Главные вкладки

    Методическая разработка урока математики "Римские цифры" для 3 класса
    методическая разработка по математике (3 класс) на тему

    Васильева Анна Валерьевна

    Конспект урока математики по теме "Римские цифры" для 3 класса по программе "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rimskie_chisla.doc117 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ф.И.О.  Васильева Анна Валерьевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ №461

    Предмет: Математика. Программа «Школа России»

    Класс: 3 класс

    Тип урока: Изучение нового  материала

    Технологическая карта изучения темы

    Тема

    Римские цифры

    Цели

    Образовательные: сформировать представление о числах и цифрах, систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах; сформировать представление о римских числах и цифрах.

    Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

    Формировать УУД:

    - ЛичностныеУУД:  мотивировать свои действия, соотносить поступки с моральными нормами, оценивать собственную деятельность, считаться с мнением других.

    -  Регулятивные УУД: учится анализировать и корректировать деятельность, учится оценивать уровень владения учебным действием (знаю,умею)

    - Коммуникативные УУД: учится строить речевые высказывания, вести диалог, адекватно оценивать себя, работу в паре.

    - Познавательные УУД: анализировать, обобщать результаты раблюдений, исследовать, классифицировать, преобразовывать объекты, моделировать, преобразовывать модели.

    Планируемый результат

    Предметные:

    Знать: Алгоритм и способ написания римских чисел.

    Уметь: писать римские числа и цифры

    Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному труду,  Основные моральные нормы поведения,  работа в парах.

    Метапредметные: научится принимать и сохранять учебную задачу, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, проводить аналагии между изучаемым материалом и собственным опытом, группировать предметы на основе существенных признаков.

    Основные понятия

    Римские числа, цифры, разрядные слагаемые, величины времени.

    Межпредметные связи

    История, География.

    Ресурсы:

    - основные

    - дополнительные

    Учебник, печатная терадь, счетный материал, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

    Организация пространства

    Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

    Технология проведения

    Деятельность

    учеников

    Деятельность

    учителя

    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

    Планируемые результаты

    Предметные

    УУД

    I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

    Цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

    Подготовка учащихся к уроку.

    Организует

    Уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

    Приветствие учащихся.

    - Здравствуйте, ребята!

    Этот урок у нас сейчас науке посвящается,

    Что математикой всегда в школе называется.

    Она поможет воспитать такую точность мысли,

    Чтоб в нашей жизни все познать, измерить и исчислить!

    Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новые секреты математике.

    Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.:

    Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

    Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    Актуализация опорных знаний и мотивация

    Устный счет:

    Ответы учащихся.

    Работа на интерактивной доске.

    Запись получившихся ответов

    Ответы учащихся.

    Литр

    Величины времени

    Неделя

    Век

    Работа в парах

    Запись на интерактивной доске

    – Для того чтобы открыть новую математическую тайну, начнем работу с “гимнастики ума”

    Мы с вами хорошо размялись, провели “гимнастику для ума” и можем работать дальше.

    - Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое слово лишнее?

    - Сейчас мы будем работать в парах, у вас на партах конверты. Вам необходимо вместе восстановить таблицу мер времени.

    - Проверим свою работу, сверим ответы, напишем на интерактивной доске. Спасибо!

    1. Сосчитайте десятками от 10 до 100.
    2. Сосчитайте сотнями от 100 до 1000.

    -Разложите трехзначное число на сумму разрядных слагаемых:

    345, 215, 608, 560, 237.

    -Разделите с остатком:  

    15:4, 34:5, 42:10, 61:6, 23:6

    Год час секунда месяц сутки минута литр век

    - Почему? (Остальные - величины времени).

    - Каких еще величин времени не хватает в списке? (неделя)

    - Какая из них самая большая величина? (век)

    Повторение изученного

    Счет десятками, сотнями; разрядные слагаемые, деление с остатком.

    Анализ, выделение лишнего.

    Уметь работать в группе, вспомнить таблицу мер времени

    II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

    Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

    (Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока)

    Часы

    7.00, 10.10,13.07

    Не можем ответить на данный вопрос

    Не знаем, какими цифрами записаны числа

    Да. Это римские цифры.

    Римские числа

    (Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

    Выдвигает проблему)

    – А теперь отгадайте загадку.

          Что всегда идет,

          А с места не сойдет?

    - Посмотрите на циферблат и определите время

    Учитель показывает часы с циферблатом из римских цифр и просит определить время

    - Который сейчас час?

    - Почему же возникло затруднение?

    - А может кто–нибудь знает эти цифры?

    - Значит, какая сегодня тема урока?

    -Сегодня, мы узнаем, что это за числа и познакомимся с их построением

    Актуализация знаний по теме.

     Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.

     Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    Регулятивные: .целеполагание

    III. Изучение нового

     (10 мин)

    Цели:-выявление обучающимися новых знаний,развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

    (Составляют план достижения цели и определяют средства ( алгоритм, модель)

    Работа учащихся со счетными палочками.

    Выкладывают на парте римские цифры

    Выкладывают цифры

    Делают вывод

    (Выдвигает проблему.

    Создает эмоциональный настрой на…

    Формулирует задание…

    Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.)

     

    (Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается.)

    - А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими? (Они появились в Риме.)

    - Что вы знаете про это?

    1. Заголовок “Римские цифры”. Древний храм в Риме, построенный в 1 веке до н.э.

    2. Вид древнего города.

    3. Жизнь города.

    5. Трирема – военное судно римлян.

    6. Так выглядели древние римляне.

    - Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 2? (С помощью пальцев.)

    - Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше?

    - На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались?

    Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V , и этот значок стал обозначать цифру 5.

    - Постройте из палочек цифру 5. Прибавьте 1 палочку справа. Какое число получилось? (6), две палочки (7). А сколько палочек надо прибавить, чтобы получилось 8?

    - Ну, а как короче записать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать?

    (надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4)

    - А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X . Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками.

    - Постройте 10 с помощью палочек. Поставьте рядом еще одну палочку, получилось число 11, а если поставить слева палочку, получиться число 9.

    Вывод: - какую особенность римской нумерации нужно запомнить?

     

     Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

    Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование.

    . Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

    - составление плана и последовательности действий

    IV. Закрепление  нового (15 мин)

    Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

    Решают типовые задания  с проговариванием алгоритма вслух

    Восстанавливают нумерацию книг

    Учащиеся показывают карточки с римскими числами.

    III

    X

    IV

    VIII

    I

    VII

    XII

    IX

    XI

    V

    VI

    (Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.

    Подводит обучающихся квыводу о…

    Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

    Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

    Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке)

    - Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад. Они и сейчас служат нам.

    - Где мы можем встретиться с ними? (нумерация глав в книгах, в дневнике нумеруются четверти, нумерация собраний сочинений писателей)

    - Да, действительно они служат для нумерации книг собраний сочинений писателей. Восстановите номера выданных книг

    а) - А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа.

        Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, покажите его римскими числами.   Ребята с помощью карточек покажут получившийся ответ.

    Физкультминутка:

    Поднимайся дружно класс, это – раз!

    Покрутилась голова, это два!

    Руки вверх, вперед смотри, это три!

    Руки в стороны, пошире, развернули на четыре!

    С силой их к плечам прижать, это пять!

    Всем ребятам тихо сесть, это шесть!________________________

    – Сколько будет, если 18 : 6 ?

    – Чему равно произведение 5 и 2?

    – Сколько ног у двух петухов?

    – Я задумала число, отняла 2, получилось 6. Какое число я задумала?

    – Какой ответ всегда будет, если число разделить на самого себя?

    6) – Сколько дней в неделе?

    7) – 3 умножить на 4.

    8) – 81 уменьшить в 9 раз.

    9) – Какое число на один больше 10?

    10) – Частное 25 и 5.

    11) – 60 разделить 10.

    Умение работать по алгаритму

     Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

     Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

    Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    Работа в тетради.

    Работа в тетради.

    Запись арабских чисел на интерактивной доске.

    -А теперь выполним письменные упражнения с римскими числами.

    Написанные римские числа записать арабскими цифрами.

    Знакомство с новыми цифрами.

    Знакомство с новыми цифрами. Их запись.

    - А вы знаете ,как записать число 55, 100?

    - У римлян есть еще цифры, это – 50, 100. 500.Давайте познакомимся с их обозначением

    50 - L

    100 - C

    500 - D

    Самостоятельная работа в парах с взаимопроверкой

    XXIV

    LXXXV

    CLIII

    CCCLXX

    DXXIV

    CCIX

    34        

    85        

    153        

    370        

    524        

    209      

    Уметь работать в группе по заданному алгоритму.

    V. Контролирующее задание (12 мин)

    Цель:

    -осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.

    (Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку. )

    Выполняем тест.

    (Контролирует выполнение работы.

    Осуществляет:-индивидуальный контроль; выборочный контроль.

    Организует:взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями.)

    Возьмите тесты, прочитайте внимательно задания, выберите правильный ответ.

    Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку

     Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;  выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

     Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

    VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

    Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

    Домашнее задание

    (Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

    Называют  основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

    - Римские числа.

    (Отмечает степень вовлеченности учащихся
    в работу на уроке. Дает комментарий к домашнему заданию)

    - Что нового мы узнали?

    - Каким способом?

    - Где используются римские числа? Сколько цифр узнали?

    Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры.

    Придумайте занимательное задание для своих одноклассников, используя правило записи римских чисел.

    3.* Узнайте, как записывали римляне многозначные числа и что означает это число - MDCCLVI?

    .

     Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

     Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

     Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.

    Интернет ресурсы:

    http://www.everyday.com.ua/digilet/digirome.htm

    http://www.sci.aha.ru/ALL/a1.htm

    http://www.raskraska.ru/azbuka/lat/index.html

    http://www.fcior.edu.ru

    http:www.shcool.еdu.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методические разработки уроков математики 2 класс

    1 урок:Введение нового знания с использованием технологии деятельностного метода обучения, проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, технологии организованного общения мла...

    Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"

    Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...

    "Разноцветные жуки". Методическая разработка урока ИЗО.1 класс.

    Тема: Разноцветные жуки Цели: формирование умения рисовать объекты природы и их украшения Задачи: -познакомить со способами рисования насекомых на плоскости;содействовать воспитанию любви к природе...

    Методическая разработка урока для 4 класса

    План-конспект урока для 4 класса по теме "Мой дом" к учебнику "Enjoy English" ( с презентацией)...

    Методическая разработка урока для 4 класса

    План-конспект урока для 4 класса по теме "Мой дом" к учебнику "Enjoy English" ( с презентацией)...

    Методическая разработка урока в 1 классе

    ftp://Урок в 1 классе по окружающему миру в разделе "Кто?Когда?Где?" по теме "Как помочь зимующим птицам"...

    Методическая разработка урока технологии 1 класс "Чудесные превращения" УМК "Гармония"

    Сказочна и богата природа. Каждый из нас имел счастье однажды в детстве замереть от  нечаянно увиденного чуда в природе. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности с...