Календарно-тематическое планирование по математике Н.Б. Истомина 4 класс с характеристикой деятельности ученика
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование по математике Н.Б. ИстоминаУМК Гармония  4 класс с характеристикой деятельности ученика и материально-техническим обеспечением

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabprogr4klass_matematika.doc395 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Мухановская средняя общеобразовательная школа».

                                                                                                               Утверждаю

директор школы:

__________/О.В.Тетерина/

«___» ______________ 2016 г.

Рабочая программа

 по предмету «Математика»

 (базовый уровень).

4 класс

Составитель:  Кардашова Наталья Николаевна (без категории)

2016 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по математике для 4 класса соответствует требованиям   федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе        :

Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Мухановская СОШ;

Учебного плана на 2016-2017 учебный год МКОУ Мухановская СОШ,на основании которого на преподавание в 4 классе выделено 4 часа в неделю;

Авторской рабочей программы по математике для 4 класса Н.Б.Истомина Математика, Смоленск Ассоциация 21 век ,2014 г.

УМК Гармония

Актуальность и назначение   данной программы

В основе  начального курса  математики, нашедшего отражение в учебниках  математики 1-4, лежит методическая концепция, которая выражает  необходимость целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения классификации

аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.  

Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в  различных системах знаний, но и эффективно использовать их  для решения практических и жизненных задач.

     Концепция обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования, учитывает психологические особенности младших школьников  и специфику учебного предмета «Математика», который является испытанным и надежным средством  интеллектуального развития

учащихся, воспитания у них критического мышления и способности различать обоснованные и необоснованные суждения.

 Нацеленность курса математики на формирование  приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в практике обучения системно-деятельностный  подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация,  учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка),  и создать  дидактические условия для овладения универсальными учебными     действиями (личностными, познавательными регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических, что и составляет сущность понятия «умение учиться».

   Достижение основной цели начального образования – формирования у детей умения учиться – требует внедрения в школьную практику новых  способов (методов, средств, форм) организации  процесса обучения и современных технологий усвоения математического содержания,  которые

позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.

В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.

Цель курса:

Обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

              Задачи курса:

 Организовать учебную деятельность учащихся с учетом специфики предмета (математика), направленную:

  на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая  потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (6,5 – 11 лет): словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково – символическое мышление, с опорой на наглядно – образное и предметно - действенное мышление.

   на развитие пространственного воображения,  потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно – следственные связи, осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки.

   на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения), исследовать их структурный состав (многозначные числа, геометрические фигуры), описывать ситуации, с использованием чисел и величин, моделировать математические отношения и зависимости, прогнозировать результат вычислений, контролировать правильность и полноту выполнения алгоритмов арифметических действий, использовать различные приемы проверки нахождения значения числового выражения (с опорой на правила, алгоритмы, прикидку результата), планировать решение задачи, объяснять (пояснять, обосновывать) свой способ действия, описывать свойства геометрических фигур, конструировать и изображать их модели и пр.


Особенности данной программы

Особенностью курса УМК Гармония является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока ещё нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а в последствии и сами дети. Такая логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей. В результате изучения курса математики по  программе УМК Гармония  у выпускника начальной школы будут сформированы предметные знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

      Основным средством формирования УУД в курсе математики УМК Гармония являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на  выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие;

проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

 Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных

учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у них положительного отношения к школе (к процессу познания).

Эффективным методическим средством для формирования универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) является включение в учебник заданий, содержащих диалоги, рассуждения и пояснения персонажей Миши и Маши. Эти задания

выполняют различные функции: их можно использовать для самоконтроля; для коррекции ответов Миши и Маши, которые могут быть один – верным, другой – неверным, оба верными, но неполными, требующими дополнений; для получения информации; для овладения умением вести

диалог, для разъяснения способа решения задачи и пр. В результате чтения, анализа и обсуждения диалогов и высказываний Миши и Маши учащиеся не только усваивают предметные знания, но и

приобретают опыт  построения понятных для партнера высказываний, учитывающих, что партнер знает и видит, а что  – нет, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия, формулировать собственное мнение и позицию, контролировать действия партнёра, использовать

речь для регуляции своего действия, строить монологическую речь, владеть диалоговой формой речи.

  В основе составления учебных заданий лежат идеи изменения, соответствия, правила и зависимости. С точки зрения перспективы математического образования вышеуказанные идеи выступают как содержательные компоненты обучения, о которых у младших школьников формируются общие представления, которые  являются основой для дальнейшего изучения

математических понятий и для осознания закономерностей и зависимостей окружающего мира.

Особенностью курса является использование калькулятора как средства обучения младших школьников математике, обладающего определёнными методическими возможностями. Калькулятор можно применять для постановки учебных задач, для открытия и усвоения способов

действий, для проверки предположений и числового результата, для овладения математической терминологией и символикой, для выявления закономерностей и зависимостей,  то есть использовать его для  формирования УУД. Помимо этого в первом и во втором классах калькулятор

можно использовать и для мотивации усвоения младшими школьниками табличных навыков.  Например,  проведение игры «Соревнуюсь с калькулятором», в которой  один ученик называет результат табличного случая сложения на память, а другой – только после того, как он появится

на экране калькулятора, убеждает малышей в том, что  знание табличных случаев сложения (умножения) позволит им обыграть калькулятор.   Это  является определённым стимулом для усвоения табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления  и активизирует память учащихся

Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) осуществляется в учебнике при изучении всех разделов  начального курса математики: 1) Признаки предметов. Пространственные отношения. 2) Числа и величины. 3)

Арифметические действия. 4) Текстовые задачи. 5) Геометрические фигуры. 6) Геометрические величины. 7) Работа с информацией. 8) Уравнения и буквенные выражения. Содержание разделов 1- 7 распределяется в курсе математики по классам и включается в различные темы в соответствии с

логикой построения содержания курса, которая учитывает преемственность и взаимосвязь математических понятий,  способов действий и психологию их усвоения младшими школьниками.

       Раздел «Работа с информацией» является неотъемлемой частью каждой темы начального курса математики. В соответствии с логикой построения курса учащиеся учатся понимать информацию, представленную различными способами (рисунок, текст, графические и символические модели, схема, таблица, диаграмма), использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно - следственных связей. В процессе решения задач и выполнения различных учебных заданий ученики учатся понимать логические выражения содержащие связки «и», «или», «если, то…», «верно /неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые» и пр.

