Мастер – класс "Формирование УУД через реализацию системно – деятельностного подхода на уроках математики"
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Платон Валентина Сергеевна

Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. Методологической основой ФГОС НОО является системно – деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности.Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребёнка в учебном процессе. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем мсмысле быть – субъектом – значит быть хозяином своей жизни, своей деятельности. Он:

- ставит цели,

- решает задачи,

- отвечает за результаты.

Главное средство субъекта – умение учиться, т. е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Формирование УУД

через реализацию системно – деятельностного подхода на уроках математики

Платон Валентина Сергеевна

Учитель высшей категории

МБОУ «СОШ № 6»

Им. А. И. Гордиенко

2014 г

Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. Методологической основой ФГОС НОО является системно – деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребёнка в учебном процессе.

Цолбю системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем мсмысле быть – субъектом – значит быть хозяином своей жизни, своей деятельности. Он:

- ставит цели,

         - решает задачи,

        - отвечает за результаты.

Главное средство субъекта – умение учиться, т. е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.

Что значит "деятельность"?

-  целеустремленная система, система, которая нацелена на результат.  (стандарты нацеливают на результат – развитие личности ребенка на основе  универсальных учебных действий).

       - обратная связь (коррекция, обратная ориентация).

- всегда имеет развивающийся план анализа, при этомнадо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка.

Так как основной формой организации обучения является урок, то нам учителям необходимо знать структуру построения урока. Задача, которая сегодня стоит перед нами – это научиться основе построения урока с позиции системно-деятельностного подхода.

Типология урока системно-деятельностного подхода, их четыре:

  • Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.                                                                                                                                          

  • Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.                                                                                                                                    

  • Урок общеметодологической направленности.                                                                Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.  Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-  методических линий.
  • Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Тема урока: Решение задач на нахождение периметра и площади геометрических фигур

Цель урока:формирование учебных действий у учащихся в решении геометрических задач.

Задачи:

1) отрабатывать навыки применения формул периметра и площади прямоугольника и квадрата при решении задач;

2) закреплять умения учащихся решать задачи, используя знания связи между величинами: длина, ширина, периметр, площадь.

3) развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

4) воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Место данного урока: отработка умений и навыков (за 2 урока до контрольной работы).

Ход урока

II. Мотивация учебной деятельности

Данный этап обучения предполагаетосознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:устанавливаются тематические рамки (“могу”).

              Кто автор этих строк?

- У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Пойдёт направо песнь заводит

Налево сказку говорит….(А.С. Пушкин)  (иллюстрация  к сказке  на доске) Слайд 1

- Сегодня поведёт нас учёный кот.

- Учёный кот зашифровал героя сказки:Слайд 3

Работа в парах

Задание: выполните деление и расположите ответы в порядке возрастания. Какое слово получилось?

27 : 3 =            Ы                        120 : 3 =            А      

51 : 3 =            К                          15 : 3 =            Р           48 : 3 =             Б

- В какую сказку мы попали? «Сказка о рыбаке и рыбке». (иллюстрация)

- Сколько просьб старика выполнила рыбка? ( 4 просьбы: корыто, дом, стала дворянкой, царицей)

- Какие фигуры в математике связаны с числом 4? ( четырёхугольники, квадраты, прямоугольники, роб, трапеция)Слайд 4

У каких геометрических фигур мы умеем вычислять периметр и площадь?

Что надо знать, чтоб вычислить периметр и площадь??

Ребята, учёный кот предлагает вам, заполнить вот такую таблицу.

Слайд 5

Название фигуры

Рисунок

Формула  периметра 

Формула  площади 

Квадрат

Прямоугольник

- Что такое периметр?Слайд 6

- Как найти периметр прямоугольника, квадрата?

-Что такое площадь?

- Как найти площадь прямоугольника, квадрата?

Эти знания помогут в закреплении и повторении изученного материала.

III. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе учащиеся ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;

3) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

  - Чем старикпоймал  рыбку?  Что такое невод? ( рис. невода в виде прямоугольника и квадрата)  Слайд 7

- Вот перед вами невод. Кот предлагает составить задачу на нахождения периметра.

       3м                                                                        7м    

                               9

Длина невода равна 9см, ширина равна 3см. Чему равен  периметр  невода?

а = 9см                                 в = 3см                                Р =?

Р=(9см +3см) х 2 = 24см

  • Сформулируйте тему нашего урока?

Решение геометрических задач на нахождение периметра и площади.

