УРОК Измерение массы. Знакомство со стандартными мерами массы.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Макарова Елена Валентиновна

Измерение массы. Знакомство со стандартными мерами массы. Словесное описание отношений равенства и неравенства.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Измерение массы. Знакомство со стандартными мерами массы. Словесное описание отношений равенства и неравенства. 1 класс

Слайд 2

Сравни!

Слайд 3

зашифрованное задание

Слайд 4

Начерти схему

Слайд 5

“ Ловушка ”

Слайд 6

Придумай задание

Слайд 7

Знатоки признаков Форма Длина Ширина Периметр Площадь Объём Цвет Материал

Слайд 8

Определи по какому признаку сравнивали



Предварительный просмотр:

Предмет:

Математика

Класс:

1 класс

Тема урока:

Измерение массы. Знакомство со стандартными мерами массы. Словесное описание отношений равенства и неравенства.


ТЕМА. Измерение массы. Знакомство со стандартными мерами массы. Словесное описание отношений равенства и неравенства. (1класс)

Цель: учить первоклассников устанавливать связи «схема — признак»; восстановить в их памяти способы сравнения предметов по изученным признакам; привлечь детей к составлению заданий для сверстников; ввести понятие «масса»; организовать разновозрастное сотрудничество.

Оборудование: демонстрационные карточки с названиями признаков (длина, объем, цвет, площадь, форма, периметр, ширина, материал, масса), карточки (инд.), весы, 4 кубика (внешне одинаковые, но различные по массе — по 2 кубика одинаковой массы), демонстрационный кораблик.

Ход урока

I. Создание ситуации успеха.

У.: Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие. Вам, наверное, интересно узнать, на чем мы отправимся. Вы узнаете об этом, когда соедините в своих тетрадях все точки по порядку, от 1 до 9. (Дети соединяют точки, получается изображение кораблика).

Что у вас получилось?

Д.: Кораблик.

У.: У меня тоже есть такой корабль. На нем мы и отправимся в путешествие по математическому океану. Как вы думаете, с чем мы можем встретиться во время путешествия?

Д.: С числами. С примерами.

С математическими загадками. С жителями Математической страны.

У.: Очень интересные у вас предположения! (Открывает доску. На ней изображены 4 острова.) Ой, что это?

Д.: Какие-то острова.

Наверное, тоже математические.

У.: А что это за записи на островах?

Д.: Это, наверное, задания для нас.

У: Совершенно верно. На каждом острове нас ждет зашифрованное задание. Мы сможем двигаться дальше только в том случае, если расшифруем задание и правильно выполним его. Итак, перед нами первый остров. Кто понял, какое задание здесь зашифровано?

Д.: Я думаю, что это схема.

Здесь какие-то предметы сравнивали по длине.

Да, их сравнивали, и они оказались равны.

Я понял, что делать! Надо нарисовать рядом с пальмой предмет такой же длины.

Можно нарисовать еще пальму.

Или другое дерево.

А можно и не дерево.

У.: Вы совершенно правы. Вы прекрасно расшифровали задание. У каждого в тетради есть такие же острова. Сейчас вы выполните задание в тетрадях, а тот, кто сделает это первым, выйдет и выполнит на доске. (Дети выполняют. На левом поле доски также появляется запись.)

У.: По какому признаку мы сравнивали?

Д.: По длине.

У.: Каким способом мы сравниваем по длине?

Д.: Прикладываем кончик к кончику.

(Учитель вывешивает на левом поле доски карточку с названием признака «длина».)

Последовательное отображение на левом поле доски названий признаков помогает первоклассникам отслеживать изученные признаки и фиксировать появление нового знания-признака.

У.: Отправляемся ко второму острову. Кто догадался, что здесь нужно сделать?

Д.: Здесь нужно начертить схему.

В левом стакане воды меньше.

Этот признак называется «объем».

У.: Очень хорошо, но мне бы хотелось услышать грамотно сформулированное задание. Кто сможет сказать четко?

Д.: Здесь нужно начертить схему. Предметы сравнивали по объему.

У.: Молодец! Нужно схемой отобразить результат сравнения по объему. Выполняйте. (Дети выполняют в тетрадях, а потом на доске.)

У.: С каким признаком мы сейчас работали?

Д.: С объемом.

У.: Каким способом мы сравниваем по объему?

Д.: Переливаем.

(Учитель вывешивает карточку со словом «объем» на доску под предыдущей карточкой.)

У.: Теперь мы можем отправляться дальше. Кто уже понял, что нас здесь ждет?

