урок математики "Простые задачи"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

«Простые задачи» (урок математики по учебнику М.И. Моро, 1 класс, III четверть, урок 12)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prostye_zadachi.doc52.5 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Простые задачи» (урок математики по учебнику М.И. Моро, 1 класс, III четверть, урок 12)

Цели урока: 

  1. обобщить знания о структуре, видах задач; систематизировать знания по данной теме;
  2. закрепить умение анализировать задачу, выделять составляющие задачи; выполнять решения изученных видов задач; развивать логическое мышление, пространственные представления;
  3. воспитывать познавательный интерес к предмету, любознательность, любовь к сказкам и сказочным героям, уметь находить положительные и отрицательные качества любого героя.

Тип урока: урок закрепления, обобщения и систематизации знаний

Метод проведения: репродуктивный, информационно-компьютерный

Метод обучения: беседа, упражнения, самостоятельная работа, наглядные пособия

Оборудование: презентация, карточки, сюжетные картинки, светофорчики, памятки.

Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности

На урок к нам придут сегодня гости, все знаменитости, я предлагаю вам  собраться с силами и показать гостям, на что мы способны.

II. Актуализация знаний

Устный счет. Чистописание. Беседа о задачах

В нашей повседневной жизни довольно часто встречаются различного рода задачи, в том числе и математические. Все, кто сталкивается с ними ежедневно, ищут решение или выход из сложившейся ситуации, поставленной в задаче. Большинство людей находят решение легко, некоторые ищут решение долго, и лишь небольшая часть  не могут найти решение вообще. Оказывается, что не все задачи можно решить. Мы с вами уже изучили некоторые виды задач, их решение у нас не вызывает труда, но если нам предложат решить неизученный нами вид задач, возможно, мы не решим ее или попытаемся решить известными нам методами и способами.

IV. Закрепление знаний. Примеры решения задач

А сейчас я вам предлагаю послушать несколько задач, которые составила для вас я. Обратите внимание на то, как они составлены, потому что следующим заданием для вас -   будет  придумать свои задачи.

Прослушав задачу до конца, необходимо карточкой с цифрой показать ответ.

Итак, вперед к задачам.

1. Однажды Маша попросила медведя отнести дедушке и бабушке пирожки в гостинец. Она испекла пять пирожков с малиновым вареньем, а три с яблочным джемом. Сколько пирожков испекла Маша в подарок дедушке и бабушке? (слайд 1)

2. Бременские музыканты, путешествуя по свету, проезжали мимо 9 разных деревень и городов, где исполняли свои песни. Деревень на их пути встретилось 6. Сколько городов проехали бременские музыканты? (слайд 2)

3. Серый волк вошел в дом к козлятам и съел 6 козлят. Один козленок спрятался в печке. На сколько больше волк съел козлят, чем осталось? (3 слайд)

Молодцы, вы легко справились с этим заданием, но, а сейчас ваши задачи мы будем решать вместе с ребятами. Ждем интересных задач. (Дети предлагают варианты своих задач,  остальные дети показывают ответы карточкой, а учитель фиксирует задачи на доске, записывая условие и вопрос детских вариантов задач). (Слайд 4-5) (Для составления задач слабым детям предлагаются картинки с сюжетом: например, веточка дерева с листочками и несколько листьев падают, тарелки с пирожками и пирожными и т.д.)

V. Основные составляющие математической задачи. Анализ условия и вопроса

  • Пока вы предлагали варианты своих задач, я записала на доске две составляющие части любой арифметической задачи, как они называются, я хочу узнать у вас. Первая и необходимая составляющая задачи, это …? (Условие) Другими словами можно сказать – это то, что в задаче известно, дано. (Карточка – условие с рисунком) Обведите на доске красным мелом условие задач, предложенных вами.
  • Вторая составляющая? (Вопрос) (Карточка) Как сказать другими словами? (Это то, что неизвестно, нам необходимо найти) Обведите зеленым мелом вопросы задач, написанных на доске.
  • Следующий этап - … (решение) (Карточка). Это то, что мы при помощи математического действия узнаем в задаче. Желающие записать решение предложенных задач. (У доски решают сразу несколько учеников)
  • И, наконец, последний завершающий  и очень нужный этап в задаче – это … (ответ) (Карточка). Задача считается незаконченной, пока не записан ответ задачи. Желающие прочитать ответ к каждой из записанных задач.

Давайте подведем итог, из каких частей состоит задача? (На доске после ответов детей выставлены карточки: условие, вопрос, решение, ответ) (слайд 7)

Физминутка.

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай, дружок,

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

Запись условия: текст, рисунки или другое условие (слайд 8,9,10,11,12)

Текст: «В лесу дети собирали грибы. Миша нашел 10 подосиновиков, а Вася на 4 подосиновика меньше. Сколько подосиновиков нашел Вася?»

