. Повторение пройденного: (Слайд 5)

- Давайте вспомним как найти скорость, время, расстояние (Правила)

- Молодцы!

6. Устное решение задач

а) Цель: - А сейчас мы будем устно решать задачи на движение.

- Поговорка гласит: «Тише едешь, дальше будешь». Знаете ли вы,  какое животное на Земле самое медлительное? (Трёхпалый ленивец) (Слайд 6).

- Хотите узнать с какой скоростью передвигается это животное? Решим задачу.

Задача (Слайд 7): За 3 часа трёхпалый ленивец преодолевает 450 м. С какой скоростью передвигается ленивец?

- Назовите известные данные в задаче.

- Расстояние и время

- Как узнать скорость, если известны расстояние и время?

- Чтобы узнать скорость, нужно расстояние разделить на время.

- Решим задачу. (450:3=150 м)

- Молодцы, справились!

б) Цель: - А теперь  составим обратные задачи. Что это значит? Нужно составить такие задачи, в которых известное станет неизвестным и наоборот.

-  Сколько обратных задач можете составить? (Учащиеся составляют обратные задачи) 2.

- Как узнать время? Расстояние?

- Сформулируйте свои варианты.

- А сейчас проверим (Слайд 8)

- Чему учились на данном этапе?

в) - Мы узнали, что скорость самого медлительного животного на Земле, ленивца – 150 м/ч,  (Слайд 9) когда как скорость черепахи – 700 м/ч. Узнайте, на сколько скорость ленивца меньше скорости черепахи? Каким действием узнали? (на 550м)

6. Физминутка (Слайд 10)

II. Закрепление умений:

1. - Отдохнули? Пора отправиться в подводный мир. Знаете ли вы, какая рыба на Земле является самой быстрой?

- Самой быстрой признана рыба-парусник (Слайд 11). Скорость её движения 109 км/ч. А развивает она такую скорость благодаря плавнику похожему на парус. Питается рыба-парусник сардинами и анчоусами.

Цель: - Будем составлять задачу на нахождение расстояния, преодолеваемое рыбой парусником в поисках косяков сардин, анчоусов, зная, что скорость рыбы равна 109 км/ч, а время, например 6 часов. Запишем условие задачи в тетрадь. (Один ученик выходит к доске)

- Как узнать расстояние, если известны скорость и время движения?

-Проверим (Слайд 12)

Итог: Чему учились?

2. Физминутка. (Слайд 13)

Зажмурить глаза. Открыть глаза

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

3. Решение задач:

– О самой быстрой рыбе на Земле узнали. Поговорим о пернатых королях скорости.

- Сокол-сапсан (Слайд 14), падая с большой высоты завидев добычу, развивает скорость до 250 км/ч. Но даже на такой скорости его может настичь золотой орёл . В горизонтальном положении они летают с максимальной скоростью 100 км/ч, если нет попутного ветра. Но их легко обгонит белогрудый стриж, чья скорость 171 км/ч (Слайд 15).

Цель: - Давайте решим  задачу.

Задача (Слайд 16): Сокол-сапсан и золотой орёл одновременно вылетели навстречу друг другу и встретились через два часа. Скорость сокола 100 км/ч, орла 90 км/ч. Какое расстояние было между ними вначале?

- На доске 2 чертежа. Какой из них подходит к условию данной задачи? №1 Почему? Потому что эта задача на сближение. (Слайд 17)

- О ком идёт речь в задаче? Что говорится о направлении движения? Что говорится о скорости сокола? Что говорится о скорости орла? Через сколько часов птицы встретились? Прочитайте главный вопрос. Что нужно узнать? Что должно быть известно для того, чтобы ответить на главный вопрос? Сможете ли вы ответить на главный вопрос задачи? Почему? Самостоятельно запишите в тетрадь анализ и решение задачи. Сколько способов решения вы нашли?

Взаимопроверка.

- Проверка на доске (Слайд 18)

III. Итог урока: (Слайд 19)

Какие задачи учились решать на уроке?

- Как найти расстояние, если известны скорость и время?

- Как найти время, если известны расстояние и скорость?

- Как найти скорость, если известны расстояние и время?

- Что понравилось на уроке? Что было легко? Что вызвало затруднения?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса в целом?

Домашнее задание: стр.38 выполнить тест (Слайд 20)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок математики в 4 классе Тема : «Решение задач на движение» Подготовила Коротышева Ю.Ю.

Слайд 2

Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень точная наука, Очень строгая наука, Интересная наука – Это математика!

Слайд 3

Величины Скорость - V Время - t Расстояние - S

Слайд 4

Графический диктант

Слайд 5

Как найти… СКОРОСТЬ V = S : t ВРЕМЯ t = S : V РАССТОЯНИЕ S = V × t

Слайд 6

Трёхпалый ленивец

Слайд 7

Задача За 3 часа трёхпалый ленивец преодолевает 450 м. С какой скоростью передвигается это животное?

