Урок по математике по теме " Луч"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Хмелёва Татьяна Юрьевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luch.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

1 класс Технологическая карта Тема «Луч»

Тип урока: открытие нового знания

Тема

Луч.

Цели

Сформировать представление о понятии «луч». Научить различать прямую линию и луч, чертить лучи по линейке.  

Основное содержание темы, термины и понятия

Луч, прямая линия, точка

Планируемый результат

Задачи

Понимать что такое «луч» и научиться выделять луч из группы геометрических фигур, чертить лучи по линейке

Воспитательные: 

(Коммуникативные).

- знакомить с правилами поведения и общения в паре, в группе и следовать им

(Личностные)

- учить проводить самооценку успешности учебной деятельности по алгоритму

Развивающие:

(Регулятивные)

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; составлять алгоритм действий;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Обучающие:

(Познавательные)

- уметь применять алгоритм;

- работать по коллективно составленному плану;

- различать простейшие геометрические фигуры,

- соотносить цифру и количество геометрических фигур;

- понимать, что такое «луч», его отличительные особенности;

- знать способ построения луча;

- знать классификации геометрических фигур

(Регулятивные)

-уметь проверять правильность выполнения задания на основе алгоритма

 (Коммуникативные)

-формулировать связный ответ на поставленный вопрос

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Математика.

Литературное чтение (анализ текста задач)

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

-Истомина Н.Б. Математика. Учебник для 1 класса.; Истомина Н.Б. Математика: тетрадь к учебнику для 1 кл; Презентация «Луч», тетрадь, карандаш, линейка, презентация.

I этап. Мотивация к деятельности

Цель

- мотивировать учащихся на изучение темы «Луч»;

 -создать благоприятную рабочую обстановку;

Очень я хочу учиться

Не лениться, а трудиться.

Точно знаю – я смогу,

И ребятам помогу (дети произносят хором вместе с учителем)

- В чём заключается взаимопомощь?

Слайд №1

2 этап. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в пробном действии.

Цель

- актуализировать имеющиеся знания о геометрических фигурах;

- зафиксировать затруднение, связанное с «незнанием»

-Отгадайте загадку:

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я

Башню, дом и самолет,

И большущий пароход!  Ответы детей: ручка, фломастер, карандаш.

- Что общего между ними?

- Чем пользуемся на уроке математики?

Учитель держит в руках большой карандаш.

-Это не простой Карандаш, а волшебный. Он знает много нового и интересного и познакомит нас с жителями страны Геометрии.

Слайд №2

-Что  изобразил карандаш?  (геометрические фигуры)

- Распределите эти фигуры на группы?

-Какие группы получились?

( 1- прямые, 2- кривые, 3- точка, 4- незнакомая (предположения детей) геометрическая фигура)

- Почему по- разному называли эту геометрическую фигуру?

( не знаем правила)

Работа в парах

3 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: 

- фиксация проблемы;

- поиск её решения

- Какую ставим учебную цель? (узнать, как называется  новая фигура и научиться ее строить)

- Какова тема нашего сегодняшнего урока? (новая фигура)

- Какими способами мы можем получить новое знание? (проговаривают дети: мы можем попробовать сами узнать, как называется эта фигура; сопоставим предположения с учебником, спросим учителя; устраним затруднение; применим новое знание)

- Что нам в этом поможет? (учебник, словарь, собственный опыт, учитель)

Я предлагаю вам провести практическую  работу.

- Из каких элементов состоит  фигура? (из точки и прямой линии)

 Учитель раздает материал для практической работы (моток ниток для вязания, шитья)

- Используя нитки, покажите прямую линию и вспомните ее отличительные особенности (прямая не имеет начала и конца).

- Теперь отрежьте от прямой - кусочек.

 Что у вас получилось? ( из прямой получили две части ( геометрические фигуры), у каждой  есть начало (место отреза) и нет конца)

Моделирование.

Дополните данную геометрическую фигуру ( круг) получившимися геометрическими фигурами, чтобы получился рисунок.

Что получилось? (варианты детей)

- Как же будет называться новая фигура? (луч) Кто из вас был близок в своих предположениях?

- Как сформулируем тему нашего урока. (Тема нашего урока - луч)

- А какая же учебная цель стоит перед нами? ( определение луча и научиться его стоить)

Слайд №3

Что узнали о луче в ходе практической работы?

-(у луча есть начало, но нет конца; прямую линию можно продлить как влево, так и вправо, луч можно продлить только в ту сторону, в которую он направлен)

Слайд №4

- Ребята, покажите мне луч? (какой, их тут 5) Как из множества лучей выбрать тот, который нам нужен? (предположения детей: нужно дать ему имя)

- Вывод детей: Лучу дают название, написав рядом с точкой букву.

- Кто сможет показать луч А, В, С, D, Е (все по порядку) (один показывает на слайде, другие контролируют по учебнику)

- Сколько лучей?

 Как  начертить луч? (Думаем, что луч можно начертить с помощью линейки, так как это часть прямой линии. Сначала необходимо поставить точку. Лучу нужно дать название - поставив рядом с точкой букву. Линию из точки можно вести в любом направлении.) Составим алгоритм.

