Технологическая карта к уроку математики
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Бочкова Марина Николаевна

В проекте представлен методический материал к уроку математики в 4 классе на тему «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК «Перспектива», с учетом требований ФГОС НОО. При разработке технологической карты использовалась структура, рекомендованная ПМЦПК и ППРО К(П)ФУ. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО на основе системы РО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nachalka_novaya_rabochaya_tetrad_proekt.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение дошкольного и начального образования

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

слушателей курсов

«Контроль и оценивание образовательных результатов обучающихся начальных классов»

Технологическая карта урока математики в 4 классе на тему  «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел» на основе принципов системно -деятельностного подхода (тема проекта)

Авторы проекта:

                                                                                                                                               Бочкова Марина Николаевна

 учитель начальных классов МБОУ

«Татарско-Бурнашевская СОШ»

                                                                                                                      Верхнеуслонского муниципального  района РТ

Научный руководитель:

                  Замалетдинова   Зальфира  Исхаковна

старший преподаватель ПМЦПКиППРО

 Проектная работа допущена к защите

                                                                                                       Дата 29.10.2015 г.

Казань, 2015

                                                                               Аннотация.

В проекте представлен методический материал к уроку математики в 4 классе на тему «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК «Перспектива», с учетом требований ФГОС НОО. При разработке технологической карты использовалась структура, рекомендованная ПМЦПК и ППРО К(П)ФУ. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО на основе системы РО.

Актуальность.

Современный ФГОС НОО предъявил новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. нет готовых методических материалов, недостаток объемных контрольных работ, либо методические материалы не подходят к данному УМК.

Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности обучающихся и нацелено на формирование теоретических и практических представлений о предмете математика, на овладение письменного сложения/вычитании многозначных чисел,  и введение алгоритма письменного сложения/вычитания многозначных чисел, воспитание позитивного отношения к предмету.

Считаем, что данная тема урока математики имеет большое значение в содержании образования. Умение определять порядок письменного сложения/вычитания многозначных чисел и обосновывать своё мнение, выбирать вариант выполнения задания и обосновывать своё мнение. Тема «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел» представляет особую сложность в содержании образования, она является проблемной, занимает важное место в данной программе, связана с ранее изученными темами и предваряет использовать приобретённые знания при составлении списка компьютерных комплектующих на определённую  сумму.

        Основная часть.

а) Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку математика в 4 классе на тему: «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, позволяющего повысить уровень знаний обучающихся.

Задачи проекта:

  1. Изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;

Определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Перспектива» по учебнику «Математика», 4 класс, ч. 1 под редакцией Г.В. Дорофеев,Т.Н. Миракова,Т.Б. Бука;

2.Разработать дидактический материал для проведения урока.

Цель урока: Сформировать представление о письменном сложении/вычитании многозначных чисел 

Задачи урока:

1. Изучить требования ФГОС НОО к достижению и оценке предметных и метапредметных результатов обучения, а также актуальные методические рекомендации по разработке ТК уроков в рамках реализации ФГОС.

2. Разработать структуру и определить содержание технологической карты урока математики в 4 классе на тему  «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел» на основе УМК «Перспектива».

3. Провести урок математики в 4 классе на тему  «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел» с использованием разработанных материалов и оценить их эффективность для формирования знаний обучающихся о составе числа,  умения решать примеры и задачи на сложение и вычитание многозначных чисел, навыков работы в группе, поиска и анализа информации по заданной проблеме.

б) Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение:

    Методика преподавания – частично-поисковая. На изучение данной темы отводится 1 час.

    в) Ресурсы:

   - книгопечатная продукция - учебник «Математика», 4 класс под редакцией Г.В. Дорофеев,Т.Н. Миракова,Т.Б.    

    Бука.;        

   - Рабочая тетрадь № 1; методическое пособие для учителя;

   - ИКС - компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку;

   - электронное приложение к учебнику;        

              -  Интерактивный материал:        

    -карточки с учебными заданиями и  с цифрами для устного счёта;

Планируемые результаты.

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся:

— комментировать и выполнять письменное сложение/ вычитание многозначных чисел;

— выполнять проверку письменного сложения/вычитания многозначных чисел;

получат возможность научиться:

 —  рассказывать алгоритм письменного сложения/ вычитания многозначных чисел;

Метапредметные (компоненты культурно- компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Место и роль темы в курсе.

На изучение  математики  отводится 140 часов в год. (35 уч.нед.)

Данной теме -1 час, осуществляется связь с предшествующим материалом «Устные приемы сложения и вычитания» и последующим материалом «письменное сложение/вычитание многозначных чисел, именованных величин».

Уровень изучения и усвоения материала – (первичный) изучение нового материала.

Тип урока – открытие новых знаний на основании актуализированных умений.

Условные обозначения УУД:

познавательные - ПУУД; 

коммуникативные - КУУД; 

регулятивные – РУУД;

личностные – ЛУУД.

Дидактический анализ и  содержание материала

Задание 1: Чтение текста учителя,  с целью постановки учебной задачи.

