Технологическая карта урока математики "Деление двузначного числа на однозначное"
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Данный урок знакомит учащихся с приемом деления двузначного числа на однозначное, учит составлять алгоритм деления двузначного числа на однозначное, решать задачи, используя прием деления суммы на число, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, распознавать геометрические фигуры по данным их площади, периметра, радиуса. Урок связан с экологическим воспитанием учащихся. Бережное и заботливое отношение к птицам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1.                                                                   Технологическая карта урока математики.

Тема

Деление двузначного числа на однозначное

Цели урока

 Познакомить с приемом деления двузначного числа на однозначное, составить алгоритм деления двузначного числа на однозначное, решать задачи, используя прием деления суммы на число, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, распознавать геометрические фигуры по данным их площади, периметра, радиуса.

Планируемый результат

 Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся заменять числа суммой разрядных слагаемых, выполнять алгоритм деления суммы на число, использовать прием деления суммы на число при решении задач, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок,  распознавать геометрические фигуры по данным их площади, периметра, радиуса.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления,
слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности

Основное содержание темы, понятия и термины.

 Замена числа суммой разрядных слагаемых. Деление суммы на число. Алгоритм деления.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, технология.

Ресурсы

Использование мультимедийного проектора, презентация к уроку «Деление двузначного числа на однозначное». Индивидуальные карточки с заданием для игры «Шифровка». Геометрические фигуры для работы в парах.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

  1.  

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Формируемые УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативн.

I этап.

Организационное начало урока.

Цель-подготовить детей к работе, создать  мотивацию, положи -  тельный, эмоциональный настрой

Прозвенел уже звонок

начинаем наш урок.

 Мы будем на уроке думать.

Мы будем рассуждать, считать.

Мы будем хорошо работать

И друг другу помогать.

Учащиеся проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу.

Развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей.

II этап.

Актуализация знаний.

Цель-создать условие для ориентировки в теме урока, создание мотивации.

Создание проблемной ситуации.

Формулирование темы и цели урока.

Цель-формулировка главной цели урока.

  Устный счет.

- Сейчас вам нужно будет расшифровать слово, с которым будет связана наша работа на уроке. Работаем с индивидуальными карточками. Быстро и внимательно считаем.

Игра «Расшифруй»

40*2=..а         7*6=...у

72:8=...р         60:3=...м

18*3=...ш       8*8=...к

70:7=...к         56:7=...о

(Слайд №2)

- Что такое кормушка? Почему мы их мастерим зимой?

- Следующее задание называется «Мастерим кормушку»

(Работа в парах с использованием карточек)

- Из предложенных чертежей вам нужно выбрать тот, в котором есть фигуры: прямоугольник, треугольник, окружность со следующими данными

S прям. =35 кв. см

P треуг. = 21см

R окр. = 2см

(Слайд №3)

- Попробуем по выбранному чертежу смастерить кормушку, а для этого нам необходимо выполнить некоторые расчеты-вычисления.

48:8=                    80:40=

60:3=                    39:3=

(Слайд №4)

- Какой пример вызвал затруднение? Почему?

- Кто догадался о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.

 - Если мы правильно поставим перед собой цели урока, то узнаем какие угощения принесли к нашей кормушке.

- Какие цели мы перед собой поставим? Чему будем учиться7

(Слайд №5)

- Молодцы вы правильно определили цели. Посмотрите какие угощения для птиц у нас есть. (Слайд №6)

Учащиеся внимательно слушают учителя. Вычисляют выражения.

Расставляют ответы в таблице в порядке возрастания и соотносят с буквами.

7

8

9

20

42

54

64

80

к

о

р

м

у

ш

к

а

 

- Кормушка — это домик для птиц, в который мы насыпаем корм, чтобы подкормить птиц зимой. Зимой очень трудно достать корм из-под снега, а от сильного холода голодные птицы погибают.

Работа в парах. Учащиеся измеряют стороны геометрических фигур и находят нужный чертеж

 

 

 

 

 

Выполняют вычисления, находят затруднение.

- В последнем примере не табличный случай деления, а деление двузначного числа на однозначное.

- Деление двузначного числа на однозначное.

- Познакомимся с приемом деления двузначного числа на однозначное.

- Составим алгоритм деления двузначного числа на однозначное.

- Будем решать задачи, используя этот прием.

 Учащиеся читают предложения со слайда.

 

Планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения; адекватно проводят оценку результатов своей учебной деятельности.

Целеполагание

Умение высказывать свое предположение,формулировать и удерживать учебную задачу

Осуществлять смысловое чтение

Умение извлекать информацию из услышанного и увиденного, делать выводы

Обмениваются
мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образова- тельного процесса.

Прогнозирование.

Цель-создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включиться в деятельность.

Учитель проводит беседу, помогающую понять, какие качества потребуются для выполнения намеченной цели. Подводит детей к тому, что им надо уметь сотрудничать.

 -  Как нужно работать, чтобы добиться результата?

Участвуют в беседе с учителем, предполагают, какие качества им потребуются для работы.

