Урок по теме: "Доли"
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Познакомить детей с понятием «доля числа»; познакомить с тем, как образуются, называются и записываются доли; совершенствовать умение решать задачи.

Обучать сравнению, доказательству и опровержению как приемам мыслительной деятельности на примерах объяснения деления на доли; работать над устойчивостью внимания учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doli.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ялгинская СОШ»

                     

                           Урок математики

                               Тема:  «Доли»

     3 класс    

           

           УМК «Школа России»

                                                                           

         

Провела учитель начальных классов:

Калмыкова Н.В.

                                                         Урок математики

3 класс                                   УМК «Школа России»

Тема:  «Доли»

Тип урока:    изучение нового материала

Место урока в курсе:   урок по теме «Числа от 1 до 100»

Задачи:

1.Образовательные:

  1. ввести новое понятие «доля числа»;
  2. учить определять долю числа, записывать дроби;
  3. познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель».

2.Развивающие:

       1) развивать математическую речь, вычислительные навыки, внимание, наблюдательность,    память, мышление;

       2) создать условия для развития компетентностей:

учебно-познавательные – умение ставить цель и организовывать её достижение; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, выбирать условия проведения наблюдения;

           информационной -  умения получать информацию из разных источников (компьютер, практическая работа, живое слово);                  

           коммуникативной – умения вступать в общение,  работать в группе;

           здоровьесберегающей – умение использовать многообразие двигательного опыта в организации урока.

     3.Воспитывающие:

  1. воспитывать аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм.
  2.  ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
  3. учить работать в группах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.

Цель: 

Познавательные: познакомить с понятием «доля числа»;

Практические: познакомить с тем, как образуются, называются и записываются доли; совершенствовать умение решать задачи.

Общепредметные: обучать сравнению, доказательству и опровержению как приемам мыслительной деятельности на примерах объяснения деления на доли; работать над устойчивостью внимания учащихся.

Методические приемы: работа в группах при логическом задании, беседа о понимании деления предмета на равные части - доли.

Методические приемы контроля: мгновенная проверка.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, проектор, экран, презентация, апельсин, торт. 

Для учащихся: шоколадка одна на двоих, цветные карандаши, линейки, сигнальные карточки, апельсин, груша .

Структура урока:

  1. Оргмомент.

Прежде чем работать сесть,
Посмотрите, всё ли есть.

Мотивация.

Начинается  урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтобы на уроке работать

 И друг другу помогать.

  1. Повторение.

3. Устный счет.

- Что обычно ставят на стол, когда приглашают гостей к чаю? (красивую посуду, сладости, фрукты) –

- Сейчас мы посмотрим мультфильм, где звери угощались фруктом, чтобы узнать тему нашего урока. А как называется мультфильм, вы узнаете, если правильно решите примеры и разгадаете, какое слово зашифровано. Записывайте только ответы в столбик –  (после записи ответов по щелчку появляется шифр, дети должны выбрать нужные буквы в соответствии  с ответами и записать их рядом с числами)

8х4 = 24      А

75-24 = 51   П

3х9 = 27      Е

81:9 = 9       Л

36+56= 92   Ь

64:8 = 8       С

0х4 = 0        И

1х12 = 12    Н

По щелчку появляется шифр, с помощью которого дети определяют название мультфильма.

4

51

27

24

92

9

0

8

82

12

у

п

е

а

ь

л

и

с

к

н

      4. Постановка проблемы:.

     Просмотр мультфильма «Апельсин» («Веселая карусель № 8)  

- Что пришлось делить героям мультфильма? Почему? (апельсин только один, а их много)

- Как в песенке называлась каждая часть апельсина? (долька)

- Теперь вы можете сказать, что мы будем изучать сегодня, какова тема нашего урока? (доли) –

5. Работа по теме.

- К чаю принято подавать угощения. У вас есть шоколадки. Разделите их так, чтобы вам и вашему соседу достались одинаковые кусочки. Какая часть досталась каждому? (половинка)

- Если вы делили по-честному, то у вас должны получиться равные части. Проверьте. В математике равные части называются долями. Сколько долей у вас получилось? (2)

- Сколько долей у каждого из вас? (по одной).

- Значит, у каждого из вас одна из двух долей или одна вторая доля. Записать это можно так – ½ -

-  Читается эта запись – одна вторая часть. Кто может расшифровать запись, что обозначает здесь каждое число? (1 – это доля, которую мы взяли, а 2 – общее количество долей, т.е. это одна из двух частей).

- А теперь каждый из вас разломит свою половинку пополам. Сколько частей шоколадки теперь получилось? (4)

- Возьмите одну такую дольку. Как записать теперь, какую долю вы держите в руках? (1/4)

- Прочитайте запись (одна четвертая доля)

- Подумайте и скажите, какая доля больше: ½ или ¼?  Почему? (чем больше частей, тем меньше каждая часть).

- Запись доли называется дробь. Верхняя часть дроби называется числителем (щелчок), а нижняя – знаменателем. Что обозначает знаменатель в записи дроби? (на сколько частей разделили предмет)

- Что обозначает числитель? (сколько частей взяли)

- Если  к вам придёт ещё 1 человек и вас станет трое, то на сколько частей нужно разделить шоколадку? (на три части)

- Какую долю получит каждый гость? (1/3)

- Запишите дробь. Проверьте себя .

