Методическая разработка урока математики "Нахождение периметра и площади прямоугольника" с презентацией
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Бяшарова Наталья Николаевна

повторить изученное, вспомнить нахождение периметра и площади       прямоугольника как фигуры на плоскости, провести сравнительный анализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_matematiki_s_prezentaciey.zip159.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр» с. Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области

Методическая разработка

урока математики

                             

                            Учитель начальных классов:

                             Бяшарова Наталья Николаевна.

        

2012-2013 уч. год

Предмет: Математика

Класс: 4 класс

Блок: Измерение величин

Форма проведения: Урок-исследование

Тип урока: Комбинированный

Тема урока: Повторение. Нахождение периметра и площади прямоугольника.  

Цель урока: повторить изученное, вспомнить нахождение периметра и площади       прямоугольника как фигуры на плоскости, провести сравнительный анализ.

Задачи урока:

-учить различать понятия «периметр прямоугольника» и «площадь прямоугольника» по их основным характеристикам;

-закреплять знания учащихся о геометрических фигурах;

-развивать познавательный интерес к урокам математики, математическую речь учащихся, умение рассуждать, доказывать, выстраивать сравнительный анализ, делать умозаключения;

-воспитывать аккуратность при выполнении построения геометрических фигур, умение работать в паре;

-учитывать индивидуальный подход к учащимся в ходе урока, соблюдать здоровье сберегающие нормы;

-прививать интерес к ИКТ.

Оборудование: учебник «Математика», рабочая тетрадь, чертёжные инструменты, компьютер,  мультимедийный проектор, слайдовая презентация, раздаточный материал.

Место проведения: медиакласс.

Методы и  приёмы работы

Ход урока


Нацеливание на урок, тема.





Показ слайдов, ИКТ.
























Доказательство,

Рассуждение.












Повторение с использованием ИКТ.














Опрос учащихся, ответы  на вопросы.












Оценка учителя.


Здоровьесберег.

приём

























































Вывод









Просмотр слайдов.

Проблема.










Игра
















Решение задачи.






Рассуждение.









Решение задачи.


Самостоятель-

ная работа















Проблема.







Дифференциац.



Работа в парах.





















Обобщение,

сравнение.





Рефлексия




Устная оценка учителя.


I. Организация урока.        

    Вот и прозвенел звонок.

    Начинается урок.

    Тихо, тихо все садитесь

    И работать не ленитесь.


II. Устный счёт.

1. Продолжи числовой ряд:

    а) 6, 8, 10, 14…       б)18, 20, 24, 32…

   

2. Учёные подсчитали, что на земле люди вырубают за 1 минуту 20 гектаров леса. Сколько гектаров леса может исчезнуть за 10 минут? За 1 час?


 3. Найди одинаковые пары чисел:


       5296          5296

       66989        69689

       834426      834426

       7354256    7354256        

       83238324  832238234


 4. Задачи в стихах.

   

    а) В Антарктиде пингвин                        б) На дворе 4 свинки

         Насчитал 20 льдин.                                  На крыльце 4 кошки

         Вдруг льдины                                  Спинки посчитай и ножки.

         Распались на половины.

         Сбился пингвин…

         Перед ним сколько льдин?

     

     в) По тропинке вдоль кустов    

Шло 11 хвостов.

Сосчитать я также смог,

Что шагало 30 ног.

Это вместе шли куда-то

Петухи и поросята.

А теперь вопрос таков:

Сколько было петухов?

И узнать я был бы рад

Сколько было поросят?

         (7 петухов, 4 поросёнка)


III. Актуализация применения ранее изученного материала.

   1. Работа с геометрическими фигурами.

        






        



         

( квадрат АВСD, треугольник АМК, прямоугольник НМКD, ромб АМСD, прямоугольный треугольник МDК, отрезок АС, прямая а, ломаная линия из трёх звеньев, отрезок ХУ).


-Ребята, назовите линии.                                                                                       (Прямая а, ломаная линия из трёх звеньев)                                                                                                                                                                                                          

-Покажите и назовите отрезки.                                                                              (Отрезок АВ и ХУ)

-Покажите и назовите треугольники.                                                                  (Треугольник АМК, прямоугольный треугольник МДК)

-Покажите и назовите четырёхугольники.                                          (Четырёхугольники АВСД, АМСД, НМКД)

-Как называется фигура АВСД?

(квадрат)                                                                                                                        -Как называется фигура АМСД?                                                                                       (Ромб)

-Как называется фигура НМКД?

(прямоугольник)

-Назовите свойства прямоугольника.

(все углы прямые, противоположные стороны равны)

-Молодцы!


IV. Физ. минутка.


Математическое – не математическое


(квадрат, суффикс, выражение, уравнение, плюс, приставка, глагол, прямая, отрезок, высказывание, задача, окончание, деление, сумма, сочинение, прямоугольник, изложение, периметр, наречие, площадь).




V. Повторение.                                                                                                              


- Сегодня, ребята, мы с вами попутешествуем по городу «Прямоугольник». А вот его улицы.


 1.Улица «Заданий».

     

-А вот и первое задание.                                                                                      – Назовите фигуру (прямоугольник АВСД, со сторонами 5 см и   3 см).


А      5см        В

        АВ=DС=5см

        3см

D        С               АD=ВС=3см


-Назовите основные свойство прямоугольника.                                   (у прямоугольника противоположные стороны равны и все углы прямые).


2. Обобщение полученной информации.


-Что такое периметр прямоугольника?

