конспект занятия кружка "Геометрия вокруг нас"
план-конспект занятия по математике (1 класс) на тему

Клипикова Ольга Владимировна

Занятие кружка "Геометрия вокруг нас"  для учащихся 1 класса. Тема занятия "Линия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kruzhka_geometriya_vokrug_nas.docx252.03 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие кружка «Геометрия вокруг нас»

Тема: « Линии"

Клипикова Ольга Владимировна, учитель начальных классов


Тема занятия: Линии.

Цель: Познакомить учащихся с различными видами  линий.

Задачи:

  • Обучающая: сформировать представление о понятиях «горизонтальная линия», «вертикальная линия», «наклонная линия»; научить различать виды линий;
  • Развивающая: развивать внимание, память, графические навыки и логическое мышление;
  • Воспитывающая: воспитывать уважение к чужому мнению, толерантность.

Оборудование: презентация, цветные карандаши, линейка, простой карандаш, тетрадь, доска, рисунки для логической разминки, проектор, компьютер

Ход занятия:

1. Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность их к занятию.

2. Логическая разминка.

  • Задание. Посмотри внимательно на рисунок,  запомни где стоят точки.

                 Поставь по памяти такие же точки.

  • Задание. Посмотри на картинку. Нарисуй на листочке то, что запомнил.

http://festival.1september.ru/articles/212133/img1.jpg

  • Задание.  Определи, чей путь короче? Как можно определить?

marshrut

  • Задание. Логические задачи – головоломки. Заполни пустую клеточку.

  • Задание  Из чего состоят все изображенные фигуры? (Из   линий)
  • Задание   О чём пойдёт речь на занятии? Что вы хотите узнать?

3. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня для работы нам необходимы помощники.

Палочка волшебная, 
Есть у меня, друзья, 
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет, 
И большущий пароход! (Карандаш)

- Первый помощник – карандаш.  Для чего он нам? Он помогает нам чертить. А для того, чтобы мы знали, что он нам хочет сказать, надо понимать его язык. Карандаши разговаривают с нами рисунками.Вот я беру карандаш и рисую так: http://nsc.1september.ru/2004/28/77.gif.

- Что это? (Точка.)

- А теперь карандаш побежал, отставляя след:

http://nsc.1september.ru/2004/28/75.gif

- На что похож этот след?

- Какие виды линий вы знаете?

- Где  в жизни можно увидеть линии?

http://nsc.1september.ru/2004/28/76.gif

Задание. Здесь нарисовано несколько линий. Посмотрите на них. На какие группы  

                 можно их разделить?

- Какие линии можно назвать прямыми? Кривыми?

4.  Практическая работа

Задание. Поставьте на листе две точки как можно дальше друг от друга. Проведите

линию так, чтобы она прошла через эти две точки.

- Какие линии получились?

Задание. Поставьте на листе точку.  Проведите прямую линию через одну точку.

- Получилось? Почему?

- Сделайте вывод.

Вывод. Прямую  линию можно провести…(Ответы детей: «…не отрывая карандаш

  от  бумаги при помощи линейки»

Я люблю прямоту 
и сама прямая. 
Сделать ровную черту 
Всем я помогаю.

- Сопровождать нас в путешествии по стране Геометрии будут наши друзья Карандаш и Линейка. В этой стране живут геометрические фигуры. Там всё имеет геометрическую форму. Нам понадобится ещё один помощник – резинка.

У карандаша простого 
Есть помощница одна:
Если сделает ошибку,
Вмиг сотрет ее она. (
Ластик - резинка)

- Как вы думаете, почему Карандаш дружит с Резинкой?

Задание.  Можно ли провести прямую линию  хотя бы через одну точку?

-Можно. Сейчас я вам открою маленький секрет – научу вас это делать без линейки и карандаша.

- Возьмите чистый лист бумаги. Поставьте на нём точку. А теперь согните лист так, чтобы точка оказалась на линии сгиба. Разверните листок. Какая линия у вас получилась? Согните лист по этой линии. Проведите пальцем по сгибу. Какая линия у вас получилась? Вот мы с вами и провели прямую линию через точку без линейки.

