Конспект урока математики для 5 класса по специальной коррекционной программе VIII вида "Меры массы".
план-конспект урока по математике на тему

Мунько Валентина Владимировна

Форма проведения: урок-исследование.

Цели: систематизировать знания детей о мерах массы, создать условия для расширения и углубления знаний о единицах массы, умения применять их в повседневной жизни; развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы; коррегировать и развивать математическую речь, память при выполнении практических заданий; способствовать воспитанию интереса к предмету математики, его практической значимости (для решения задач социальной адаптации обучающихся с ОВЗ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike_dlya_5_klassa_viii_vida.docx34.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике для 5 класса по специальной коррекционной программе VIII вида.

УМК «Математика», автор М.Н. Перова, Г.М. Капустина, Москва, «Просвещение» 2012г.

Класс: 5 класс по специальной коррекционной программе VIII вида.

Тема: Меры массы.

Оборудование: презентация «Меры массы», весы (напольные, кухонные, электронные).

Форма проведения: урок-исследование.

Цели: систематизировать знания детей о мерах массы, создать условия для расширения и углубления знаний о единицах массы, умения применять их в повседневной жизни; развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы; коррегировать и развивать математическую речь, память при выполнении практических заданий; способствовать воспитанию интереса к предмету математики, его практической значимости (для решения задач социальной адаптации обучающихся с ОВЗ).

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Работа по формированию, развитию и коррекции УУД.

1.  Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

– Сегодня на уроке математики вы будете не просто учениками, а учениками-исследователями. А кто такой исследователь? Какого человека называют исследователь?

– И, конечно же, нашими постоянными помощниками будут ваше внимание, память, смекалка, любознательность и тот багаж знаний, который вы уже имеете. Вы готовы? Ну, тогда в добрый путь!

-Ребята, наш урок я предлагаю начать с высказывания русского академика, кораблестроителя Алексея Николаевича Крылова.

«Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле».

Как вы понимаете суть этого высказывания?

Как это высказывание связано с нашим уроком?

Высказывания детей. К1   Л2

Исследователь - это тот, кто ведёт исследования, занимается наукой. 

-Например, то, чему мы учимся на уроках математики, наши идеи, помогут нам в жизни.

Познавательные УУД

Развиваем умения:          

1 ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

3  - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. 

4 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.

5 - преобразовывать информацию из одной формы в другую:

6 - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

7 – переходить от условно-схематических моделей к тексту.

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:          

1 – самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 

3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом;

4 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:          

1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить

свою точку зрения;

4 – читать про себя тексты учебников и при этом: проверять себя.

5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные результаты:

1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; 

2 – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Постановка учебной проблемы.

4. Целеполагание и открытие новых знаний.

Игра «Найди лишнее слово».

Длина, вкус, стоимость, масса.

Килограмм, сантиметр, дециметр, миллиметр.

– Почему слово «вкус» оказалось «лишним»?

– Почему слово «килограмм» оказалось «лишним»?

– А что такое величина?
– О какой величине мы будем сегодня говорить, вы узнаете, разгадав ребус.
Показываю  ребус «массаж’».
(на доску вывешиваю лист со словом «масса»)

– Да, слово «масса» сегодня очень нужное на нашем уроке.
(Слайд 1).
– Какие единицы массы вы уже знаете?              – Какая существует взаимосвязь между этими единицами?

– Запишите это в тетрадь.               
– Какая из этих двух величин самая маленькая?

– Для чего нужна такая единица массы?

- С давних пор люди испытывали потребность знать массу разных предметов. Какой предмет нам в этом помогает?

-Действительно, для этой цели придумали весы.

-А что это такое – весы?

- А какие виды весов вы знаете? И для чего они предназначены?

-Какие предметы можно взвешивать в граммах, а какие в килограммах?

(На доске картинка  картофелины, нескольких картофелин,  мешка  картофеля и  машины картофеля).

– Если нужно узнать массу одной картофелины, какой единицей массы вы воспользуетесь?

