Экскурсии на уроках математики как средство формирования у младших школьников исследовательских умений
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Зайцева Галина Ивановна

В данной работе содержится разработка содержаний экскурсий по математике, способствующих формированию у младших школьников исследовательских умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vkr.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсии на уроках математики как средство формирования у младших школьников исследовательских умений

1.Содержание, формы и методы организации экскурсий на уроках математики, направленных на формирование исследовательских умений

Учебные экскурсии – это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Большое внимание учебным экскурсиям уделяли прогрессивные педагоги прошлого. Н. К. Крупская в правильно организованных экскурсиях видела один из способов научить детей читать «книгу жизни». Роль экскурсий была подчеркнута в исторических постановлениях о школе ЦК партии (1931–1932). С развитием советской школы экскурсии стали все шире применяться в учебной работе и в настоящее время стали обязательным элементом процесса обучения.

К проведению экскурсий предъявляются те же самые требования, что и к любому современному уроку. Она должна развивать у учащихся самостоятельное творческое мышление, воспитывать, отвечать требованиям общественного развития, соответствовать возрастным особенностям учащихся, иметь свою внутреннюю логику и организацию, то есть быть «частицей» педагогического процесса. Наряду с повторением и совершенствованием знаний, умений и навыков на экскурсиях проводится исследовательская работа, учащиеся приобретают новые представления, вырабатывают умения, получают новые знания.

Математические экскурсии:

– развивают наблюдательность, внимание, память;

– способствуют совершенствованию мышления, речи;

– приучают к лучшей ориентировке в явлениях в окружающей действительности;

– дают возможность самостоятельно открывать новое для себя математическое знание, в том числе из программного материала;

– помогают лучше понять учебный материал, осмыслить, усвоить его, т.е. сделать своим, прочно запомнить;

– способствуют формированию исследовательских умений;

– поддерживают и углубляют интерес к учению, улучшают мотивацию.

Вместе с осуществлением образовательных целей экскурсии способствуют формированию коллективистических отношений, патриотических, эстетических и других качеств личности, подготовке учащихся к практической деятельности и профессиональной ориентации.

Наряду с тем, что экскурсия имеет огромную воспитательную ценность, это  весьма привлекательная форма сообщения знаний потому, что в высшей степени конкретна. Здесь школьники видят перед собой не рисунки или таблицы, не световые картины или кинокадры, а подлинную предметную наглядность, поэтому их знания приобретают конкретность.

Экскурсия как форма урока поддерживает здоровую любознательность и жажду учения у всех школьников, так как на ней создаются условия, необходимые для осуществления учения в опыте. А «личный опыт каждого человека является для него самоценным и заслуживающим доверия, поскольку он служит, в конечном счете, единственным критерием оценки жизненных событий. Учение, в ходе которого человек взаимодействует с реальными людьми, и сам учится быть реальным, адекватным, приносит огромное удовлетворение» [50, с. 15].

Учебные экскурсии имеют определенный характер и свои специфические отличия. Наиболее существенным из них является тот факт, что учебные экскурсии в образовательном учреждении – это непросто форма отдыха, пусть даже активного, а работа, целенаправленность которой строго регламентирована учебной программой предмета. В этой связи подразделение экскурсий на виды определяется педагогической целесообразностью.

По содержанию учебные экскурсии подразделяются на тематические и комплексные.

Тематические экскурсии проводятся в связи с изучением какой-либо темы или раздела предмета. Эта экскурсия по своему содержанию полностью соответствует только одной теме, которой посвящена.

Комплексные экскурсии в пределах одного предмета могут служить нескольким темам или разделам.

По учебным целях экскурсии подразделяются на предварительные, текущие и заключительные.

Предварительные экскурсии весьма полезны для возбуждения интереса к изучению определенного раздела или темы предмета. Они имеют своей целью дать общее представление об объекте, особенности которого будут изучаться на занятиях, накопить факты, объяснение и содержание которых раскроется позднее. Обычно, предварительная экскурсия начинается введением в новый раздел предмета или в новый для учащихся предмет.

Текущие экскурсии проводятся параллельно с изучением на уроках разделов программы с целью конкретизации отдельных вопросов и более основательного их рассмотрения.

Заключительные экскурсии проводятся в конце изучаемого раздела или темы. Эти экскурсии обычно очень продуктивны с педагогической точки зрения: учащиеся уже имеют определенный запас знаний, полученных на уроках, а экскурсия углубляет и конкретизирует эти знания, обогащает новыми фактами, расширяет кругозор ребят. Таким образом, закрепляются знания, успешно завершается изучение раздела или темы, обеспечивается связь их содержания с реальной действительностью.

По характеру деятельности учащихся экскурсии делятся на иллюстративные и исследовательские.

По месту проведения различают экскурсии производственные, в природу, в научные и научно-технические заведения, в музеи, на выставки и в другие специальные временно и постоянно функционирующие объекты. 

Экскурсия имеет три составные части – показ, рассказ и практические задания, которые взаимообусловлены и переплетаются. Без показа экскурсия превращается в лекцию или беседу. Без рассказа остается просто осмотром достопримечательностей.

