Главные вкладки

    Технологическая карта урока математики "Деление двузначного числа на однозначное"
    методическая разработка по математике (3 класс) на тему

    Данный урок знакомит учащихся с приемом деления двузначного числа на однозначное, учит составлять алгоритм деления двузначного числа на однозначное, решать задачи, используя прием деления суммы на число, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, распознавать геометрические фигуры по данным их площади, периметра, радиуса. Урок связан с экологическим воспитанием учащихся. Бережное и заботливое отношение к птицам.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    1.                                                                   Технологическая карта урока математики.

    Тема

    Деление двузначного числа на однозначное

    Цели урока

     Познакомить с приемом деления двузначного числа на однозначное, составить алгоритм деления двузначного числа на однозначное, решать задачи, используя прием деления суммы на число, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, распознавать геометрические фигуры по данным их площади, периметра, радиуса.

    Планируемый результат

     Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся заменять числа суммой разрядных слагаемых, выполнять алгоритм деления суммы на число, использовать прием деления суммы на число при решении задач, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок,  распознавать геометрические фигуры по данным их площади, периметра, радиуса.

    Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления,
    слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

    Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности

    Основное содержание темы, понятия и термины.

     Замена числа суммой разрядных слагаемых. Деление суммы на число. Алгоритм деления.

    Межпредметные связи

    Окружающий мир, литературное чтение, технология.

    Ресурсы

    Использование мультимедийного проектора, презентация к уроку «Деление двузначного числа на однозначное». Индивидуальные карточки с заданием для игры «Шифровка». Геометрические фигуры для работы в парах.

    Организация пространства

    Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

    1.  

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

     Формируемые УУД

    Регулятивные

    Познавательные

    Коммуникативн.

    I этап.

    Организационное начало урока.

    Цель-подготовить детей к работе, создать  мотивацию, положи -  тельный, эмоциональный настрой

    Прозвенел уже звонок

    начинаем наш урок.

     Мы будем на уроке думать.

    Мы будем рассуждать, считать.

    Мы будем хорошо работать

    И друг другу помогать.

    Учащиеся проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу.

    Развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей.

    II этап.

    Актуализация знаний.

    Цель-создать условие для ориентировки в теме урока, создание мотивации.

    Создание проблемной ситуации.

    Формулирование темы и цели урока.

    Цель-формулировка главной цели урока.

      Устный счет.

    - Сейчас вам нужно будет расшифровать слово, с которым будет связана наша работа на уроке. Работаем с индивидуальными карточками. Быстро и внимательно считаем.

    Игра «Расшифруй»

    40*2=..а         7*6=...у

    72:8=...р         60:3=...м

    18*3=...ш       8*8=...к

    70:7=...к         56:7=...о

    (Слайд №2)

    - Что такое кормушка? Почему мы их мастерим зимой?

    - Следующее задание называется «Мастерим кормушку»

    (Работа в парах с использованием карточек)

    - Из предложенных чертежей вам нужно выбрать тот, в котором есть фигуры: прямоугольник, треугольник, окружность со следующими данными

    S прям. =35 кв. см

    P треуг. = 21см

    R окр. = 2см

    (Слайд №3)

    - Попробуем по выбранному чертежу смастерить кормушку, а для этого нам необходимо выполнить некоторые расчеты-вычисления.

    48:8=                    80:40=

    60:3=                    39:3=

    (Слайд №4)

    - Какой пример вызвал затруднение? Почему?

    - Кто догадался о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.

     - Если мы правильно поставим перед собой цели урока, то узнаем какие угощения принесли к нашей кормушке.

    - Какие цели мы перед собой поставим? Чему будем учиться7

    (Слайд №5)

    - Молодцы вы правильно определили цели. Посмотрите какие угощения для птиц у нас есть. (Слайд №6)

    Учащиеся внимательно слушают учителя. Вычисляют выражения.

    Расставляют ответы в таблице в порядке возрастания и соотносят с буквами.

