Использование игр на уроках математики
статья по математике на тему

Жаркова Светлана Васильевна

Использование игр и игровых моментов на уроках математики в начальной школе усиливает эмоциональный характер занятий, тренирует внимание, быстроту реакции, развивает умение младших школьников работать в парах, группах, создают ситуацию успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр на уроках математики

Жаркова С.В.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №22 города Тамбова

Для детей игра – сфера их социального творчества. Игра необычайно информативна, она знакомит детей с окружающим миром и многое рассказывает самому ребёнку о нём самом и учителю об играющем. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребёнка. Игра хранит и развивает детское в детях, она их школа жизни. Школа игры такова, что в ней ребёнок и ученик, и учитель одновременно.

Игра – многогранное понятие, она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребёнка и методом организации его жизни. Существуют тысячи разнообразных игр, в основном хороших и полезных.

•        Интеллектуально – творческие;

•        Социальные;

•        Психологические;

•        Физические;

•        Игры отрицательного статуса;

Чаще всего мы используем на уроках  игры – путешествия:

•        Экспедиции;

•        Походы;

•        Поездки;

•        Эстафеты;

Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Игра помогает сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых, застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно, объективно оценивать поступки своих товарищей. Игра для детей важное средство самовыражения, проба сил. В играх учитель может лучше узнать своих учеников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет найти учителю более правильное воздействие на каждого из детей.

Также игры сближают учителя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Система Л.В.Занкова предусматривает использование в учебно-воспитательном процессе различных игр. Это позволяет создать ситуацию успеха для каждого ученика в соответствии с его уровнем развития.

На уроках математики в начальной школе используются дидактические, развивающие, обучающие и контролирующие игры, игровые моменты и ситуации, уроки в форме игры.

  • Игры – соревнования: «Эстафеты», «Цепочки». Игры – соревнования повышают творческий и интеллектуальный потенциал младших школьников. Развивают воображение, фантазию. Формируют навыки коммуникативной деятельности. Совершенствуют навыки устного счёта учащихся.
  • Игры, развивающие творческие способности: «Математическая мозаика», «Ритмические игры», «Соедини примеры с ответами», «Живые цифры». Подобные игры, используемые в работе, активизируют творческое мышление учащихся, расширяют кругозор. Развивают воображение. Отрабатывают вычислительные навыки. «Логические цепочки», игра «Счётная машина». Дети увлечённо и с большим интересом выполняют задания с цепочкой. При этом они повторяют различные способы вычислений примеров с умножением, делением, сложением, вычитанием, учатся работать по алгоритму. «Расшифруй запись». Эта игра развивает у школьников внимание и память, пространственное воображение, основы логического мышления, навыки устного счёта, активизирует мышление.
  • Пространственно – ориентационные игры. Цель этих игр развитие пространственного воображения, фантазии, отрабатываются понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз», функции мелкой моторики рук. К ним относятся: «Графические диктанты», «Соедини точки», «Пользуясь алгоритмом продолжить узор». «Придумай свой узор».

Все игры легко соотносятся с детским воображением, способствуют постепенной подготовке младших школьников к усложнению учебного материала. Позволяют всесторонне развивать самостоятельную творческую деятельность учащихся.

Использование игр и игровых моментов в системе развивающего обучения усиливает эмоциональный характер занятий, тренирует внимание, быстроту реакции, развивает умение младших школьников работать в группах, в парах, создают ситуацию успеха. Всё это благоприятно влияет на развитие интереса детей к предмету математики, способствует повышению качества знаний.

Практика показывает, что совершенно необходимо как можно чаще учащихся младших классов, да и более старших детей, ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношения к происходящему, выразить свои чувства, эмоции, ответить на волнующие детей вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках математики как средство формирования УУД в начальной школе

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе

Практическая ценность данной работы определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения, выводы и рекомендации позволяют совершенствовать и повысить эффективность процесса преподавания ма...

Использование ИКТ на уроках математики

мультимедийная презентация к уроку математики в 4 классе по теме "Задачи на движение"...

Использование ИКТ на уроках математики в 3 классе

Использование ИКТ для реализации ФГОС на уроках математики в 3 классе.(УМК "Гармония")...

Использование ИКТ на уроках математики в начальных классах

предлагаю выступление и презентацию "Использование ИКТ на уроках математики в начальных классах"...

Статья: "Использование перфокарт на уроках математики и русского языка".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3911745","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]В данной статье описан опыт работы с перфокартами на ур...

Использование ИКТ на уроках математики

Материал для участия в педагогическом марафоне "Использование ИКТ на уроках математики"...