Соотношение показа и рассказа в экскурсии зависит от темы экскурсии, характера объектов, мастерства экскурсовода и других данных.

Экскурсия как форма работы имеет свои специфические, присущие только ей методы, приемы и способы получения и усвоения учебного материала, без знания и учета которых невозможна правильная постановка и организация обучения.

В основе проведения любой экскурсии лежат принципы российской педагогики. Требования педагогической науки – взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения материала – обязательны для экскурсионной методики.

Методика организации и проведения учебных экскурсий достаточно полно раскрыта в работах Т. П. Герасимовой, М. А. Никоновой, Е. А.Чернова, А. Е. Бибик и др.

Организация каждой экскурсии включает в себя три этапа :

  1.  Подготовка к ней учителя и учащихся;
  2.  Проведение экскурсии;
  3.  Оформление полученного материала.

Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии включает:

  1. Формулировку темы, цели и задач экскурсии;
  2. Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение объектов экскурсии;
  3. Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и групповых заданий для учащихся;
  4. Отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии.

Можно выделить несколько вариантов математической экскурсии по месту проведения:

  • на природе (парк, лес, берег, сквер, школьный двор и т.д.);
  • на улице населенного пункта, поселка, города, во дворе жилого дома;
  • на предприятии (фабрика, почта, элеватор, бухгалтерия, магазины)
  • в музее (например, краеведческом);
  • в школе (столовая, библиотека, рекреация);
  • смешанные.

Накануне экскурсии учитель проводит следующую работу: а) объясняет учащимся цель экскурсии; б) знакомит в общих чертах с объектом; в) сообщает учащимся знания, необходимые для понимания экскурсионного материала; г) знакомит с планом экскурсии; д) сообщает учащимся время и место сбора, маршрут экскурсии; е) разъясняет правила техники безопасности.

Вся подготовительная работа должна строиться так, чтобы вызвать у учащихся интерес к экскурсии.

Каждая экскурсия состоит из трех главных частей: вступления, основной части и заключения.

Вступление и заключение отличаются от основной части тем, что они, как правило, не связаны с экскурсионным объектом.

Вступление в экскурсии имеет свою специфику. Во вступлении раскрывается содержание темы экскурсии и освещаются главные проблемы, которые конкретизируются в ходе экскурсии на показе объектов.

Вступление должно быть ярким и лаконичным по форме и актуальным по содержанию.

Учитель должен стремиться к тому, чтобы сразу привлечь внимание экскурсантов, так как начало экскурсии – момент, когда у экскурсантов складывается первое впечатление об экскурсии.

Основная часть – собственно экскурсия – строится на сочетании показа, рассказа и практической исследовательской части. Ее содержание состоит из отдельных подтем, которые раскрываются на объектах и объединены главной темой. Эта тема обуславливает направленность экскурсии, соотношение частей, объем конкретного материала, связанного с объектами, и сам принцип изложения. Освещение каждой экскурсионной подтемы в экскурсии целесообразно завершать обобщением материала – выводом.

Во время математической экскурсии можно организовать:

– наблюдения в природе, населенном пункте, выявляя закономерности, особенности наблюдаемых фактов;

– практическую работу учащихся, в ходе которой они накапливают собственный жизненный опыт, действуя через кинестетический канал.

В заключении подводятся итоги экскурсии, делаются общие выводы по теме. Заключение закрепляет смысл и значение увиденного и услышанного учащимися на экскурсии, еще раз поясняет тему.

Заключительный этап экскурсии состоит в оформлении и презентации результатов экскурсии (рисунки, макеты, документы и др.).

Время проведения экскурсий с младшими школьниками не должно превышать 45 минут, так как более длительные экскурсии утомляют учащихся, или требуют перерыва в работе – отдыха.

На уроках математики наиболее часто используются исследовательские экскурсии.

Рассмотрим подробнее структуру исследовательской экскурсии:

  1. Сообщение темы и задач экскурсии (2 минуты);
  2. Вводная беседа (5-7 минут);
  3. Самостоятельная работа учащихся (15 минут);
  4. Отчет о проделанной работе (8-10 минут);
  5. Дополнительное сообщение учителя (3-5 минут);
  6. Заключительная беседа (5 минут);
  7. Домашнее задание (1-3 минуты).

Рассмотрим два варианта организации математических экскурсий [75]:

  1. Групповая форма проведения экскурсий. При такой форме организации учитель планирует несколько заданий, равнозначных по затраченному времени (ориентировочно) для одновременной, параллельной работы групп учеников по 3–5 чел., редко по 7 чел. Количество заданий по теме учитель готовит в зависимости от количества детей в классе, группе. В очень больших подгруппах некоторым детям трудно быть задействованными, поэтому группы не следует укрупнять, лучше подготовить запасные задания. Важно также продумать и проконтролировать распределение ролевых позиций внутри группы так, чтобы все ученики были вовлечены в практическую деятельность на уроке-экскурсии. На уроке-экскурсии при делении детей на группы возможны следующие варианты:
  • организовать соревнование между группами («Кто больше назовет из того, что увидел по теме»);
  • дать каждой группе аналогичное, но свое задание с конкретным распределением ролей.

