"Деление круглых чисел", 4класс
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Математика, 4-й класс
Тема: Деление круглых чисел с остатком
(Урок введения нового знания)
Цель:
– вывести на основе правила деления числа на произведение и деления на 10, 100, 1 000 новый алгоритм устного деления;
- сформировать умение делить «круглые» числа с остатком;
Задачи урока:
Образовательные: актуализировать умение деления на 10, 100, 1000 и т.д., отрабатывать умение устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатом действия деления; умение деления многозначного числа на однозначное с остатком; тренировать умение выполнять деление многозначного числа, оканчивающегося нулями на круглое с остатком «углом» и выполнять проверку;
Развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать и систематизировать поступающую информацию;
Воспитательные: воспитывать внимательность, интерес к к учебному предмету.
Тип урока: открытие новых знаний
Метод: деятельностный метод, диалог.
Оборудование: учебник «Математика», рабочие тетради, дидактический материал, мультимедийный проектор, экран, компьютер, карточка с темой, презентация, алгоритм деления круглых чисел, алгоритм деления «уголком», примеры на этапе актуализации, примеры для пробных действий.
Литература: сайт «Школа 2100»
План урока
- Организационный момент. Мотивация к деятельности.
- Актуализация изученного.
- Постановка проблемного вопроса. Подводящий диалог.
- Открытие знаний. Поиск решений.
- Первичное закрепление.
- Самостоятельная работа.
- Рефлексия.
- Определение домашнего задания
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
I. Актуализация знаний. | 1. Организационный момент. - Сегодня мы отправимся в путешествия по Стране Знаний. Персонаж книг Николая Николаевича Носова Знайка хочет поделиться с вами ценными знаниями. А помогать ему в этом будет его друг – Незнайка. И наши гости предлагают следующий девиз сегодняшнего урока: Слушайте, обсуждайте, вопросы задавайте, исправляйте ошибки, четко отвечайте, никогда не унывайте! Подготовка к письму: Я тетрадь свою открою. И наклонно положу. - Откройте тетрадь, что нужно записать? (Дату) - Скажите, а как связаны Незнайка и наш урок математики? Сделайте предроложения. ( Мы тоже чего – то не знаем и тоже откроем для себя что-то новое, станем умными как Знайка) - Чему были посвящены предыдущие уроки? (Мы изучали деление многозначных чисел на однозначные с остатком.) - А как вы думаете, можете ли вы утверждать, что всё знаете по этой теме? - Как же будет звучать, по-вашему, тема сегодняшнего урока? (Деление многозначного на однозначное с остатком.) Учитель открывает на доске тему: - О чём говорит не до конца определённая тема? (Что мы с ней не знакомы, т.е. будем изучать что-то новое.) - Хотите ли узнать то, чего не знаете о делении чисел с остатком? (Да.) - Для того чтобы двигаться дальше по Стране Знаний, нам надо опираться на правила, изученные ранее. Станция «Вспоминай-ка!» - Поработайте в парах: – У вас на партах лежат листочки с примерами. - Рассмотрите задание. Что нужно сделать в этом задании? (Вычислить, найти значение выражения) - Как мы делим круглые числа? ( Отбросить в делимом столько нулей, сколько их в делителе) С. 60 № 1: 180 : 20 = 9 450 : 50 = 9 4200 : 600 = 7 160 : 20 = 8 4200 : 500 = 8 (ост. 2) - Какой пример лишний? Почему? - Чем же отличается этот пример от предыдущих? (Никогда не делили круглые числа с остатком.) - Хотите ли попробовать решить? Дети самостоятельно выполняют задание. - Кто не смог выполнить деления? (справа от задания появляется знак «?»). - Кто получил ответ, поднимите руки? - А можем ли мы решать такие выражения столбиком? - Просит одного ученика назвать полученный результат. - У кого другой результат? – В чём затруднение? (Мы умеем решать такие примеры?) | Познавательные УУД Развиваем умения: 1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; 2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; 3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); |
II. Формулирование темы и целей урока. | 1 3 Подведение к самостоятельному формулированию нового алгоритма. Задание 1. Цель работы: – первичное формулирование нового правила. – Попробуйте высказать свои предположения. Какова будет цель урока? ( научиться делению круглых чисел с остатком. - Какова тема? (Деление круглых чисел с остатком.) – Посмотрите на разворот учебника: чем, по вашему мнению, мы можем заняться на сегодняшнем уроке математики, какие цели можем перед собой поставить? | 4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты; 5. делать выводы на основе обобщения умозаключений; |
III. Повторение и систематизация ранее изученного материала. | 2 5 3 2 4 Станция «Составляй-ка!» - Знайка предлагает провести небольшое мини – исследование в группах. Выполнив его, вы узнаете способ решения таких примеров. - У вас на партах лежат карточки Какой первый шаг? (Отбросить нули) Второй шаг? ( выполнить деление уголком) ….. - Что у нас получилось? (Алгоритм решения) Фронтальная работа. Окончательное формулирование нового правила.
