Урок математики 4 класс по ОС Школа 2100. Данный урок проведен в задачной форме обучения.
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Идрисова Минера Ецимбайевна

Урок математики по теме "Среднее арифметическое" проведен в задачной форме обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Среднее  арифметическое»

Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации – алгоритма нахождения среднего арифметического.                                                                                                                                                                      

Цели по содержанию:

обучающие: ввести определение понятия среднего арифметического и алгоритм  нахождения среднего арифметического, сформировать умение работать по этому алгоритму;

развивающие: развивать умения работать с текстом (внимательно читать, выделять главное), таблицей,  анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать внимание и память, познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля,  взаимопроверки и самопроверки;

воспитательные: воспитание культуры математической речи, умения высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.

Основное содержание темы, термины и понятия:

среднее арифметическое нескольких чисел, алгоритм нахождения среднего арифметического

Планируемый результат: - первичное усвоение определения и алгоритма нахождения среднего арифметического нескольких чисел;

- умение применять правило (алгоритм) нахождения среднего арифметического при решении задач;

- первичные знания о применении понятия «среднее арифметическое» в практической деятельности человека.

Личностные УУД: самоанализ, самооценивание

Познавательные УУД: -формулирование проблемы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

- умение ориентироваться в  системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД:- умение определять и формулировать цель  урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: -уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-уметь контролировать действия партнера;

-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Межпредметные связи: окружающий мир

Формы работы: Работа фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, в парах, групповая.

Урок

Этап мотивации

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это… (математика)

Этап актуализации знаний

Ситуация успеха

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

На столе карточки. Поработайте в парах.

- Найдите значения выражений.

(240   + 360 + 390) : 3 =

(300+270+240) : 3 =

(196+404=180) : 3=

ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ.

Оцените по критериям. Оценки выставляйте на полях тетради.

-Что общего у этих выражений?(три слагаемых, делим на 3)

-А кто из вас знает, как называется число, которое получается при делении суммы на число, равное количеству слагаемых?

-Хотите об этом узнать?

На доске ответы 330,270,260

  Спросить по оцениванию.                              

Определение темы урока

-Так какая тема урока сегодня?

 - ? (на доске ставлю вопросительный знак. потому что дети не могут определить тему)

- Какие задачи можем поставить? ( пишу на доске)

- Узнать новое ...

-Научиться вычислять ...                              

- Применять ...

Создание проблемной ситуации

-На столе у вас карточки. Прочитайте и решите задачу.

Вчера учащиеся четвертых классов школы №8 вышли на субботник. В 4 а классе было 25 учеников, в 4 б классе-24 ученика, в 4 в-20 учеников, в 4 г классе - 3 ученика. Сколько учеников в среднем в каждом классе?

ПРОВЕРКА.

- О чем задача?

-Что известно?

- Что необычного в задаче?

- Ваши предложения по решению этой задачи.

- Кто может ответить на вопрос задачи?

(25+24+20+3):4=72:4=18

- Что искали в задаче? (среднее число)

  1. Найти сумму всех слагаемых.
  2. Поделить сумму на количество всех слагаемых.

-Какая тема урока сегодня? (Среднее число)

- Какие задачи поставим перед собой?

- А что ещё может быть средним? Придумайте несколько сочетаний со словом средний. (Среднее образование, средняя цена, средняя заработная плата, средний балл)

Понятие среднего арифметического впервые появилось в научных работах выдающегося астронома, физика и математика Иогана Кеплера. Считается, что он ввел понятие среднего арифметического.

На доске пишу вместо ? Среднее арифметическое число.

Задачи:

1. Узнать что такое «среднее» число.

2.Научиться его вычислять.

3.Определить где и для чего применяется «среднее» число.

Работа в группах

- Вы теперь имеете опыт по нахождению среднего арифметического значения. Составьте алгоритм  нахождения среднего арифметического числа

Алгоритм

  1. Найти сумму всех слагаемых.
  2. Поделить сумму на количество всех слагаемых.

Защита групп своих алгоритмов.

Первичное закрепление

-. Решите задачу.

1.В понедельник вы потратили на дорогу от дома до школы 25 минут, во вторник-20 минут, в среду - 29 минут, а в четверг-22 минуты. Узнайте, сколько времени вы тратите на дорогу в среднем каждый день

2. Маша проверяла свою скорость чтения. В первый раз за 1  минуту она прочитала 85 слов, во второй - 94 слова, в третий раз- 88 слов. Узнайте среднюю скорость чтения Маши.

Проверка. Самооценка.

Физминутка

-Я предлагаю вам немного отдохнуть, но не забывайте о теме нашего урока. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать среднее арифметическое не чисел, а предметов, которые нас окружают.

Итак, среднее арифметическое:

- Велосипеда и мотоцикла (Мопед)

- Апельсина и лимона (Грейпфрут)

- Холодильника и вентилятора (кондиционер)

- Пианино и баяна (Аккордеон)

- Носка и чулка (Гольф)

Вторичное закрепление.

