Использование учебных ситуаций на уроках математики в начальной школе
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Материал содержит примеры учебных ситуаций для уроков математики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование учебных ситуаций на уроках  математики  в начальной школе»

Купцова Ольга Владимировна, учитель начальных классов

МОУ ООШ  п. Северный Хвалынского района Саратовской области

Сегодняшнее время предъявляет  к ученику новые требования. Он должен уметь учиться, самостоятельно действовать и  принимать решения. Кроме развития предметных умений,  у школьников  должны быть сформированы и  универсальные учебные действия. На уроках математики в начальной школе универсальные действия формируются  вовлечением  учеников  в процесс изучения математики.  

Научить младшего школьника математике  означает  передать ему способ мышления и язык, с помощью которого он поймет содержание математики,  будет учиться думать так, как это свойственно предмету.  И в этом помогают учебные ситуации.

В начальной школе полноценное обучение невозможно представить без игровой деятельности. Поэтому  разнообразные игры и основанные на них учебные ситуации занимают важное место.  Например, ситуация «Действия». 

Ее  можно использовать в 3 и 4 – ом классах на обобщающих уроках, посвященных  повторению математических действий и их компонентов на этапе включения  в систему знаний и повторения или  актуализации знаний и фиксации затруднения в деятельности.

 Проводится по типу  игры «Аукцион». На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с обозначениями действий – сложение, вычитание, умножение, деление). Можно взять другие математические понятия, например, многоугольники, площадь и периметр фигур и др.

Задача учеников – как можно больше сообщить о данном лоте: назвать компоненты действий, их свойства и др.

  • Компоненты сложения – 1-ое слагаемое, 2-ое слагаемое и сумма.
  • Сумма – это результат сложения.
  • Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
  • Сложение – это слабое действие.
  • Компоненты умножения – это 1-ый множитель, 2-ой множитель и произведение.
  • Умножение - это  сильное действие.
  • Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель. И т.д.

Главное,  информация должна быть строго отмеренной и логически законченной.  

Таким образом, в ходе  выполнения  задания  у учеников формируются коммуникативные действия, направление на повторение информации по заданной  теме, развиваются умения выделять главное и строить логические высказывания в соответствии с требованиями.

Это задание можно провести в форме соревнования команд, тогда это будет ситуацией соревнования и соперничества.  

Учебная ситуация «Работаем вместе» помогает почувствовать ученикам себя в ситуации общения,  взаимопомощи.

Класс необходимо поделить на несколько групп (в зависимости от количества учеников).  Предложить задание – составить кроссворд по изученной теме, например, «Многоугольник и его элементы» или «Величины». После выполнения задания, группы обмениваются кроссвордами и решают, какая из них  выполнила задание наиболее точно и интересно. Это задание можно дать в качестве домашней работы, а его проверку  (решение кроссвордов) сделать  на этапе включения  в систему знаний и повторения.  В качестве примера приведу кроссворды по теме «Многоугольники» во 2-ом классе.  

№1

1Т

2К

В

А

Д

Р

А

Т

3В

Е

Р

Ш

И

Н

А

4У

Г

О

Л

Г

5М

Н

О

Г

О

У

Г

О

Л

Ь

Н

И

К

Л

Ь

6С

Т

О

Р

О

Н

А

И

К

  1. Самый маленький многоугольник.
  2. Фигура,  у которой все стороны равны.
  3. Элемент многоугольника.
  4. Элемент многоугольника, который находится между двух его сторон.
  5. Треугольник, четырехугольник, пятиугольник – это….
  6. Элемент многоугольника.  

№ 2. Найдите все понятия, относящиеся к теме «Многоугольники».