Д.: Здесь нас ничего не ждет. Здесь нарисован один листик. Это «ловушка».

Этот остров, наверное, необитаемый.

У.: Почему вы решили, что это «ловушка»?

Д.: Потому что для сравнения нужно два предмета, а тут один. И схемы здесь нет. Нас не просят ничего нарисовать.

У.: Какие вы молодцы! А что должно здесь измениться, чтобы не

было «ловушки»?

Д.: Нужно добавить еще один предмет, чтобы их можно было сравнивать.

А еще можно начертить схему, а мы сами тогда придумаем другой предмет.

А еще выберем признак, чтобы сравнить.

У.: Какие вы замечательные путешественники! Прощайтесь с необитаемым островом, и отправляемся дальше.

У.: Что ждет нас на этом острове?

Д.: Мы должны сами придумать задания!

У.: Совершенно верно! Сейчас каждый из вас придумает свое задание. Кто будет готов, поднимайте руку. Все задания мы, к сожалению, не сможем услышать, но очень важно, чтобы вы их придумали. Вы сможете предложить их на следующих уроках.

1-й ребенок (выходит с двумя карандашами и чертит схему неравенства): По какому признаку я сравнивал эти карандаши?

Д.: Эти карандаши ты сравнивал по длине. А еще к этой схеме подходит признак «цвет».

1-й        ребенок: Правильно, я сравнивал по цвету.

У.: О каком признаке мы сейчас вспомнили?

Д.: О цвете.

У.: Каким способом сравниваем по цвету?

Д.: Смотрим глазами.

(Учитель вывешивает карточку со словом «цвет».)

2-й        ребенок (выходит с двумя тетрадями и чертит схему равен-

По какому признаку я сравнивал эти тетради?

Д.: Эти тетради равны по материалу. А еще они равны по площади.

2-й        ребенок: Правильно, я сравнивал по площади.

У.: Каким способом сравниваем по площади?

Д.: Накладываем.

(Учитель вывешивает еще две карточки с названием признака.)

3-й        ребенок (выходит с пеналом и тетрадью): Я выбрал признак «форму». Кто начертит схему? (Вызывает одноклассника начертить эту схему на доске.)

У.: Каким способом сравниваем по форме?

Д.: Смотрим глазами.

У.: Карточку с каким словом я сейчас повешу?

Д.: Форма.

У.: Какие замечательные задания вы придумали! А каких признаков

нам еще не хватает в этом списке?

Д.: Периметра.

У. (вывешивает карточку со словом «периметр»):

Я предлагаю сейчас показать нашими специальными знаками, как мы сравниваем предметы по разным признакам. (Дети радостно соглашаются.)

У.: Длина.

(Дети ставят ладошку под ладошку так, чтобы большие пальцы оказались друг на друге, демонстрируя таким образом способ прикладывания предметов «кончик к кончику».)

У.: Ширина.

(Дети соединяют ладони так, чтобы они соприкасались средними пальцами.)

У.: Периметр.

(Дети указательным пальцем правой руки обводят контур левой руки.)

У.: Площадь.

(Дети накладывают ладонь на ладонь.)

У.: Объем.

(Дети показывают, как переливают воду (пересыпают песок) из одного сосуда в другой.)

У.: Цвет.

(Дети показывают на глаза.)

У.: Материал.

(Дети показывают, как щупают ткань пальцами.)

У.: Форма.

(Первоклассники снова показывают на глаза.)

Данный прием не только эффективен для восстановления первоклассниками способов сравнения по разным признакам, но и способствует концентрации внимания детей.

У.: Вы самые настоящие знатоки признаков. Поднимите руку, кто может свое умение сравнивать предметы по разным признакам

оценить вот так:

(дети поднимают руки). А вот так:

(дети поднимают руки). А так:

Молодцы! Я очень рада за вас! Садимся на корабль и отправляемся дальше.

II. Постановка учебно-практической задачи.

Создание ситуации разрыва.

У.: Здесь тоже что-то зашифровано. Эту шифровку для нас придумали наши друзья четвероклассники. Давайте их послушаем.

(Выходят двое четвероклассников.)

1-й        учащийся: У нас есть два кубика. Мы сравнили их по одному признаку.

2-й        учащийся: Результат сравнения по этому признаку отражен на этой схеме.

(Показывает на остров.) Определите, по какому признаку мы сравнивали эти кубики.

Методический ход с кубиками подробно описан в пособии [3].

(Возникает продолжительная пауза.)

Д. (очень задумчиво): По цвету не подходит.

И по форме они одинаковые.

А материал? (Ребенок подходит и щупает.) Нет, пластмасса.