Задание. Можно ли на этой прямой поставить ещё одну точку?  Как вы думаете, сколько точек можно поставить на прямой?

-  Математики говорят, что на прямой можно поставить бесконечное множество точек. Но чтобы их поставить, надо и линию иметь бесконечной длины. Поэтому математики договорились: когда говорят слово «прямая», имеют в виду, что начертить у себя на листе или на доске мы можем только её часть. Бесконечную линию невозможно изобразить всю. Мы чертим только часть прямой, а сами в уме представляем её продолжение в любую сторону сколь угодно далеко. То же самое можно сказать и о кривой линии. Любая линия бесконечна.

- Есть целая наука, которая изучает прямые и кривые линии. Она называется ПЛАНИМЕТРИЯ.(от лат. planum — «плоскость», др.-греч. μετρεω — «измеряю») — раздел евклидовой геометрии, изучающая свойства фигур, лежащих на плоскости)

Это очень интересная и сложная наука, вы познакомитесь с ней в старших классах.

Задание. Как вы думаете встретятся линии или нет? Где они встретятся?

- Эти две прямые встретятся в точке. А математики говорят:пересекутся.

- В жизни нам часто встречаются прямые линии? Пересекаются ли они?

5. Самостоятельная работа по группам

Задание 1 группе.Сколько линий можно провести через одну точку?

- Через одну точку можно провести сколько угодно много.

Задание 2 группе. Сколько линий можно провести через две точки?

- Через две точки можно провести только одну прямую линию.

6. Закрепление материала  (на каждой парте два шнурка)

Задания.  

  • Сделать модель прямой. (ДА)
  • Сделать модель кривой. (ДА)
  • Сделать горизонтальную прямую. (ДА)
  • Сделать вертикальную прямую. ( ДА)
  • Сделайте наклонную линию. (ДА)
  • Постройте две прямые так, чтобы они пересеклись. Сколько точек пересечения получилось? (ДА, ОДНУ)
  • Постройте две прямые так, чтобы они пересеклись в двух точках пересечения. (НЕТ)
  • Постройте две кривые так, чтобы они пересеклись. (ДА)
  • Постройте две прямые так, чтобы они пересеклись в двух точках. (ДА)
  • Постройте две прямые так, чтобы они не пересеклись. (ДА)

- Все ли прямые линии одинаковые?

- Линия, которая идёт сверху вниз, называется вертикальная.

- Линия, которая идёт слева направо или справа налево, называются горизонтальными.

- Линии, которые не пересекаются, называются параллельными.

- Линии, которые пересекаются под прямым углом, называются перпендикулярными.

- Об этих линиях мы будем говорить на следующих занятиях кружка.

8. Рефлексия (Итог занятия).

- Сегодня на занятии к своим знаниям мы добавили новые. Какие? (Идет обсуждение.)

- Давайте еще раз вспомним самое главное. (Дети называют виды прямых линий по их расположению в пространстве.)

- Как вы думаете, пригодятся ли эти знания вам в жизни? (Ответы детей)

- У кого были затруднения?

- Удалось ли их преодолеть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия "Доброта вокруг нас" 1 класс

Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлнию разработан в рамках ФГОС НОО....

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"

На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...

Конспект внеклассного занятия "Математика вокруг нас"

Конспект внеклассного занятия "Математика вокруг нас" будет полезен учителям 1класса в пропедевтический период изучения данного предмета, когда дети только знакомятся с математическими понятиями. Заня...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Мир вокруг нас". Тема занятия: "Зимний дворец"

Конспект содержит подробное описание проведения занятия по теме "Зимний дворец" в 3в классе в школе для детей с нарушением слуха....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ «Ориентир и окружающий мир вокруг нас »

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ «Ориентир и окружающий мир вокруг нас »...

Конспект занятия для 4 класса:«Опасности вокруг нас».

laquo;Опасности вокруг нас».Ребята, что бы узнать тему нашего занятия вы должны разгадать кроссворд, ключевое слово в кроссворде выделенное синим цветом и будет темой нашего занятия.Слайд со 2 ...