1 класс. Решение задач. Урок-тренинг
презентация к уроку по математике (1 класс) по теме

Жданова Ирина Александровна

Открытый урок с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach.docx970.89 КБ
Файл reshenie_zadach.part1_.rar3 МБ
Файл reshenie_zadach.part2_.rar3 МБ
Файл reshenie_zadach.part3_.rar2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: Урок – тренинг (закрепление и обобщение).

Цели:

– обобщение и систематизация знаний по теме “Задача”;
– отработка вычислительных навыков.

Задачи урока.

  • Обучающая: отрабатывать умение решать задачи: видеть в них условие, вопрос; учиться переносить условие и вопрос задачи из текста на схему; выбирать схему к задаче; составлять выражение, находить значение выражения.
  • Развивающая: развивать умение самостоятельно принимать решение, доказывать, давать самооценку; навык работы в парах; развивать мышление, память, речь, познавательный интерес к математике.
  • Воспитательная: воспитывать чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи по отношению друг к другу.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация к уроку, карточки с заданиями для работы в парах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
И друг друга уважаем

Давайте улыбнёмся друг другу и создадим хорошее настроение. Итак, начинаем наш урок.

Что нужно сделать, чтобы быть успешными на уроке?

II. Актуализация знаний.

1. Устный счет.

Сейчас мы с вами поиграем в снежки. А читаю задание и кидаю снежок, а вы называете ответ и передаете другому, чтобы он тоже назвал свой ответ. И когда я скажу верните снежок мне, вы останавливаетесь и возвращаете его мне. 

  1. Вот восемь зайчат по дорожке идут,
    За ними вдогонку двое бегут.
    Так сколько ж всего по дорожке лесной
    Торопится очень зайчишек домой?(10)
  2. Шесть щенков в хоккей играли, 
    Одного домой позвали. 
    Он глядит в окно, считает: 
    Сколько их теперь играет? (5)
     
  3. Назовите число, стоящее между числами 6 и 8. (7)
  4. Назовите число, следующее при счете после числа 8 (старший сосед).(9)
  5. Назовите предыдущее число, числу 5.(4)
  6. На небе всего 6 звездочек, сколько из них спряталось за облачком?(2,) 
  7. (стук в дверь) 

Ой, кто там? Почтальон. ( Слайд 2- Зима в Простоквашино).

Посылка? Нам? Да, действительно, для 1г класса 5 школы.

А тут еще письмо от Деда Мороза.

Письмо сл.2

Здравствуйте, Ребята!

Поздравляю вас с Новым Годом! Я давно собирался вам написать! Я знаю, что вы давно ждете от меня письма. Об этом мне рассказали птицы, которые на зиму прилетели ко мне на Северный Полюс. А еще они рассказали мне о вас, ребята. Я очень радуюсь вашим успехам в этом году! Вы многому научились. Мамы и папы очень вами гордятся. Это просто замечательно! Пусть этот Новый Год станет для вас настоящей сказкой! Я приготовил вам подарок. Я поручил своим помощницам - метели и вьюге - доставить его вам. Надеюсь, вам понравится!

Счастья, радости и успехов в учебе вам в Новом Году!

Ваш Дедушка Мороз

2. Повторение состава числа 10.

Ребята, будьте внимательны не заморозьте руки. Все игрушки заморожены. Разморозьте их и повесьте на елку. сл.3

– Сосчитайте, сколько всего новогодних шаров?
– Разбейте эти шары на группы, по каким признакам вы их разобьете?
– по форме 5 и 5;
– по цвету 6 и 4;
– по размеру 8 и 2;
 сл.3,1
– 5 и 5, 6 и 4, 8 и 2 – состав какого числа?
– А как еще получить число 10, каких пар не хватает? (7 и 3, 9 и 1)

– Итак, состав, какого числа мы с вами повторили?

Вот наши 8 новогодних шаров для нашей елки.

III. Формулирование темы урока. сл.4

-Послушайте два текста  и сравните их:
1.Мальчик увидел в окне 5снежинок, а девочка 3.Сколько всего снежинок увидели дети?
2.Мальчик увидел в окне 7снежинок, а девочка 2. Снежинки - это кристаллы льда.
-Как вы думаете, какой из этих текстов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир»?
-Почему? (
в задаче д.б. условие, вопрос, решение, ответ)
-Тема урока - 
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.  (шарик) сл.5

-Кто догадался, какова же будет цель нашего урока? () (бантик)

Цель нашего урока: Повторить и обобщить все, что мы знаем о задаче, учиться решать задачи изученных типов.

Вот 2 Красные звездочки для нашей елки.

РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
 сл.6

Что известно в задаче?

Каков вопрос задачи?

Что обозначает число 5?

Что обозначает число 3?

Почему выбрали действие сложение?