- Уметь  выслушивать мнение товарища, высказать свое, уметь вести диалог, приходить к общему решению.

Планирование, прогнозирова- ние, саморегуля- ция.

Самостоятель- ное формулиро- вание цели

Планирование учебного сотрудничества.

III этап.

Основная часть.

Открытие новых знаний.

Цель-.развитие самостоятельности в процессе принятия решений и выполнения практических задач.

- Угощение для птиц есть, нам осталось ждать гостей.

Для этого мы должны выполнять все задания быстро и без ошибок и к нам обязательно прилетят птицы.

- Кто же догадался, как можно разделить 39:3

- Хорошо, молодцы. А как разделить 84:3? Можно заменить 84 суммой разрядных слагаемых так, чтобы каждое разделилось на 3?

- Запишите вычисления

(Слайд №7)

 - Составим алгоритм действий.

Как делить двузначное число на однозначное.

  (Слайд №8)

- Запомнили алгоритм деления? Тогда попробуем вычислить с подробным объяснением.

36:2=

90:5=

78:2=

96:4=

(Слайд №9)

- За хорошо выполненную работу на ваше угощение прилетели первые гости. Это синички.

(Слайд №10)

 Внимательно слушают и воспринимают рассказ учителя, проявляют интерес.

 

- Нужно заменить число 39 суммой разрядных слагаемых 30+9, каждое слагаемое разделить на 3, а результаты сложить.

 - Нет. Надо заменить суммой удобных слагаемых, таких, чтобы каждое слагаемое можно было разделить на 3. Это 60+24

Учащиеся записывают вычисления в тетрадь.

Учащиеся проговаривают алгоритм действий.

 - Да запомнили.

Учащиеся у доски выполняют решение выражений с подробным объяснением.

Ученица рассказывает интересные факты о синицах.

1. Название "синица" произошло не от синевы оперения этих птиц.  А имя своё птицы  получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: "Зинь-зинь!"  Охотнее всего синицы берут с кормушек семянки подсолнечника, тыквы, зерна гречихи и несолёное сало.

Анализ объектов

 

Выполняют учебные действия в устной форме.

Работа с информацией смысловое чтение. Дополнение и расширение имеющихся знаний.

Осуществление смыслового чтения.

Согласованно выполняют совместную деятельность.

 

 

Физминутка.

Учитель предлагает отдохнуть и выполнить зарядку.

 - Игра на внимание, все числа, которые делятся на 3 не называем, а девочки произносят «Перелетные птицы» и при этом выполняют руками взмахи, как крыльями. Все числа, которые делятся на 5 не называем, а мальчики произносят «Зимующие птицы» и при этом приседают.

Ученики выполняют движения, произносят фразы. Активно участвуют в физкультминутке.

Осуществляют профилактику утомления, пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на задание учителя.

Адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.

 IV этап.

Усвоение новых знаний и способов действий

Цель- создать условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект, оказывать помощь, дать анализ и оценку успешности достижения цели в качественном выполнении задания.

Самостоятельная работа.

Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы.

V этап.

Подведение итогов урока.

Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы.

  - Попробуем выполнить решение задачи и закрепить наше умение делить двузначное число на однозначное.

Задача. Третьеклассники собрали для питомника 72кг рябины. Все это они упаковали в пакеты, по 6кг в каждый. Сколько потребовалось пакетов?

72:6=

(Слайд №11)

- Молодцы, справились с задачей и к вам новые гости на рябину.

(Слайд №12)

- Попробуем поработать самостоятельно. Окройте учебник на стр. 15 №2 (1 столбик)

84:6=

57:3=

91:7=

(Слайд №13)

- Вот и новые гости на вашей кормушке. Это воробьи.

(Слайд №14)

- Подведем итоги урока. Какие цели мы с вами ставили? Мы достигли намеченных целей?

Оценки за работу на уроке, работа по карточкам, за самостоятельную работу.

Мы не только справились с заданиями, но еще и помогли птицам. Посмотрите какие замечательные кормушки мы смастерили.

«Помочь птицам-долг каждого»

(Слайд №15)

Ученики  внимательно слушают учителя.

Учащиеся читают задачу. Выясняют, что известно, что неизвестно. Выбирают математическое действие для решения задачи.

Ученик рассказывает интересные сведения о свиристелях.

2. Почему свиристели, поев зимой рябины, падают в обморок?

Есть мнение, что наглотавшись холодных ягод, у птиц случается переохлаждение и они падают в обморок, но как только ягоды оттаивают в зобу у птицы, свиристель приходит в себя.

Учащиеся самостоятельно выполняют вычисления с развернутой записью, а затем контролируют себя по эталону.

Выполняют самооценку выполненной работы.

 

Ученик рассказывает интересные сведения о воробьях.

 3. Жизненный цикл воробья имеет небольшую протяженность, хотя отмечались случаи и 9-ти, и 11-ти летних воробьёв, большинство их не доживает и до 4 лет. Много молодых птиц гибнет ещё в первую зиму от голода и холода.  Известны факты установки памятников воробью, сооружённые человеком в знак благодарности за помощь со стороны этой птицы в борьбе против насекомых-вредителей. Первый такой памятник был воздвигнут в середине XIX века в Бостоне.