Тогда во время представления результатов все ученики будут контролировать их правильность, поскольку выполняли похожее задание. Так материал закрепляется.

Приведем пример распределения ролей в группе из 7 чел.:

  • первый ученик придумывает задачу на предложенную учителем тему;
  • второй — изображает условный рисунок к ней;
  • третий — делает для нее схему;
  • четвертый — выполняет для точности схемы необходимые измерения;
  • пятый — записывает арифметическое решение;
  • шестой — оформляет ответ задачи;
  • седьмой — наблюдает за всем, что делается в группе, чтобы потом рассказать другим о результатах своей работы.

Каждая группа получает свое особое задание, которое выполняет совместными усилиями, работая на общий результат. По результатам работы каждой группы и представления их перед другими создается новое целое знание. Члены каждой группы становятся экспертами в своем вопросе. Все группы дополняют друг друга.

Приведем пример задания во время обобщающей экскурсии по математике:

  • первая группа находит и называет все то, что можно посчитать;
  • вторая — то, что можно измерить;
  • третья — то, что имеет форму;
  • четвертая — то, где есть изображение математических знаков;
  • пятая — то, что имеет части;
  • шестая – то,  что можно упорядочить.

2. Организация индивидуальной работы учащихся на уроке. При данной форме работы ученикам предлагаются вопросы и задания открытого типа, которые предполагают вариативность ответов. Необходимо следить за тем, чтобы количество вопросов было не меньше количества отвечающих. Это создает условия для самореализации каждого ребенка и для индивидуализации учебного процесса. Обязательно надо дать время для ответа на  вопрос всем желающим. В результате все дети вместе увидят много больше, чем каждый в отдельности.

Учебные экскурсии способствуют формированию у младших школьников таких исследовательских умений, как: умения осуществлять мыслительные операции: анализ, синтез, абстрагирование, аналогию; умение выделять элементы целого и устанавливать связи между ними; умение классифицировать объекты; умение проводить экспериментальное исследование; умение осуществлять качественную и количественную обработку результатов эксперимента; умение обобщать и делать вывод.

Среди данных умений, находятся умения, выделенных нами в качестве исследуемых, что говорит о том, что экскурсии являются эффективным способом их формирования.

Для более успешного формирования данных умений необходимо включать в экскурсии задания исследовательского характера.

Например, на экскурсии по теме «Длина отрезка» целесообразно дать учащимся следующие задания: измерить длину крыльца школы разными мерками. Так как мерки у всех разные, то и результаты измерения будут различны. Необходимо дать возможность учащимся самостоятельно сделать выводы на основе полученных результатов. Возможны следующие вопросы:

– у нашего крыльца разная длина? (нет);

– а почему у нас получились разные числа? (потому что пользовались разными мерками, чем меньше мерка, тем большее количество раз она укладывается в измеряемом объекте);

– что нужно сделать, чтобы длина крыльца у всех получилась одинаковая? (взять одинаковые мерки).

Данное задание на экскурсии будет способствовать формированию у младших школьников исследовательских умений анализировать полученные данные, обобщать и делать выводы.

Таким образом, образовательные экскурсии по математике – одна из форм процесса познания, создающая условия для органичного, непосредственного получения, добывания учениками знания через собственные ощущения объективной реальности. Экскурсии являются неотъемлемой частью учебного процесса, так как способствуют формированию самостоятельности, развитию исследовательской деятельности учащихся, а так же имеет большой воспитательный потенциал.

2. Методика проведения математических экскурсий в 4 классе, направленных на формирование исследовательских умений

Констатирующий этап эксперимента показал, что у учеников экспериментального класса недостаточно сформированы следующие исследовательские умения:

- умение обобщать;

- умение выделять элементы целого;

- умение классифицировать.

Мы считаем, что для более успешного формирования данных умений необходимо включение в процесс обучения математике экскурсий исследовательского характера.

При составлении программы формирующего эксперимента был проанализирован тематический план на 2, 3 четверть по программе М. И. Башмакова, М. Г. Нефедовой «Математика», 4 класс и выделены темы уроков, на которых можно проводить экскурсии.

Представим тематический план включения экскурсий в учебный процесс по математике в таблице 7.

Таблица 7

Тематический план проведения математических экскурсий в 4 классе

Тема урока

Вид экскурсии

Исследовательские умения, формируемые в процессе проведения экскурсии

Периметр многоугольника

Экскурсия на пришкольный участок

Умение выделять элементы целого и устанавливать связи между ними; умение делать обобщающие заключения и вывод; умение осуществлять аналогию.

Площадь прямоугольника

Экскурсия в Могилевский сквер

Умение выделять элементы целого и устанавливать связи между ними; умение делать обобщающие заключения и вывод; умение построить алгоритм выполнения задания, используя полученный раннее теоретический материал.

Формирование первичных представлений о плоских и пространственных геометрических фигурах

Экскурсия в Тульский кремль

Умение осуществлять мыслительные операции (анализ, сравнение, аналогия, обобщение); умение выделять существенные признаки; умение выделять элементы целого и устанавливать связи между ними.