- А если будет 6 гостей, значит на 6 частей

- Какую долю получит каждый гость? (1/6)

- Запишите дробь. А теперь давайте сравним доли. Поставьте знак сравнения. Какой знак вы поставили? (1/3 больше, чем 1/6)

- Но ведь 3 меньше, чем 6? (1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому что чем больше частей, тем меньше часть)

- И действительно, сравните части шоколадки на рисунке. 1/3 часть размером получается меньше, чем 1/6.

- А теперь посмотрите, как разрезали торт. (У учителя торт разрезан на неравные части) Сколько частей получилось? 

- А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля?

(Здесь в вопросе ловушка, так как доля – это  равная часть, а торт разрезан на неравные части)

- Можем ли мы эти части записать дробью? (нет, так как это не доли, доли – это равные части)

6. Закрепление.

- После сладкого хочется чего-нибудь кисленького. Давайте съедим яблочко? Откроем учебник на с.80 и прочитаем правило. На сколько частей разделили яблоко сначала? Как можно назвать каждую часть яблока? (половина, одна вторая доля).

- Как разделили яблоко потом? (Каждую половину еще пополам, получилось 4 части)

- Как можно назвать каждую часть яблока? (четвертинка, четверть, одна четвертая доля).

7. Физминутка (Дети выполняют упражнения на массажных ковриках)

Работа по теме:

 Начертите в тетради квадрат  со стороной 6 см - № 1. Это у нас будет пирог к чаю. Разделите его на 6 одинаковых частей.

- Как можно разделить по-разному?

- Закрасьте одну шестую долю пирога. А теперь разделите каждую часть пирога пополам. Сколько гостей можно угостить теперь пирогом? Закрасьте одну двенадцатую часть пирога.

- Какая часть больше 1/6 иди 1/12? Почему?

- Давайте проверим, как вы поняли новый материал.

Работа в группах. Дети делят на части (дольки ) апельсин, грушу -  угощают друг друга, спрашивают: «Какую долю ты взял?», «Возьми 2\3  груши, 1\6 часть апельсина». Запишите.

- А теперь проверим вашу сообразительность. Вот вам  головка сыра. Её нужно разделить на 8 частей, сделав только 3 разреза. Попробуйте решить ее в группах. Подготовьтесь для объяснения.

После выступления детей с вариантами решения, проверка по слайду .

- Какая часть сыра осталась на блюде? (половина, ½, 4/8)

Здесь учитель может подвести детей к тому, что можно брать несколько долей, если осталось 4 части из 8, то это 4/8, значит 4/8 и ½ это равные доли. Пропедевтика изучения обыкновенных дробей.

- Посмотрите на часы (циферблат часов).  Какое время показывают часы? (5 часов 15 минут)

- Какую долю от часа составляют 15 минут? Как это узнать? (надо узнать сколько раз по 15 поместиться в часе)

- Как это узнать? (в часе 60 минут, надо 60 разделить на 15)

- Запишите решение в тетрадях самостоятельно, можете консультироваться с соседом.

- Какой ответ у вас получился? (в часе 4 раза по 15 минут)

- Какая это доля? (1/4) –

- Как по-другому называется ¼ часть? (четверть)

- Как по-другому можно назвать время на часах? (четверть шестого)

                                                                 Закрепление.

http://festival.1september.ru/articles/529606/img20.gif                                          http://festival.1september.ru/articles/529606/img22.gif

        http://festival.1september.ru/articles/529606/img21.gif                                                        http://festival.1september.ru/articles/529606/img23.gif

http://festival.1september.ru/articles/529606/img24.gif                                                            http://festival.1september.ru/articles/529606/img26.gif 

             http://festival.1september.ru/articles/529606/img25.gif                                                                       http://festival.1september.ru/articles/529606/img27.gif

8. Итог урока.

-  Расскажите им, что вам больше всего понравилось делать в гостях? Что вы узнали нового?

- Что такое доля? Как записать долю числа? Что такое числитель дроби? Что такое знаменатель дроби?

- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.

9. Домашнее задание. Выставление отметок за урок.  

Задание по карточкам.

Задача на карточке.

На чаепитии подали 5 пряников, которыми захотели угоститься 6 гостей. Как вы разделите пряники поровну, чтобы гостей не обидеть? Условие: делить каждый пряник на 6 частей нельзя.

(Решение: делим 3 пряника на 2 части – 6 частей раздаем гостям, и 2 пряника на 3 части – и раздаем 6 долей гостям)

Литература:

Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука, 1984. Математика. Учебник для 3 класса. В 2 ч. Ч. 1/ под ред. Моро М.И. и др., 2007

      Авторские разработки учителя начальных классов -  Сапегиной Светланы Пименовны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме:"Доли", 3 класс, 2 четверть

Данный урок был дан в рамках реализации ФГОС, с учётом требований к современному уроку, с использованием системно-деятельностного подхода....

Авторский урок по теме "Доли.Образование и сравнение долей"

Урок математики в 3 классе УМК "Школа России". Может быть использован и в других УМК....

Урок на тему: Доли. Обыкновенные дроби.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний....

Урок по теме "Доли"

Конспект открытого урока математики по теме "Доли". 3-й классЦель урока: научить учащихся записывать и читать доли.Задачи урока: -обучающие – дать понятие о доле числа, о составных частях доли числа-р...

Урок математики.Тема: Доли

Урок введения нового знания...

Технологическая карта урока по теме "Доли"- 3 класс

Технологическая карта урока по математике 3 класс по теме "Доли". Знакомство учащися с понятием "доли". Учащиеся научаться определять доли и сравнивать их...