– А если нужно узнать массу нескольких картофелин? Мешок картофеля?

– Ну а если нужно узнать массу мешка картофеля или целой машины с картофелем? Подойдут ли нам эти единицы массы?

Выдвижение гипотезы                                                    – Что же мы можем предположить?

– Обозначим эту проблему вопросительным знаком.

– Исходя из вышесказанного, давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. Что мы должны сегодня узнать и с чем познакомиться?

– И чтобы мы могли работать с этими единицами при решении задач, мы должны установить взаимосвязь между всеми единицами массы. (Слайд 2)

– А где же мы можем узнать о новых единицах массы и ознакомиться с ними?
– Я предлагаю вам самостоятельно найти ответы на вопрос, который мы поставили: «Существуют ли еще какие-либо единицы массы для измерения тяжелых грузов?» (Работа с учебником, с. 50)
– Прочитайте информацию в  красной рамочке.
– Какие еще существуют единицы массы?
– Что тяжелее центнер или тонна?

– Докажите.
– Как при числах мы будем записывать слово «тонна»?
(т)
– А центнер?
(ц)

– Запишите в тетради новое соотношение единиц: 1 ц = 100 кг, 1т = 1000 кг.
– Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка», слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100».
– Посмотрите внимательно на запись, которую вы сейчас сделали и ответьте на вопрос: «Во сколько раз тонна больше центнера?»
– Значит можно отсюда определить, сколько в 1 тонне центнеров?
– Запишите 1 т = 10 ц.

(Учитель вешает таблицу единиц масс).

– Посмотрите внимательно на таблицу и ответьте на два вопроса:

  1. Какие единицы массы вы уже знали?
  2. Какие новые единицы массы узнали?

П1,4,6      Р1,2,3     К2,3       Л1

Вкус – это не величина.

Это единица массы.
– Величина – это свойство предметов, которое можно измерить.

Отгадывают ребус: МАССА.

Килограмм, грамм.
1 кг = 1000 г

Грамм


Чтобы определять массу очень маленьких и очень легких предметов.

Весы.

 

Это устройство или прибор для определения массы предметов.

Электронные (в больнице, магазине, на рынке).

Кухонные (для приготовления блюд по рецепту).

Напольные (узнать свой вес).

Конфеты, крупу- в граммах, картофель, лук в килограммах.

П1    Р2,4     К1,2,3    Л1

Грамм. (Ученик подписывает под картинкой «грамм»

Килограмм. (Ученик подписывает под картинкой «килограмм»)

Ни грамм, ни килограмм не подходят для измерения такого большого и тяжелого груза.

П1,2,4,5 ,6    Р3,4     К1,2,3   Л1

Возможно, для таких больших грузов существуют другие единицы измерения массы.
(Учитель ставит под рисунком «?»)

Познакомиться с новыми единицами массы.

 

В учебнике.

Тонна, центнер.

Тонна

(1 ц – 100 кг, 1 т – 1000 кг)

(т)

(ц)

В 10 раз.

Килограмм, грамм.

Тонна, центнер.

5. Закрепление.

Работа в парах                                         (карточки для работы в парах 1г, 1 кг, 1 ц, 1т)

– Расположите единицы массы в порядке возрастания.
– Готовы?  (Проверяем по эталону на доске).

– Повторим  единицы массы, начиная с тонны.

Физминутка.

Практическая работа (взвешивание продуктов).

Узнайте и напишите массу:

луковицы, пакетика риса, яблок.

-А на каких весах вам было удобнее взвешивать и почему?

Решение задачи по учебнику с.51 № 98

-  Запишите решение задачи самостоятельно. Ответьте на первый вопрос. Кто сможет ответьте и на второй вопрос.

Дифференцированная работа

(задание на цветных карточках) Сравнить. Поставить знаки >, <, =.

– Выполните задание в тетради.