Решение текстовых задач, содержащих единицы массы

Экскурсия на почту

Умение осуществлять мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение); умение классифицировать объекты; умение рассуждать и делать выводы.

Решение текстовых задач на стоимость

Экскурсия в магазин стройматериалов

Умение осуществлять мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение); умение классифицировать объекты; умение рассуждать и делать выводы.

Задачи на движение в противоположных направлениях

Экскурсия к одному из участков движения транспорта

Умение осуществлять мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение); умение выделять элементы целого и устанавливать связи между ними; умение рассуждать и делать выводы.

Текстовые задачи на связь между величинами

Экскурсия в продуктовый магазин

Умение осуществлять мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение); умение классифицировать объекты; умение рассуждать и делать выводы.

Согласно гипотезе нашего исследования, для более успешного формирования исследовательских умений на экскурсиях по математике в содержание данных экскурсий необходимо включать практические задания, связанные:

- с анализом реальных процессов действительности;

- с выделением элементов целого;

- с поиском различных способов решения практических задач.

Рассмотрим примеры включения данного типа заданий в содержание математических экскурсий.

На уроке по теме «Площадь прямоугольника» можно провести экскурсию в Могилевский сквер.

Цели экскурсии: формирование умения находить площадь прямоугольника; умения выделять элементы целого, умения обобщать и делать выводы.

Ход экскурсии:

  1. Подготовительный этап.

Учитель: Представьте, что нам с вами предстоит разбить клумбу на нашем пришкольном участке. Чтобы посмотреть, как правильно разбить клумбу, мы с вами завтра отправимся в Могилевский сквер, в котором клумбы создавали профессиональные флористы. А сегодня нам предстоит измерить наш пришкольный участок и посчитать его площадь.

Самостоятельная работа детей.

Учитель: Ваше домашнее задание: изучить литературу о растениях, которые можно высаживать на клумбах, и заполнить таблицу:

Название

Изображение

Высота

Период цветения

Продолжительность жизни растения

  1. Основной этап.

Учитель: Сегодня мы с вами пойдем в Могилевский сквер и посмотрим, как оформлены клумбы там. Работать будем по группам, у каждой группы будет отдельная клумба. Ваше задание:

  1. Измерить стороны и определить площадь всей клумбы.
  2. Определить площадь, занимаемую каждым отдельным видом растений.
  3. Определить количество растений каждого вида на площади в 1 дм2.
  4. Определить площадь, занимаемую одним растением.
  5. Определить расстояние между растениями.
  6. Измерить высоту растений.

Полученные данные занести в таблицу:

Название

растения

Площадь, занимаемая данным видом растений

Площадь, занимаемая одним растением

Расстояние между растениями

  1. Выявить принцип распределения растений на клумбе по высоте.

Самостоятельная работа учащихся.

  1. Заключительный этап.

Работа в классе.

Учитель: Теперь каждой группе предстоит разработать проект по созданию клумбы на нашем пришкольном участке, который включает:

- выбор растений для клумбы;

- распределение растений на клумбе;

- обоснование выбора данных растений.

Учитель: А на следующем уроке у нас пройдет презентация ваших проектов, и мы выберем лучший из них. Для презентации вам необходимо подготовить изображение созданной вами клумбы и доказательство преимуществ вашего проекта.

Проекты учащихся по разбивке клумбы:

Проект 1

Изображение клумбы

1

2

1

2

1

3

2

1

2

1

2

Описание клумбы

№ п/п

Название растения

Высота растения

Период цветения

1

Флокс Шиловидный

15 см

Апрель – май

2

Эдельвейс

15 см

Июнь – август

3

Гайлардия

40 см

Июнь - октябрь

Проект 2

Изображение клумбы

1

2

3

4

4

3

2

1

Описание клумбы

№ п/п

Название растения

Высота растения

Период цветения

1

Гвоздика Альпийская

15 см

Май – июнь

2

Прострел

20 см

Апрель – май

3

Гайлардия

40 см

Июнь - октябрь

4

Кореяпсис

60 см

Июнь - август

Проект 3

Изображение клумбы

3

2

1

Описание клумбы

№ п/п

Название растения

Высота растения

Период цветения

1

Хризантема Корейская

90 см

Июль – сентябрь

2

Флокс-метельчатый

80 см

Июль – сентябрь

3

Аквилегия Вееровидная

40–60 см

Май – июнь

Задания на данной экскурсии связаны с анализом готовой клумбы и подготовкой своего дизайнерского проекта пришкольной клумбы. Во время  экскурсии у учащихся развивались полнота и гибкость умений анализировать и классифицировать, а также развернутость действий. В процессе самостоятельной работы им предстояло обобщить все увиденное и на этой основе создать свой проект.

По теме урока «Формирование первичных представлений о плоских и пространственных геометрических фигурах» мы провели экскурсию в Тульский кремль.

Цели экскурсии: формирование первичных представлений о пространственных геометрических фигурах; умений осуществлять анализ, сравнение, обобщение, выделять существенные признаки, делать выводы.