    7

    8

    9

    20

    42

    54

    64

    80

    к

    о

    р

    м

    у

    ш

    к

    а

     

    - Кормушка — это домик для птиц, в который мы насыпаем корм, чтобы подкормить птиц зимой. Зимой очень трудно достать корм из-под снега, а от сильного холода голодные птицы погибают.

    Работа в парах. Учащиеся измеряют стороны геометрических фигур и находят нужный чертеж

     

     

     

     

     

    Выполняют вычисления, находят затруднение.

    - В последнем примере не табличный случай деления, а деление двузначного числа на однозначное.

    - Деление двузначного числа на однозначное.

    - Познакомимся с приемом деления двузначного числа на однозначное.

    - Составим алгоритм деления двузначного числа на однозначное.

    - Будем решать задачи, используя этот прием.

     Учащиеся читают предложения со слайда.

     

    Планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения; адекватно проводят оценку результатов своей учебной деятельности.

    Целеполагание

    Умение высказывать свое предположение,формулировать и удерживать учебную задачу

    Осуществлять смысловое чтение

    Умение извлекать информацию из услышанного и увиденного, делать выводы

    Обмениваются
    мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образова- тельного процесса.

    Прогнозирование.

    Цель-создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включиться в деятельность.

    Учитель проводит беседу, помогающую понять, какие качества потребуются для выполнения намеченной цели. Подводит детей к тому, что им надо уметь сотрудничать.

     -  Как нужно работать, чтобы добиться результата?

    Участвуют в беседе с учителем, предполагают, какие качества им потребуются для работы.

    - Уметь  выслушивать мнение товарища, высказать свое, уметь вести диалог, приходить к общему решению.

    Планирование, прогнозирова- ние, саморегуля- ция.

    Самостоятель- ное формулиро- вание цели

    Планирование учебного сотрудничества.

    III этап.

    Основная часть.

    Открытие новых знаний.

    Цель-.развитие самостоятельности в процессе принятия решений и выполнения практических задач.

    - Угощение для птиц есть, нам осталось ждать гостей.

    Для этого мы должны выполнять все задания быстро и без ошибок и к нам обязательно прилетят птицы.

    - Кто же догадался, как можно разделить 39:3

    - Хорошо, молодцы. А как разделить 84:3? Можно заменить 84 суммой разрядных слагаемых так, чтобы каждое разделилось на 3?

    - Запишите вычисления

    (Слайд №7)

     - Составим алгоритм действий.

    Как делить двузначное число на однозначное.

      (Слайд №8)

    - Запомнили алгоритм деления? Тогда попробуем вычислить с подробным объяснением.

    36:2=

    90:5=

    78:2=

    96:4=

    (Слайд №9)

    - За хорошо выполненную работу на ваше угощение прилетели первые гости. Это синички.

    (Слайд №10)

     Внимательно слушают и воспринимают рассказ учителя, проявляют интерес.

     

    - Нужно заменить число 39 суммой разрядных слагаемых 30+9, каждое слагаемое разделить на 3, а результаты сложить.

     - Нет. Надо заменить суммой удобных слагаемых, таких, чтобы каждое слагаемое можно было разделить на 3. Это 60+24

    Учащиеся записывают вычисления в тетрадь.

    Учащиеся проговаривают алгоритм действий.

     - Да запомнили.

    Учащиеся у доски выполняют решение выражений с подробным объяснением.

    Ученица рассказывает интересные факты о синицах.

    1. Название "синица" произошло не от синевы оперения этих птиц.  А имя своё птицы  получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: "Зинь-зинь!"  Охотнее всего синицы берут с кормушек семянки подсолнечника, тыквы, зерна гречихи и несолёное сало.

    Анализ объектов

     

    Выполняют учебные действия в устной форме.

    Работа с информацией смысловое чтение. Дополнение и расширение имеющихся знаний.

    Осуществление смыслового чтения.

    Согласованно выполняют совместную деятельность.

     

     

    Физминутка.

    Учитель предлагает отдохнуть и выполнить зарядку.

     - Игра на внимание, все числа, которые делятся на 3 не называем, а девочки произносят «Перелетные птицы» и при этом выполняют руками взмахи, как крыльями. Все числа, которые делятся на 5 не называем, а мальчики произносят «Зимующие птицы» и при этом приседают.

