Открытый урок по математике во 2 классе «В гости к осени. Приём вычисления для случаев вида: 35-7»
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Кириллова Юлия Николаевна

Тип урока: освоение новых знаний.

Цель:

·        Научить вычитанию однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.

·        Развивать устную речь учащихся; логические приемы мышления: анализ, синтез, сравнение; умение добывать знания, опираясь на ранее полученные умения.

·        Воспитывать интерес к предмету; уважительное и доброжелательное отношение друг к другу. Формировать коммуникативную культуру, самостоятельность.

Задачи:

·        Актуализировать знания состава чисел десятка.

·        Познакомить с приемом вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.

·        Закрепить изученные вычислительные приемы.

·        Совершенствовать умение решать текстовые задачи с новым приемом вычитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_matematike_26.11.2014_-_2kl._2.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике во 2 классе

«В гости к осени. Приём вычисления для случаев вида: 35-7» (СЛАЙД 1)

 (учебник под ред. Моро М.И. 2 класс Ч.1, М.: Просвещение, 2012; «Школа России»)

Учитель: Кириллова Юлия Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2, г.Задонск

Тип урока: освоение новых знаний.

Цель:

  • Научить вычитанию однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.
  • Развивать устную речь учащихся; логические приемы мышления: анализ, синтез, сравнение; умение добывать знания, опираясь на ранее полученные умения.
  • Воспитывать интерес к предмету; уважительное и доброжелательное отношение друг к другу. Формировать коммуникативную культуру, самостоятельность.

Задачи: 

  • Актуализировать знания состава чисел десятка.
  • Познакомить с приемом вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.
  • Закрепить изученные вычислительные приемы.
  • Совершенствовать умение решать текстовые задачи с новым приемом вычитания.

Методы:

  • частично-поисковый,
  • групповой

 Используемое программное обеспечение:

презентация урока по теме: «Прием вычитаний вида 35-7»

Оборудование:

компьютер, интерактивная доска, карточки, учебник под редакцией М.И. Моро 2 класс.

Сценарий урока

I.Организационный момент.

      Прозвенел звонок весёлый.

      Все готовы? (да)

      Всё готово? (да)

      Мы сейчас не отдыхаем,

      Мы работать начинаем.

Учитель:

-Природа и математика связаны друг с другом. В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет, но и придаст уверенности.

-Давайте прочитаем хором девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому» - девиз написан на доске.

-Значит, чему будет посвящён урок?

Дети: Открытию нового знания.

Учитель:

-Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, и скажите, какое  время года  пришло к нам на урок.  

                        «Несу я урожаи,

                        Поля вновь засеваю,

                        Птиц к югу отправляю

                        Деревья раздеваю,

                        Но не касаюсь сосен

                        И елочек.   Я  …  (Осень). (СЛАЙД 2 – КАРТИНКА ОСЕНИ)

Учитель:

-Сегодня мы с вами отправимся в гости к осени.

Учитель:

- Дайте характеристику числу 26

 Дети:

- Оно двузначное.

- В нём 2 десятка, 6 единиц.

- Записывается при помощи цифр 2 и 6

- Соседи числа 26, числа 25 и 27

- Число некруглое, чётное.

- Сумма разрядных слагаемых 20 и 6 равна 26

- Число 26 записывается при помощи цифр 2 и 6

Учитель:

Используя эти цифры запишем число, классная работа, строка чистописания.

II.Актуализация опорных знаний.

   Определение темы, постановка цели.

Учитель:

- Посмотрите на экран. Найдите лишнюю картинку. (СЛАЙД 3)

(солнце, дождь, птицы, туман, листья, бабочки).

- Какая картинка лишняя? (бабочки)

-Почему? (они летают только летом)

- К какому времени года относятся остальные картинки? (к осени)

- Какие сезонные изменения происходят осенью в неживой природе? (наступает похолодание, появляется иней, бывают первые заморозки, последняя гроза, мелкие затяжные дожди, первый снег и конечно же ледостав)

-Как меняется осенью жизнь растений? (они желтеют, увядают)

- Осень принесла вам интересные задания, выполнив которые мы научимся новым вычислительным приёмам и закрепим изученный материал.

1.Устный счёт.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вот и в клеточку тетрадь!

6,7,8,9,10 –

Устный счёт всегда чудесен!

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ  (1 УЧЕНИК У ДОСКИ, остальные в тетрадях).