Формируются УУД  

Познавательные:

общеучебные – осознанная постановка учебной задачи через прочтение текста учителем;

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Задание 2. Объяснение  значений выражений «письменное сложение», «письменное вычитание». Воспроизведение алгоритма письменного  

                       сложения/ вычитания трёхзначных чисел, используя выражение

Формируются УУД 

Регулятивные: воспроизведение алгоритма письменного сложения/вычитания.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;

Задание 3. Наблюдение, анализ, объяснение. Обоснование  мнения о правильности выполнения сложения трёхзначных чисел.

Формируются УУД 

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из заданий;

Регулятивные: осмысление, восприятие, наблюдение, анализ, объяснение;

Задание 4: Выполнение учебного задания для  проверки и корректировки знаний.

Формируются УУД

 Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Задание 5: Верно ли выполнено  письменное сложение многозначных чисел? Обоснуйте своё мнение.

Формируются УУД 

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;

Задание 6. Выполните письменное сложение многозначных чисел с комментированием, используя известный алгоритм

Формируются УУД 

Регулятивные: Использование алгоритма для выполнения данного задания, осуществляют пошаговый контроль своих действий,

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, выполняют письменное сложение многозначных чисел при помощи комментирования;

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Задание 7. Расскажите алгоритм письменного вычитания многозначных чисел, используя выражение.

Регулятивные: формулировка алгоритма для выполнения данного задания, осуществляют пошаговый контроль своих действий,

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, выполняют письменное сложение многозначных чисел при помощи комментирования;

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Задание 8.  Выполните письменное вычитание многозначных чисел с комментированием, используя известный алгоритм

Регулятивные: формулировка алгоритма для выполнения данного задания, осуществляют пошаговый контроль своих действий,

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, выполняют письменное сложение многозначных чисел при помощи комментирования;

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

   

                                                                                                                                                                                Таблица 1

Технологическая карта урока математики (УМК «Перспектива»)  в 4 классе по теме

«Письменное сложение/вычитание многозначных чисел»

N

п/п

Этап урока

и вид деятельности

Ресурсы

Деятельность

Обучающихся

Форма организации

учебной деятельности

Содержание материала

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности 

-Мотивировать к изучению темы.

-Стимулировать желание научиться составлять список компьютерных комплектующих на определённую сумму.

Ситуативное задание.

Чтение текста, анализ, формулировка вывода.

Коллективная

Задание 1. Чтение текста учителя,  с целью постановки учебной задачи.

- Определите, о  чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Вывод- сегодня на уроке мы будем учиться правильно складывать и вычитать многозначные числа.

ПУУД

2.

Учебно-познавательная деятельность на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Актуализировать умения:

— выполнять письменное сложение/вычитание трёхзначных чисел;

— выполнять проверку и корректировку учебного задания.

Ввести алгоритм письменного сложения/вычитания многозначных чисел:

  • Научить:

— определять порядок письменного сложения/
вычитания многозначных чисел и обосновывать своё мнение;

— рассказывать алгоритм письменного сложения/ вычитания многозначных чисел;

— комментировать и выполнять письменное сложение/вычитание многозначных чисел;

— выполнять проверку письменного сложения/ вычитания многозначных чисел;

— решать задачу и оформлять письменное вычисление многозначных чисел;

— выполнять учебное действие, используя алгоритм;

— комментировать действия письменного сложения/вычитания многозначных чисел в рамках учебного диалога, используя математические термины.

1. Учебник, с.126, № 15.

Учебник, с.117, № 1, с  самопроверкой

Учебник, с.119, № 1, с  самопроверкой

634 + 325.

+

379

532

801

437 + 295

762 – 384

+

462 325

319 143

+

469 103

24 758

483 851

Выполнение задания используя алгоритм с комментированием

738 546

245 123

837 245 – 324 134.

27 304 + 14 365                         587 436 + 54 283

Фронтальная

индивидуальная

Фронтальная

групповая

индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

индивидуальная

Выполните письменное вычисление многозначных чисел с проверкой.

Задание 2 (Знание)

Объяснение  значений выражений «письменное сложение», «письменное вычитание». Воспроизведение алгоритма письменного сложения/ вычитания трёхзначных чисел, используя выражение

Задание 3 (Понимание)

Наблюдение, анализ, объяснение.

Обоснование  мнения о правильности выполнения сложения трёхзначных чисел.

Задание 4 (Умение)

Выполнение учебного задания для  проверки и корректировки знаний.

Вывод: Для того чтобы выполнить сложение трехзначных чисел, надо…

Сообщение учителя:

В математике для вычисления многозначных чисел используют письменное сложение/вычитание, которое оформляется определённым образом.

Составление алгоритма письменного сложения многозначных чисел

Вывод: Для того чтобы выполнить сложение многозначных чисел, надо…

Задание 5(Понимание)

Верно ли выполнено  письменное сложение многозначных чисел? Обоснуйте своё мнение.

