Реализация проблемно - диалогического обучения на уроках математики в начальных классах
статья по математике (1 класс) на тему

В данной статье раскрывается сущность проблемно-диалогического обучения и на примере урока математики показывается как можно осуществлять данную технологию в начальных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное нетиповое

общеобразовательное учреждение «Гимназия № 62»

Реализация  проблемно - диалогического обучения на уроках математики в начальных классах

подготовила

Логинова Елена Александровна,

 учитель начальных классов

Новокузнецк 2016

Реализация  проблемно - диалогического обучения на уроках математики в начальных классах

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, - я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

И это станет моим навсегда».

Древняя мудрость

      Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. С принятием нового государственного образовательного стандарта учитель начальных классов должен планировать свою работу, с учётом реализации одной из основных задач  - формирование совокупности универсальных учебных действий у младших школьников, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

       Выдающиеся учёные-психологи: С.Л. Рубинштейн, А.А. Матюшкин ,А.А. Леонтьев, доказали, что наилучшее усвоение материала на уроке происходит при решении, поставленной учеником  проблемы, причем непременно в диалоге с учителем. Как показал наш опыт работы, благодаря диалогу с урока уходит пассивность, обучающиеся думают и выражают свои мысли. Диалог способствует формированию более прочных знаний, умений и навыков, создаёт положительную мотивацию учения, улучшает морально-психологические условия обучения младших школьников.

               Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний обучающимися посредством специально организованного учителем диалога. [1, с. 8]

               Результатом использования такого обучения будет готовность учеников к решению любых не только учебных, но и жизненных задач не по шаблонам, а самостоятельно, уверенно и с интересом.

      На проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством побуждающего или подводящего диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т. е. сформулировать  вопрос для исследования или тему урока . Затем посредством диалога учитель организует поиск решения, или “открытие” нового знания.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

      Дети активно включаются в самостоятельную деятельность по осознанию проблемы и поиску её решения. Найдя выход из проблемной ситуации, ребёнок совершает открытие, которое даёт ему возможность почувствовать себя учёным,  понять изучаемый материал, т. к. нельзя не понимать того, что открыл сам.

       Осуществлять проблемно-диалогическое обучение возможно на любом предмете. Приведем пример данной технологии на уроке математики в 1классе.

Учитель предлагает ученикам вычислить значение двух выражений ( 2 ученика работают около доски)

Учитель: 1.)Из числа 8 вычесть 3, к полученной разности прибавить 4;

                 2.) из 8 вычесть сумму чисел 3 и 4.  

Учитель: Посмотрите на первое равенство. У кого также? Ученики сравнивают свои выражения с выражениями , выполненными на доске (ребята показывают большой палец вверх, если согласны)

Учитель: Проговорите вычисления.

Дети : В этом выражении 2 действия, так как действия равнозначные выполняем по порядку. Из  8 вычесть 3 будет 5, к 5 прибавить 4 получится 9.

Дети : 8-3+4=9

Учитель: Обратите внимание на второе равенство. Кто согласен с Дашей, которая работала около доски?

Оля: Я считаю, что выполнять действия нужно так, как мы выполняли в первом случае, т.к. действия равнозначные, выполняем по порядку.

Дима: А я думаю, что необходимо выполнить сначала действие сложение, т. к. нам необходимо вычесть из 8 сумму чисел, т. е. результат действия сложения, а потом вычитание.

       Класс делится на группы. Находятся те ученики, которые согласны с Олей, и те, которые согласны с Димой. Оппоненты доказывают свою точку зрения, и в ходе дискуссии приходят к выводу, что происходит противоречие между правилом, которое они  используют при решении и самим заданием.

Учитель: Как же в этом случае быть?

        Возможно, что в этот момент к классе найдутся такие ученики, которые уже слышали от своих родителей и сестер, что необходимо использовать математический знак- скобки.

       Если таких учеников не найдется, то учитель знакомит с новым математическим знаком.

Учитель: Ребята, а я вам открою маленький секретик, в математике, если необходимо показать, какое действие выполняется первым, используется знак, который называется скобки и обозначается так (  )

Учитель: Используйте этот знак в данном выражении.

Ребята дополняют выражения.

Дети: 8-(3+4)=9

        Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения позволяет обучающимся самостоятельно «открывать» знания . Работая в парах, группах, коллективе дети сотрудничают при решении учебных задач, оказывают помощь друг другу, объясняют трудные моменты, дискутируют, доказывают свою точку зрения. Кроме того в работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала обучающимися. Такие уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной активности. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.

Список литературы:

  1. Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог. Начальная школа плюс до и после № 8: научно-метод. журнал , 2008.- 8с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы развивающего обучения на уроках математики в начальной школе.

Повышение интеллектуального потенциала нации и развитие творческой личности является одной из наиболее актуальных целей образования. Проблема, над которой мы работаем – использование  элементов р...

Применение деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе.

Деятельностный метод  обучения – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном способе обучения обеспечивается ком...

«Для чего нужны игровые технологии обучения на уроках математики в начальных классах?»

Сегодня представление о том, что школа должна давать, прежде всего, знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей совре...

«Использование проектного метода обучения на уроках математики в начальных классах»

         От современного человека, а тем более от человека будущего, требуется умение ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучатьс...

Доклад на кафедре учителей начальных классов «Технология проектного обучения на уроках математики в начальной школе»

В докладе представлен опыт  по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках математики в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в обр...