Другими словами, процесс усвоения математики так же, как и другие предметные курсы в начальной школе органически включает в себя информационное направление . как пропедевтику дальнейшего изучения информатики. Направленность курса на формирование приёмов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение) в процессе усвоения математического содержания обеспечивает развитие алгоритмического и логического мышления, формирует у младших школьников представление о моделировании, что  оказывает положительное влияние на формирование УУД.  При этом сохраняется приоритет арифметической линии начального курса математики как основы для продолжения математического образования в 5-6 классах.

      На всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе

самостоятельной работы учащихся в парах или индивидуально. Важно, чтобы полученные

результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные) обсуждались коллективно и создавали условия  для общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умения слышать и слушать друг друга, учитывать позицию собеседника и т. д.). В процессе такой работы у учащихся формируются умения: контролировать,  оценивать свои действия и  вносить соответствующие коррективы в их выполнение. При этом необходимо, чтобы учитель активно включался  в процесс обсуждения. Для этой цели могут быть использованы различные методические приёмы: организация целенаправленного наблюдения; анализ математических объектов с различных точек зрения; установление соответствия между предметной - вербальной - графической - символической моделями; предложение заведомо неверного способа выполнения задания - «ловушки»; сравнение данного задания с другим, которое представляет собой ориентировочную основу; обсуждение различных способов действий.

 

Особенностью курса является новый методический подход к обучению решению задач, который сориентирован на формирование обобщённых умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними и, используя математические понятия, осуществлять

перевод вербальной модели (текст задачи) в символическую (выражения, равенства уравнения

.

Необходимым условием данного подхода в практике обучения является организация

подготовительной работы к обучению решению задач, которая включает: 1) формирование у учащихся навыков чтения, 2) усвоение детьми предметного смысла сложения и вычитания, отношений «больше на», «меньше на», разностного сравнения (для этой цели используется не решение простых типовых задач, а приём соотнесения предметных, вербальных, графических и символических моделей);

3) формирование приёмов умственной деятельности; 4) умение складывать и вычитать отрезки

 использовать их для интерпретации различных ситуаций

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

IV класс (136 ч.)

  1. Тема 1: Повторение (10ч.). Табличные способы умножения и соответствующие случаи деления. Единицы длины и массы. Внетабличное умножение и деление. Нумерация чисел в пределах 1000
  2. Тема 2: Умножение многозначного числа на однозначное. Умножение многозначных чисел (8ч.)

Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное число).

  1. Тема 3: Деление с остатком (13ч.). Смысл деления с остатком. Способы деления с остатком. Взаимосвязь компонентов и результата деления (с остатком и без остатка).
  2. Тема 4: Умножение многозначных чисел (11ч.). Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное, двузначное, трехзначное число.
  3. Тема 5: Деление многозначных чисел (17ч.). Алгоритм письменного деления на однозначное, двузначное, трехзначное число.
  4. Тема 6: Доли и дроби (3ч)
  5. Тема 7: Действия с величинами (16ч.). Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Единицы массы: грамм, килограмм, тонна. Единицы площади: кв. миллиметр, кв. сантиметр, кв. дециметр, кв. метр, кв. километр. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, год, век. Единицы объема: литр. Соотношение единиц величин. Сравнение однородных величин. Действия с величинами.
  6. Тема 8: Скорость движения (22ч.). Текстовые задачи с величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др.).
  7. Тема 9: Уравнения (4ч.). Уравнения. Способы решения уравнений (простых и усложненных). Решение задач способом составления уравнений.
  8. Тема 10: Числовые и буквенные выражения (10ч.). Буквенные выражения. Нахождение числовых значений буквенных выражений при данных значениях входящих в них букв.
  9.  Тема 11: Повторение (14ч.). Сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел. Решение задач на пропорциональное деление.

Требования к планируемым результатам изучения программы

Личностные результаты

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

– учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

– готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;

– способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью;

– способность к организации самостоятельной деятельности.

Изучение математики будет способствовать формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

– внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

– устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач:

– адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.

Предметные результаты

Числа и величины

– читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

– устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

– группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

– читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; год – месяц – неделя – сутки – час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.

– классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

– выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

Арифметические действия

– выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 1 000 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий, в том числе деления с остатком;

– выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём

и числом 1);

– выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

– вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

– выполнять действия с величинами;

– использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

– проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, «прикидки» и оценки результата действия).

Работа с текстовыми задачами

– анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи; определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

– решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2–3 действия);

– оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

– решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая части);

– решать задачи в 3–4 действия;

– находить разные способы решения задач;

– решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки.

Пространственные отношения.

Геометрические фигуры

– описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

– распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, прямая, луч, отрезок, ломаная, прямой, тупой и острый углы, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

– выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

– использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

– распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

– соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

– распознавать плоские и кривые поверхности;

– распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;

– распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

Геометрические величины

– измерять длину отрезка;

– вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

– оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

- научиться вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.

Работа с информацией

– читать несложные готовые таблицы;

– заполнять несложные готовые таблицы;

– читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

– читать несложные готовые круговые диаграммы;

– достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

– сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

– распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы, диаграммы, схемы);

– планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

– интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Уравнения. Буквенные выражения

– решать простые и усложнённые уравнения на основе правил о взаимосвязи компонентов и результатов арифметических действий;

– находить значения простейших буквенных выражений при данных числовых значениях входящих в них букв.

Метапредметные результаты

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации;

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии;

– владеть общим приёмом решения задач;

– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематический и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематической форме; переводить её в словесную форму.

– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

– создавать модели и схемы для решения задач и преобразовывать их;

– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

– проводить сравнение и классификацию математического материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

– выражать в речи свои мысли и действия;

– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет;

– задавать вопросы;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения.

– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая пра-вила вежливости;

– оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

– инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

– применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по математике

Во всех классах начиная со второго действует пятибалльная система опенок, и учитель руководствуется следующими нормами оценок знаний, умений и навыков учащихся.

Оценка устных ответов. 