Проверяем по образцу. (Слайд 3)

– А теперь немного отдохнем и, заодно, будем расширять свой кругозор. (рассказ учителя с демонстрацией слайдов)

– Среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены, достойные того, чтобы оказаться в книге рекордов Гиннеса. Кто-то признается самым сильным, кто-то самым быстрым, а кто-то может похвастать лишь своим весом. Самым большим и самым тяжелым животным на нашей планете признан синий кит. (Cлайд 4) 
Масса синего кита может достигать 150-200 т. - - На суше, как нам известно, рекордсмен в тяжелом весе – это слон.
(Cлайд5) Он весит больше 6 тонн.

- А среди птиц самой крупной считается страус. (Cлайд 6) 
На нашей планете живут и самые маленькие и мелкие животные.  
(Cлайд 7) 
- Почему масса слона и кита измеряется в тоннах, а масса колибри в граммах?

Блиц-опрос

– Что больше 99 кг или 1 ц?
– Что меньше 11 ц или 11 кг?
– Назовите самую крупную единицу массы?
– Назовите самую мелкую единицу массы?
– Какую меру массы можно соотнести с человеком крупного телосложения: 1кг,1т,1ц?

– Какую меру массы можно соотнести с пакетиком чая?

-Молодцы вы хорошо потрудились, а теперь домашнее задание. С.51 №97

- Итак, наш урок-исследование подошёл к завершению. Что же мы с вами исследовали?

– С какими новыми единицами массы вы сегодня познакомились?
– Для чего нужны такие единицы массы?
– Какая единица массы больше килограмма, но меньше тонны?
– Где вы можете применить свои знания?

-Мы достигли поставленной цели?

Отметки получили….

Прикрепите свои смайлики. (Слайд8)

Спасибо за урок.

П1,2,3,5     Р3,4     К1,2,3,5    Л1

1г, 1кг, 1ц,1т.

1т, 1ц, 1кг, 1г.

(В 1 т = 10 ц, в 1 ц = 100 кг, в 1 кг = 1000 г)

На электронных, т.к. дают точный результат.

3ц+7ц=10ц

10ц=1т

 

Потому что кит и слон крупные животные, а колибри мелкая птичка..

П1,3     Р4      Л2      К 2,3

11кг

П1,3,4       Р4,5         К3,     Л1

Единицы массы.

Тонна, центнер.

Измерять большие грузы.

Центнер.

П 4      Р5      Л1

Да.

6. Домашнее задание.

 

7. Итог урока.

 

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно- развивающая работа вна уроках чтения и письма в специальных (коррекционных) школах VIII вида

содержит теоретический материал, упражнения, используемые на уроках в начальных классах по коррекции внимания, памяти, восприятия. Приводятся конспекты урока чтения и письма....

Коррекционно- развивающая работа на уроках чтения и письма в специальных (коррекционных) школах VIII вида

содержит теоретический материал, упражнения, используемые на уроках в начальных классах по коррекции внимания, памяти, восприятия. Приводятся конспекты урока чтения и письма....

Индивидуальные занятия с учащимися 3 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида.

Для учителя, который обучает ребёнка по специальной (коррекционной) программе в условиях интегрированного обучения, зачастую встаёт проблемный вопрос: как  один час запланированного и...

Урок чтения и развития речи во 2/3 классе (малокомплектный, обучающийся по специальной коррекционной программе VIII вида) по теме: «Весна в окно стучится»

урок чтения и развития речи во 2/3 классе(малокомплектный, обучающийся по специальной коррекционной программе VIII  вида)по теме: «Весна в окно стучится» Учи Тип урока: урок обобщения и...

Тематическое планирование по русскому языку, 4 класс (индивидуальные занятия по специальной (коррекционной) программе VIII вида).

Тематическое планирование по русскому языку создано для индивидуального обучения, из расчета 2 часа в неделю....

Рабочая программа по математике 1 класс, для обучающихся занимающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида

Процесс обучения математике связан с решением специфической задачи коррекционной школы – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия,...

Конспект урока по чтению учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.

Конспект урока по чтению на тему: "Дифференциация б-п, чтение слогов, слов, предложений с б-п." VIII вид 1 класс...