Главные вкладки

    Технологическая карта урока математики по теме: Решение геометрических задач на нахождение периметра и площади (прямоугольника и квадрата).
    методическая разработка по математике (4 класс) на тему

    Платон Валентина Сергеевна

    Технологическая карта урока математики разработан в рамках ФГОС, полностью соответствует целям и содержанию урока, связан с материалом предыдущего и последующего уроков, учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников.  В начале урока открыть презентацию в Power Point, вкладку интерактивной доски и включить компьютеры мобильного класса. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

    ИМЕНИ А. И. ГОРДИЕНКО

    ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА ГОРОДА НЯГАНИ

    Технологическая карта

     урока математики

    4 класс

    Автор: Платон Валентина Сергеевна

    учитель высшей категории

    МБОУ «СОШ № 6», г. Нягани

    им. А. И. Гордиенко

    г. Нягань

    2015 г

    Тема урока: Решение геометрических задач на нахождение периметра и площади (прямоугольника и квадрата).

    Место и роль урока в изучаемой теме: отработка умений и навыков (за 2 урока до контрольной работы)

    Тип урока: урок общеметодологической направленности.

    Образовательные ресурсы: учебник – тетрадь «Математика. Учись учиться» Л.Г. Петерсон, 4 класс, часть 1,

    интерактивная доска, мультимедиа проектор, компьютер, мобильный класс, каскадный тест,  дидактические карточки с заданиями.

    Цель урока:формирование учебных действий у учащихся в решении геометрических задач.

    Задачи урока:

    образовательная: 1) отрабатывать навыки применения формул периметра и площади прямоугольника и квадрата при решений задач;

    2) формировать навыки по составлению и применению алгоритма для нахождения периметра и площади фигур;

    Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

    Воспитательная: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность. 

    Формы обучения: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

    Методы обучения: проблемный, частично - поисковый.

    Технологии обучения: технология проблемного обучения, игровая технология и технология обучения в сотрудничестве.

    Планируемые образовательные результаты:

    предметные: уметь решать задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника и квадрата; понимать взаимосвязь между величинами: длина, ширина, периметр и площадь; уметь пользоваться алгоритмом нахождения данных величин; составлять и решать обратные задачи.

    метапредметные:

    личностные УД: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапаурока, проявление интереса к изучаемому материалу, оценивание усваиваемого содержания, применять приобретенные навыки в практической деятельности, соотносить собственный ответ с предложенным вариантом.

    коммуникативные УД: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формировать собственное мнение и аргументировать его, задавать уточняющие вопросы, использовать в речи математические термины, оформлять свою речь соответственно целям и условиям делового общения, формулировать простые выводы, сотрудничать в работе с одноклассниками.

    регулятивные УД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, сличать свое решение с эталоном, осуществлять самоанализ успешности участия в диалоге, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

    познавательные УД: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, логический анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

     создание способов решения проблемы, использование алгоритма порядка учебных действий в решении задач, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

    Этапы урока

    Содержание учебного материала

    Деятельность учителя

    Методы и приемы работы

    Формы организации учебной деятельности

    Деятельность обучающихся

    Формирование универсальных учебных действий:

    П - познавательные

    К - коммуникативные

    Р – регулятивные

    Л - личностные

    I.Организационный момент

    1 мин

    Приветствие 

    учащихся. 

    Думать – коллективно! 
    Решать – оперативно! 
    Отвечать – доказательно!
    Работать – старательно! 
    И открытия нас ждут обязательно!

    Мотивационный настрой

    Фронтальная

    работа

    Включаются в деловой ритм урока.

    К-умение слушать и понимать речь других

    Р-организуют своё рабочее место под руководством учителя.

    II. Мотивация учебной деятельности

    5 мин

    - У лукоморья дуб зелёный

    Златая цепь на дубе том

    И днём, и ночью кот учёный

    Всё ходит по цепи кругом.

    Пойдёт направо песнь заводит

    Налево сказку говорит…

    Задание: выполните деление и расположите ответы в порядке возрастания.