Оценка «5» ставится ученику, если он:   при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и  умеет им самостоятельно пользоваться;

производит вычисления правильно, достаточно быстро и рационально; умеет проверить произведенные вычисления;

умеет самостоятельно решать задачу (составить план, объяснить ход решения, точно сформулировать ответ на вопрос задачи);

правильно выполняет задания практического характера.

Оценка «4»ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5»,  но ученик допускает отдельные неточности в работе, которые исправляет сам при указании учителя о том, что он допустил ошибку.

Оценка «3» ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более половины изученных вопросов и исправляет допущенные ошибки после пояснения учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и примеров.

                  Письменная проверка знаний, умений, навыков.  

Письменная работа. Содержащая только примеры. 

При оценке письменной работы, включающей только примеры (при числе вычислительных действий не более 12) и имеющей целью проверку вычислительных навыков учащихся, ставятся следующие отметки:

Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.

Оценка «4» ставится, если  в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка «3» ставится, если   в работе допущены 3-4 вычислительные ошибки.

Оценка «2» ставится, если   в работе допущены 5 и более вычислительных ошибок.

 

 Письменная работа.   Содержащая только задачи. 

При оценке письменной работы, состоящей только из задач (2 или 3 задачи) и имеющей целью проверку умений решать задачи. Ставятся следующие отметки:

Оценка «5» ставится, если все задачи решены без ошибок.

Оценка «4» ставится, если нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка «3» ставится, если допущена хотя бы 1 ошибка в ходе решения задачи независимо от того, 2 или 3 задачи содержит работа, и 1 вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, по не решена 1 задача.

Оценка «2» ставится, если допущены ошибки в ходе решения задач и 2 вычислительные ошибки в других задачах.

Письменная   комбинированная работа. 

Письменная комбинированная работа ставит своей целью проверку знаний, умений, навыков учащихся по всему материалу   темы, четверти, полугодия, всего учебного года и содержит одновременно задачи, примеры и задания других видов (задания по нумерации чисел, на сравнение чисел, на порядок действий и др.). Ошибки допущенные при выполнении этих видов заданий, относятся к вычислительным ошибкам.

1. При оценке письменной комбинированной работы, состоящей из 1 задачи, примеров и заданий других видов, ставятся следующие отметки: 

Оценка «5»  ставится, если все задачи решены без ошибок.

Оценка «4»  ставится, если нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1 -2 вычислительные ошибки.

Оценка «3»  ставится, если в работе допущена ошибка в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3 - 4 вычислительные ошибки при отсутствии ошибок в ходе решения задачи.

Оценка «2» ставится, если допущена ошибка в ходе решения задачи и хотя бы 1 вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущена более 5 вычислительных ошибок.

2. При  оценке письменной комбинированной работы, состоящей из 2 задач и примеров, ставятся следующие отменен:

Оценка «5»  ставится, если все задачи решены без ошибок.

Оценка «4» ставится,  если в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка «3» ставится, если в работе допущена ошибка в ходе решения   одной из задач,  при правильном выполнении всех остальных заданий, или допущены 3-4 вычислительные ошибки при отсутствии ошибок в ходе решения задач.

Оценка «2» ставится, если допущена ошибки в ходе решения двух задач, или допущена ошибка в холе решения одной из задач и 4 вычислительные ошибки, или допущено при решении задач и примеров более 6 вычислительных ошибок.

Примечание. Наличие в работе недочётов вида: неправильное списывание данных, но верное выполнение задания, грамматические ошибки в написании математических терминов и общепринятых сокращений, неряшливое оформление работы, большое число исправлений ведёт к снижению оценки на один балл, но не ниже «3».

Математический диктант.

При оценке математического диктанта, включающего 12 или более арифметических действий, ставятся следующие отметки:

Оценка «5»  ставится, если вся  работа выполнена безошибочно.

Оценка «4» ставится, если  выполнена неверно 1/5 часть примеров от их общего числа.

Оценка «3»  ставится, если выполнено неверно 1/4 часть примерев от их общего числа.:

Оценка «2»  ставится, если выполнено   неверно 1/2 часть примеров от их общего числа.

Тематическое планирование

По предмету  :                             математика

Класс                                           4

Количество часов в неделю :    4

Всего :                                          136 часов

Автор учебника:                          Н.Б.Истомина

Название учебника:                     Математика

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

уро-ка

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Дата кален

Дата факт.

Тема 1. Проверь себя! Чему ты научился в первом, втором и третьем классах? (10 ч)

1

1.

Сравнение многозначных чисел. Табличное умножение.  

1

Использовать математические знания для решения практических задач.

Моделировать текстовые ситуации. (Таблицы, схемы, знаково-символические модели, диаграммы).

Решать арифметические задачи разными способами, используя различные формы записи решения задачи.

Выражать в речи свои мысли и действия.

Осуществлять взаимный контроль.

Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Классифицировать числа, величины, геометрические фигуры по данному основанию.

Осуществлять анализ объектов, синтез как составление целого из частей, проводить сравнение.

2

2

Арифметические задачи. Правила порядка выполнения действий.

1

Использовать математические знания для решения практических задач.

Моделировать текстовые ситуации. (Таблицы, схемы, знаково-символические модели, диаграммы).

Решать арифметические задачи разными способами, используя различные формы записи решения задачи.

Выражать в речи свои мысли и действия.

Осуществлять взаимный контроль.

Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Классифицировать числа, величины, геометрические фигуры по данному основанию.

Осуществлять анализ объектов, синтез как составление целого из частей, проводить сравнение.

3

3

Взаимосвязь компонентов и результата действий. Правило. Арифметические задачи.

1

Использовать математические знания для решения практических задач.

Моделировать текстовые ситуации. (Таблицы, схемы, знаково-символические модели, диаграммы).

Решать арифметические задачи разными способами, используя различные формы записи решения задачи.

Выражать в речи свои мысли и действия.

Осуществлять взаимный контроль.

Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Классифицировать числа, величины, геометрические фигуры по данному основанию.

Осуществлять анализ объектов, синтез как составление целого из частей, проводить сравнение.

4

4

Арифметические задачи.

1

Использовать математические знания для решения практических задач.

Моделировать текстовые ситуации. (Таблицы, схемы, знаково-символические модели, диаграммы).

Решать арифметические задачи разными способами, используя различные формы записи решения задачи.

Выражать в речи свои мысли и действия.

Осуществлять взаимный контроль.

Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Классифицировать числа, величины, геометрические фигуры по данному основанию.

Осуществлять анализ объектов, синтез как составление целого из частей, проводить сравнение.

5

5

Деление на 10, 100, 1000… Соотношение единиц массы, длины, времени.

1

Использовать математические знания для решения практических задач.

Моделировать текстовые ситуации. (Таблицы, схемы, знаково-символические модели, диаграммы).

Решать арифметические задачи разными способами, используя различные формы записи решения задачи.

Выражать в речи свои мысли и действия.

Осуществлять взаимный контроль.

Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Классифицировать числа, величины, геометрические фигуры по данному основанию.

Осуществлять анализ объектов, синтез как составление целого из частей, проводить сравнение.

6

6

Площадь и периметр прямоугольника. Сравнение числовых выражений. Порядок выполнения действий. Многогранник. Прямоугольный параллелепипед.

1

Использовать математические знания для решения практических задач.

Моделировать текстовые ситуации. (Таблицы, схемы, знаково-символические модели, диаграммы).

Решать арифметические задачи разными способами, используя различные формы записи решения задачи.

Выражать в речи свои мысли и действия.

Осуществлять взаимный контроль.

Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Классифицировать числа, величины, геометрические фигуры по данному основанию.

Осуществлять анализ объектов, синтез как составление целого из частей, проводить сравнение.

7

7

Деление числа на произведение. Диаграмма.

1

Использовать математические знания для решения практических задач.

Моделировать текстовые ситуации. (Таблицы, схемы, знаково-символические модели, диаграммы).

Решать арифметические задачи разными способами, используя различные формы записи решения задачи.

Выражать в речи свои мысли и действия.

Осуществлять взаимный контроль.

Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Классифицировать числа, величины, геометрические фигуры по данному основанию.

Осуществлять анализ объектов, синтез как составление целого из частей, проводить сравнение.

8

8

Куб. Таблица умножения и соответствующие случаи деления.

1

Использовать математические знания для решения практических задач.

Моделировать текстовые ситуации. (Таблицы, схемы, знаково-символические модели, диаграммы).

Решать арифметические задачи разными способами, используя различные формы записи решения задачи.

Выражать в речи свои мысли и действия.

Осуществлять взаимный контроль.

Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Классифицировать числа, величины, геометрические фигуры по данному основанию.

Осуществлять анализ объектов, синтез как составление целого из частей, проводить сравнение.

9

9

Числовые выражения. Развертка куба.

1

Использовать математические знания для решения практических задач.

Моделировать текстовые ситуации. (Таблицы, схемы, знаково-символические модели, диаграммы).

Решать арифметические задачи разными способами, используя различные формы записи решения задачи.

Выражать в речи свои мысли и действия.

Осуществлять взаимный контроль.

Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Классифицировать числа, величины, геометрические фигуры по данному основанию.

Осуществлять анализ объектов, синтез как составление целого из частей, проводить сравнение.

10

10

Контрольная работа по итогам повторения

1

Использовать математические знания для решения практических задач.

Моделировать текстовые ситуации. (Таблицы, схемы, знаково-символические модели, диаграммы).

Решать арифметические задачи разными способами, используя различные формы записи решения задачи.

Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Классифицировать числа, величины, геометрические фигуры по данному основанию.

Осуществлять анализ объектов, синтез как составление целого из частей, проводить сравнение.

Тема 2. Умножение многозначного числа на однозначное (8 ч)

11

1

Постановка учебной задачи.   Алгоритм умножения на однозначное число.  

1

Представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Использовать распределительное свойство умножения для удобства вычислений.

Объяснять на его основе запись выполнения умножения «в столбик».

Выполнять самостоятельно умножение «в столбик» с объяснением.

Выполнять «прикидку» количества знаков в значении произведения многозначного числа на однозначное.

Пояснять собственные действия при проведении «прикидки».

Осуществлять самоконтроль рассуждений, выполняя умножение «в столбик».

Находить значения произведений многозначных чисел на однозначные разными способами.

Использовать разрядный состав чисел для удобства записи умножения «в столбик».

12

2

Алгоритм  умножения на однозначное число.  Разрядный состав многозначного числа. Арифметические задачи.

1

Представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Использовать распределительное свойство умножения для удобства вычислений.

Объяснять на его основе запись выполнения умножения «в столбик».

Выполнять самостоятельно умножение «в столбик» с объяснением.

Выполнять «прикидку» количества знаков в значении произведения многозначного числа на однозначное.

Пояснять собственные действия при проведении «прикидки».

Осуществлять самоконтроль рассуждений, выполняя умножение «в столбик».

Находить значения произведений многозначных чисел на однозначные разными способами.

Использовать разрядный состав чисел для удобства записи умножения «в столбик».

13

3

Арифметические задачи. Умножение многозначного числа на однозначное.  

1

Представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Использовать распределительное свойство умножения для удобства вычислений.

Объяснять на его основе запись выполнения умножения «в столбик».

Выполнять самостоятельно умножение «в столбик» с объяснением.

Выполнять «прикидку» количества знаков в значении произведения многозначного числа на однозначное.

Пояснять собственные действия при проведении «прикидки».

Осуществлять самоконтроль рассуждений, выполняя умножение «в столбик».

Находить значения произведений многозначных чисел на однозначные разными способами.

Использовать разрядный состав чисел для удобства записи умножения «в столбик».

14

4

Взаимосвязь компонентов и результатов действий. Правила порядка выполнения действий. Сравнение выражений.

1

Представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Использовать распределительное свойство умножения для удобства вычислений.

Объяснять на его основе запись выполнения умножения «в столбик».

Выполнять самостоятельно умножение «в столбик» с объяснением.

Выполнять «прикидку» количества знаков в значении произведения многозначного числа на однозначное.

Пояснять собственные действия при проведении «прикидки».

Осуществлять самоконтроль рассуждений, выполняя умножение «в столбик».

Находить значения произведений многозначных чисел на однозначные разными способами.

Использовать разрядный состав чисел для удобства записи умножения «в столбик».

15

5

Арифметические задачи. Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число.

1

Представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Использовать распределительное свойство умножения для удобства вычислений.

Объяснять на его основе запись выполнения умножения «в столбик».

Выполнять самостоятельно умножение «в столбик» с объяснением.

Выполнять «прикидку» количества знаков в значении произведения многозначного числа на однозначное.