(периметр прямоугольника – это сумма длин его сторон)


-Обозначается периметр буквой Р и записывается так: Р=а+а+в+в

(читает ученик)


-Можно записать иначе: Р=2 • (а+в)      (читает ученик)

-На чём основывается данная запись?

(у прямоугольника противоположные стороны равны)


- Вычислите периметр прямоугольника АВСD.

(Р=16см)

-Спасибо!


-Вспомним правило на нахождение площади.

(если длину умножить на ширину, то получится площадь).


-Обозначается площадь буквой S и записывается так: S=а • в

(читает ученик)


-Ребята, вычислите площадь прямоугольника АВСД.

(15 см. кв.)


-Хорошо, молодцы!


3. Выводы учащихся.


-Посмотрите на слайд. Какой можете сделать вывод?

(мы провели исследование на нахождение периметра и площади; в сравнении хорошо видно, как находится периметр и площадь прямоугольника)

-Молодцы! Вы грамотно ответили на поставленный вопрос. Постарайтесь запомнить и никогда не путать эти понятия.


4. Улица «Единицы измерения периметра и площади».


-Как вы думаете, что ещё очень важно знать при изучении периметра и площади?                                                                            


(единицы измерения периметра и площади)


-Правильно! Назовите их, начиная с наименьшей.


(периметр – мм, см, дм, м, км; площадь – мм кв., см кв., дм кв., м кв., км кв.)

         

VI. Игра: Истинное  Ложное    


         Высказывания:


1. «112 и 113 – двузначные числа»

2. «В русском алфавите 33 буквы»

3. «В русском языке 12 гласных букв»

4. «Клён – лиственное дерево»

5. «Тонна – единица длины»

6. «Февраль - зимний месяц»

7. «Слово «нос» - глагол»  

8. «20 делится на 5 и на 4»

9. «В любом четырёхугольнике три вершины»

10. «А.С.Пушкин родился в 20 веке»

11. «Есть такие числа, сумма которых больше 20»


VII.Закрепление.


1.   «Непростая» задача.


 


Пирог прямоугольной формы двумя разрезами разделили на 4 части так, чтобы две из них были четырёхугольной формы, а две – треугольной. Как это возможно? Сделай рисунок.



        




2. Задача  на вычисление P и S прямоугольника.


-Сейчас выполним задачу на нахождение периметра и площади.

-На слайде фигура прямоугольник с заданными длинами сторон. Назовите прямоугольник. Перечертите в тетрадь. Будьте аккуратны и внимательны.



М        6см 5мм        К




        3см 8мм




Н        О


-Что нужно сделать, чтобы вычислить периметр и площадь прямоугольника МКОН?

(перевести см в мм)


МК=НО=65мм

КО=МН=38мм


-Первый вариант находит периметр, второй вариант находит площадь.


-Затем вы поменяетесь тетрадями и проверите решение своего соседа.

         





       


       1 вариант        2 вариант

      Периметр (мм)                                           Площадь (мм кв.)

Р=65+65+38+38                         S=65 • 38

Р=206мм                                       S=2470мм кв.

Р=20см 6мм


VIII. Подведение итогов урока.


-Что мы исследовали на уроке?

(особенности прямоугольника; измерение и нахождение периметра и площади прямоугольника).


-Какую работу мы провели с понятиями «Периметр прямоугольника» и «Площадь прямоугольника»?

(мы обобщили способы вычисления периметра и площади прямоугольника, сравнивали данные понятия, повторили единицы измерения периметра и площади)


-Что запомнилось или понравилось вовремя урока?


-Где пригодятся вам эти знания?


-Ребята! Вы отлично работали. Урок окончен.


(Домашнее задание).

Приложение

«112 и 113 – двузначные числа»

«В русском алфавите 33 буквы»

«В русском языке 12 гласных букв»

«Клён – лиственное дерево»

«Тонна – единица длины»

«Февраль - зимний месяц»

«Слово «нос» - Глагол»

«20 делится на 5 и на 4»

«В любом четырёхугольнике три вершины»

«А.С.Пушкин родился в 20 веке»

«Есть такие числа, сумма которых больше 20»

Истинные высказывания

Ложные высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики с интерактивным тестом и презентацией. 2 класс.

Цель урока:подготовить учащихся к контрольной работе.Задачи к уроку :совершенствовать умения решать составные задачи; формировать вычислительные навыки; развивать умения рассуждать и обобщать.Инструкц...

Методическая разработка урока математики.Тема: «Площадь фигуры. Единицы площади»

Тема: «Площадь фигуры. Единицы площади» Цели:·        продолжить формирование умений определять площадь фигуры приемом пересчитывания квадратов,на которые разде...

Презентация к уроку: "Формулы периметра и площади прямоугольника"

Тема: Формулы периметра и площади прямоугольника.Цели: сформировать у детей понятие о формуле, учить записывать с помощью формул правила нахождения периметра, площади, выражать зависимость между велич...

Методическая разработка урока математики в 3 классе с презентацией по теме "Доли"

Методическая разработка урока математики в 3 классе с презентацией по теме "Доли"...

Методическая разработка урока математики по теме "Формулы периметра и площади прямоугольника".

Тема урока "Формулы периметра и площади прямоугольника" 3 класс УМК "Перспектива"Автор учебника Петерсон Л.Г....

Методическая разработка урока литературного чтения «Живая азбука» (конспект+презентация)

Урок-праздник проводится в 1 классе после изучения учебника Горецкого В.Г. “Азбука”, УМК “Школа России”.Является завершающим этапом при работе над  проектом "Живая аз...