Кот интересуется, умеем ли мы составлять обратные задачи?

Как составить обратные задачи?

- Надо известное сделать неизвестным, а неизвестное - известным.

- Что было известным? Что было неизвестным?

а = ?см                  в = 3см                               Р= 24см

  • В чём затруднение?
  • Как вы думаете, надо ли вспомнить, как решаются данные задачи?
  • Надо
  • А сможем?
  • Какую поставим цель?
  • Вспомнить и  закрепить  знания и умения решать такие задачи.

IV. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

Данный этап предпологает проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме вспоминают и повторяют способы действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися (алгоритм взаимосвязи нахождения периметра, площади, длины и ширины), затем решаютзадачи по образцу.

То есть  формулируютшаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

  • Давайте вспомним, что всегда является помощником для решения любого затруднения?
  • Алгоритм

  • Какой первый шаг? Второй? Третий?  

Алгоритм

ШАГ 1. Вспоминаем формулу периметра прямоугольника.

P = (a+b) x 2

Шаг 2. Чтобы найти длину прямоугольника, надо выполнить обратное действие:a = P: 2 – b

Шаг 3. Чтобы найти ширину прямоугольника, надо выполнить обратное действе:b + P: 2 - a

Решение: a = 24 : 2 – 3 = 9 см

Ответ: длина прямоугольника равна 9 см.

а = 9см                  в = ?                                   Р= 24 см

в = Р: 2 – а                          

Решение: в = 24 см : 2 – 9см = 3см

Ответ: ширина прямоугольника равна 3 см.

V.Физминутка                     Слайд 8

VI. Этап включения изученного  в систему знаний.

На данном этапе урока учащиеся самостоятельно составляют и выполняют задания по изученной теме. Проводится работа по выполнению заданий на повторение, с обоснованием способов действий, а также заданий на подготовку к изучению следующих тем.

Работа в группах

 Задание кота: составить задачу на нахождение площади прямоугольника.

        

       3м                                                                        7м    

                               9

Задача: Длина прямоугольника 9 см, ширина – 3 см. Вычислите площадь.

а = 9см                               в = 3см                                 S = ?

S = 9см х 3 см = 27 кв. см

-Составьте обратные задачи.

а = ? см                             в = 3 см                          S = 27кв. см

а = 9 см                             в = ? см                               S = 27кв. см

- Как найти длину прямоугольника по площади и ширине? А ширину?

S = а .в                         а = S : в                           в = S : а

а = 27 кв. см : 3 см = 9 см                            в = 27 кв. см : 9 см = 3 см

Какие знания помогли вам вычислить периметр прямоугольника? (знания формул и таблицы умножения).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа (тест).

Здесь организуется, по возможности, ситуация успеха для каждого ученика. Для этого некоторые учащиеся выполняют тест пошагово сравнивая с эталоном (алгоритмом) и  осуществляют их самопроверку.

- Ребята, как вы думаете, что надо сделать, чтобы узнать хорошо ли мы умеем решать задачи на нахождение периметра и площади фигур?

- Надо самостоятельно решать такие задачи.

Самостоятельная  работа

Выполнение электронного каскадного теста на компьютере.

VIII.  Рефлексия учебной деятельности

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Ребята, посмотрите на дерево настроения. Кто …..

Спасибо за урок.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностые УД: творческая атмосфера урока способствовала готовности учащихся к саморазвитию, самоопределению.

Регулятивные УД: учащиеся управляли, контролировали и корректировали свою деятельность. Проявляли инициативу, самостоятельность. Ставили цель, планировали свою деятельность.

Познавательные УД:

- самостоятельно выделяли и формулировали познавательные цели;

- осуществляли поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- структурировали знания;

- происходила рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УД: на уроке осуществлялась речевая деятельность, формировались навыки сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ

В данной работе показан конспект урока алгебры, сотавленный для демонстрации возможности применения системно-деятельностного подхода Л.В. Занкова в среднем звене. Разъясняется необходимость такого под...

Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »

Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий....

Мастер-класс на тему "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе"

Применение  системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе...

Реализация системно деятельностного подхода на уроках математике

Данная статья содержит материалы по деятельностному подходу на уроках математике....

Развитие вычислительных навыков, через реализацию системно-деятельностного подхода на уроках математики

Процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Процесс учения сегодня понимается не просто как усвоение системы знаний, умени...

Мастер-класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе"

Мастер класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе" на примере урока по теме "Органы чувств"...