    Ученики выполняют движения, произносят фразы. Активно участвуют в физкультминутке.

    Осуществляют профилактику утомления, пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на задание учителя.

    Адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.

     IV этап.

    Усвоение новых знаний и способов действий

    Цель- создать условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект, оказывать помощь, дать анализ и оценку успешности достижения цели в качественном выполнении задания.

    Самостоятельная работа.

    Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы.

    V этап.

    Подведение итогов урока.

    Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы.

      - Попробуем выполнить решение задачи и закрепить наше умение делить двузначное число на однозначное.

    Задача. Третьеклассники собрали для питомника 72кг рябины. Все это они упаковали в пакеты, по 6кг в каждый. Сколько потребовалось пакетов?

    72:6=

    (Слайд №11)

    - Молодцы, справились с задачей и к вам новые гости на рябину.

    (Слайд №12)

    - Попробуем поработать самостоятельно. Окройте учебник на стр. 15 №2 (1 столбик)

    84:6=

    57:3=

    91:7=

    (Слайд №13)

    - Вот и новые гости на вашей кормушке. Это воробьи.

    (Слайд №14)

    - Подведем итоги урока. Какие цели мы с вами ставили? Мы достигли намеченных целей?

    Оценки за работу на уроке, работа по карточкам, за самостоятельную работу.

    Мы не только справились с заданиями, но еще и помогли птицам. Посмотрите какие замечательные кормушки мы смастерили.

    «Помочь птицам-долг каждого»

    (Слайд №15)

    Ученики  внимательно слушают учителя.

    Учащиеся читают задачу. Выясняют, что известно, что неизвестно. Выбирают математическое действие для решения задачи.

    Ученик рассказывает интересные сведения о свиристелях.

    2. Почему свиристели, поев зимой рябины, падают в обморок?

    Есть мнение, что наглотавшись холодных ягод, у птиц случается переохлаждение и они падают в обморок, но как только ягоды оттаивают в зобу у птицы, свиристель приходит в себя.

    Учащиеся самостоятельно выполняют вычисления с развернутой записью, а затем контролируют себя по эталону.

    Выполняют самооценку выполненной работы.

     

    Ученик рассказывает интересные сведения о воробьях.

     3. Жизненный цикл воробья имеет небольшую протяженность, хотя отмечались случаи и 9-ти, и 11-ти летних воробьёв, большинство их не доживает и до 4 лет. Много молодых птиц гибнет ещё в первую зиму от голода и холода.  Известны факты установки памятников воробью, сооружённые человеком в знак благодарности за помощь со стороны этой птицы в борьбе против насекомых-вредителей. Первый такой памятник был воздвигнут в середине XIX века в Бостоне.

     

    Слушают учителя, получают информацию о результатах своей работы. Проявляют адекватную самооценку.

    Ученица читает стихотворение.

    Покормите птиц зимой

    Пусть со всех концов

    К вам слетятся, как домой,

    Стайки на крыльцо.

    Сколько гибнет их не счесть,

    Видеть тяжело.

    А ведь в нашем сердце есть

    И для птиц тепло.

    Приучите птиц в мороз

    К своему окну

    Чтоб без песен не пришлось

    Нам встречать весну.

    Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

    Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

    Построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Формулируют проблему, самостоятельно находят способы ее .решения

     

    Контролирова-ние и оценива-ние процесса и результата деятельности.

     

    Взаимодействие в рамках сотрудничества.

    Умение  обмениваться мнениями, допускать существование различных точек зрения, вести диалог.

    Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникатив-ных и  познава-тельных задач.

    VI этап.

    Рефлексия.

    Цель-мобилизация участников на самооценку.

    Учитель мобилизует учащихся на самооценку.

    - Оцените свою работу на уроке.

     

    Участвуют в беседе.

     

    Самооценка. Выделение и формулирование того, что усвоено и что нужно усвоить, определение качества и уров- ня усвоения.

    Осуществление рефлексии способов и условий действий.

    Участие в диалоге.

    VII этап.

    Домашнее задание.