Пояснять собственные действия при проведении «прикидки».

Осуществлять самоконтроль рассуждений, выполняя умножение «в столбик».

Находить значения произведений многозначных чисел на однозначные разными способами.

Использовать разрядный состав чисел для удобства записи умножения «в столбик».

16

6

Арифметические задачи. Запись текста задачи в таблице.

1

Представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Использовать распределительное свойство умножения для удобства вычислений.

Объяснять на его основе запись выполнения умножения «в столбик».

Выполнять самостоятельно умножение «в столбик» с объяснением.

Выполнять «прикидку» количества знаков в значении произведения многозначного числа на однозначное.

Пояснять собственные действия при проведении «прикидки».

Осуществлять самоконтроль рассуждений, выполняя умножение «в столбик».

Находить значения произведений многозначных чисел на однозначные разными способами.

Использовать разрядный состав чисел для удобства записи умножения «в столбик».

17

7

Арифметические задачи. Сравнение многозначных чисел. Умножение многозначного числа на двузначное, оканчивающееся нулем.

1

Представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Использовать распределительное свойство умножения для удобства вычислений.

Объяснять на его основе запись выполнения умножения «в столбик».

Выполнять самостоятельно умножение «в столбик» с объяснением.

Выполнять «прикидку» количества знаков в значении произведения многозначного числа на однозначное.

Пояснять собственные действия при проведении «прикидки».

Осуществлять самоконтроль рассуждений, выполняя умножение «в столбик».

Находить значения произведений многозначных чисел на однозначные разными способами.

Использовать разрядный состав чисел для удобства записи умножения «в столбик».

18

8

Умножение многозначных чисел,    оканчивающихся нулями на однозначное число. Многогранник, его развертка.

1

Представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Использовать распределительное свойство умножения для удобства вычислений.

Объяснять на его основе запись выполнения умножения «в столбик».

Выполнять самостоятельно умножение «в столбик» с объяснением.

Выполнять «прикидку» количества знаков в значении произведения многозначного числа на однозначное.

Пояснять собственные действия при проведении «прикидки».

Осуществлять самоконтроль рассуждений, выполняя умножение «в столбик».

Находить значения произведений многозначных чисел на однозначные разными способами.

Использовать разрядный состав чисел для удобства записи умножения «в столбик».

Тема 3. Деление с остатком (13 ч)

19

1

Постановка учебной задачи.  Запись деления с остатком. Терминология.

1

Формулировать учебную задачу на основе имеющихся знаний о делении чисел.

20

2

Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Табличные случаи умножения. Подбор делимого при делении с остатком.

1

Составлять план решения учебной задачи.

Моделировать арифметическое действие для решения учебной задачи.

21

3

Деление с остатком. Подбор неполного частного.

1

Пояснять готовую запись деления с остатком.

Выполнять деление с остатком.

22

4

Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Классификация выражений.

1

Контролировать себя, сверяя собственные действия с алгоритмом выполнения деления с остатком.

Осуществлять самопроверку вычислительных действий путём сопоставления с алгоритмом.

Выделять неизвестный компонент деления с остатком и находить его значение.

Анализировать готовые записи деления с остатком для случаев, когда делимое меньше делителя.

Находить неполное частное и остаток, пользуясь подбором делимого или неполного частного.

23

5

Решение арифметических задач. Коррекция ошибок.

1

Составлять план решения учебной задачи.

Выполнять деление с остатком.

24

6

Решение арифметических задач. Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком.

1

Составлять план решения учебной задачи.

Выполнять деление с остатком.

25

7

Контрольная работа по теме «Умножение многозначных чисел»

1

Находить значения произведений многозначных чисел на однозначные разными способами.

26

8

Деление с остатком. Случай, когда делимое меньше делителя. Классификация выражений.

1

Сравнивать записи деления с остатком в строку и «уголком».

Выполнять запись деления с остатком в строку и «уголком».

27

9

Решение  задач.

1

Составлять план решения учебной задачи.

Выполнять деление с остатком.

28

10

Деление на  10, 100. Решение  задач.

1

Определять значение неполного частного и остаток при делении на 10, 100, 1000… разными способами (как при делении с остатком или с учётом разрядного состава многозначных чисел).

29

11

Умножение многозначного числа на однозначное. Решение  задач.

1

Находить значения произведений многозначных чисел на однозначные разными способами.

30

12

Решение  задач.

1

Находить значения произведений многозначных чисел на однозначные разными способами.

31

13

Контрольная работа по теме «Деление с остатком»

1

Проводить проверку правильности вычислений с помощью обратных действий.

Тема 4. Умножение многозначных чисел (11 ч)

32

1

Постановка учебной задачи. Алгоритм  умножения  на двузначное число.

1

Использовать приобретённые умения (выполнять умножение многозначного числа на однозначное, применять распределительное свойство умножения для удобства вычислений) для формирования новых (умножения любых многозначных чисел).

Описывать устно последовательность действий при умножении «в столбик» на двузначное число.

33

2

Сравнение выражений, поиск ошибок и их коррекция.

1

Осуществлять самоконтроль путём сравнения собственных рассуждений с готовым алгоритмом действия. 

34

3

Решение задач

1

Замечать закономерности при вычислении значений

произведений многозначных чисел.

35

Решение задач на умножение

1

Исправлять ошибки в записи умножения многозначных чисел «в столбик» и в его результате.

36

Решение задач на деление

1

Осуществлять самоконтроль путём сравнения собственных рассуждений с готовым алгоритмом действия. 

37

4

 Алгоритм  умножения  на двузначное число. Правила порядка выполнения действий.

1

Выполнять умножение «в столбик» с объяснением.

38

5

 Алгоритм умножения на двузначное число. Решение задач. Геометрические тела.

1

Замечать закономерности при вычислении значений

произведений многозначных чисел.

39

6

Алгоритм  умножения  на двузначное число. Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Решение задач.

1

Выполнять умножение «в столбик» с объяснением.

40

7

Решение задач. Классификация многогранников.

1

Формулировать выводы из наблюдений в устной речи.

41

8

Алгоритм  умножения многозначного числа на однозначное и двузначное.

1

Исправлять ошибки в записи умножения многозначных чисел «в столбик» и в его результате.

42

9

Алгоритм  умножения многозначных чисел. Решение задач.