    27 : 3 =            Ы

    120 : 3 =          А

    51 : 3 =            К

    15 : 3 =            Р

    48 : 3 =            Б

    5

    9

    16

    17

    40

    Р

    Ы

    Б

    К

    А

    Страница6

    (Используемые приёмы интерактивной доски: затенение ячейки – на касание маркером ячейки сначала проверяются ответы, затем слово с именем героя сказки.)

    Страница 7

    (Используемые приёмы интерактивной доски:щелкнуть маркером по фигурам: трапеции, параллелограмма и ромба - фигуры исчезают.)

    Страница 8

    (Используемые приёмы интерактивной доски: перемещение формул периметра и площади в таблицу.)

    Название фигуры

    Рисунок

    Формула  

    периметра 

    Формула

     площади 

    Квадрат

    Прямоугольник

    Страница 9

    (На касание маркером справа от зелёной кнопки появляются вопросы.)

    -Кто автор этих строк?

    Учитель читает отрывок.

    -Кто главный герой стихотворения?

    - Сегодня поведёт нас учёный кот.

    - Учёный кот зашифровал героя сказки

    C:\Users\Валентина\Desktop\animashki-koshki-1186.gif

    Какое слово получилось?

    -В какую сказку мы попали?

    - Сколько просьб старика выполнила рыбка?

    - Какие фигуры в математике связаны с числом 4?

    -У каких геометрических фигур мы умеем вычислять периметр и площадь?

    -Что надо знать, чтоб вычислить периметр и площадь?

    -Ребята, учёный кот предлагает вам, заполнить вот такую таблицу.

    C:\Users\Валентина\Desktop\animashki-koshki-1186.gif

    - Что такое периметр?

    - Как найти периметр прямоугольника, квадрата?

    -Что такое площадь?

    - Как найти площадь прямоугольника, квадрата?

    -Эти знания помогут в закреплении и повторении изученного материала.

    - Чем старик поймал рыбку?

    - Что такое невод?  

    Создание ситуации успеха.

    Побуждающий

    Работа в парах

    Фронтальная работа

    Дети называют автора

    -Кот.

    Ученики работают в парах по карточкам для получения шифра- героя сказки

    Называют числа, которые должны быть в окошечках

    -Рыбка

    - «Сказку о рыбаке и рыбке».

    -4 просьбы.

    Отвечают на поставленные вопросы.

    Вспоминают формулы.

    Ученик переносит формулы в таблицу на доске SMART.  

    Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

    -Старик поймал рыбку неводом

    -Невод – это сеть для ловли рыбы.

    П-понимать информацию, представленную в виде рисунка,схемы. Осознанно строить речевые высказывания.

    К-сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.Уметь слушать и понимать речь других

    Р-уметь контролировать и корректировать свою деятельность и работу соседа.

    III. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

    6 мин

    (рисунок невода в виде прямоугольника и квадрата)  

            3 м

            9 м        

            9 м


    Страница10

    (На касание маркером доски SMART справа от рисунка - появляется текст задачи, которую учащиеся составили устно.)

    а = 9м      b = 3м     Р =?

    Р= (9 +3)х2 = 24м

    Страница11

    (Используемые приёмы интерактивной доски: маркером перетащить ручку «Шторки»на доске SMART демонстрируется тема урока)

    ПРОБЛЕМА!

    Страница12

    (На касание маркером доски SMART ниже задания, отображается текст обратной задачи.) Касание маркером на пустую клетку – появляется слово «Затруднение».

    Страница 13.

    (Используемые приёмы интерактивной доски: маркером перетащить ручку «Шторки»- демонстрируется цель урока.)

    - Вот перед вами невод.

    Кот предлагает составить задачу на нахождения периметра.

    C:\Users\Валентина\Desktop\animashki-koshki-1186.gif

    -Решите задачу.

    Сформулируйте тему нашего урока?

    -Кот интересуется, умеем ли мы составлять обратные задачи?

