Технологическая карта урока математики "Деление двузначного числа на однозначное"
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Данный урок знакомит учащихся с приемом деления двузначного числа на однозначное, учит составлять алгоритм деления двузначного числа на однозначное, решать задачи, используя прием деления суммы на число, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, распознавать геометрические фигуры по данным их площади, периметра, радиуса. Урок связан с экологическим воспитанием учащихся. Бережное и заботливое отношение к птицам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1.                                                                   Технологическая карта урока математики.

Тема

Деление двузначного числа на однозначное

Цели урока

 Познакомить с приемом деления двузначного числа на однозначное, составить алгоритм деления двузначного числа на однозначное, решать задачи, используя прием деления суммы на число, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, распознавать геометрические фигуры по данным их площади, периметра, радиуса.

Планируемый результат

 Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся заменять числа суммой разрядных слагаемых, выполнять алгоритм деления суммы на число, использовать прием деления суммы на число при решении задач, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок,  распознавать геометрические фигуры по данным их площади, периметра, радиуса.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления,
слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности

Основное содержание темы, понятия и термины.

 Замена числа суммой разрядных слагаемых. Деление суммы на число. Алгоритм деления.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, технология.

Ресурсы

Использование мультимедийного проектора, презентация к уроку «Деление двузначного числа на однозначное». Индивидуальные карточки с заданием для игры «Шифровка». Геометрические фигуры для работы в парах.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

  1.  

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Формируемые УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативн.

I этап.

Организационное начало урока.

Цель-подготовить детей к работе, создать  мотивацию, положи -  тельный, эмоциональный настрой

Прозвенел уже звонок

начинаем наш урок.

 Мы будем на уроке думать.

Мы будем рассуждать, считать.

Мы будем хорошо работать

И друг другу помогать.

Учащиеся проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу.

Развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей.

II этап.

Актуализация знаний.

Цель-создать условие для ориентировки в теме урока, создание мотивации.

Создание проблемной ситуации.

Формулирование темы и цели урока.

Цель-формулировка главной цели урока.

  Устный счет.

- Сейчас вам нужно будет расшифровать слово, с которым будет связана наша работа на уроке. Работаем с индивидуальными карточками. Быстро и внимательно считаем.

Игра «Расшифруй»

40*2=..а         7*6=...у

72:8=...р         60:3=...м

18*3=...ш       8*8=...к

70:7=...к         56:7=...о

(Слайд №2)

- Что такое кормушка? Почему мы их мастерим зимой?

- Следующее задание называется «Мастерим кормушку»

(Работа в парах с использованием карточек)

- Из предложенных чертежей вам нужно выбрать тот, в котором есть фигуры: прямоугольник, треугольник, окружность со следующими данными

S прям. =35 кв. см

P треуг. = 21см

R окр. = 2см

(Слайд №3)

- Попробуем по выбранному чертежу смастерить кормушку, а для этого нам необходимо выполнить некоторые расчеты-вычисления.

48:8=                    80:40=

60:3=                    39:3=

(Слайд №4)

- Какой пример вызвал затруднение? Почему?

- Кто догадался о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.

 - Если мы правильно поставим перед собой цели урока, то узнаем какие угощения принесли к нашей кормушке.

- Какие цели мы перед собой поставим? Чему будем учиться7

(Слайд №5)

- Молодцы вы правильно определили цели. Посмотрите какие угощения для птиц у нас есть. (Слайд №6)

Учащиеся внимательно слушают учителя. Вычисляют выражения.

Расставляют ответы в таблице в порядке возрастания и соотносят с буквами.

7

8

9

20

42

54

64

80

к

о

р

м

у

ш

к

а

 

- Кормушка — это домик для птиц, в который мы насыпаем корм, чтобы подкормить птиц зимой. Зимой очень трудно достать корм из-под снега, а от сильного холода голодные птицы погибают.

Работа в парах. Учащиеся измеряют стороны геометрических фигур и находят нужный чертеж

 

 

 

 

 

Выполняют вычисления, находят затруднение.

- В последнем примере не табличный случай деления, а деление двузначного числа на однозначное.

- Деление двузначного числа на однозначное.

- Познакомимся с приемом деления двузначного числа на однозначное.

- Составим алгоритм деления двузначного числа на однозначное.

- Будем решать задачи, используя этот прием.

 Учащиеся читают предложения со слайда.

 

Планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения; адекватно проводят оценку результатов своей учебной деятельности.

Целеполагание

Умение высказывать свое предположение,формулировать и удерживать учебную задачу

Осуществлять смысловое чтение

Умение извлекать информацию из услышанного и увиденного, делать выводы

Обмениваются
мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образова- тельного процесса.

Прогнозирование.

Цель-создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включиться в деятельность.

Учитель проводит беседу, помогающую понять, какие качества потребуются для выполнения намеченной цели. Подводит детей к тому, что им надо уметь сотрудничать.

 -  Как нужно работать, чтобы добиться результата?

Участвуют в беседе с учителем, предполагают, какие качества им потребуются для работы.

- Уметь  выслушивать мнение товарища, высказать свое, уметь вести диалог, приходить к общему решению.