А какое решение у этой задачи? сл.6,1

В любой задаче имеется ответ.

А давайте изменим условие задачи, чтобы она решалась вычитанием.

Как она тогда будет звучать?

А как ее изобразить схематически условие задачи?

РАБОТА В ПАРАХ. выключить

На доске даны три задачи. По одной каждому ряду. Вам нужно работая в паре на листочках нарисовать схему к задаче и записать  решение и ответ. Та пара, которая выполнит задание, поднимают руки домиком.

На кормушке сидели 3 синицы. К ним прилетели 2 снегиря. Сколько птиц стало на кормушке?

На кормушке сидели 5 птиц. Улетели 2 снегиря. Сколько синиц осталось на кормушке?

На кормушке сидели 5 птиц. Улетели 3 синицы. Сколько снегирей осталось на кормушке?

Проверка решений задач.

-Как называются такие задачи. (обратные)

В обратных задачах говорится об одних и тех же предметах у них одинаковые данные. Но известное и неизвестное меняется местами.

Вот следующая игрушка на елку, Золотое сердечко.

Физминутка сл.7

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО        сл.9

– Зайчонок, Маша и Снеговик составили свои задачи. Давайте прочитаем, какие задачи составили ребята.

Задание: кто правильно составил текст задачи.

Зайчонок: Сколько снежинок у Снеговика?
Маша: У Зайчонка  2 моркови, а у Снеговика 1 морковка.
Снеговик: У Маши 5 яблок, 2 яблока она подарила Зайчонку. Сколько яблок осталось у Маши? сл.9,1

Вот  Золотой колокольчик. 

– Ребята, наши друзья очень просят вас показать, как вы умеете составлять задачи.

Итак, задание: составить задачи по картинке. сл.10

– Молодцы, вы придумали очень хорошие задачи. 
 
Вот следующая игрушка на елку, Красное сердечко.

– Снеговик и Зайчонок вас внимательно слушали и составили такую задачу, давайте ее прочитаем в учебнике на с.116 выключить

– Докажите, что это задача.
– Маша приготовила для вас задание: найди схему к этой задаче. сл.11

Вот следующая игрушка на елку, Санта-Клаус.

Физминутка сл.12

Самостоятельная работа. Принятие собственного решения.

Работа по тетради сл.13

сл.13,1. Самооценка

Анализ работы

– Что получилось, что было трудно? Почему?
– Что нужно сделать, чтобы работа была успешной
?

Вот 3 Красных колокольчика.

Рефлексия

1.Задачи-ловушки.

Есть задачи с лишними данными или с нереальными условиями. Эти задачки называются задачи-ловушки. У этих задач нет решения. Чтобы правильно ответить, надо быть очень внимательным.

У Маши было 5 конфет. Сколько конфет у нее осталось? (Задачу решить нельзя: не хватает данных в условии.)

Дополните задачу и решите ее устно. (У Маши  было 5 конфет. Она решила угостить брата и отдала ему 3 конфеты. Сколько конфет  у нее осталось?5—3 = 2 (к.).)

Какое слово подсказало выбор действия? (Отдала.)

У Вовы 4 звезды и 3 фонарика. (В задаче нет вопроса.)

Поставьте вопрос и решите задачу. (У Вовы 4 звезды и 3 фонарика. Сколько всего игрушек у Вовы ? 4 + 3= 7 (иг.).)

Какие слова помогли выбрать действие? (Сколько всего.)

На ветке березы выросли 4 яблока, 2 яблока упали. Сколько яблок осталось на ветке березы? (Задача нереальная: на березе яблоки не растут.)

Измените условие так, чтобы в задаче описывалась реальная ситуация. Решите задачу. (На ветке яблони выросли 4яблока, 2яблока упали. Сколько яблок осталось на ветке ? 4—2=2 (яб.).)

Во двор прилетели 5 орлов и 4 коршуна. Сколько птиц гуляет по двору? (Орлы и коршуны по дворам не летают.)

“Добираясь к нам в гости наши друзья Зайчонок, Маша и Снеговик проехали 3 км. Сколько км проехал каждый?” (Переносим на жизненную ситуацию, три ученика взявшись за руки проходят три шага. Сколько шагов прошел каждый из них?)

Вот следующая игрушка на елку,3  Золотых звездочки. Вот и нарядили мы нашу елочку.

Оцените свое умение решать задачи с помощью сосульки, комка снега или снежинки.

V. Подведение итогов.

– Какую тему мы сегодня изучали на уроке? 
– Итак, что мы с вами знаем о задаче?  состоит из …. 
условия и вопроса.
Условие и вопрос задачи мы переносим на …..схему.
Что мы должны составить, чтобы решить задачу? мы составляем ……схему и
выражение
Находим ….. 
значение выражения. 
Как мы называем, то, что получили?  мы называем ……ответом.