На столах  карточка. Решите задачу:

«Будут ли в Нефтеюганске  расти бананы, если период полного созревания плодов бананов занимает 9 месяцев при среднесуточной температуре воздуха от 20 С. Найдите среднесуточную температуру воздуха в Нефтеюганске за 9 месяцев в период с марта по ноябрь.

Для решения задачи воспользуйтесь сведениями одной из таблиц.

Таблица 1.

Название

месяца

Температура

воздуха

Март

2

Апрель

5

Май

14

Июнь

22

Июль

23

Август

18

сентябрь

11

Октябрь

3

Ноябрь

1

 

Таблица 2

Название

месяца

Температура

воздуха

Весна

7

Лето

21

Осень

5

Таблица 3

Название магазина

Цена

«Европа»

115 руб.

«Фруктовый рай»

143 руб.

«Семейный магнит»

120 руб.

«маргарита»

110 руб.

Какой таблицей вы воспользовались?

Какая не подходит?

- Какова средняя температура воздуха? (11 градусов)

- Будут расти бананы? (Нет, но учитывая, что среднегодовая температура воздуха повышается, то может быть через много лет бананы будут расти и у нас, в Сибири. А пока нам только остаётся покупать их в магазине)

Какие вопросы можно задать к Таблице 3.

- Какая средняя цена бананов по городу? (122 руб)

- В каком магазине самые дорогие бананы (дешёвые)?

Оцените работу.

Этап первичного закрепления. Формирование навыка применения правила нахождения среднего арифметического

- А теперь давайте поупражняемся в нахождении среднего арифметического чисел.

Найдите среднее арифметическое:

8, 9, 6, 5 ----7

14, 50, 26 –-30

220, 780 ----500

0,21,18,1,0-5

Самостоятельная работа

Тест по теме «Среднее арифметическое»

Ответ на вопрос обведите кружком

  1. Найдите среднее арифметическое чисел  4, 6, 7, 3

а)  6          б) 7        в)  5

       

  1. Винни - Пух съел18 конфет, Пятачок – 9 конфет, Кролик – 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый?

а)  12         б)  5        в)  10

  1. Путешественники были в пути три дня. Найдите среднюю скорость, если в I день они двигались со скоростью 5 км/ч, во II день со скоростью 3 км/ч, в III день со скоростью 4 км/ч.

а)  6 км/ч         б)  4 км/ч        в)  7 км/ч

 

  1. Незнайка по математике получил следующие оценки:

5,  3,  1,  4,  3,  4,  1.

Найдите среднюю оценку Незнайки.

а)  3          б) 4        в)  5

 Самооценка

Посчитать свою среднюю оценку за урок.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Самооценка учащимися результатов своей деятельности.

Итак, смогли ли мы ответить сегодня на уроке на первые два поставленных вопроса:

ЧТО? КАК?

Осталось ответить на третий вопрос:

ГДЕ нам пригодятся знания нахождения среднего арифметического?

(При расчёте среднего расхода овощей и фруктов в зоопарке, средней скорости движения при путешествии, среднего балла в школе)

Прочитайте высказывания и подчеркните нужное.

-Я смогу не только определить среднее арифметическое чисел, но и объяснить другу,  как это делать.

-Я смогу определить среднее арифметическое чисел, но не смогу объяснить другу,  как это делать.

-Мне нужна помощь друга в объяснении, как найти среднее арифметическое.

Домашнее задание

  1. Найти средний возраст своей семьи.
  2. Составить свою задачу на нахождение среднего арифметического.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс УМК "Школа 2100"

Нестандартный урок систематизации и обобщения изученного материала...

Урок математики в 4 классе "Школа 2100"

Урок по теме "Умножение многозначных чисел (оканчивающихся нулями). Учебник "Моя математика" Демидова Т.Е....

Урок математики в 1 классе "Школа 2100" Тема: "Задача"

Данный конспект урока составлен в игровой форме - задания и подарки от зайчика в Новый год. Цели: закрепить знания о задаче, формировать умение самостоятельно обосновывать её решение на осн...

Деятельностный метод обучения в начальной школе на уроках математики в рамках УМК "Школа-2100"

Формирование представлений о сущности математического познания начинается с первого класса. Это значит, что приоритет в обучении предмету отдаётся не традиционной передаче готовых знаний, а овла...

Презентация к уроку математики 1 класс, УМК "Школа 2100"

Данная презентация сопровождает урок математики по теме:Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Красочное оформление урока привлекает внимание детей, активизирует их деятельность. В презентации испо...

Урок математики во 2 классе Школа 2100 Учебник Петерсон.

Тема: «Порядок действий в выражениях»          Цель: Формировать умение читать и записывать выражения со скобками и без скобок; определять порядок действий...