Урок математики. Римские цифры
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Шумилина Ольга Владимировна

План-конспект урока математики на тему "Римские цифры" для 3-го класса по программе «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rimskie_tsifry.odt9.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Тема урока : Римские цифры.

Урок математики в 3-ем классе по программе «Школа России».(Учебный комплект  М.И. Моро, М.А. Бантовой, С.И. Волковой.)

 

Цели урока: Познакомить с написанием римских цифр.

                    Развивать познавательный интерес, мышление,память.

1 Сообщение темы и целей урока.

   

        Сегодня на уроке мы будем говорить о цифрах и числах.

2  Историческая справка.

  1)   Как считали древние люди,которые не знали цифр?

Первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Обучение шло медленно.

Наблюдая окружающую природу, от которой зависела жизнь, наш далёкий предок из множества предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков — вожака стаи, из колоса с зёрнами — одно зерно. Это соотношения определяли как «один» и «много». Видел двух уток и сравнивал с парой глаз.

     Учиться, считать требовала жизнь. Так как названий чисел тогда ещё не было, древний человек показывал число на пальцах. Одна пятерня означала 5, две — 10.

     Так пальцы сыграли немалую роль в истории счёта.

2) Как люди научились записывать цифры?

В разных странах и в разные времена это делалось по-разному.

Записи делались в виде зарубок на палках или костях животных,в виде узелков, в виде отложенных камушков.

Сейчас нам, привыкшим к начертанию цифр, даже не верится, что была какая-то другая система записи чисел.

Очень разные были эти «цифры» у разных народов.

В Древнем Египте числа первого десятка записывались соответствующим  количеством палочек. А  «десять» обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы записать число 15, ставили 5 палочек и подкову. Сотня — крючок, тысяча — значок вроде цветка. Но такие числа трудно складывать, вычитать, умножать и делить. ( иллюстрации)

    3 Работа над темой.

Сегодня мы подробно поговорим о римских цифрах, по двум причинам:

1)Римские цифры особенно похожи на ручной палочный счёт.

2)Римские цифры употребляются довольно часто и в наши дни.

Мы с вами умеем записывать числа  I ,  II  ,  III  ( закрепляется карточка с цифрами ).

  • А как же  записать число 5 ?
  • Внимательно посмотрите на свою руку. ( Учитель поднимает свою руку и показывает, где «прячется» цифра 5 )

Эта  цифра закрепляется на доске.

  •  Как же записать число 10 ?
  •  Из чего оно  состоит? (Учитель поднимает две руки.) ( Из двух пятёрок )
  • Записываются они так:первая как обычно  , а вторая перевёрнутая вниз . ( Цифра  Х закрепляется на доске.)

    Итак, мы выяснили, в основу написания легла рука — пятерня.

  • Как же записать число 4?

Оказывается, запись числа основана на математическом действии вычитании. От пяти отнимали один и ставили перед цифрой пять.

  • Как нам записать цифру 4? ( IV )
  • Цифры  «шесть», «семь», «восемь» тоже основаны на арифметическом действии - «сложении», приписывание папочек справа.

Запишем эти цифры.

       V   +   I   =  VI

  • Подумайте, как запишем число «девять». (От десяти отнимем один.)
  • Так на доске получился ряд чисел:

I ,  II , III ,  IV , V ,  VI ,VII ,  VIII ,  IX  , X.

            А чтобы легче было запомнить написание цифр, выделим V , посмотрите на цифры слева и справа, также  X.

       

           4 Работа по учебнику, стр. 46

      а) № 1 стр .46 Посмотрите циферблат и дополните числовой ряд недостающими цифрами. ( Дети дописывают числа XI , XII )

      б) № 2 стр. 46 Выполнить сравнение. Самостоятельно. Проверяется работа коллективно с проговариванием.

           5 Закрепление изученного.

  • Прочитайте параграф о других римских цифрах, стр 47.
  • № 7,стр 47 — с записью на доске и комментированием.
  • № 6, № 8 стр 47 — устно.
  • № 3, № 4 стр 46 — выполнить самостоятельно с последующей самопроверкой.

           

           5 Итог урока .

  Римская система нумерации была распространена в Европе на протяжение двух тысяч лет. Только позднее её сменила десятичная система цифр,заимствованная у арабов. Выполнять арифметические действия над многозначными числами в римской системе записи неудобно.

Но, до сих пор римскими цифрами обозначаются даты на монументах, обозначение веков,время на некоторых часах, страницы книжных предисловий, кроме того, в русском языке римскими цифрами принято обозначать порядковые числительные.

            6 Домашнее задание.

Учебник стр 46 № 5 (запись в виде рассказа).

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика. 1 класс. Урок 54. Римские цифры - Презентация

ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_54_rimskie_cifry/2012-12-10-147  Урок 54. Римские цифры В презентации отображены:    задание №1...

Урок математики "Римская нумерация" 4 класс

Материал содержит конспект урока по теме "Римская нумерация"...

сценарий урока математики "Римские цифры"

Урок математики  2 класс по теме "Римские цифры" СРО Л.В. Занкова...

Методическая разработка урока математики "Римские цифры" для 3 класса

Конспект урока математики по теме "Римские цифры" для 3 класса по программе "Школа России"...

Технологическая карта урока математики «Римские цифры» 3 класс

Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Римские цифры» Цель урока: Познакомить с записью римский чисел;Планируемые результаты:·        ПредметныеНаучить запис...

Презентация "Из истории математики. Римские цифры. Решение логических задач"

Презентация "Из истории математики. Римские цифры. Решение логических задач" По материалаи авторской программы Е.М. Елизаровой...

Презентация к уроку математики "Римская нумерация"

Презентация к уроку  математики "Римская нумерация"...