    - Дома выполните задание на стр.15 №4,№5.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Деление двузначного числа на однозначное Крамаренко Наталья Павловна Учитель начальных классов МБОУ СШ №1

    Слайд 2

    «Расшифруй» 7 · 6 = 60 : 3 = 8 · 8 = 56 : 7 = 80 А 40 · 2 = 72 : 8 = 18 · 3 = 70 : 10 = Расставь ответы в порядке возрастания и соотнеси с буквами 7 8 9 20 42 54 64 80 К О Р М У Ш К А 9 Р 54 Ш 7 К 42 У 20 М 64 К 8 О

    Слайд 3

    «Мастерим кормушку» Выберите кормушку из предложенных чертежей в которой есть фигуры: прямоугольник, треугольник, окружность. S  = 35(см 2 ) P ∆ = 21(см) R окр. = 2(см)

    Слайд 4

    48 : 8 = 80 : 40 = 60 : 3 = 39 : 3 = Выполните вычисления 6 2 20 ?

    Слайд 5

    Познакомиться с приёмом деления двузначного числа на однозначное; Составить алгоритм деления двузначного числа на однозначное; Решать задачи, используя приём деления суммы на число. Цели урока:

    Слайд 6

    Несолёное сало Семена подсолнечника Ягоды рябины «Угощения для птиц»

    Слайд 7

    Деление двузначного числа на однозначное 39 : 3 = 84 : 3 = (30 + 9) : 3 = (60 + 24): 3 = 30:3 + 9:3 = 60:3 + 24:3 = 13 28

    Слайд 8

    Алгоритм деления Представлю число в виде суммы разрядных или удобных слагаемых; Разделю слагаемые; Сложу результаты.

    Слайд 9

    Решить с объяснением 36 : 2 = 90 : 5 = 78 : 2 = 96 : 4 = 20:2 + 16:2 = 50:5 + 40:5 = 60:2 + 18:2 = 80:4 + 16:4 = (20 + 16):2 = (50 + 40):5 = (60 + 18):2 = (80 + 16):4 = 18 18 39 24

    Слайд 10

    Первые гости

    Слайд 11

    Решить задачу Третьеклассники собрали для питомника 72 кг рябины. Всё это они упаковали в пакеты, по 6 кг в каждый. Сколько потребовалось пакетов? (60 + 12):6 = 72 : 6 = 60 : 6 + 12 : 6 = 12 (п.)

    Слайд 12

    Прилетели свиристели

    Слайд 13

    Самостоятельная работа с.15 № 2 (1ст.) 84 : 6 = 57: 3 = 91 : 7 = (60 + 24):6 = 60 : 6 + 24 : 6 = 14 (30 + 27):3 = 30 : 3 + 27 : 3 = 19 (70 + 21):7 = 70 : 7 + 21 : 7 = 13

    Слайд 14

    Помочь птицам – долг каждого!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики 3 класс, программа «Гармония».Тема урока: «Деление двузначного числа на однозначное»,« Обобщение знаний таблицы умножения 2»

    Интегрированный урок математики .Тема урока: «Деление на двузначного  числа на однозначное»,« Обобщение знаний  таблицы  умножения 2»...

    Урок математики в 3 классе УМК «Школа России».Тема урока: «Умножение двузначного числа на однозначное»

    Урок открытия новых знаний. Цели урока: научить умножать двузначное число на однозначное, составить алгоритм умножения двузначного числа на однозначное....

    Презентация к уроку "Умножение двузначного числа на однозначное"

    Презентация к уроку "Умножение двузначного числа на однозначное"...

    Сценарий урока "Умножение двузначного числа на однозначное"

    Сценарий урока будет полезен учителям начальных классов, работающим по программе "Школа России"...

    Технологическая карта + презентация "Деление трехзначного числа на однозначное"

    Цели деятельности учителя: 1)     познакомить учащихся с приемом деления трехзначных чисел на однозначное, когда в записи частного на конце или в середине есть нули;2)...

    Урок математики «Двузначное число больше однозначного», 2 класс, ПНШ

    Данный урок знакомит учащихся с двумя способами сравнения двузначных и однозначных чисел....