Планирование, прогнозирова- ние, саморегуля- ция.

Самостоятель- ное формулиро- вание цели

Планирование учебного сотрудничества.

III этап.

Основная часть.

Открытие новых знаний.

Цель-.развитие самостоятельности в процессе принятия решений и выполнения практических задач.

- Угощение для птиц есть, нам осталось ждать гостей.

Для этого мы должны выполнять все задания быстро и без ошибок и к нам обязательно прилетят птицы.

- Кто же догадался, как можно разделить 39:3

- Хорошо, молодцы. А как разделить 84:3? Можно заменить 84 суммой разрядных слагаемых так, чтобы каждое разделилось на 3?

- Запишите вычисления

(Слайд №7)

 - Составим алгоритм действий.

Как делить двузначное число на однозначное.

  (Слайд №8)

- Запомнили алгоритм деления? Тогда попробуем вычислить с подробным объяснением.

36:2=

90:5=

78:2=

96:4=

(Слайд №9)

- За хорошо выполненную работу на ваше угощение прилетели первые гости. Это синички.

(Слайд №10)

 Внимательно слушают и воспринимают рассказ учителя, проявляют интерес.

 

- Нужно заменить число 39 суммой разрядных слагаемых 30+9, каждое слагаемое разделить на 3, а результаты сложить.

 - Нет. Надо заменить суммой удобных слагаемых, таких, чтобы каждое слагаемое можно было разделить на 3. Это 60+24

Учащиеся записывают вычисления в тетрадь.

Учащиеся проговаривают алгоритм действий.

 - Да запомнили.

Учащиеся у доски выполняют решение выражений с подробным объяснением.

Ученица рассказывает интересные факты о синицах.

1. Название "синица" произошло не от синевы оперения этих птиц.  А имя своё птицы  получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: "Зинь-зинь!"  Охотнее всего синицы берут с кормушек семянки подсолнечника, тыквы, зерна гречихи и несолёное сало.

Анализ объектов

 

Выполняют учебные действия в устной форме.

Работа с информацией смысловое чтение. Дополнение и расширение имеющихся знаний.

Осуществление смыслового чтения.

Согласованно выполняют совместную деятельность.

 

 

Физминутка.

Учитель предлагает отдохнуть и выполнить зарядку.

 - Игра на внимание, все числа, которые делятся на 3 не называем, а девочки произносят «Перелетные птицы» и при этом выполняют руками взмахи, как крыльями. Все числа, которые делятся на 5 не называем, а мальчики произносят «Зимующие птицы» и при этом приседают.

Ученики выполняют движения, произносят фразы. Активно участвуют в физкультминутке.

Осуществляют профилактику утомления, пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на задание учителя.

Адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.

 IV этап.

Усвоение новых знаний и способов действий

Цель- создать условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект, оказывать помощь, дать анализ и оценку успешности достижения цели в качественном выполнении задания.

Самостоятельная работа.

Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы.

V этап.

Подведение итогов урока.

Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы.

  - Попробуем выполнить решение задачи и закрепить наше умение делить двузначное число на однозначное.

Задача. Третьеклассники собрали для питомника 72кг рябины. Все это они упаковали в пакеты, по 6кг в каждый. Сколько потребовалось пакетов?

72:6=

(Слайд №11)

- Молодцы, справились с задачей и к вам новые гости на рябину.

(Слайд №12)

- Попробуем поработать самостоятельно. Окройте учебник на стр. 15 №2 (1 столбик)

84:6=

57:3=

91:7=

(Слайд №13)

- Вот и новые гости на вашей кормушке. Это воробьи.

(Слайд №14)

- Подведем итоги урока. Какие цели мы с вами ставили? Мы достигли намеченных целей?

Оценки за работу на уроке, работа по карточкам, за самостоятельную работу.

Мы не только справились с заданиями, но еще и помогли птицам. Посмотрите какие замечательные кормушки мы смастерили.

«Помочь птицам-долг каждого»

(Слайд №15)

Ученики  внимательно слушают учителя.

Учащиеся читают задачу. Выясняют, что известно, что неизвестно. Выбирают математическое действие для решения задачи.

Ученик рассказывает интересные сведения о свиристелях.

2. Почему свиристели, поев зимой рябины, падают в обморок?

Есть мнение, что наглотавшись холодных ягод, у птиц случается переохлаждение и они падают в обморок, но как только ягоды оттаивают в зобу у птицы, свиристель приходит в себя.

Учащиеся самостоятельно выполняют вычисления с развернутой записью, а затем контролируют себя по эталону.

Выполняют самооценку выполненной работы.

 

Ученик рассказывает интересные сведения о воробьях.

 3. Жизненный цикл воробья имеет небольшую протяженность, хотя отмечались случаи и 9-ти, и 11-ти летних воробьёв, большинство их не доживает и до 4 лет. Много молодых птиц гибнет ещё в первую зиму от голода и холода.  Известны факты установки памятников воробью, сооружённые человеком в знак благодарности за помощь со стороны этой птицы в борьбе против насекомых-вредителей. Первый такой памятник был воздвигнут в середине XIX века в Бостоне.