  • 30 уменьши на 10.
  • 50 увеличь на 8.
  • На сколько 75 больше, чем 5?
  • Уменьшаемое 30, вычитаемое 3. Чему равна разность?
  • Найдите сумму чисел 23 и 7.
  • Из 48 вычесть 20.

ПРОВЕРИМ

 (ОТВЕТЫ к математическому диктанту) (СЛАЙД 4)

20 (Я)  58(К)   70(А)  27(Г)   30(Д)  28(О)

-Какое число самое маленькое?

-Какое число самое большое?

Учитель:

*Каждому числу соответствует определённая буква.

- Запишите числа в порядке увеличения и вы прочитаете зашифрованное слово.

-Какое слово получилось? Прочитайте.

Дети: ЯГОДА. (СЛАЙД 5)

Учитель:

-Какая лечебная ягода созревает осенью? (плоды шиповника)

Учитель:

И плоды его. Ребята,

Витаминами богаты,

Кто настой из них попьёт –

Очень долго проживёт!!!

Учитель:

-Чтобы набрать в лукошки много ягод, необходимо выполнить следующее задание.

РЕШИТЕ ЦЕПОЧКУ ПРИМЕРОВ (на ягодках числа и арифметические знаки)

(дети при решении используют слова: увеличить, уменьшить, прибавить, вычесть, сумма, разность)

81 + 5 – 30 – 6 + 24 + 6 – 5 = …..  (75)          (СЛАЙД 6)

Учитель:

-Молодцы ребята, полные лукошки ягод собрали.

2. Работа с геометрическим материалом.

Учитель:

(демонстрирует фартук)

-Вот какой яркий фартук есть у нашей Осени.

Сейчас об этом Вика расскажет стихотворение.

(Ученица читает стихотворение).

Повязала осень пёстрый фартук

И ведёрки с красками взяла

Ранним утром, проходя по лесу

Листья позолотой обвела.

Учитель:

- Объясните, как понимаете выражение «Позолотой обвела».

Дети: Значит листья стали жёлтого цвета, как золото.

(учитель показывает фартук выполненный из геометрических фигур)

Учитель:

-Какие геометрические фигуры составляют фартук Осени.

Дети: Часть круга, треугольник, четырёхугольник, круги

Учитель:

-Сколько четырёхугольников?

Дети:1

Учитель:

-Что знаете о четырёхугольнике?

Дети: Четырёхугольник это геометрическая фигура, которая состоит из четырёх вершин (точек), четырёх сторон, четырёх углов

Учитель:

-Фигуры, какого цвета не являются четырёхугольниками?

- Чему будет равен периметр четырёхугольника, если одна сторона 7дм, а другая 5дм? Дети: 24см

Учитель:

 -Что значит найти периметр фигуры?

Дети: Необходимо найти сумму длин её сторон

Учитель:

-А если у четырёхугольника все стороны равны. Как будет называться эта фигура? Дети: Квадрат

Учитель:

-Осень довольна вашими ответами.

-Ребята, листья каких деревьев не изменяют осенью свою окраску?

Дети:

-Хвойных: сосны, ели, туи, кедра.

Учитель:

-Посмотрите, какое задание приготовили для вас ЁЛОЧКИ (СЛАЙД 7 – ПРИМЕТЫ)

III.Работа над темой урока.

1.Выявление места и причин затруднения.

На СЛАЙДЕ записаны примеры (БЕЗ ОТВЕТОВ):

12 – 7 =....5

11 – 3 =....8

14 – 7 =....7

15 – 6 =....9

35 – 7 = ....28

Учитель:

-Рассмотрите выражения. Чем они похожи?

Дети: Примеры на вычитание, мы вычитаем из двузначного числа однозначное с переходом через разряд

Учитель:

-Что нужно знать, чтобы найти значение этих выражений?

Дети: Решить примеры.

Учитель:

-Назовите ответы и объясните приём вычисления

-Во всех ли примерах нашли значение выражения?

Дети: Нет

Учитель:

-Что вызвало затруднение?

Дети: Сложнее решить пример из 35 – 7, т.к. количество десятков в числе 35 увеличилось.

2.Выход к учебной проблеме.

- Посмотрите на это выражение, чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Дети: Мы будем учиться вычитать из двузначного числа однозначное с переходом через разряд

Учитель:

-Кто может сформулировать тему нашего урока?

Дети: Приём вычисления вида 35 – 7 (СЛАЙД 8)

Объяснение учителем. (СЛАЙД 9)

***А теперь из числа 35 вычту 7 единиц

     Давайте посмотрим, как это сделать.

     Заменю число 7 суммой удобных слагаемых 5 и 2.