1

Исправлять ошибки в записи умножения многозначных чисел «в столбик» и в его результате.

43

10

Алгоритм  умножения многозначных чисел.

1

Исправлять ошибки в записи умножения многозначных чисел «в столбик» и в его результате.

44

11

Контрольная работа по теме «Умножение многозначных чисел на двузначные»

1

Осуществлять самоконтроль путём сравнения собственных рассуждений с готовым алгоритмом действия.

Тема 5. Деление многозначных чисел (17 ч)

45

1

Постановка учебной задачи. Деление суммы на число.

1

Использовать взаимосвязь умножения и деления для «прикидки» результатов вычислений.

46

2

Подготовка к знакомству с алгоритмом письменного деления. Деление с остатком. Разрядный и десятичный состав многозначного числа.

1

Составлять равенства на деление по вычисленным значениям произведений.

Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное с опорой на имеющиеся знания о деле-

нии суммы на число, о делении с остатком, о разрядном

составе многозначных чисел.

47

3

Подготовка к знакомству с алгоритмом. Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное.

1

Описывать действия при выполнении деления «уголком».

Выбирать из данных выражений частные, которые имеют в значении заданное количество цифр, с помощью

«прикидки».

48

4

Алгоритм письменного деления. Прикидка количества цифр в частном.

1

Осуществлять «прикидку» результата деления для определения количества цифр в значении частного; для оцен-

ки его величины.

49

5

Решение задач

1

Осуществлять «прикидку» результата деления для определения количества цифр в значении частного; для оцен-

ки его величины.

50

6

Алгоритм письменного деления. Задачи на площадь и периметр прямоугольника. Взаимосвязь компонентов деления с остатком и без остатка и результата.

1

Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное с опорой на имеющиеся знания о деле-

нии суммы на число, о делении с остатком, о разрядном

составе многозначных чисел.

51

7

Решение задач. Запись текста задачи в таблице. Деление многозначного числа на однозначное. Классификация выражений. Поиск закономерностей.

1

Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное с опорой на имеющиеся знания о деле-

нии суммы на число, о делении с остатком, о разрядном

составе многозначных чисел.

52

8

Классификация выражений. Проверка деления. Поиск закономерностей.

1

Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное с опорой на имеющиеся знания о деле-

нии суммы на число, о делении с остатком, о разрядном

составе многозначных чисел.

53

9

Решение задач. Взаимосвязь компонентов и результата деления. Грани и развёртка куба.

1

Выполнять «прикидку» количества знаков в значении произведения многозначного числа на однозначное.

Пояснять собственные действия при проведении «прикидки».

54

10

Алгоритм письменного деления. Грани и развёртка куба.

1

Выполнять «прикидку» количества знаков в значении произведения многозначного числа на однозначное.

Пояснять собственные действия при проведении «прикидки».

55

11

Алгоритм письменного деления. Прикидка результата. Сравнение выражений. Решение задач.

1

Выполнять «прикидку» количества знаков в значении произведения многозначного числа на однозначное.

Пояснять собственные действия при проведении «прикидки».

56

12

Алгоритм письменного деления. Прикидка результата.  Решение задач.

1

Выполнять «прикидку» количества знаков в значении произведения многозначного числа на однозначное.

Пояснять собственные действия при проведении «прикидки».

57

13

Алгоритм письменного деления. Решение задач.

1

Использовать взаимосвязь умножения и деления для «прикидки» результатов вычислений.

58

14

Алгоритм письменного деления. Решение задач.

1

Использовать взаимосвязь умножения и деления для «прикидки» результатов вычислений.

Описывать действия при выполнении деления «уголком».

59

15

Контрольная работа по теме «Деление многозначных чисел»

1

Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное с опорой на имеющиеся знания о деле-

нии суммы на число, о делении с остатком, о разрядном

составе многозначных чисел.

60

16

Алгоритм письменного деления. Количество цифр в частном. Решение задач.

1

Выбирать из данных выражений частные, которые имеют в значении заданное количество цифр, с помощью

«прикидки».

61

17

Алгоритм письменного деления. Решение задач.

1

Осуществлять «прикидку» результата деления для определения количества цифр в значении частного; для оцен-

ки его величины.

Тема 6. Доли и дроби (3 ч)

62

1

Постановка учебной задачи. Терминология. Предметный смысл   дроби (доли).

1

Записывать на языке математики обозначения частей целого (предмета, фигуры или величины).

Читать доли и дроби.

63

2

Предметный смысл дроби. Часть от целого.

1

Читать доли и дроби.

Пояснять предметный смысл числителя и знаменателя.

Выбирать рисунки, на которых закрашены заданные дробью части фигуры.

Выполнять рисунки по заданию, содержащему дроби.

Находить часть от числа, заданную дробью, и число по его части.

64

3

Нахождение дроби от числа и числа по дроби.

1

Читать доли и дроби.

Пояснять предметный смысл числителя и знаменателя.

Тема 7. Действия с величинами (16 ч)

65

1

Величины на практике. Единицы длины и их соотношения. Обобщение ранее изученного материала.

1

Классифицировать велич ины,определять «лишние» в ряду.

Записывать однородные величины в порядке убывания или возрастания.

66

2

Сравнение величин (длина), сложение и вычитание величин

1

Находить сумму и разность однородных величин.

67

3

Решение  задач с величинами (длина, площадь).

1

Выражать расстояния, данные в метрах, километрах и метрах.

68

4

Решение задач с величинами (длина, площадь, масса). Соотношение единиц массы.

1

Рассуждать, обосновывая разные способы своих действий.

Чертить отрезки заданной длины, увеличивать или уменьшать их на определённую величину.

69

5

Решение задач с величинами (масса). Перевод одних наименований величин в другие.

1

Находить закономерность построения ряда величин и продолжать ряд в соответствии с этой закономерностью.

Решать задачи, содержащие изучаемые величины.

70

6

Сложение и вычитание величин (масса). Поиск закономерностей. Решение задач.

1

Интерпретировать на диаграмме данные задачи.

Контролировать правильность решения задач с помощью заполнения таблицы.

71

7

Соотношение единиц времени. Решение задач.

1

Анализировать рисунки с известными величинами с целью знакомства с новой величиной (объёмом) и единицами её измерения.

Использовать полученные знания для решения задач.

72

8

Соотношение единиц времени. Нахождение части от целого и целого по его части. Решение задач.