Задание 6 (У) 

Выполните письменное сложение многозначных чисел с комментированием, используя известный алгоритм

Сообщение учителя:

Алгоритм письменного вычитания многозначных чисел

Вывод: для того чтобы выполнить вычитание многозначных чисел,
надо…

Задание 7 (З)

Расскажите алгоритм письменного вычитания многозначных чисел, используя выражение

Задание 8 (У) 

Выполните письменное вычитание многозначных чисел с комментированием, используя известный алгоритм

5.

Диагностика качества освоения темы

Цели:

  • Установить степень освоения темы, а именно умения:

— выполнять письменное сложение/вычитание многозначных чисел;

— выполнять задание в соответствии с целью.

Карточка№1

Контрольное задание

слайд

27 304 + 14 365                         587 436 + 54 283

10 476 – 4639                           650 543 – 432 609

индивидуальная

Выполнение письменного  вычисления многозначных чисел, используя ранее изученные правила сложения и вычитания многозначных чисел.

6

Физминутка

Музыкальное сопровождение

коллективно

Проведение физкультминутки

7

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

  • Стимулировать желание составлять список компьютерных комплектующих.
  • Актуализировать умение ориентироваться в разных вариантах выполнения задания.
  • Научить:

— использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания;

— вычислять стоимость компьютерных комплектующих, соответствующую определённой сумме;

— выполнять учебное действие в соответствии с целью;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Таблица№1

слайд

Таблица №2

слайд

Составление таблицы№3

слайд

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

— планирование деятельности;

— выполнение задания;

— представление результатов деятельности.

Информативный вариант

Составьте список компьютерных комплектующих, цена которых будет соответствовать обозначенной сумме подарка в 25 500 рублей. Для этого используйте данные, представленные в таблице №1;

Импровизационный вариант

Определите стоимость компьютерных комплектующих, используя данные известных фирм Apple, Genius, Microsoft в Интернете, и составьте список, который будет соответствовать обозначенной сумме подарка в 25 500 рублей таблица №2;

Эвристический вариант

Составьте список компьютерных комплектующих, цена которых будет соответствовать обозначенной сумме подарка в 25 500 рублей. Для этого используйте данные их стоимости известных компьютерных фирм, составление данной таблицы;

8.

Рефлексия

Самоанализ и самооценка ученика

  • Научить:

— соотносить полученный результат с поставленной целью;

— оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

слайд

Самооценка

Слайд

1. Мне важно научиться выполнять вычисление многозначных чисел и именованных величин, потому что...

2. Чтобы выполнить вычисление именованных величин с многозначными числами без ошибок, нужно...

Я ... (очень, не очень) доволен(льна) результатом работы, которую сделал(а) ... (самостоятельно, с помощью одноклассника, учителя).

I.  Задание

Закончите предложения:

II. Задание

Закончите предложение:

I II. Задание

На линейке самооценки определи свой уровень понимания учебного материала на данном уроке.

Заключение

Данная работа – проектирование урока - построена с учетом методических рекомендаций и требований ФГОС НОО.  Определены содержание и структура урока в соответствии с УМК «Перспектива» по учебнику «Математика» 3 класс под редакцией Г.В. Дорофеев,Т.Н. Миракова,Т.Б., Бука. Разработана  технологическая карта для проведения урока. Данный проект урока могут использовать в работе учителя начальных классов, а также реализован в рамках курсов повышения квалификации при проведении стажировок.

 


Литература

  1. Алдаева, Л. А. Экономика предприятия : учебник для бакалавров / Л. А. Алдаева.— 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Юрайт, 2013.— 411 с. (книга 1го автора)
  2. Брехаев, Г. А. Металлические конструкции в примерах и задачах: учеб. пособие  / Г. А. Брехаев, И. А. Захарова.— М.: Изд-во Ассоциации строительных вузов, 2010.— 144 с. (книга нескольких  авторов)
  3. Зеденева, Г. Л. К вопросу об эволюции в архитектурном творчестве / Г. Л. Зеденева  // Промышленное и гражданское строительство.— 2009.— № 3.— С. 31–33. (статья из журнала)
  4. Краснов, И. С. Методологические аспекты здорового образа жизни россиян [Электронный ресурс] / И. С. Краснов // Физическая культура: науч.-метод. журн. – 2013.— № 2. – Режим доступа: http://sportedu.ru. – (Дата обращения: 05.02.2014). (интернет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку математики:"Письменный приём сложения вида 43+28"

Открытый урок по математике. Детям понравилось. Коллеги взяли себе для работы...

Разработка технологической карты проведения урока математики во 2 классе

1.Рассмотреть табличные случаи умножения числа 3, составить таблицу умножения числа 3 на однозначные числа; учить вычислять значения произведений; повторить и закрепить знание и умение применять перем...

Технологическая карта открытого урока математики во 2 классе по теме: "Случаи сложения вида 26+4. Переход через разряд"

Технологическая карта открытого урока математики во 2 классе по теме: "Случаи сложения вида 26+4. Переход через разряд"...

Технологическая карта к уроку математики.1 класс.Тема "2санын берурынлы санга кушу"

Технологическая карта к уроку математики для 1 класса по теме "2санын берурынлы санга кушу".Программа "Перспективная начальная школа"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ МАТЕМАТИКИ "МАССА"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА "МАССА" 1 класс...