Рисунок: Буратино дарит Мальвине цветы.

Краткая запись:

1 пакет – 5 кг

2 пакет - ? на 2 кг больше, чем в первом

Схематический рисунок:

Чертеж:

Из данных пяти задач выберите одну и запишите условие, вопрос задачи и самостоятельно решение, и ответ задачи. Взаимопроверка после окончания решения.

Актуализация опорных знаний.

Решение задач в одно действие на нахождение неизвестного слагаемого.

На слайде 13 записан вопрос задачи: «Сколько детей ехало в автобусе?»

  • Что записано на доске? (Вопрос к задаче.) Я буду читать условия, а вы показывайте светофором, можно ли к услышанному вами условию поставить данный вопрос?
  • В автобусе ехало 13 взрослых и 3 детей.
  • В автобусе ехало 18 взрослых, а детей на 10 больше.
  • В автобусе ехало 12 детей, а взрослых на 2 меньше.
  • В автобусе ехало 15 взрослых, а детей на 10 меньше.
  • В автобусе ехало 16 пассажиров. Из них 6 взрослых, а остальные – дети.(Слайд 13)
  • К последней задаче сделайте в тетрадях чертеж и запишите ее решение. Один ученик работает у доски.

Решение задач в одно действие на нахождение разности.

На доске записано решение задачи: 9 – 4 = 5

1)

2)

3)

 

Выберите схему, соответствующую данной задаче.

Запишите условие, вопрос, решение и ответ.

С целью проверки решения предлагаю ученикам составить и решить задачи, обратные данной, по следующим схемам.

3. Решение задач в одно действие на нахождение суммы.

Прочитайте задачу:

Алеша готовил уроки. Сначала он решил пять примеров, а потом еще три примера. Сколько всего примеров решил Алеша?

Повторите условие задачи. Назовите вопрос задачи. Прочитайте решение. Скажите ответ задачи.

Переделайте задачу, чтобы она решалась так: из восьми вычесть три. Что в новой задаче неизвестно? Что в задаче известно? Запишите решение.

Самостоятельная работа.

Учитель заранее записывает на доске задачи (слайд 14) на нахождение неизвестного вычитаемого и предлагает детям самостоятельно выполнить чертеж и записать решение задачи. Для тех, кто не уверен в своих знаниях и умениях, можно пользоваться памяткой на стенде и у вас на столах. (Приложение 1)

I вариант.

В вазе лежало несколько конфет. После того как Саша съел несколько конфет, в вазе осталось еще 8 конфет. Сколько конфет съел Саша?

II вариант.

Учителю надо проверить тетради. После того как он проверил несколько тетрадей, ему осталось проверить еще 5 тетрадей. Сколько тетрадей проверил учитель?

Учащиеся замечают, что в задачах не хватает данных. Учитель дополняет условие задач: «В вазе лежало 18 конфет», «Учителю надо проверить 15 тетрадей». Дети выполняют самостоятельную работу в соответствии с инструкцией учителя. Учащимся, быстро справившимся с заданием, учитель предлагает подумать над тем, как изменить условии  задач,  чтобы  их  решения  можно было  бы  записать  следующим  образом: 18-8-3;  15-5-4

X. Проверка

Прикидка ответа, сравнение с шаблоном и выставление оценок, самооценка.

XI. Подведение итогов

  • Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на уроке? (О задачах, ее структуре)
  • Кто помогал нам сегодня быть особенно внимательным, трудолюбивым? (Литературные герои)
  • Какими положительными качествами обладают данные герои?
  • Понравился ли вам такой урок?

XII. Домашнее задание

Домашнее задание вы задаете себе сами со страниц 50-53.

XIII. Выставление оценок. Рефлексия

Любят сказки все на свете,

Любят взрослые и дети,

Любят слушать и смотреть,

Сказки  могут душу греть.

Чудеса в них происходят,

Люди к счастью путь находят,

И, конечно же, добро

Побеждает ложь и зло. (Слайд 15)



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики учителя начальных классов Рузметовой Гульнары Камулжановны

Предмет

Математика

Класс

1

Автор УМК

М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова

Тема урока

Простая задача

Цели урока:

образовательные

развивающие

воспитательные

обобщить знания о структуре, видах задач; систематизировать знания по данной теме;

закрепить умение анализировать задачу, выделять составляющие задачи; выполнять решения изученных видов задач; развивать логическое мышление, пространственные представления;

воспитывать познавательный интерес к предмету, любознательность, любовь к сказкам и сказочным героям, уметь находить положительные и отрицательные качества любого героя.