    Картинки по запросу сосулька рисунок Картинки по запросу сосулька рисунокКартинки по запросу сосулька рисунокКартинки по запросу сосулька рисунокКартинки по запросу сосулька рисунокКартинки по запросу сосулька рисунокКартинки по запросу сосулька рисунокКартинки по запросу сосулька рисунокКартинки по запросу сосулька рисунокКартинки по запросу сосулька рисунокКартинки по запросу сосулька рисунок        Картинки по запросу сосулька рисунок

Ответ:______________________

_______________________________________________________________________________________________

Ответ:______________________

_______________________________________________________________________________________________

Ответ:______________________

_______________________________________________________________________________________________

Ответ:______________________

_______________________________________________________________________________________________

Ответ:______________________

_______________________________________________________________________________________________

Ребята, будьте внимательны не заморозьте руки. Все игрушки заморожены. Разморозьте их и повесьте на елку. сл.3

– Сосчитайте, сколько всего новогодних шаров?
– Разбейте эти шары на группы, по каким признакам вы их разобьете?
– по форме 5 и 5;
– по цвету 6 и 4;
– по размеру 8 и 2;
 сл.3,1
– 5 и 5, 6 и 4, 8 и 2 – состав какого числа?
– А как еще получить число 10, каких пар не хватает? (7 и 3, 9 и 1)

– Итак, состав, какого числа мы с вами повторили?

Вот первая игрушка, новогодний шар.

_________________________________________________________________________

III. Формулирование темы урока. сл.4

-Послушайте два текста  и сравните их:
1.Мальчик увидел в окне 5снежинок, а девочка 3.Сколько всего снежинок увидели дети?
2.Мальчик увидел в окне 7снежинок, а девочка 2. Снежинки - это кристаллы льда.
-Как вы думаете, какой из этих текстов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир»?
-Почему? (
в задаче д.б. условие, вопрос, решение, ответ)
-Тема урока - 
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.  (шарик) сл.5

-Кто догадался, какова же будет цель нашего урока? () (бантик)

Цель нашего урока: Повторить и обобщить все, что мы знаем о задаче, учиться решать задачи изученных типов.

Вот Красная звездочка  для нашей елки.

__________________________________________________________________________

РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
 сл.6

Что известно в задаче?

Каков вопрос задачи?

Что обозначает число 5?

Что обозначает число 3?

Почему выбрали действие сложение?

А какое решение у этой задачи? сл.6,1

В любой задаче имеется ответ.

А давайте изменим условие задачи, чтобы она решалась вычитанием.

Как она тогда будет звучать?

А как ее изобразить схематически условие задачи?

РАБОТА В ПАРАХ. выключить

На доске даны три задачи. По одной каждому ряду. Вам нужно работая в паре на листочках нарисовать схему к задаче и записать  решение и ответ. Та пара, которая выполнит задание, поднимают руки домиком.

На кормушке сидели 3 синицы. К ним прилетели 2 снегиря. Сколько птиц стало на кормушке?

На кормушке сидели 5 птиц. Улетели 2 снегиря. Сколько синиц осталось на кормушке?

На кормушке сидели 5 птиц. Улетели 3 синицы. Сколько снегирей осталось на кормушке?

Проверка решений задач.

-Как называются такие задачи. (обратные)

В обратных задачах говорится об одних и тех же предметах у них одинаковые данные. Но известное и неизвестное меняется местами.

Вот следующая игрушка на елку, Золотое сердечко.

__________________________________________________________________________

Физминутка сл.7

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО        сл.9

– Зайчонок, Маша и Снеговик составили свои задачи. Давайте прочитаем, какие задачи составили ребята.

Задание: кто правильно составил текст задачи.

Зайчонок: Сколько снежинок у Снеговика?
Маша: У Зайчонка  2 моркови, а у Снеговика 1 морковка.
Снеговик: У Маши 5 яблок, 2 яблока она подарила Зайчонку. Сколько яблок осталось у Маши? сл.9,1

Вот  Золотой колокольчик. 

__________________________________________________________________________

– Ребята, наши друзья очень просят вас показать, как вы умеете составлять задачи.

Итак, задание: составить задачи по картинке. сл.10

– Молодцы, вы придумали очень хорошие задачи. 
 
Вот следующая игрушка на елку, Красное сердечко.

__________________________________________________________________________

– Снеговик и Зайчонок вас внимательно слушали и составили такую задачу, давайте ее прочитаем в учебнике на с.116 выключить

– Маша приготовила для вас задание.

Докажите, что это задача.  Найди схему к этой задаче. сл.11

Вот следующая игрушка на елку, Санта-Клаус.

__________________________________________________________________________

Физминутка сл.12

Самостоятельная работа. Принятие собственного решения.