     Вычту из 35, 5 единиц, у нас останется круглое число 30.

     Вычту их 30, число 2.

     Получится число 28.

     Значит, если 35 уменьшить на 7, то получим 28.

Учитель:

-Какое правило нужно помнить при вычитании с переходом через разряд?

Дети: Чтобы из двузначного числа вычесть однозначное с переходом через десяток, нужно сначала число двузначное уменьшить до круглого числа, а затем из круглого числа вычесть необходимое количество единиц.

IV. Физминутка-музыкальная –проводит ученик    (СЛАЙД 10)

Немного отдохнём под красивую осеннюю мелодию.

Листья

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

                                   Н.Нищева

Дети кружатся, расставив руки в стороны.

Приседают.

Движение руками влево, вправо.

Снова кружатся на носочка.

3.Решение учебной проблемы.

Алгоритм решения выражения (НА ДОСКЕ)

1.Заменю число … суммой удобных слагаемых … и …

2.Вычту из … число …, чтобы получилось круглое число.

3.Вычту из … оставшееся число …

4.Получится

Учитель:

- Попробуйте в парах (группах) составить алгоритм решения выражения 43 – 6 (один лист с примерами на парту)

Учитель:

-Давайте вместе проверим, что у вас получилось?

( 43 – 6 = 37                                                                                           (СЛАЙД 11)

1 ученик: - Заменю число 6 суммой удобных слагаемых 3 и 3.

2 ученик: - Вычту из 43 число 3, чтобы получилось круглое число.

3 ученик: -Вычту из 40 оставшееся число 3, получится 37)

Учитель:

-Значит, из 43 вычесть 6 сколько получится?

Дети: 37

Учитель:

-Давайте ещё раз прочитаем хором девиз нашего урока.

Дети: Хором. «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому» - девиз написан на доске.

Учитель:

-Молодцы ребята, справились с заданием, которое дали вам ёлочки.

V.Работа по учебнику (по алгоритму)

Учитель:

-Но к сожалению, в осеннем лесу не услышишь весёлого, беззаботного пения птиц. Многие птицы собираются в стаи и улетают на юг.

- Как называются такие птицы?

Дети: Перелётные

Учитель:

-Почему они улетают на юг?

Дети: Им недостаточно корма, т.к. насекомые исчезают. А эти птицы насекомоядные.

Учитель:

-Каких перелётных птиц вы знаете?

Дети: Ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей, журавль    (СЛАЙД 12 – ПТИЦЫ)

Учитель:

-Все ли птицы улетают в тёплые края?

Дети: Нет

Учитель:

-Какие остаются у нас и как они себя ведут?

Дети: Мы видим синиц, ворон, воробьёв, прилетают снегири, свиристели. Это зимующие птицы, они питаются плодами и семенами растений

Учитель:

-Птицы хотят посмотреть, как вы справитесь со следующим заданием.

Учитель: Учебник стр.67 №2 , решим верхнюю строчку примеров по алгоритму, у доски, по цепочке

Алгоритм решения выражения (НА ДОСКЕ)

1.Заменю число … суммой удобных слагаемых … и …

2.Вычту из … число …, чтобы получилось круглое число.

3.Вычту из … оставшееся число …

4.Получится

26 – 8 = … (18)         32 – 6 = … (26)     75 – 9 = … (66)         32 – 4 = … (28)

Учитель:

-Какое правило нужно помнить при вычитании с переходом через разряд?

Дети: Чтобы из двузначного числа вычесть однозначное с переходом через десяток, нужно сначала число двузначное уменьшить до круглого числа, а затем из круглого числа вычесть необходимое количество единиц

Учитель:

-Птицы остались довольны вашей работой, но вы также не забывайте подкармливать их зимой.

Пальчиковая гимнастика (проводит ученик)

Без пальто гулял глупышка

И замёрз он, как ледышка

Чтобы пальчик отогреть,

Будем мы его тереть.

VI.Закрепление ранее изученного материала. Работа по учебнику.

Учитель:

- Какие изменения происходят в жизни животных? Как они готовятся к зиме?

Дети: Многие животные линяют (смена шерсти), осенью делают запасы на зиму: крот, хомяк, мышь, бобр, барсук, белка, запасают семена хвойных деревьев, грибы, орешки, жёлуди, веточки, зёрнышки; не делают запасов на зиму ёж, медведь, они до весны ложатся в спячку.

Учитель:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

-О ком идёт речь в загадке?