Итак, чтобы начертить луч нам нужно:

1. Поставить в тетради точку (ставят точку)

2. Обозначить ее буквой (обозначают ее буквой)

3. Провести от нее с помощью линейки прямую линию (проводят линию)

Работа в парах

4 этап. Реализация построенного проекта.

Цель

- проверка полученных выводов

Проверим полученные выводы.

Луч - часть прямой, ограниченная с одной стороны. У луча есть имя - буква латинского алфавита. Луч чертят по алгоритму:

  1. Поставь точку.
  2. Обозначь точку буквой.
  3. Проведи от точки линию в любом направлении.

 Физкультминутка

Гимнастика для глаз:

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2.Крепко зажмурить глаза

(считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5).

Повторить 4-5 раз.

Учитель проговаривает стихотворение:

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем ,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три! (дети повторяют слова и имитируют движения матрышек)

5 этап. Первичное закрепление во внешней речи

Цель

- выполнение задания с проговариванием алгоритма

- Начертите  2 луча в разных направлениях, используя алгоритм.

6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель

- самостоятельное использование полученных знаний;

- формирование коммуникативных УУД, посредством работы в парах

-Внимательно прочитайте задание №34 (читающие дети) на странице 21.Работать будете в парах. Какие действия будете выполнять, чтобы справиться с  заданием. Организуйте дружную работу в парах. Для этого: выскажите свои предположения. Обсудите их с товарищем. Сформулируйте общее решение и сделайте вывод.

(Для проверки детей показать слайд №6)

  Если вы нашли ошибку - обсудите в паре как можно сделать правильно.

- У кого возникли трудности при выполнении задания? Почему? В чем была ошибка?

Проведение прямых линий через точку и подсчет получившихся лучей. Тетрадь к учебнику стр. 21

7 этап. Включение в систему знаний и повторение

Цель

- выявить границы применимости нового знания.

Выполнение задания в группах (задание на карточке)

 Дети делятся на команды (учитель дает задание сформированным командам). Учитель нацеливает на правила дружной  работы в группе. (Выскажите свои предположения. Обсудите их с товарищами. Сформулируйте общее решение и выполните задание).

- Проверим, как вы поработали. От каждой команды представитель выходит к доске и рассказывает о решении команды.

Выводы о правильности выполнения задания группой.

Подведение итогов групповой работы: все ли члены группы принимали участие в работе  группы.

Тетрадь к учебнику стр. 21

8 этап. Рефлексия учебной деятельности

Цель 

- зафиксировать содержание урока.

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности.

- Какова была тема нашего сегодняшнего урока? (луч)

- Какую учебную задачу мы ставили? (узнать больше о луче и научиться его стоить)

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Что помогло нам в этом? (алгоритм…)

- С какими трудностями вы сталкивались в процессе работы и как их преодолели?

Слайд №7

Нарисуйте в тетради лестницу успеха ( 1 ступень - ничего не понятно на уроке;2 ступень - все понятно, затруднений нет; 3 ступень - хочу знать больше) и оцените свою работу на уроке (рисуют смайлик)?

- Ребята, а есть те, кто хотел бы быть на ступень выше? Чего вам не хватило сегодня, чтобы на ней оказаться?

Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

Открытый урок по математике по теме " Таблица умножения и деления с числом 9." ФГОС в 3 "б" классе 29.11.2017 года . Уровень муниципальный . Показан опыт работы на уроке математики учащегося с ОВЗ.

Урок изучения нового материала проведён по  теме "Таблица умножения и деления  с числом 9" ФГОС  на муниципальном уровне по программе "Школа России"....

4 класс, урок по математике на тему: "Миллион". Учебник математики 4 класс Рудницкая В.Н. 2 часть.

Класс: 4.Тема урока: “Миллион ”.Тип урока: Открытие новых знаний и способов действия.Цель:  познакомить учащихся с классом миллионов и классом миллиардов.Планируемые результаты:...

Конспект урока по математике на тему "Учебник математики. Какая бывает форма"

Конспект урока по математике на тему "Учебник математики. Какая бывает форма". 1 класс. УМК Перспектива...

Конспект урока по математике на тему: "Решение задач на умножение и деление на 2 и 3." УМК «ШР», учебник Математика: 3кл.: Учебник: В 2 ч./ М.И.Моро. - М.: Просвещение\ Учебник, 2013.-Ч.2.;

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с навыками решения задач на деление и умножение на 2 и 3;повторение понятий «цена», «количество», «стоимость»;закре...

Конспект урока по математике на тему: "Нахождение частного и остатка", УМК «ШР», учебник Математика: 3кл.: Учебник: В 2 ч./ М.И.Моро. - М.: Просвещение\ Учебник, 2013.-Ч.2.;

Цели деятельности учителя: формирование навыка нахождения результата делением с остатком способом подбора наибольшего делимого....

Конспект урока по математике на тему: "Вычисления вида 420+50, 420+500", : УМК «ШР», учебник Математика: 3кл.: Учебник: В 2 ч./ М.И.Моро. - М.: Просвещение\ Учебник, 2013.-Ч.2.

Цели деятельности учителя: ознакомление с приемами устных вычислений с круглыми числами; формирование умения совершать вычисления, основанные на знании десятичного состава трёхзначных чисел....