Тип урока

Комбинированный

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки, сюжетные картинки, светофорчики, памятки

Ход урока

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Этап урока

Задания

базового уровня Задания повышенного уровня

Осуществляемые действия

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

Формируемые способы

деятельности

Формируемые способы

деятельности

Формируемые способы

деятельности

Формируемые способы

деятельности

1. Самоопределение к деятельности

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей

Повернитесь, улыбнитесь,

Встаньте прямо, подтянитесь.

Начинаем наш урок.

Он пойдёт ребятам впрок!

Проверка готовности к уроку, эмоциональный и психологический настрой на работу на уроке

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Целеполагание

Самоопределение, положительный эмоциональный  настрой на  работу

2. Актуализация знаний

Устный счет

Слайды 1-3

Учитель зачитывает задачи для устного счета (слайды 1-3)

Дети показывают ответы на задачи и объясняют

Структурирование знания

Учиться строить монологическое высказывание

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Развитие познавательных интересов

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности

Работа в группах

Беседа о задачах

- Подумайте, сможете ли вы составить задачу? Чего не хватает для выполнения задания?

- Как вы думаете, чему мы сегодня посвятим урок математики?

Рассуждение на поставленный вопрос

Построение своих высказываний, формулирование выводов на основе анализа

Развитие умения учится слышать, уважать чужую точку зрения, участие  в обсуждении

Развитие умения учится ставить проблему

Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; формирование

самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности

4. «Открытие нового знания»

Слайды 4-5

Картинки с сюжетом: веточка дерева с листочками и несколько листьев падают, тарелки с пирожками и пирожными и т.д.

Повторение составляющих компонентов задачи (слайд 6)

Учитель записывает предложенные детьми задачи (слайд 4-5)

Дети проговаривают составные части

Составление задач по слайдам

Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт; выдвижение гипотез и их обоснование

Формирование умения участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга

Проговаривание последовательности действий

Составление плана последовательности действий

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Алеша готовил уроки. Сначала он решил пять примеров, а потом еще три примера. Сколько всего примеров решил Алеша?

Как могут быть записаны условие? вопрос?

- Повторите условие задачи. Назовите вопрос задачи. - Прочитайте решение. Скажите ответ задачи.

- Переделайте задачу, чтобы она решалась так: из восьми вычесть три. Что в новой задаче неизвестно? Что в задаче известно? Запишите решение.

дети комментируют слайды 7-11,12

Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов;

на основе анализа объектов делать выводы;

обобщать и классифицировать по признакам;

построение логической цепи рассуждений

Умение учиться  выражать  свои  мысли в  устной  и  письменной  форме, слушать   и   понимать  речь  других учащихся

Формирование умения высказывать своё предположение

Формирование  самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задание на слайде 13

Показ слайда 13

- Все понятно в данных задачах?

проверка (слайд 14)

Обсуждение недостающих данных.

Решение задач, самопроверка по эталону

Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осознание степени усвоенности материала

Построение жизненных планов во временной перспективе

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Работа в группах

Составление задач на сказочную тематику

(слайд 15)

Составление задач на сказочную тематику, обмен  составленными задачами, решение их

Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Формирование умения корректировать выполнение задания, контроль и коррекция

Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

  1. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

Домашнее задание вы задаете себе сами со страниц 50-53.

Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Умение учиться оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Оценка  правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки          

Формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

открытый урок по математике 3 класс Тема урока: «Решение задач и примеров на закрепление»

Класс: 3Учитель: Узденова М.М.Тема урока: «Решение задач и примеров на  закрепление»Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийПедагогические технологии:игровыеинформационныездоровьес...

Конспект урока по математике для 4 класса по программе "Школа России". Тема урока "Решение задач на движение. Повторение."

Данный урок является обучающим, развивающим, воспитывающим. Структура урока, содержание, применение различных методов и приёмов, форм работы смена одного вида деятельности другим отвечают поставленной...

Презентация урока математики 2 класс. УМК "Гармония".Тема урока: "Решение задач.Сложение двузначных чисел".

Презентация урока по ФГОС с использованием здоровьесберегающих технологий....

Урок математики во 2 классе. Тема урока: «Решение задач и упражнений различного типа на сложение и вычитание в пределах 100»

Урок-путешествие.Тип урока: интегрированныйФорма работы: коллективная, индивидуальная.Оборудование: схемы, наглядные пособия, карточки для индивидуальной работы, карточки для самостоятельной работы, и...

Конспект урока математики "Задача. Структура задачи" (1 класс)

Конспект урока математики "Задача. Структура задачи" (1 класс)...

Урок математике в 1-2 класс-комплекте (малокомплектной школы).тема урока: Решение задач. Урок рефлексии

Конспект урока в 1-2 класс -комплекте . Урок рефлексии по математике. Тема: "Решение задач". Презентация к уроку....