Ход экскурсии.

  1. Подготовительный этап.

Учитель: Мы с вами познакомились со многими плоскими геометрическими фигурами. Но в окружающем нас мире гораздо чаще встречаются другие геометрические фигуры, пространственные. И чтобы лучше понять, что это за фигуры, завтра мы с вами пойдем на экскурсию в Тульский кремль. Дома изучите литературу об истории создания кремля и строениях, находящихся на территории кремля.

  1. Основной этап.

Учитель: Сегодня мы пойдем в на экскурсию в Тульский кремль. Вам необходимо будет внимательно осмотреть все строения кремля и подготовить ответы на следующие вопросы:

- какие геометрические фигуры вы увидели в строениях кремля?

- по какому принципу расположены все строения?

- для чего служит то или иное строение?

- почему строения расположены именно так?

- почему для башен кремля выбраны разные формы?

- как зависит форма башни от ее расположения?

- почему при строительстве были использованы именно такие формы?

III.  Заключительный этап.

Работа в классе.

Учитель: Дальше вы будете работать по группам. Каждой группе необходимо оформить ответы на поставленные вопросы в виде небольшого доклада. Также каждой группе необходимо подготовить макет своего кремля и обоснование выбора формы каждого объекта. И на следующих уроках каждая группа представит свои доклады и макет кремля.

Задания на данной экскурсии связаны с анализом реальных строений, с выделением геометрических фигур в различных строениях. Во время экскурсии у учащихся формируется полнота и гибкость умения обобщать и классифицировать объекты, выделять части в целом, развернутость действий.

На уроке по теме «Решение текстовых задач, содержащих единицы массы» проводим экскурсию на почту.

Цели экскурсии: формирование умения решать текстовые задачи с единицами массы, умения производить измерение массы различных предметов; умения анализировать, делать выводы и искать оптимальное решение практических задач.

Ход экскурсии:

  1. Подготовительный этап.

Учитель: Представьте, что вам на день рождения друга, который живет в Хабаровске, надо отправить посылку. Этот мальчик увлекается рыбалкой, любит читать книги и играть в компьютерные игры. Поэтому наша посылка может содержать:

- поздравительную открытку;

- книги о рыбалке;

- одну или несколько интересных книг;

- одну или несколько компьютерных игр;

- игрушку (мягкую игрушку, игрушечную машинку и т.д.).

Вы можете предложить свой подарок.

Чтобы узнать, как можно отправить ему наш подарок, мы завтра пойдем на почту. Ваше домашнее задание на сегодня:

  1. изучить литературу о возможности пересылки предметов по почте;
  2. выбрать подарок.
  1. Основной этап.

Учитель: Сегодня мы с вами идем на почту. Во время этой экскурсии вам нужно выполнить следующие задания и заполнить таблицу:

- расспросить работников почты об условиях отправки посылки;

- расспросить работников почты о разных способах отправки посылки в Хабаровск;

- узнать допустимую массу разных видов посылки;

- узнать стоимость отправки разных видов посылок;

- взять бланк описи для посылки;

- взвесить предметы, предназначенные для посылки.

Вид почтового отправления

Допустимая масса

Стоимость

Время доставки

Письмо

Бандероль

Посылка

III.        Заключительный этап.

Работа в классе.

Учитель: Дальше вы будете работать по группам. Каждой группе необходимо составить свою посылку так, чтобы ее вес не превышал допустимой нормы, и в нее вошли разные вещи, с учетом интересов мальчика.

На следующем уроке мы проведем презентацию ваших посылок.

Вам необходимо подготовить:

– опись предметов, входящих в посылку;

– объяснение выбора данного типа посылки;

– выбрать самый оптимальный (недорогой и по времени не очень долгий) способ пересылки подарка;

– доказать, что ваш подарок будет необходим и приятен вашему другу.

Проекты учащихся

Проект 1

ОПИСЬ

Вложения в                        бандероль                                  а                          

№№ п/п

Наименование предметов

        

Количество предметов

Объявленная ценность,

руб.

1

Открытка

1

50

2

Книги:

Н.Л. Кузнецов «Все о рыбалке»

В. Драгунский «Денискины рассказы»

А.Н. Толстой «Приключения Буратино»

3

759

3

Сборная деревянная модель «Лодка-дракон»

1

150

4

Компьютерная игра «Охотники за приведениями»

1

350

Общий итог предметов

и объявленной ценности

                         6 шт., 1309 рублей

(цифрами)

Проект 2

ОПИСЬ

Вложения в                        посылку                                  а                          

№№ п/п

Наименование предметов

        

Количество предметов

Объявленная ценность,

руб.

1

Открытка

1

100

2

Книги:

Современная рыбалка от А до Я

А.В. Пышков, С.Г. Смирнов «Самые надежные рыболовные узлы»

Р. Киплинг «Рикки Тикки Тави и др. сказки»

3

840

3

Лабиринт для координации

Мазда RX-7

2

379

4

Компьютерная игра «Робинзоны. Затерянный город»

1

350

Общий итог предметов

и объявленной ценности

                  7 шт., 1669 рублей

                 (цифрами)

Проект 3

ОПИСЬ

Вложения в                        бандероль                                  а                          

№№ п/п

Наименование предметов

        

Количество предметов

Объявленная ценность,

руб.