Совсем одинаковые.

(Дети перебирают все известные им признаки, придирчиво рассматривают кубики на наличие царапин, вмятин в виде точек и т. д. и снова замолкают.)

Постановка учебно-практической задачи.

У.: Ребята, может быть, мы что-то не так делали? Давайте проверим еще раз.

(Дети с учителем снова перебирают все признаки, убеждаются в невозможности ответить на данный вопрос и рисуют большой вопросительный знак на острове рядом со схемой.)

III. Анализ условий и решение задачи.

У.: Давайте попросим четвероклассников нам немного помочь.

1-й четвероклассник: Хорошо, сейчас я вам что-то покажу.

(Достает заранее приготовленные весы, на которых лежат точно такие же кубики, и держит их.)

Д.: Ух ты!

У них разный вес!

Один тяжелый, а другой легкий!

Мы поняли!

Надо было взять их в руки! Мы бы сразу догадались!

1-й        четвероклассник: Кто знает, как называется признак, по которому мы сравнивали эти кубики?

Один из учащихся: Этот признак называется масса. Мы сравнивали предметы по массе!

2-й        четвероклассник: Давайте все вместе назовем этот признак.

Д.: Масса!

У.: Какой новый признак вы узнали? Карточку с каким словом я сейчас прикреплю?

(Вывешивает карточку с названием признака «масса» под всеми остальными и рядом со знаком вопроса на острове.)

У.: Мы уже можем зачеркнуть знак вопроса?

Д.: Да!

(Учитель зачеркивает знак вопроса.)

Учитель фиксирует на правом поле доски ситуацию решения конкретно-практической задачи.

1-й        четвероклассник: Кто из вас знает, как называется прибор, который помогает узнавать и сравнивать массу предметов?

Д.: Весы!

2-й        четвероклассник: А вы знаете, что наши руки иногда тоже могут работать как весы?

(Дети выходят и делятся на две группы. Одна становится возле первого четвероклассника, а другая — возле второго. Первоклассники передают друг другу по очереди кубики и определяют с помощью рук, какой из них тяжелее, а какой легче.)

У.: Сейчас группа Васи вспомнит и назовет предметы, которые имеют очень большую массу, а Олина группа вспомнит и назовет предметы, которые имеют очень маленькую массу.

(Четвероклассники проверяют, какие предметы подобрали дети из их группы, помогают тем, кто затрудняется. Затем группы по очереди выслушивают друг друга, реагируя знаками «+» и «— » на каждый предмет. Четвероклассники следят за тем, чтобы дети оценивали каждый ответ.)

У.: Вы замечательно поработали! Садитесь на свои места. Скажем большое спасибо четвероклассникам.

IV.        Итоговая рефлексия.

У.:        Мы можем на корабле смело отправляться домой. Мы справились со всеми трудностями. Что нового узнали на уроке?

Д.: Мы узнали новый признак — массу.

У.: Какой прибор помогает сравнивать предметы по массе?

Д.: Весы.

А еще можно руками.

У.: Каким движением будем показывать способ сравнения по массе?

(Дети показывают, как качаются чаши весов.)

У.: Как бы вы назвали урок?

Д.: Новый признак.

Урок массы.

Сравнение по массе.

Весы и масса.

Спрятанная масса.

Математический остров массы.

У.: Большое спасибо всем за работу. У нас получился очень интересный урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Единицы измерения массы"

Презентацию можно использовать на уроке  по теме "Знакомство с единицами измерения массы" по любой программе...

Конспект урока математики для 5 класса по специальной коррекционной программе VIII вида "Меры массы".

Форма проведения: урок-исследование.Цели: систематизировать знания детей о мерах массы, создать условия для расширения и углубления знаний о единицах массы, умения применять их в повседневной жизни; р...

Урок математики в 4 классе "Меры массы:тонна,центнер. Соотношения между величинами."

Урок изучения нового материала. Представлен подробный конспект урока и наглядная презентация. На уроке применяются различные формы работы. Разгадывание кроссворда, ответы на вопросы, тест на первичное...

Карта к уроку математики 3 класс по теме "Масса.Старинные весы и меры веса"

Карта урока по теме "Масса.Старинные весы и меры веса". Используется как материал для самостоятельной работы на уроке....

Конспект урока - «Измерение объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры масс».

laquo;Измерение объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры масс»....

Масса. Измерение массы

Презентация великовата по объему (3,19 МБ), т.к. расчитана для использования в течение всего урока, поэтому я ее разделила на две части. Учителю для успешной работы и удобства в использовании, скачав ...