Использование учебных ситуаций на уроках математики в начальной школе
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Материал содержит примеры учебных ситуаций для уроков математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование учебных ситуаций на уроках математики в начальной школе»
Купцова Ольга Владимировна, учитель начальных классов
МОУ ООШ п. Северный Хвалынского района Саратовской области
Сегодняшнее время предъявляет к ученику новые требования. Он должен уметь учиться, самостоятельно действовать и принимать решения. Кроме развития предметных умений, у школьников должны быть сформированы и универсальные учебные действия. На уроках математики в начальной школе универсальные действия формируются вовлечением учеников в процесс изучения математики.
Научить младшего школьника математике означает передать ему способ мышления и язык, с помощью которого он поймет содержание математики, будет учиться думать так, как это свойственно предмету. И в этом помогают учебные ситуации.
В начальной школе полноценное обучение невозможно представить без игровой деятельности. Поэтому разнообразные игры и основанные на них учебные ситуации занимают важное место. Например, ситуация «Действия».
Ее можно использовать в 3 и 4 – ом классах на обобщающих уроках, посвященных повторению математических действий и их компонентов на этапе включения в систему знаний и повторения или актуализации знаний и фиксации затруднения в деятельности.
Проводится по типу игры «Аукцион». На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с обозначениями действий – сложение, вычитание, умножение, деление). Можно взять другие математические понятия, например, многоугольники, площадь и периметр фигур и др.
Задача учеников – как можно больше сообщить о данном лоте: назвать компоненты действий, их свойства и др.
- Компоненты сложения – 1-ое слагаемое, 2-ое слагаемое и сумма.
- Сумма – это результат сложения.
- Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
- Сложение – это слабое действие.
- Компоненты умножения – это 1-ый множитель, 2-ой множитель и произведение.
- Умножение - это сильное действие.
- Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель. И т.д.
Главное, информация должна быть строго отмеренной и логически законченной.
Таким образом, в ходе выполнения задания у учеников формируются коммуникативные действия, направление на повторение информации по заданной теме, развиваются умения выделять главное и строить логические высказывания в соответствии с требованиями.
Это задание можно провести в форме соревнования команд, тогда это будет ситуацией соревнования и соперничества.
Учебная ситуация «Работаем вместе» помогает почувствовать ученикам себя в ситуации общения, взаимопомощи.
Класс необходимо поделить на несколько групп (в зависимости от количества учеников). Предложить задание – составить кроссворд по изученной теме, например, «Многоугольник и его элементы» или «Величины». После выполнения задания, группы обмениваются кроссвордами и решают, какая из них выполнила задание наиболее точно и интересно. Это задание можно дать в качестве домашней работы, а его проверку (решение кроссвордов) сделать на этапе включения в систему знаний и повторения. В качестве примера приведу кроссворды по теме «Многоугольники» во 2-ом классе.
№1 | 1Т | ||||||||||||
2К | В | А | Д | Р | А | Т | |||||||
3В | Е | Р | Ш | И | Н | А | |||||||
4У | Г | О | Л | ||||||||||
Г | |||||||||||||
5М | Н | О | Г | О | У | Г | О | Л | Ь | Н | И | К | |
Л | |||||||||||||
Ь | |||||||||||||
6С | Т | О | Р | О | Н | А | |||||||
И | |||||||||||||
К |
- Самый маленький многоугольник.
- Фигура, у которой все стороны равны.
- Элемент многоугольника.
- Элемент многоугольника, который находится между двух его сторон.
- Треугольник, четырехугольник, пятиугольник – это….
- Элемент многоугольника.
№ 2. Найдите все понятия, относящиеся к теме «Многоугольники».
У | С | П | О | Д | Ж | М | В | А | К | Т | Б | Ь |
Г | У | К | В | Е | Р | Ш | И | Н | А | Л | О | Е |
О | В | З | З | В | Л | Ё | А | Л | П | В | К | П |
Л | А | Ы | А | А | Е | Х | А | Я | Е | А | Ё | К |
Й | Л | Т | Р | Е | У | Г | О | Л | Ь | Н | И | К |
Т | Е | А | В | С | Я | А | А | Л | У | А | К | Т |
Ы | Ё | Р | С | П | О | Д | Я | К | Н | Щ | К | С |
К | В | А | Д | Р | А | Т | Р | С | П | О | Д | Т |
У | Д | Б | Р | О | У | А | А | К | Т | Л | К | О |
Р | П | Ц | Д | С | П | О | Д | Н | Г | Е | Л | Р |
П | Я | Т | И | У | Г | О | Л | Ь | Н | И | К | О |
Я | Э | Ч | Ф | В | Л | У | С | П | О | Д | Л | Н |
Т | В | Я | И | А | Е | А | К | Т | О | О | Е | А |
Такую учебную ситуацию лучше применять во 2 -4 классах. В ходе ее решения у учеников формируются коммуникативные действия, направленные на повторение и структурирование информации по данной теме, развивается умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.