1

Открытка

1

50

2

Книги:

Астрономия без скуки

Л. Лагин «Старик Хоттабыч»

В.Ф. Нестеров «Способы ловли для удачной рыбалки»

3

880

3

Сборная деревянная модель «Морской флот. Субмарина»

Ламборгини

2

300

4

Компьютерная игра «В поисках Немо»

1

300

Общий итог предметов

и объявленной ценности

                  7 шт., 1530 рублей

                        (цифрами)

Задания на данной экскурсии связаны с анализом возможностей пересылки предметов почтой и с выбором наиболее удобного способа отправки различных предметов. Эта экскурсия направлена на формирование полноты и гибкости умения классифицировать предметы по различным признакам, анализировать процессы реального мира и обобщать полученную информацию.

По теме урока «Решение текстовых задач на стоимость» предлагаем провести экскурсию в магазин строительных материалов.

Цели экскурсии: формирование умения решать текстовые задачи на стоимость; умения анализировать, обобщать, делать выводы и искать оптимальное решение практических задач.

Ход экскурсии:

  1. Подготовительный этап.

Учитель: Представьте, что мы делаем в классе ремонт и для этого нам понадобятся строительные материалы.  И завтра мы с вами отправимся за ними в магазин стройматериалов. Но что нам надо знать, чтобы купить нужное количество материалов?

Дети: Нам нужно знать размеры нашего кабинета.

Учитель: Прежде чем приступать к измерению кабинета я вас разделю на три группы, у каждой группы будет свое задание. 1 группа: измеряет длину и ширину стен. 2 группа: измеряет длину и ширину пола. 3 группа: измеряет длину и ширину окон и двери.

Самостоятельная работа учащихся.

После проведения измерительных работ информация систематизируется и заносится в таблицу:

Стены

Пол

Окна

Дверь

Длина

Ширина

Площадь

Учитель: Ваше домашнее задание:

  1. вычислить площадь пола и площадь стен без площади окон и двери, используя составленную таблицу;
  2. изучить литературу по строительным материалам для пола и стен: вам нужно подобрать материалы для ремонта класса и заполнить таблицу:

Материал

Размер материала

Цена

Преимущества

Стены

Пол

 (данное задание будет способствовать формированию умения обобщать).

  1. Основной этап.

Учитель: Сегодня мы с вами пойдем в магазин стройматериалов подбирать материалы для ремонта нашего кабинета. Работать вы будете по группам. Ваше задание:

  1. Выписать цены на материалы для отделки пола, которые записаны во втором столбике таблицы, и занести в эту таблицу;
  2. Выписать цены на материалы для отделки стен, которые записаны во втором столбике таблицы, и занести в эту таблицу;
  3. Выяснить у продавцов преимущества отдельных материалов и занести в таблицу, которую заготовили дома.

Самостоятельная работа учащихся.

  1. Заключительный этап.

Работа в классе.

Учитель: Теперь каждой группе необходимо выбрать материалы, которые ей кажутся наиболее подходящими для нашего кабинета, и составить проект документации для ремонта класса, который включает:

- расчет стоимости ремонта стен;

- расчет стоимости ремонта пола;

- расчет общей стоимости ремонта класса;

- обоснование выбора данных материалов.

(В процессе выполнения данного задания у учащихся развивается гибкость исследовательских умений)

Учитель: А на следующем уроке мы проведем презентацию ваших проектов и выберем лучший из них, который является оптимальным по качеству и стоимости строительных материалов. Для презентации каждого проекта вам необходимо подготовить модель нашего класса с использованием выбранных вами материалов и доказательство того, что ваш проект самый лучший. (Подготовка доказательства преимуществ выбранных материалов способствует формированию умения обобщать и делать выводы).

Проекты учащихся по ремонту класса.

Проект 1.

Наименование материала

Размеры

Цена

Стоимость

Преимущества

Пол

Линолеум

Ширина 3 м

1300 р./м

9100 р.

Отличается повышенной устойчивостью к износу (стиранию), имеет повышенную упругость за счёт небольшой толщины и клеевой основы, устойчив к продавливанию и порезам.

Сте-ны

Краска

6х8х3

1500 р./ведро 20л

3000 р.

Этот материал считается экологически чистым, пропускает воздух, «дышит» и отлично подходит практически для любых помещений с нормальной влажностью.

Общая стоимость ремонта – 12100 р.

Проект 2

Наименование материала

Размеры

Цена

Стоимость

Преимущества

Пол

Ламинат

121х20 см

540р./м2

8100 р

Ламинированный паркет – это одно из самых прочных напольных покрытий: он не боится ударов, падений тяжелых предметов, устойчив к нагреву, не портится от воздействия воды. Немаловажным достоинством ламината является его экологичность и абсолютная безвредность для людей. Многообразие расцветок (все породы дерева, гранит и мрамор различных оттенков) позволяет ему органично вписаться в любой интерьер.