Слайд 8

Обратные задачи: 1. Скорость трёхпалого ленивца 150 м/ч. Какое расстояние он преодолеет за 3 часа? 2. Скорость трёхпалого ленивца 150 м/ч. За какое время он преодолеет 450 м?

Слайд 9

Скорость черепахи 700 м/ч

Слайд 10

Физминутка Мы проверили осанку И свели лопатки, Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишка, И как серый волк - волчишка . Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся.

Слайд 11

Рыба парусник скорость её движения 109 км/ч

Слайд 12

Задача. V – 109 км/ч t - 6 ч S - ? S = V * t S = 109 * 6 S = 654 км

Слайд 13

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ 1. Зажмурить глаза. Открыть глаза 2 раза. 2. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.

Слайд 14

Сокол – сапсан Золотой орёл Максимальная скорость 100 км/ч

Слайд 15

Белогрудый стриж Скорость 171 км/ч

Слайд 16

Задача. Сокол – сапсан и золотой орёл одновременно вылетели навстречу друг другу и встретились через 2 часа. Скорость сокола 100 км/ч, орла 90 км/ч. Какое расстояние было между ними вначале?

Слайд 17

100 км / ч 9 0 км / ч 2 ч 2 ч км ? ЗАДАЧА

Слайд 18

Решение задачи: 1). 100 * 2 = 200 (км) – пролетел сокол. 2). 90 * 2 = 180 (км) – пролетел орёл. 3). 200 + 180 = 380 (км) – было между ними в начале. Ответ: 380 км было между птицами в начале.

Слайд 19

Самостоятельная работа

Слайд 20

Подведём итог работы Чему мы учились на уроке? Что вам понравилось? Что было вам трудно?

Слайд 21

Молодцы, вы справились! Д/З стр.38 выполнить тест



Предварительный просмотр:

  1.

              100 км/ч                                                       90км/ч

                         2 ч                                                                        2ч

                                                    ?   км

2.

                                          90 м/ч            100 км/ч                                                      

                           2 ч                                                                        2  ч

                                                    ?   км

v = 2 км/ч

t =  6 ч 

s - ?

s = 12 км

v =  3 км/ч 

t - ?

s = 2 м

t =  2 мин 

v - ?

v = 10 м/мин

t =  8 мин 

s - ?

v = 10 м/мин

t =  8 мин 

s - ?

s = 8 км

t =  2 ч 

v - ?

v = 20 км/ч

t =  4 ч 

s - ?

s = 12 м

t =  6 ч 

v - ?

v = 12 км/ч

t =  5 ч 

s - ?

v = 6 м/мин

t =  15мин 

s - ?

s = 60 см

v =  15 см/с 

t - ?

s = 90 км

t =  9 ч 

v - ?

v = 5 м/мин

t =  16 мин 

s - ?

s = 70 км

v =  14 км/ч 

t - ?

v = 25 км/ч

t =  4 ч 

s - ?

s = 60 км

t =  12 мин 

v - ?

V – СКОРОСТЬ

t - ВРЕМЯ

S - РАССТОЯНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Задачи на движение. Движение - жизнь".

Урок интегрированный, интересный, нестандартный, увлекательный. Детям показано, что не только двигается человек и транспорт, но и растения. Присутствует здоровьесберегающий аспект, всё-таки: движение ...

Конспект урока математики. Тема :" Решение задач на движение"

Урок - закрепление с использованием ИКТ...

Конспект урока математики.Тема. Решение задач на движение. Урок-закрепление.

Цели и задачи урока: 1. образовательные1.1.Закрепить и систематизировать знания  учащихся  о  скорости, времени, расстоянии; формировать  вычислительные  навыки, навыки...

Конспект урока математики по теме "Задачи на движение".

Данная разработка содержит технологическу карту  урока математики в 4 классе по теме "Задачи на движение", УМК "Школа 2100".  Цель урока: научить анализировать задач...

Конспект урока математики по теме "Задачи на движение. Нахождение времени" ("Начальная школа XXI века").

Конспект урока математики в 4 классе. Главная цель урока - научить обучающихся решать простые задачи на движение. Урок спроектирован в интерактивном режиме в соответствии с требованиями ФГОС.  В ...

Конспект урока по теме «Решение задач на движение» Математика 4 класс

Конспект урока по теме «Решение задач на движение»           Математика 4 классТип урока: урок усвоения новых знаний.Цель: научить решать задачи на движение; ...

План конспект урока математики по теме "Задачи на движение" 4 класс.

План открытого урока по теме "Задачи на движение" Связь между скоростью,временем и расстоянием....