 

Слушают учителя, получают информацию о результатах своей работы. Проявляют адекватную самооценку.

Ученица читает стихотворение.

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Формулируют проблему, самостоятельно находят способы ее .решения

 

Контролирова-ние и оценива-ние процесса и результата деятельности.

 

Взаимодействие в рамках сотрудничества.

Умение  обмениваться мнениями, допускать существование различных точек зрения, вести диалог.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникатив-ных и  познава-тельных задач.

VI этап.

Рефлексия.

Цель-мобилизация участников на самооценку.

Учитель мобилизует учащихся на самооценку.

- Оцените свою работу на уроке.

 

Участвуют в беседе.

 

Самооценка. Выделение и формулирование того, что усвоено и что нужно усвоить, определение качества и уров- ня усвоения.

Осуществление рефлексии способов и условий действий.

Участие в диалоге.

VII этап.

Домашнее задание.

- Дома выполните задание на стр.15 №4,№5.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деление двузначного числа на однозначное Крамаренко Наталья Павловна Учитель начальных классов МБОУ СШ №1

Слайд 2

«Расшифруй» 7 · 6 = 60 : 3 = 8 · 8 = 56 : 7 = 80 А 40 · 2 = 72 : 8 = 18 · 3 = 70 : 10 = Расставь ответы в порядке возрастания и соотнеси с буквами 7 8 9 20 42 54 64 80 К О Р М У Ш К А 9 Р 54 Ш 7 К 42 У 20 М 64 К 8 О

Слайд 3

«Мастерим кормушку» Выберите кормушку из предложенных чертежей в которой есть фигуры: прямоугольник, треугольник, окружность. S  = 35(см 2 ) P ∆ = 21(см) R окр. = 2(см)

Слайд 4

48 : 8 = 80 : 40 = 60 : 3 = 39 : 3 = Выполните вычисления 6 2 20 ?

Слайд 5

Познакомиться с приёмом деления двузначного числа на однозначное; Составить алгоритм деления двузначного числа на однозначное; Решать задачи, используя приём деления суммы на число. Цели урока:

Слайд 6

Несолёное сало Семена подсолнечника Ягоды рябины «Угощения для птиц»

Слайд 7

Деление двузначного числа на однозначное 39 : 3 = 84 : 3 = (30 + 9) : 3 = (60 + 24): 3 = 30:3 + 9:3 = 60:3 + 24:3 = 13 28

Слайд 8

Алгоритм деления Представлю число в виде суммы разрядных или удобных слагаемых; Разделю слагаемые; Сложу результаты.

Слайд 9

Решить с объяснением 36 : 2 = 90 : 5 = 78 : 2 = 96 : 4 = 20:2 + 16:2 = 50:5 + 40:5 = 60:2 + 18:2 = 80:4 + 16:4 = (20 + 16):2 = (50 + 40):5 = (60 + 18):2 = (80 + 16):4 = 18 18 39 24

Слайд 10

Первые гости

Слайд 11

Решить задачу Третьеклассники собрали для питомника 72 кг рябины. Всё это они упаковали в пакеты, по 6 кг в каждый. Сколько потребовалось пакетов? (60 + 12):6 = 72 : 6 = 60 : 6 + 12 : 6 = 12 (п.)

Слайд 12

Прилетели свиристели

Слайд 13

Самостоятельная работа с.15 № 2 (1ст.) 84 : 6 = 57: 3 = 91 : 7 = (60 + 24):6 = 60 : 6 + 24 : 6 = 14 (30 + 27):3 = 30 : 3 + 27 : 3 = 19 (70 + 21):7 = 70 : 7 + 21 : 7 = 13

Слайд 14

Помочь птицам – долг каждого!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс, программа «Гармония».Тема урока: «Деление двузначного числа на однозначное»,« Обобщение знаний таблицы умножения 2»

Интегрированный урок математики .Тема урока: «Деление на двузначного  числа на однозначное»,« Обобщение знаний  таблицы  умножения 2»...

Урок математики в 3 классе УМК «Школа России».Тема урока: «Умножение двузначного числа на однозначное»

Урок открытия новых знаний. Цели урока: научить умножать двузначное число на однозначное, составить алгоритм умножения двузначного числа на однозначное....

Презентация к уроку "Умножение двузначного числа на однозначное"

Презентация к уроку "Умножение двузначного числа на однозначное"...

Сценарий урока "Умножение двузначного числа на однозначное"

Сценарий урока будет полезен учителям начальных классов, работающим по программе "Школа России"...

Технологическая карта урока по математике «Умножение на однозначное число» (3 класс)

Тип урока: «открытие нового знания»;Цель урока: создание условий для формирования знаний у учащихся об умножении трехзначного числа на однозначное.Задачи урокаДидактические:1. Формировать ...

Технологическая карта урока математики «Умножение числа 4 на однозначное число» (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: создание условий по формированию умения умножать число 4 на однозначные числаЗадачи урока:Дидактические:совершенствовать вычислительные навыки,способствова...