1

Классифицировать велич ины,определять «лишние» в ряду.

Записывать однородные величины в порядке убывания или возрастания.

73

9

Единицы длины, массы и времени. Поиск закономерности.

1

Находить сумму и разность однородных величин.

74

10

Решение задач с различными величинами.

1

Выражать расстояния, данные в метрах, километрах и метрах.

Рассуждать, обосновывая разные способы своих действий.

75

11

Решение задач с различными величинами.

1

Чертить отрезки заданной длины, увеличивать или уменьшать их на определённую величину.

Решать задачи, содержащие изучаемые величины.

76

12

Решение задач с различными величинами.

1

Решать задачи, содержащие изучаемые величины.

Находить закономерность построения ряда величин и продолжать ряд в соответствии с этой закономерностью.

77

13

Решение задач с различными величинами.

1

Решать задачи, содержащие изучаемые величины.

78

14

Решение задач с различными величинами.

1

Интерпретировать на диаграмме данные задачи.

79

15

Решение задач с различными величинами.

1

Контролировать правильность решения задач с помощью заполнения таблицы.

Анализировать рисунки с известными величинами с целью знакомства с новой величиной (объёмом) и единицами её измерения.

80

16

Контрольная работа по теме «Действия с величинами»

1

Использовать полученные знания для решения задач.

Тема 8. Скорость движения (22 ч)

81

1

Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи в таблице.

1

Моделировать предметные ситуации на схеме, чтобы найти скорость движения.

82

2

Соотношение единиц скорости. Решение задач.

1

Анализировать тексты задач на движение с целью уточнения представлений о скорости.

83

3

Соотношение единиц скорости. Решение задач.

1

Перекодировать текстовую информацию в таблицу.

84

4

Соотношение единиц скорости. Правила порядка выполнения действий. Анализ разных способов решения задачи. Взаимосвязь компонентов и результата арифметического действия. Нахождение доли от числа и числа от его доли.

1

Распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме.

Решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли.

85

5

Решение задач. Сравнение выражений. Правила порядка выполнения действий.

1

Решать задачи на движение

86

6

Движение двух тел навстречу друг другу. Решение задач.

1

Решать задачи на движение

Интерпретировать текст задач на движение на схематическом рисунке.

Сравнивать и обобщать сведения, представленные в готовых высказываниях.

Использовать приобретённые знания при решении задач на движение.

87

7

Движение двух тел навстречу друг другу. Использование схем в задачах на встречное движение.

1

Моделировать предметные ситуации на схеме, чтобы найти скорость движения.

Анализировать тексты задач на движение с целью уточнения представлений о скорости.

88

8

Решение задач  с величинами  (скорость, время, расстояние).

1

Интерпретировать текст задач на движение на схематическом рисунке.

Решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли.

89

9

Решение задач  с величинами  (скорость, время, расстояние). Сравнение выражений. Правила порядка выполнения действий.

1

Сравнивать и обобщать сведения, представленные в готовых высказываниях.

Использовать приобретённые знания при решении задач на движение.

90

10

Решение задач на движение двух тел в одном направлении, когда одно тело догоняет второе.

1

Моделировать предметные ситуации на схеме, чтобы найти скорость движения.

Анализировать тексты задач на движение с целью уточнения представлений о скорости.

91

11

Решение задач на движение двух тел в противоположных направлениях.

1

Перекодировать текстовую информацию в таблицу.

Распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме.

92

12

Решение задач на движение. Алгоритм письменного деления. Правила порядка выполнения действий.

1

Решать задачи на движение

Решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли.

Интерпретировать текст задач на движение на схематическом рисунке.

93

13

Решение задач на движение.

1

Использовать приобретённые знания при решении задач на движение.

94

14

Решение задач на движение.

1

Моделировать предметные ситуации на схеме, чтобы найти скорость движения.

95

15

Решение задач на движение.

1

Анализировать тексты задач на движение с целью уточнения представлений о скорости.

96

16

Решение задач на движение.

1

Перекодировать текстовую информацию в таблицу.

97

17

Решение задач на движение.

1

Распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме.

98

18

Контрольная работа по теме «Решение задач на движение»

1

Решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли.

99

19

Решение задач на движение.

1

Интерпретировать текст задач на движение на схематическом рисунке.

100

20

Решение задач на встречное движение

1

Сравнивать и обобщать сведения, представленные в готовых высказываниях.

101

21

Решение задач на встречное движение

1

Использовать приобретённые знания при решении задач на движение.

102

22

Решение задач на встречное движение

1

Использовать приобретённые знания при решении задач на движение.

103

23

Решение задач на встречное движение

1

Использовать приобретённые знания при решении задач на движение.

104

24

Решение задач на встречное движение

1

Использовать приобретённые знания при решении задач на движение.

Тема 9. Уравнения (4 ч)

105

1

Постановка учебной задачи. Анализ записей решения уравнений, их сравнение. Терминология.

1

Выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение.

 

106

2

Запись уравнения по записи деления с остатком, по рисунку, по схеме.

1

Записывать равенства с «окошками» в виде уравнений.

107

3

Сравнение уравнений. Выбор уравнения к задаче. Составление уравнения по рисунку, по схеме.

1

Использовать запись деления с остатком для составления уравнений.

Находить среди данных уравнения с одинаковыми корнями; с корнем, имеющим наименьшее или наибольшее

значение.

108

4

Составление уравнения по данному тексту (по задаче).

1

Проверять свой ответ, решая уравнения.

Тема 10. Числовые и буквенные выражения (10 ч)

109

1

Постановка учебной задачи. Запись буквенных выражений по данному тексту. Числовое значение буквенного выражения при данных значениях  входящей в него буквы.

1

Находить значения выражений. Заполнять таблицы значений по буквенным выражениям.

 Выбирать и объяснять выбор действий.

110

2

Постановка учебной задачи. Запись буквенных выражений по данному тексту. Числовое значение буквенного выражения при данных значениях  входящей в него буквы.

1

Находить значения выражений.

Заполнять таблицы значений по буквенным выражениям.

111

3

Объяснение буквенных выражений, составленных по данному тексту. Сравнение числовых и буквенных выражений. Числовое значение буквенного выражения при данном числовом значении, входящей в него буквы.

1

Заполнять таблицы значений по буквенным выражениям.