Стены

Обои под покраску

1м6смх8рулонов

1500р./рул.

12000р.

Бумажные обои под покраску – один из самых экономичных вариантов отделки. Позволяют легко и неоднократно изменять цвет стен, не меняя покрытие стен, создают практически бесшовную ровную поверхность, дают возможность создавать любые цветовые решения интерьера за счет подбора оттенки краски, обеспечивают легкое оклеивание без подбора рисунка.

Общая стоимость ремонта – 20100 р.

Проект 3

Наименование материала

Размеры

Цена

Стоимость

Преимущества

Пол

Паркет

50х10 см

1500р./м2

72000 р.

Экологически чистый, долговечный материал. Легко ремонтируется путем замены частей получивших дефект. Моется обычной влажной тряпкой, плохо накапливает пыль и грязь. Прочный материал, который обладает хорошей степенью устойчивости к механическим повреждениям.

Стены

Стеновые панели

270х25 см

500р./шт.

18500 р.

Быстрота и легкость установки. Обеспечивает в помещениях высокий уровень звукопоглощения, теплоизоляции, а также хорошие гигиенические характеристики. Поверхность стеновых панелей гигиенична, прочна и устойчива к механическим воздействиям, на ней не задерживается пыль.

Общая стоимость ремонта – 90500 р.

Задания на данной экскурсии связаны с поиском различных способов решения в выборе строительных материалов для ремонта классной комнаты. Во время экскурсии у учащихся развивались полнота и гибкость умений обобщать, анализировать и классифицировать, а также развернутость действий.

На уроке по теме «Текстовые задачи на связь между величинами» проводим экскурсию в продуктовый магазин.

Цели экскурсии: формирование умения решать текстовые задачи на связь между величинами; умения анализировать, обобщать, искать различные варианты решения практической задачи.

Ход экскурсии.

  1. Подготовительный этап.

Учитель: Существует определенная норма продуктов, которые мы с вами должны потреблять каждый день. Основываясь на этой суточной норме мы попробуем сами составить меню на неделю на сумму 1000 рублей. Для этого завтра мы пойдем в магазин и посмотрим, какие продукты сколько стоят. Сегодня вашим домашним  заданием будет изучение литературы о суточной норме продуктов питания для детей 10–12 лет и на основе полученной информации заполнение 1 и 2 столбцов таблицы:

Название продукта

Суточная норма продукта, г

Цена продукта

  1. Основной этап.

Учитель: Сегодня мы идем в продуктовый магазин, чтобы составить меню на неделю, учитывая суточную норму продуктов, необходимых нам каждый день. Ваше задание:

- изучить цены на выписанные дома продукты питания;

- заполнить 3 столбик таблицы, заготовленной дома.

III.       Заключительный этап. Работа в классе.

Учитель: Теперь вы будете работать по группам. Каждой группе необходимо выполнить следующее задание:  

- рассчитать необходимое количество продуктов на неделю;

- подготовить свой набор продуктов на неделю на сумму 1000 рублей (основываясь на суточной норме продуктов).

Учитель: На следующем уроке каждая группа представит свой вариант набора продуктов, и мы выберем среди них оптимальный вариант по соответствию суточной норме продуктов и стоимости всех представленных в проекте продуктов.

Презентация каждой группы своего варианта набора продуктов должна включать:

- документ с вашим набором продуктов, выполненный в виде таблицы:

Название продукта

Необходимая масса продукта, г

Цена продукта

Стоимость продукта

 - обоснование выбора данных продуктов.

Проекты, подготовленные учащимися:

Проект 1

Название продукта

Необходимая масса продукта, г

Цена продукта

Стоимость продукта

Хлеб

1050

31 р./350 г

93 р.

Макаронные изделия

300

60 р./900 г

20 р.

Картофель

1500

20 р./кг

30 р..

Овощи:

редис

перец болгарский

700

700

40 р. /500 г

100 р. /кг

56 р.

70 р.

Фрукты свежие:

виноград

700

110 р. /кг

77 р.

Фрукты сушеные:

чернослив

100

360 р./кг

36 р.

Сахар

400

50 р./кг

20 р.

Печенье:

Ленинградское

1 пачка

140

25 р. /140 г

25 р.

Мясо

500

280 р./кг

140 р.

Масло

300

40 р./100 г

120 р.

Молоко

3 литра

40 р./л

120 р.

Творог

300

21 р./100 г

63 р.

Сметана

200

18 р./100 г

36 р.

Сыр Российский

100

380 р./кг

38 р.

Всего – 944 р.

Проект 2

Название продукта

Необходимая масса продукта, г

Цена продукта

Стоимость продукта

Хлеб

1050

19 р. 40 к./350 г

58 р. 20 к.

Макаронные изделия

300

11 р./100 г

33 р.

Картофель

1400

32 р./кг

44 р. 80 к.

Овощи:

огурцы

перец болгарский

700

700

11р. 40 к./100 г

10 р. 50 к./100 г

79 р. 80 к.

73 р. 50 к.