Учебная ситуация «Наблюдай и делай» используется на уроках в 1 классе при изучении темы «Симметрия». Детям предлагается взять лист бумаги и сложить его пополам. Затем развернуть лист. Учитель говорит, что получившаяся линия сгиба называется линией симметрии. Далее учитель предлагает нарисовать красками на одной стороне листа какой - нибудь рисунок, например, бабочку или гриб. Пока краски не высохли, нужно сложить лист по линии сгиба и прижать обе части листа. Затем развернуть лист и посмотреть, что получилось.
Вариантом этого задания является работа не с красками, а с ножницами.
Чтобы получить симметричную фигуру, надо сложить лист бумаги вдвое, нарисовать половину фигуры и вырезать по контуру. Ученики после объяснения задания вырезают симметричные фигуры по образцу.
Далее следует спросить следующее:
- Что мы видим?
- Как расположены изображения предметов относительно линии сгиба? (на равном расстоянии или другой ответ)
- Какой вывод можно сделать, что ось симметрии делает с предметом? (Ось симметрии делит предмет на равные части).
Далее можно предложить найти симметричные предметы в классе или привести примеры из жизни, рассказать и показать, что симметричность предметов можно определить с помощью зеркала.
Данная ситуация позволяет познакомить учеников на практике с таким сложным понятием, как «симметрия». В ходе практической деятельности у детей развивается умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Такую работу можно использовать на этапе построения проекта выхода из затруднения.
Работая с геометрическим материалом, можно предложить следующие учебные ситуации:
- «Собери фигуру». Данное задание можно выполнить в рамках «Устного счета». Ученикам предлагается построить, например, из пяти счетных палочек (спичек) два треугольника. Фигуры можно задавать разные.
- «Раздели фигуру». Это задание лучше дать как домашнее.
Дано задание: скопировать фигуру на клетчатую бумагу три раза. Вырезать три модели и разрезать каждую на две равные части разными способами. Количество моделей уже подразумевает необходимое число вариантов выполнения задания.
3) «Строители»
Детям предлагается сделать чертеж – картину из заданного количества геометрических фигур. Например, трех квадратов, круга и треугольника. Могут получиться следующие варианты:
Количество фигур, необходимых для построения, зависит от возраста учеников. Лучше, чтобы это было домашним заданием, а проверку можно сделать на этапе актуализации знаний (устный счет). Так же можно в конце урока провести выставку работ и дать возможность самим ученикам оценить выполненное задание.
Решение данных задач является пропедевтикой к изучению предмета геометрии. В процессе выполнения таких заданий формируется умение самостоятельно применять свои знания на практике, искать и выделять необходимую информацию, моделировать, анализировать. Кроме того дети учатся самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Все эти задания можно давать уже с 1-го класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/24/picture-44101-1485264938.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
В статье даны описания приемов, способы и правила создания проблемных ситуаций....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/06/picture-240805-1375794697.jpg)
мастер - класс Создание учебной ситуации на уроках русскогоязыка в начальной школе
Мастер-класс был проведен во время конкурса Учитель года 2012 . Материал содержит практический материал , который будет интересен учителям начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-284655-1377427427.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГРАММ И ТАБЛИЦ ДЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В данной статье описан практический опыт применения информационно-коммуникационных технологий на уроке математики в 4-м классе по системе общего развития Л.В.Занкова...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/28/picture-301618-1380366995.jpg)
Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.
Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/21/picture-759267-1456054649.jpg)
Использование дифференцированного подхода для организации учебной деятельности на уроках математики в начальной школе
Использование дифференцированного подхода для организации учебной деятельности на уроках математики в начальной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/16/picture-832189-1476637733.jpg)
Презентация на тему: "Методика использования ситуаций свободного выбора учебных заданий на уроках математики в начальной школе."
Презентация на тему: "Методика использования ситуаций свободного выбора учебных заданий на уроках математики в начальной школе."...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/16/picture-647962-1447692391.jpg)
Отчет по теме самообразования "Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальных классах"
В своем отчете я раскрыла приемы и методы создания проблемных ситуаций, которые использую в своей работе....