    C:\Users\Валентина\Desktop\animashki-koshki-1186.gif

    Как составить обратные задачи?

    -Составьте обратную задачу.

    -Решите задачу.

    В чём затруднение?

    -Как вы думаете, надо ли вспомнить, как решаются данные задачи?

    -А сможем?

    -Какую поставим цель?

    Проблемный

    Постановка проблемного вопроса

    Фронтальная работа

    Учащиеся составляют геометрическую задачу

    Решают задачу, выполняют записи в тетради.

    Определяют тему урока.

    -Надо известное сделать неизвестным, а неизвестное - известным.

    Составляют обратную задачу

    -Мы не знаем, как решить такую задачу.

    -Надо

    -Сможем.

    -Вспомнить и закрепить свои знания и умения решать такие геометрические задачи

    П-понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Формулировать тему и цель урока.

    К-слушать и понимать речь других, соблюдать простейшие нормы речевого этикета,

    участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

    Р-уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение, проявляют инициативу. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

    Л-осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока,                         проявление интереса к изучаемому материалу, оценивание усваиваемого содержания,  применять                    приобретенные навыки в практической деятельности, соотносить собственный ответ с предложенным                                                  вариантом.

    IV.Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

    8 мин

    Страница14

    (Используемые приёмы интерактивной доски: на касание маркером доски объектов: 1, 2 и 3 появляется пошаговый алгоритм нахождения способов решения затруднения.)

    Алгоритм

    ШАГ1.Вспоминаем формулу периметра прямоугольника.

    P = (a+b) x 2

    Шаг 2. Чтобы найти длину прямоугольника, надо выполнить обратное действие:

    a = P: 2 – b

    Шаг 3. Чтобы найти ширину прямоугольника, надо выполнить обратное действие:

    b = P: 2 – a

    Страница 20

    (На касание маркером доскипоявляется алгоритм.)

    Страница 21

    (Используемые приёмы интерактивной доски: касание маркером слова «Затруднение», оно исчезает.)

    Решение:

    a = 24 : 2 – 3 = 9 м

    Обратная задача.

    а=9 м        b=?         Р= 24 м

    в = Р: 2 – а

    Решение:

    b = 24  : 2 – 9 = 3м

    -Давайте вспомним, что всегда является помощником для решения любого затруднения?

    -Какой первый шаг?

    -Второй?

    -Третий?  

    -Есть затруднение?

    -Сможете решить задачу?

    -Решите задачу.

    -Можем составить ещё одну обратную задачу?

    -Составьте.

    -Можем решить задачу?

    -Решите.

    Наблюдение

    Пошаговый   алгоритм

    Фронтальная работа

    Учащиеся называют каждый шаг алгоритма

    Делают выводы.

    - Нет

    -Да

    Вспоминают пошаговый алгоритм и самостоятельно решают задачу в тетради.

    Самопроверка

    -Да

    - Да

    П-самостоятельное создание способов решения проблемы, использование алгоритма порядка учебных действий в          решении задач, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

    К-слушать и понимать речь других, соблюдать простейшие нормы речевого этикета,участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

    Р-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,сличать свое решение с эталоном, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном                              диалоге, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его                           оценки и учета характера сделанных ошибок.

    Л-проявлять уважение к одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока.

    V.Физминутка

    2 мин

    Страница 22

    Выполняют зарядку под музыку

    VI. Этап включения изученного в систему знаний.

    8 мин

            3 м

               9 м

    I и II группа

    Задача

    а = 9 м       b = 3м         S = ?

    Решение:

    S = 9м х 3 м = 27  

    Обратные задачи.

    Задача.

    а=? м           b=3м            S = 27

    Решение:

    S=27: 3 = 9 м

    Задача.

    а = 9 м        b = ? м        S = 27

    Решение:

    b = 27 : 9 = 3 м

    IIIгруппа

    7 м

            

    Задача.

    а = 7 м                         S = ?

    Решение:

    S = 7 х 7 = 49

    Обратная задача.