Работа по тетради сл.13

сл.13,1. Самооценка

Анализ работы

– Что получилось, что было трудно? Почему?
– Что нужно сделать, чтобы работа была успешной
?

Вот Красный колокольчик.

_________________________________________________________________________

Рефлексия

Задачи-ловушки.

Есть задачи с лишними данными или с нереальными условиями. Эти задачки называются задачи-ловушки. У этих задач нет решения. Чтобы правильно ответить, надо быть очень внимательным.

1.У Маши было 5 конфет. Сколько конфет у нее осталось? (Задачу решить нельзя: не хватает данных в условии.)

Дополните задачу и решите ее устно. (У Маши  было 5 конфет. Она решила угостить брата и отдала ему 3 конфеты. Сколько конфет  у нее осталось?5—3 = 2 (к.).)

Какое слово подсказало выбор действия? (Отдала.)

2.У Вовы 4 звезды и 3 фонарика. (В задаче нет вопроса.)

Поставьте вопрос и решите задачу. (У Вовы 4 звезды и 3 фонарика. Сколько всего игрушек у Вовы ? 4 + 3= 7 (иг.).)

Какие слова помогли выбрать действие? (Сколько всего.)

3.На ветке березы выросли 4 яблока, 2 яблока упали. Сколько яблок осталось на ветке березы? (Задача нереальная: на березе яблоки не растут.)

Измените условие так, чтобы в задаче описывалась реальная ситуация. Решите задачу. (На ветке яблони выросли 4яблока, 2яблока упали. Сколько яблок осталось на ветке ? 4—2=2 (яб.).)

4.Во двор прилетели 5 орлов и 4 коршуна. Сколько птиц гуляет по двору? (Орлы и коршуны по дворам не летают.)

5.“Добираясь к нам в гости наши друзья Зайчонок, Маша и Снеговик проехали 3 км. Сколько км проехал каждый?” (Переносим на жизненную ситуацию, три ученика взявшись за руки проходят три шага. Сколько шагов прошел каждый из них?)

Вот следующая игрушка на елку,  Золотая звездочка. Вот и нарядили мы нашу елочку.

Оцените свое умение решать задачи с помощью сосульки, комка снега или снежинки.



            Я всё понял, справился с заданиями.

                               

 

                               Я всё понял, но трудно было            

                               справиться  с заданиями                                                                                                                              

Картинки по запросу сосулька рисунок

        У меня не всё получается

Здравствуйте, Ребята!

Поздравляю вас с Новым Годом! Я давно собирался вам написать! Я знаю, что вы давно ждете от меня письма. Об этом мне рассказали птицы, которые на зиму прилетели ко мне на Северный Полюс. А еще они рассказали мне о вас, ребята. Я очень радуюсь вашим успехам в этом году! Вы многому научились. Мамы и папы очень вами гордятся. Это просто замечательно! Пусть этот Новый Год станет для вас настоящей сказкой! Я приготовил вам подарок. Я поручил своим помощницам - метели и вьюге - доставить его вам. Надеюсь, вам понравится!

Счастья, радости и успехов в учебе вам в Новом Году!

Ваш Дедушка Мороз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике в 3 классе "Решение задач"

Урок по математике в 3 классе "Решение задач на уменьшение числа в несколько раз", УМК "Школа России""...

Раздел:"Преподавание в начальной школе" Конспект урока математики во 2 классе:"Решение задач".а

Методическая разработка урока по математике на тему:" Решение задач при помощи краткой записи и  схематических рисунков" (Задачи на сложение и вычитание) . 2 класс....

Урок математики во 2 классе "Решение задач"

Цель урока: закрепление умения решать простые и составные задачи, отработка алгоритма анализа задач и знакомство  с новым способом решения нестандартных задач методом отрицания...

Урок математики. 1 класс Решение задач

Данный урок разработан поУМК "Школа России". В конспекте показано какие УУД развиваются на каждом этапе урока....

План-конспект урока в малокомплектной школе по математике 2 класс "Решение задач на нахождение суммы" и по истории в 4 классе "Рождение русского флота. Великая Северная экспедиция Витуса Беринга".

Урок во 2 и 4 классах. На уроке математики учащиеся знакомятся с решением задач на нахождение суммы, а в 4 классе расширяют знания о Петре I, знакомятся с географическими открытиями, сделанными В. Бер...

Разработка к уроку математика. 1 класс. Решение задач. Задачи на разностное сравнение.

Данная работа содержит конспект урока математики в 1 классе и презентацию к нему на тему "Решение задач. Задачи на разностное сравнение. "...

Паспорт урока математики в 1 классе "Решение задач .Задачи на разностное сравнение"

Паспорт урока математики в 1 классе "Решение задач .Задачи на разностное сравнение". УМК Школа России....