 

Слушают учителя, получают информацию о результатах своей работы. Проявляют адекватную самооценку.

Ученица читает стихотворение.

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Формулируют проблему, самостоятельно находят способы ее .решения

 

Контролирова-ние и оценива-ние процесса и результата деятельности.

 

Взаимодействие в рамках сотрудничества.

Умение  обмениваться мнениями, допускать существование различных точек зрения, вести диалог.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникатив-ных и  познава-тельных задач.

VI этап.

Рефлексия.

Цель-мобилизация участников на самооценку.

Учитель мобилизует учащихся на самооценку.

- Оцените свою работу на уроке.

 

Участвуют в беседе.

 

Самооценка. Выделение и формулирование того, что усвоено и что нужно усвоить, определение качества и уров- ня усвоения.

Осуществление рефлексии способов и условий действий.

Участие в диалоге.

VII этап.

Домашнее задание.

- Дома выполните задание на стр.15 №4,№5.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деление двузначного числа на однозначное Крамаренко Наталья Павловна Учитель начальных классов МБОУ СШ №1

Слайд 2

«Расшифруй» 7 · 6 = 60 : 3 = 8 · 8 = 56 : 7 = 80 А 40 · 2 = 72 : 8 = 18 · 3 = 70 : 10 = Расставь ответы в порядке возрастания и соотнеси с буквами 7 8 9 20 42 54 64 80 К О Р М У Ш К А 9 Р 54 Ш 7 К 42 У 20 М 64 К 8 О

Слайд 3

«Мастерим кормушку» Выберите кормушку из предложенных чертежей в которой есть фигуры: прямоугольник, треугольник, окружность. S  = 35(см 2 ) P ∆ = 21(см) R окр. = 2(см)

Слайд 4

48 : 8 = 80 : 40 = 60 : 3 = 39 : 3 = Выполните вычисления 6 2 20 ?

Слайд 5

Познакомиться с приёмом деления двузначного числа на однозначное; Составить алгоритм деления двузначного числа на однозначное; Решать задачи, используя приём деления суммы на число. Цели урока:

Слайд 6

Несолёное сало Семена подсолнечника Ягоды рябины «Угощения для птиц»

Слайд 7

Деление двузначного числа на однозначное 39 : 3 = 84 : 3 = (30 + 9) : 3 = (60 + 24): 3 = 30:3 + 9:3 = 60:3 + 24:3 = 13 28

Слайд 8

Алгоритм деления Представлю число в виде суммы разрядных или удобных слагаемых; Разделю слагаемые; Сложу результаты.

Слайд 9

Решить с объяснением 36 : 2 = 90 : 5 = 78 : 2 = 96 : 4 = 20:2 + 16:2 = 50:5 + 40:5 = 60:2 + 18:2 = 80:4 + 16:4 = (20 + 16):2 = (50 + 40):5 = (60 + 18):2 = (80 + 16):4 = 18 18 39 24

Слайд 10

Первые гости

Слайд 11

Решить задачу Третьеклассники собрали для питомника 72 кг рябины. Всё это они упаковали в пакеты, по 6 кг в каждый. Сколько потребовалось пакетов? (60 + 12):6 = 72 : 6 = 60 : 6 + 12 : 6 = 12 (п.)

Слайд 12

Прилетели свиристели

Слайд 13

Самостоятельная работа с.15 № 2 (1ст.) 84 : 6 = 57: 3 = 91 : 7 = (60 + 24):6 = 60 : 6 + 24 : 6 = 14 (30 + 27):3 = 30 : 3 + 27 : 3 = 19 (70 + 21):7 = 70 : 7 + 21 : 7 = 13

Слайд 14

Помочь птицам – долг каждого!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс, программа «Гармония».Тема урока: «Деление двузначного числа на однозначное»,« Обобщение знаний таблицы умножения 2»

Интегрированный урок математики .Тема урока: «Деление на двузначного  числа на однозначное»,« Обобщение знаний  таблицы  умножения 2»...

Урок математики в 3 классе УМК «Школа России».Тема урока: «Умножение двузначного числа на однозначное»

Урок открытия новых знаний. Цели урока: научить умножать двузначное число на однозначное, составить алгоритм умножения двузначного числа на однозначное....

Презентация к уроку "Умножение двузначного числа на однозначное"

Презентация к уроку "Умножение двузначного числа на однозначное"...

Технологическая карта урока по математике «Умножение на однозначное число» (3 класс)

Тип урока: «открытие нового знания»;Цель урока: создание условий для формирования знаний у учащихся об умножении трехзначного числа на однозначное.Задачи урокаДидактические:1. Формировать ...

Технологическая карта урока математики «Умножение числа 4 на однозначное число» (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: создание условий по формированию умения умножать число 4 на однозначные числаЗадачи урока:Дидактические:совершенствовать вычислительные навыки,способствова...

Технологическая карта урока по математике «Деление на однозначное число. Проверочная работа», (Школа России, 3 класс).

Тема урока «Деление на однозначное число. Проверочная работа»Тип урока: общеметодологической направленности (систематизация знаний).Цель урока: формирование у обучающихся представлений о д...