    Решение:

    а = 49: 7 = 7 м

    Задание кота (карточки): составить задачу на нахождение площади прямоугольника и составить обратные задачи.

    Организует усвоение учениками нового способа действий.

    -Какие знания помогли вам вычислить периметр прямоугольника?

    Частично-поисковый

    Взаимоконтроль

    Работа в группах

    Обсуждают, составляют задачи, решают и записывают на карточке.

    Составляют обратные задачи и решают.

    Сравнивают полученные решения, обосновывают своё решение, вывешивая образцы на доску

    -Знания формул и таблицы умножения.

    П-осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, осознанно строить речевые высказывания в устной форме, структурировать знания.

    Р-сличать свое решение с эталоном, осуществлять самоанализ успешности участия вдиалоге, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его              оценки и учета характера сделанных ошибок

    Л-проявлять уважение к одноклассникам в ходе дискуссии.

    VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    7 мин

    Страница 23

    (На рабочем столе компьютеров мобильного класса открыть папку «Ученикам». Найти тест «Периметр и площадь», щелкнуть левой кнопкой мышки 2 раза по файлу «Тест», нажать на слова «Начать тест».)

    - Ребята, как вы думаете, что надо сделать, чтобы узнать хорошо ли мы умеем решать задачи на нахождение периметра и площади фигур?

    -Сейчас вам предстоит выполнить тест и проверить свои знания.

    Самостоятельная работа

    Индивидуальная работа

    Учащиеся самостоятельно выполняют электронный каскадный тест на компьютере.

    После выполнения всех заданий выставляется оценка

    П-понимать информацию, представленную в виде текста, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку своих результатов деятельности.

    Р-осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном

    VIII. Рефлексия учебной деятельности

    2 мин

    Страница 24

    (Используемые приёмы интерактивной доски: перемещение объекта, взять смайлик и перенести в корзину.)

    Подводит итоги работы в классе.

    -Ребята, посмотрите на доску. Что нарисовано?

    -Кто всё понял и умеет решать задачи на нахождение периметра и площади, берёт этот смайликСмайлики картинки

    -Кто испытывает затруднения в решении задач, берёт этот смайлик

    -Кто ничего не понял, берёт этот смайлик

    - Как вы думаете, мы больше не будем решать такие задачи?

    Рефлексия

    Индивидуальная работа

    -Дерево настроений.

    Выходят к интерактивной доске, выбирают смайлик и кладут его в корзину

    Высказывания учащихся

    Л-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

    IX. Домашнее задание

    1 мин

    Учебник с. 38 № 6

    Страница 25

    - Решить задачу.

    - Кто хочет, может составить обратные задачи и решить их.

    Спасибо за урок

    Записывают домашнее задание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока математики "Нахождение периметра и площади прямоугольника" с презентацией

    повторить изученное, вспомнить нахождение периметра и площади       прямоугольника как фигуры на плоскости, провести сравнительный анализ...

    Тренажёр по математике 4 класс. "Решение задач на нахождение периметра и площади".

    Разноуравневые задачи на нахождение периметра и площади....

    Задачи на нахождение периметра и площади (3 класс)

    Данный материал подходит как для работы в классе, так и для индивидуального задания....

    Сценарий урока математики по теме: "Решение текстовых задач по алгоритму." в 3 классе УМК «Школа 2100», учебник «Математика» Петерсон Л.Г.

    С целью формирования ценностного отношения обучающихся к  познавтельной деятельности по умению решать текстовые задачи,  предлагается сценарий  урокаво 2 классе по теме:"Реше...

    Тренажёр по математике 3 класс . Решение задач на нахождение периметра и площади.

    Тренажёр содержит набор задач по нахождению периметра и площади прямоугольника.Этот тренажер способствует отработке навыков решения задач этого вида....

    Задачи "Нахождение периметра и площади прямоугольника"

    Дополнительный материал на отработку задач по математике на нахождение периметра и площади прямоугольника....