Фрукты свежие:

нектарины

700

11 р. 80 к./100 г

82 р. 60 к.

Фрукты сушеные:

изюм

100

400 р./кг

40 р.

Сахар

400

50 р./кг

25 р.

Печенье:

Юбилейное

1 пачка

140

30р./140 г

30р.

Мясо

500

280 р./кг

140 р.

Масло

300

36р./100 г

108 р.

Молоко

3 литра

40р./л

120р.

Творог

300

20 р./100 г

60 р.

Сметана

200

20 р./100 г

40 р.

Сыр Литовский

100

460 р./кг

46р.

Всего – 980 р. 90к.

Проект 3

Название продукта

Необходимая масса продукта, г

Цена продукта

Стоимость продукта

Хлеб

1050

19р. 40 к./350 г

58р. 20 к.

Макаронные изделия

300

11 р./100 г

33р.

Картофель

1400

3 р. 20 к./100 г

44 р. 80 к.

Овощи:

огурцы

помидоры

700

700

11р. 40 к./ 100 г

8 р. /100 г

79 р. 80 к.

56 р.

Фрукты свежие:

яблоки

груши

300

400

6 р. 50 к./100 г

8р. 90 к./100 г

19 р. 50 к.

35 р. 60к.

Фрукты сушеные:

курага

100

40 р./100 г

40 р.

Сахар

400

5 р./100 г

20 р.

Печенье:

Постное

1 пачка

140

62 р./пачка

62р.

Мясо

500

280 р./кг

140р.

Масло

300

36 р./100 г

108 р.

Молоко

3 литра

40 р./л

120 р.

Творог

300

16 р./100 г

48 р.

Сметана

200

30 р./100 г

60 р.

Сыр Пошехонский

100

300 р./кг

30 р.

Всего –954 р. 90 к.

На данной экскурсии задания связаны с подготовкой набора продуктов на определенную сумму денег, который бы соответствовал суточной норме потребления продуктов для детей 10–12 лет. Экскурсия способствовала формированию у детей полноты и гибкости умения классифицировать объекты и искать рациональное решение поставленной практической задачи, умения анализировать и обобщать.

Список литературы

  1. Посталюк, Н.Ю. Творческий стиль деятельности / Н.Ю. Посталюк – Казань, 1989. – 204 с.
  2. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1983. – 447 с.
  3. Психология: словарь. / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
  4. Психолого-педагогический словарь. / Под ред. В. А. Мижерикова. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 541 с.
  5.  Райков, Б.Е. Методика и техника ведения экскурсий. Методические указания. / Б.Е. Райков – М. ЦРИБ «Турист», 1973.
  6.  Ратанова, Т.А. Диагностика умственных способностей детей/ Т.А.Ратанова – МПСИ, Флинта, 2003. – 168 с.
  7.  Русских, Г. А. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся / Г.А. Русских // Дополнительное образование. – 2001. - № 7. – с. 13-17.
  8. Савинцев В.Н. Формирование навыков и умений учащихся во фронтальном эксперименте на уроках физики (на примере изучения электрических явлений) : дисс. ... канд. пед. наук. – М., 1980. – 227 с.
  9. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии/ Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  10.  Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. / Н.А. Семенова // Начальная школа. – 2006. - №2. – с. 45-49.
  11.  Скворцова, Г. В. Первые шаги к исследовательской деятельности / Г. В. Скворцова // Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №8. – с.28-29.
  12.  Смолеусова, Т.В. Уроки-экскурсии по математике в начальной школе: методическое пособие. / Т.В. Смолеусова – М: Сфера, 2005. – 112 с.
  13. Ушачев В.П. Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе производственной практики на основе активного использования знаний по физике : дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1988. – 203 с.
  14. Федоряк Л.М. Формирование исследовательских умений у учащихся в проблемно-модульном обучении : автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -  Тюмень, 1997. – 28 с.
  15.  Фомина, Л.Ф. О некоторых тенденциях развития исследовательской деятельности школьников / Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. – 2002. – № 2. – с. 57–60.
  16.  Шолохов, В.Н. Организация и проведение экскурсии. / В.Н. Шолохов – М.: Профиздат, 1965.

Интернет-ресурсы

  1. http://festival.1september.ru/articles/517895/
  2. http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/110012.html#introduction
  3. http://zhakulina20090612.blogspot.com/2009/09/blog-post_20.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные задания на уроках математики как средство развития мышления младших школьников

Результатом работы учителя является участие в городском конкурсе профессионального мастерства учителей начальных классов образовательных учреждений, где она стала победителем номинации «За лучшее опис...

Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.

Статья посвящена проблеме формирования вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В ней рассказывается о возможности применения дидактических игр на разных этапах урока математики...

Групповая работа на уроке чтения как средство формирования УУД младших школьников

Методические разработки для организации групповой работы на уроках чтения во 2 классе...

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках окружающего мира.

Благодаря использованию проектной деятельности, повышается уровень творческого развития учащихся: естественным образом происходит соединение теории и практики. Если с раннего возраста детей включить в...

Обобщение опыта "Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"

Обобщение опыта "Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"...