У

С

П

О

Д

Ж

М

В

А

К

Т

Б

Ь

Г

У

К

В

Е

Р

Ш

И

Н

А

Л

О

Е

О

В

З

З

В

Л

Ё

А

Л

П

В

К

П

Л

А

Ы

А

А

Е

Х

А

Я

Е

А

Ё

К

Й

Л

Т

Р

Е

У

Г

О

Л

Ь

Н

И

К

Т

Е

А

В

С

Я

А

А

Л

У

А

К

Т

Ы

Ё

Р

С

П

О

Д

Я

К

Н

Щ

К

С

К

В

А

Д

Р

А

Т

Р

С

П

О

Д

Т

У

Д

Б

Р

О

У

А

А

К

Т

Л

К

О

Р

П

Ц

Д

С

П

О

Д

Н

Г

Е

Л

Р

П

Я

Т

И

У

Г

О

Л

Ь

Н

И

К

О

Я

Э

Ч

Ф

В

Л

У

С

П

О

Д

Л

Н

Т

В

Я

И

А

Е

А

К

Т

О

О

Е

А

Такую учебную ситуацию лучше применять во 2 -4 классах. В ходе ее решения  у учеников формируются коммуникативные действия, направленные на повторение и структурирование информации по данной теме, развивается умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Учебная ситуация «Наблюдай и делай»  используется на уроках в 1 классе при изучении темы «Симметрия».  Детям предлагается взять лист бумаги и сложить его пополам. Затем развернуть лист. Учитель говорит, что получившаяся линия сгиба называется линией  симметрии. Далее учитель предлагает нарисовать красками на одной стороне листа  какой - нибудь рисунок, например, бабочку или гриб.  Пока краски не высохли, нужно сложить лист по линии сгиба и прижать обе части листа. Затем развернуть лист и посмотреть, что получилось.

Вариантом этого задания является работа не с красками, а с ножницами.

Чтобы получить симметричную фигуру, надо сложить лист бумаги вдвое, нарисовать половину фигуры и вырезать по контуру. Ученики после объяснения задания  вырезают симметричные фигуры по образцу.

Далее следует спросить следующее:

  • Что мы видим?  
  • Как расположены изображения  предметов относительно линии сгиба? (на равном расстоянии  или другой ответ)
  • Какой вывод можно сделать, что ось симметрии делает с предметом? (Ось симметрии делит предмет на равные части).

Далее можно предложить найти симметричные предметы в классе или привести примеры из жизни, рассказать и показать, что симметричность предметов можно определить с помощью зеркала.

Данная ситуация позволяет познакомить учеников на практике с таким сложным понятием, как  «симметрия».  В ходе практической деятельности у детей развивается умение наблюдать, анализировать, делать выводы.  Такую работу можно использовать на этапе построения проекта выхода из затруднения.

Работая с геометрическим материалом, можно предложить следующие учебные ситуации:

  1. «Собери  фигуру». Данное задание можно выполнить в рамках «Устного счета».  Ученикам предлагается построить, например, из пяти счетных палочек  (спичек) два треугольника. Фигуры можно задавать разные.

  1. «Раздели фигуру». Это задание лучше дать как  домашнее.

Дано задание: скопировать фигуру на клетчатую бумагу три раза.  Вырезать три модели и разрезать каждую на две равные части разными способами.   Количество моделей уже подразумевает  необходимое число вариантов выполнения задания.

 

 

 

3) «Строители» 

Детям предлагается сделать чертеж – картину из заданного количества геометрических фигур. Например, трех квадратов, круга  и треугольника. Могут получиться следующие варианты:

Количество фигур, необходимых для построения, зависит от возраста учеников. Лучше, чтобы это было домашним заданием, а проверку можно сделать на этапе актуализации знаний (устный счет).  Так же можно в конце урока провести выставку работ и дать возможность самим ученикам оценить выполненное задание.  

Решение данных  задач является пропедевтикой к изучению предмета геометрии.  В процессе выполнения таких заданий  формируется умение самостоятельно применять свои знания на практике,  искать и выделять необходимую информацию, моделировать, анализировать.  Кроме того  дети учатся  самостоятельно создавать способы  решения проблем творческого и поискового характера. Все эти задания можно давать уже с 1-го класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В статье даны описания приемов, способы и правила создания проблемных ситуаций....

мастер - класс Создание учебной ситуации на уроках русскогоязыка в начальной школе

Мастер-класс был проведен во время конкурса Учитель года 2012 . Материал содержит практический материал , который будет интересен учителям начальных классов...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГРАММ И ТАБЛИЦ ДЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье описан практический опыт применения информационно-коммуникационных технологий на уроке математики в 4-м классе по системе общего развития Л.В.Занкова...

Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.

        Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее ...

Использование дифференцированного подхода для организации учебной деятельности на уроках математики в начальной школе

Использование дифференцированного подхода для организации учебной деятельности на уроках математики в начальной школе...

Презентация на тему: "Методика использования ситуаций свободного выбора учебных заданий на уроках математики в начальной школе."

Презентация на тему: "Методика использования ситуаций   свободного выбора  учебных заданий на уроках математики в начальной школе."...

Отчет по теме самообразования "Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальных классах"

В своем отчете я раскрыла приемы и методы создания проблемных ситуаций, которые использую в своей работе....