Находить значения выражений.

112

4

Объяснение буквенных выражений, составленных по данному тексту. Сравнение числовых и буквенных выражений. Числовое значение буквенного выражения при данном числовом значении, входящей в него буквы.

1

Выбирать и объяснять выбор действий.

Составлять уравнения по задачам и решать их.

113

5

Усложнённые уравнения. Их решение.

1

Выбирать и объяснять выбор действий.

114

6

Решение задач способом составления уравнений.

1

Составлять уравнения по задачам и решать их.

115

7

Решение задач способом составления уравнений. Вычисления буквенных выражений при данном значении, входящей в него буквы.

1

 

Составлять уравнения по задачам и решать их.

116

8

Решение усложнённых уравнений. Составление уравнений по тексту задачи, по данной схеме.

1

Составлять уравнения по задачам и решать их.

117

9

Сравнение уравнений, буквенных выражений. Объяснение схем и выражений, составленных к задачам на движение.

1

Определять количество и порядок действий для решения задачи.

Составлять уравнения по задачам и решать их.

118

10

Сравнение уравнений, буквенных выражений. Объяснение схем и выражений, составленных к задачам на движение.

1

Определять количество и порядок действий для решения задачи.

Заполнять таблицы значений по буквенным выражениям.

Тема 11. Проверь себя! Чему ты научился в 1–4 классах? (14 ч)

119

1

Сложение многозначных чисел

1

Использовать математические знания для решения практических задач.

120

2

Вычитание многозначных чисел

1

Использовать математические знания для решения практических задач.

121

3

Умножение многозначных чисел

1

Находить значения выражений.

122

4

Деление многозначных чисел

1

Находить значения выражений.

123

5

Решение примеров на все действия

1

Определять количество и порядок действий для реше- ния задачи.

124

6

Действия с величинами

1

Выражать в речи свои мысли и действия.

125

7

Действия с величинами

1

Выражать в речи свои мысли и действия.

126

8

Решение задач на встречное движение

1

Использовать математические знания для решения практических задач.

127

9

Решение задач на движение в разных направлениях

1

Использовать математические знания для решения практических задач.

128

10

Решение задач с разными величинами

1

Использовать математические знания для решения практических задач.

129

11

Решение задач с разными величинами

1

Использовать математические знания для решения практических задач.

130

12

Итоговая контрольная работа

1

Использовать математические знания для решения практических задач.

 

131

13

Работа над ошибками

1

Составлять уравнения по задачам и решать их.

132

14

Решение примеров на все действия

1

Выбирать и объяснять выбор действий.

133

15

Решение примеров на все действия

1

 Выражать в речи свои мысли и действия.

 

134

16

Решение задач повышенной трудности

1

Использовать математические знания для решения практических задач.

135

17

Решение задач повышенной трудности

1

Выражать в речи свои мысли и действия.

136

18

Итоговый урок

1

Заполнять таблицы значений по буквенным выражениям.

Перечень учебно-методического и материально-технического  обеспечения.

Литература для учителя:

  1. Истомина Н.Б., Математика. 4 класс. Учебник. «Ассоциация XXI», 2014
  2. Истомина Н.Б., Редько З.Б. Тетради по математике. 4 класс в 2-х частях. «Ассоциация XXI», 2014
  3. Истомина Н.Б. Тестовые задания по математике 4 класс. «Ассоциация XXI», 2014
  4. Истомина Н. Б. Математика. Итоговая проверочная работа. 4 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2014.
  5. Истомина Н. Б., Редько З. Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика 4 класс» - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  6. Истомина Н. Б., Шмырева Г. Г. Контрольные работы по математике. 4 класс (три уровня) Изд-во «Ассоциация ХХI век», 2011.
  7. Печатные пособия для учащихся (плакаты, схемы…), электронные приложения, диски.Персональный компьютер

8. InternetUrok.ru Учителя вызывали?  http://interneturok.ru

9. Всероссийские эвристические олимпиады http://www.eidos.ru/olymp/;

10. http://school-collection.edu.ru/collection/- единая коллекция ЦОР

11. Начальная школа Уроки Кирилла и Мефодия (www.nachalka.info/ru);

12. Начальная школа детям, родителям, учителям (www.nachalka.com.);

13. Ноутбук

Литература для учащихся:

  1. Истомина Н.Б., Математика. 4 класс. Учебник. «Ассоциация XXI», 2014
  2. Истомина Н.Б., Редько З.Б. Тетради по математике. 4 класс в 2-х частях. «Ассоциация XXI», 2014
  3. Истомина Н.Б. Тестовые задания по математике 4 класс. «Ассоциация XXI», 2014
  4. Естественнонаучный образовательный портал:http: // www.en.edu.ru
  5. Портал  « ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru

6.Сайт издательства «Ассоциация 21 век» www.a21vek.ru 

7.  Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике) http://www.math-on-line.com/ 

8. Интернет проект "Задачи"  http://www.problems.ru

Согласовано                                          Согласовано

на ШМО учителей нач. классов          зам. директора по УВР

«___» _____________ 2016 г.               «___» _____________ 2016 г.

_____________(Н. Н. Кардашова)             ______________(Попутникова Н. С.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по математике с УУД 1 класс (УМК "Школа России", автор М.И. Моро и др.)

Календарно – тематическое планирование предметной линии «Математика» по новым стандартам с ууд в рамках УМК «Школа России»   в 1 классе    4 часа в неделю -  132 часа в г...

Календарно-тематическое планирование по математике Моро для 3 класса

Календарно-тематическое планирование с рабочей программой по математике Моро для 3 класса...

Календарно-тематическое планирование по математике школа 2100 2 класс( ФГОС)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование разработана на основе авторской программы Демидовой Т.Е.,Козловой С.А., Тонких А.П.Расчитано на 136часов. Полностью соответствует требованиям Ф...

Календарно-тематическое планирование по математике Моро для 3 класса

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по математике Моро для 3 класса...

Календарно-тематическое планирование по математике для 3-го класса (система Занкова)

Примерное календарно-тематическое планирование к учебнику Аргинской...

Программа+календарно - тематическое планирование по математике. Школа 2100. 2 класс. Новый ФГОС.

Полное календарно-тематическое планирование для уроков математики, по программе Школа2100. Новый ФГОС- 2012-2013 учебный год....