Занимательная математика
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Белозёрова Елена Николаевна

Кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_matematika_kruzhok_4kl.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

« Занимательная математика»

(кружок)

4 класс

2015-2016 учебный год.

Белозёрова Е.Н.

                                               Пояснительная записка

Программа разработана на основе ФГОС , программы духовно- нравственного воспитания младших школьников и авторской программы Моро М И, М., Просвещение, 2011 год

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

   Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

   Содержание занятий  представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического факультатива должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

   Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы факультатива, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии

   Программа кружка  рассчитана на 1 учебный год (с 01.10.2015 по 30.04.2016г.)

   Занятия 1 раз в неделю. 28 часа

Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

        развивать математический образ мышления

Задачи:

        расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

        расширять математические знания в области многозначных чисел;

        содействовать умелому использованию символики;

        учить правильно применять математическую терминологию;

        развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

        уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

        Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий факультатива направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:

Занятия в  должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы

Учебно-тематическое планирование на 3 класс

№№

Наименование тем курса

Виды деятельности

Теория

Практика

Дата

1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

06.11

2

Как люди научились считать.

Выполнение заданий презентации

 «Как люди научились считать»

1

13.11

3

Интересные приемы устного счёта.

Устный счёт

1

20.11

4

 Решение занимательных задач в стихах.

Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

1

27.11

5,6

Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

работа с алгоритмами

1

1

04.12

7

Учимся отгадывать ребусы.

составление математических ребусов

1

11.12

8,9

Числа-великаны. Коллективный счёт.

решение теста -кроссворда

1

1

18.12

10

Упражнения с многозначными числами

работа с алгоритмом

1

25.12

11.

Решение ребусов и логических задач.

самостоятельная работа

1

15.01

12

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

составление схем, диаграмм

1

22.01

13

Загадки- смекалки.

составление загадок, требующих математического решения

1

29.01

14

Игра «Знай свой разряд».

работа с таблицей разрядов

1

05.02

15.

Обратные задачи.

работа в группах «Найди пару»

1

12.02

16

Практикум «Подумай и реши».

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

1

19.02

17

Задачи с изменением вопроса.

инсценирования задач

1

26.02

18,19

Решение нестандартных задач.

решение задач на установление причинно-следственных отношений

2

05.03

20,21

Решение олимпиадных задач.

решение заданий повышенной трудности

1

1

12.03

22

Решение задач международной игры «Кенгуру»

решение заданий повышенной трудности

1

19.03

23

Математические горки.

решение задач на преобразование неравенств

1

26.03

24

Решение логических задач.

схематическое изображение задач

1

02.04

25

Игра «У кого какая цифра»

творческая работа

1

09.04

26

Задачи с многовариантными решениями.

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

1

16.04

27

Задачи с многовариантными решениями.

индивидуальная работа

1

23.04

28

Круглый стол «Подведем итоги»

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

1

ИТОГО:                              28 ч                                              12 ч                   16 ч

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. «Учитель», 2012

2.        Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2013

3.        Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 2011

4.        Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2012.

5.        Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2012

6.        Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

7.        Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

8.        Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

9.        Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

11.        Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2011

12.        Волкова  С И, Моро М И  « Для тех кто любит математику» тетрадь 4 класс М., Просвещение 2013 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...

Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику  деятельности обучающихся,  программа содержит поясните...

Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»

Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса  разработана  в...