Дети: О белке.                        (СЛАЙД 13)

Учитель:

- И белка принесла нам своё задание, постарайтесь его выполнить без ошибок.

а) ЗАДАЧА (СЛАЙД 14)

Учитель:

-Что необычного вы заметили?

Дети: Задача разбита на предложения, необходимо верно составить задачу и решить её.

Она собрала 30 орехов, а грибов на 7 больше.

Сколько орехов и грибов всего собрала белочка?

Белочка делала запасы на зиму.

Дети: Белочка делала запасы на зиму. Она собрала 30 орехов, а грибов на 7 больше. Сколько орехов и грибов всего собрала белочка?         (СЛАЙД 15)

Учитель:

-Прочитаем задачу.

-Что известно в задаче?

-Что нужно узнать?

 (Запишем краткую запись)

-Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (нет)

-Почему? (мы не знаем, сколько грибов собрала белочка)

-Каким действием? (сложением)

-Почему будем складывать? (грибов больше на 7)

-А теперь, сможем ответить на вопрос задачи? (да)

-Каким действием? (сложением)

-Почему будем складывать? (находим сколько всего)

-Во сколько действий задача? (2)

-Какое первое действие? (30 + 7 = 37)

-Какое второе? (30 + 37 = 67)

-Запишем задачу выражением (1 ученик у доски):

30 + (30 + 7) = 67 (шт.)

Ответ: 67 орехов и грибов собрала белочка.

- Что обозначает сумма? (сколько грибов)

-А всё выражение? (сколько грибов и орехов)

Учитель:

-Вот мы и выполнили задание, которое дала нам белочка.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

-А как называется вот это явление природы? (демонстрирую рисунок «Туман»)

-Что вы можете о нём сказать?

Дети:

-Туманы бывают во все времена, обычно они стелются над рекой, в низине, где много воды. Гуще всего туманы бывают по утрам, когда земля сильно остывает.

-Ой, и нас накрывает туман, нужно скорее его разогнать.

- Выполнить следующее задание.

б) задания в рабочей тетради или тестирование

VII.Подведение итогов урока. Выставление оценок.

-Вы ребята молодцы

Математики – бойцы

Наш закончился урок

Подведём ему итог.

- С какой проблемой мы столкнулись сегодня на уроке? (необходимо было научиться вычитать из двузначного числа однозначное с переходом через разряд)

- Какой приём вычислений нам в этом помог? (нужно сначала число двузначное уменьшить до круглого числа, а затем из круглого числа вычесть необходимое количество единиц)

- Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

- Кто доволен своей работой на уроке?

*** Оценки за урок

VIII.Домашнее задание

стр67 №4

IX.Рефлексия

– У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените свою работу на уроке:

– если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите зелёный листочек;

– если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек;

– если вы не разобрались с вычислительными приёмами, вам было очень трудно, возьмите красный листочек.

– Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев. Сегодня хорошо поработали, молодцы. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 2 классе по теме "Приёмы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20"

Цель:создание условий для осознания и осмысления нового учебного материала и приёмам вычислений для случаев вида 36+2, 36+20, постановки и конструктивного решения учебных проблем, развития внутренней ...

Презентация к уроку математики во 2 классе по теме "Приёмы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20"

Мультимедийная презентация к уроку математики по теме "Приёмы вычислений вида 36 + 2, 36 + 20".Данный урок проходит в рамках учебного курса математики во втором классе общеобразовательных школ (УМК «Ш...

Урок по математике во 2 классе по теме "Приёмы вычислений для случаев вида 26+7, 35-7. Закрепление."

Урок по математике во 2 классе по теме "Приёмы вычислений для случаев вида 26+7, 35-7. Закрепление."...

Открытый урок математики во 2 классе Тема: Закрепление пройденного. Приёмы вычислений для случаев вида 35-20 , 47+5.

Мною представлен урок  математики  во 2-ом классе.Тема: « Приёмы вычислений для случаев вида 35 – 20, 47 + 5».  Это урок - ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛАЯ использовала так...

Открытый урок по теме: Приём вычисления для случаев вида 36+2, 36+20

Программа "Школа России" 2 класс Цель урока: Создать  условия для осмысления и осознания приёмов вычисления для случаев вида 36+2, 36+20, постановки и конструктивного решения учебных проблем, пов...

Открытый урок математики во 2 классе по теме "Приёмы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20"

Данные конспект и презентация урока подойдут как для обычного, так и открытого урока. Урок построен в соотвествии с требованиями ФГОС. Тип урока: "открытие" нового материала....