Технологическая карта урока математики «Римские цифры» 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Киселёва Елизавета Петровна

Предмет: математика

Класс: 3-а

Тема урока: «Римские цифры»

 

Цель урока: Познакомить с записью римский чисел;

Планируемые результаты:

·        Предметные

Научить записывать римские числа.

·        Личностные

научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: введение нового материала

Оборудование: Учебник  «Математика»  3 класс 2 часть автор М. И. Моро

Наглядный  материал, карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл epnrgo-10-03.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Класс: 3-а

Тема урока: «Римские цифры»

Цель урока: Познакомить с записью римский чисел;

Планируемые результаты:

  • Предметные

Научить записывать римские числа.

  • Личностные

научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: введение нового материала

Оборудование: Учебник  «Математика»  3 класс 2 часть автор М. И. Моро

Наглядный  материал, карточки.

Этап урока

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.момент

1 мин

Сегодня  я  хочу  пригласить  вас  в  путешествие  по  стране  Математика.

Математика – царица  наук

У  неё  огромное  царство.

Знайка - математик – её  слуга

Приглашает  нас  сегодня  туда.

Ждут  нас  встречи, знакомства,  друзья.

Остановки,  города.

Вы  готовы?

Начинается  игра!

Проверяют  свою готовность к уроку

Настраиваются на работу.

2.Актуализация знаний. Устный счет

  1. мин

1. Арифметический диктант.

А) Назовите число, которое находится между числами 879 и 881.

Б) Назовите число, которое следует за числом 789.

В) Между какими числами находится число 240.

Г) Назовите число, которое при счете идет перед числом 990.

Д) Какое число больше 817 в 1 раз?

Е) К 8 сотням прибавьте 4 единицы.

Ж) К числу, состоящему из 7 сотен 8 десятков и 7 единиц прибавьте 13.

2. Работа с абаками.

Покажите на абаке числа 586, 305, 970, 472.

Сколько единиц первого разряда, второго разряда, третьего разряда.

 

Выполняют устный счёт

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

П: Анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений.

П: умение проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;

3.Работа над новым материалом.

23 мин

Сколько тебе лет?                                                                                                                    Сколько у тебя друзей?

Сколько лап у кота?

Чтобы все подсчитать, что нужно знать?

      1.А как считали древние люди, которые не знали цифр?

     Первобытным людям не у кого было учится. Их учителем была сама жизнь. Обучение шло медленно. Наблюдая окружающую природу, от которой зависела жизнь, наш далекий предок из множества предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из колоса с зернами – одно зерно. Эти соотношения определяли как «один» и «много». Видел двух уток и сравнивал с парой глаз.

       Учиться, считать требовала жизнь. Так как названий чисел тогда еще не было, древний человек показывал число на пальцах. Одна пятерня означала 5, две – 10.

       2. Как люди научились записывать цифры?

    В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Записи делались в виде зарубок на палках или костях животных, в виде узелков, в виде отложенных камешков.        

    Очень разные и порой забавные были эти «цифры» у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывались соответствующим количеством палочек. А «десять» обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы записать число 15, ставили 5 палочек и подкову. Сотня – крючок, тысяча – значок вроде цветка. Но такие числа трудно складывать, вычитать, умножать и делить.

        3. Сегодня мы подробно поговорим о римских цифрах, по двум причинам.

     1-ая – римские цифры особенно похожи на ручной палочный счет.

     2-ая – римские цифры употребляются довольно часто в наши дни.

   Мы с вами умеем записывать числа I, II, III (закрепляется карточка с цифрами).

   А как же записать число 5?

Посмотрите на руку. Где прячется цифра 5? (учитель поднимает свою руку и показывает, где прячется цифра 5, и закрепляет рисунок руки и карточку с цифрой 5).

    Как же записать число 10?

    Из чего оно состоит? (учитель поднимает две руки.) (Из двух пятерок.)

    Записываются они так: первая как обычно V, а вторая перевернутая вниз /\. (Цифра X закрепляется на доске.)

Итак, мы выяснили, в основу написания легла рука – пятерня.

     Как же записывать число 4?

Оказывается, запись числа основана на математическом действии вычитании. От пяти отнимали один и ставили перед цифрой 5.

   Кто нам запишет цифру 4? (ученик записывает, учитель закрепляет карточку с цифрой IV.)

    Цифры  6, 7, 8 тоже основаны на арифметическом действии – «сложении», приписывание палочек справа.

 Запишите эти цифры. V прибавить I, получили VI. (На доске записывает ученик, рассуждая аналогично).

     Подумайте, как запишем число «девять». (От десяти отнимем один.) (Запись на доске и карточка: IX.)

     Так получился на доске ряд чисел:

I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X.

   Кроме цифр I, V, X, есть еще и другие римские цифры: L обозначает 50, C – 100, D – 500.

        В России римские цифры появились впервые в плотницком деле. Плотникам, работающим топором, удобно было нумеровать бревна в срубе именно римскими цифрами.(Картинка сруба.)                                                                                    Где вы еще могли видеть римские цифры? (На циферблате часов, работа с моделью часов). Эта модель часов нам знакома.(с числами от 1-12) Составьте циферблат с римскими цифрами.(Ученики сами расставляют цифры на модель часов.)  

 Отвечают на вопросы учителя

 

4.Физ.минутка

2 мин

Интерактивная физ.минутка (см. видеоматериал)

5.Закрепление пройденного материала

9 мин

  Работа по учебнику, с. 46.

     1.  - Поучимся сравнивать, складывать, вычитать римские цифры. Выполним в учебнике №2, №3 – с записью на доске и в тетрадях с комментированием.

     2. № 6, №8, с. 47 – устно.

     3. № 4, №7 – самостоятельно с последующей самопроверкой (лист контроля на доске.)

6.Домашнее задание

2 мин

Теперь откройте ваши дневники  и запишите домашнее задания. Задания вы можете увидеть на экране.

7.Рефлексия

3 мин

Что нового вы узнали на уроке?

Поднимите руку те, кто считает, что со всем справились. Теперь поднимите руку те, у кого были затруднения. А теперь те, кто плохо понял тему урока, но будет стараться усвоить её. Хорошо, опустите руки. Спасибо за хорошую работу на уроке, вы все молодцы.

Подводят итоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока математики в 1 классе по теме: "Волшебные цифры".

Пример технологической карты урока Учитель ________________________________________________________________ Предмет: математика Тема: «Волшебные цифры» Цели:формировать умения реша...

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Число и цифра 9" УМК "ПНШ"

Технологическая карта составлена в соответствии с требованием ОУ....

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Число 6, цифра 6"

Урок рассчитан на учащихся 1-ого класса, разработан на основе УМК «Перспектива», по учебнику   Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой, Т.Б. Бука «Математика» 1 класс 2015Программа курса: Рабочие про...

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Числа 1,2. Цифра 2".

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Числа 1,2. Цифра 2"....

Технологическая карта урока математики в 1 классе "Число и цифра 7"

Технологическая карта урока математики в 1 классе "Число и цифра 7"...

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Число и цифра 9"

Тип урока: Открытие нового знанияИспользуемая технология: проблемный диалог (Мельникова Е.Л.)В ходе практической работы и наблюдений учащиеся знакомятся с образованием числа 9 и его составом, учатся п...

Технологическая карта урока математики "Римская система счисления" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о римских цифрах.Задачи урокаДидактические:формировать представление о римских цифрах;учить применять новые знания на практике;совершенств...