- Задания 2, - Самостоятельно выполните № 3. – Какова цель задания? – Удалось ли правильно решить поставленную задачу? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? – Какого уровня сложности было задание? (необходимый) – Оцените свою работу. | 6. преобразовывать информацию из одной формы в другую; 7. переходить от условно-схематических моделей к тексту. |
IV. Повторение. Самостоятельное применение знаний. | 1 4 1 5
Задание 4. Цель работы: – учиться применять новый алгоритм. - Один ученик решает № 4 (1-2 ст.) у доски, остальные в тетради (3-й ст.). – Проверьте записи в своих тетрадях с соответствующим образцом. - Кто не успел выполнить задание? Кто допустил ошибки? В чём ошибся? По какой причине? - Какой наш следующий шаг? (Теперь нужно поработать самостоятельно.) - 3-й столбик выполните самостоятельно. - Кто успеет раньше остальных выполнить задание, решите примеры: 1000 : 80 267 040 : 50; 400 600 : 800 (примеры на доске) Станция «Проверяй-ка!» – Какова цель задания? – Удалось ли правильно решить поставленную задачу? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? – Какого уровня сложности было задание? – Оцените свою работу. ФИЗМИНУТКА - Станция «Отдыхай-ка!»
Работа по карточкам. (Со смайликами) - Станция «Закрепляй–ка!» - У кого на партах смайлики зелёного цвета: для вас задание – - Смайлики синего цвета: задание – - У кого на партах смайлики красного цвета: для вас задание – - У кого нет ошибок? О чём это говорит? (Мы поняли, как делить круглое число с остатком.) - Каждый оцените свою работу.
Задание 5. Задание 6 (а, в). – Какова цель задания? – Удалось ли правильно решить поставленную задачу? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? – Какого уровня сложности было задание? – Оцените свою работу. РЕЗЕРВ: Задание 7. Задание 9. Ответ: а) и в). Задание 10. Ответ: истинные высказывания: а), г), д), е). | Регулятивные УУД Развиваем умения: 1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом; 2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3. составлять план решения отдельной учебной задачи; 4. работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса; 5. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД Развиваем умения: 1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; 2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; 3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; 4. читать про себя тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, отделять новое от известного, выделять главное, составлять план; 5. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в |
V. Итог урока. | Рефлексия. - Станция «Повторяй-ка!» – Чем мы занимались сегодня на уроке? – Всё ли получалось? – Какие задачи вызвали затруднения? – Какие цели вы для себя поставили? – Над чем ещё надо поработать? - На следующих уроках мы будем дальше работать над темой. Скажите, а где мы можем применить новые знания (В жизни решаем задачи связанные с покупкой или расходом) | совместном решении проблемы (задачи). Личностные результаты 1. придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; |
VI. Возможное домашнее задание. | - У кого на партах смайлики зелёного цвета: для вас домашнее задание –№ 7, № 9 (у) - Смайлики синего цвета: задание – № 8, 10 (у) - У кого на партах смайлики красного цвета: для вас задание – № 6 (б), № 11 (у) - А общее задание будет творческого характера: я предлагаю провести мини исследование и узнать «Где мы встречаемся с делением круглых чисел с остатком» - А как это можно сделать? (Понаблюдать, вспомнить случаи из жизни, спросить у взрослых, у родителей, у своего учителя, посмотреть в книгах, энциклопедиях)
| 2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Умножение и деление круглых чисел.
Выражения для закрепления изученных приёмов умножения и деления на 10, 100, 1000 и т. д....
Случаи деления круглых чисел, сводящиеся к делению многозначного числа на однозначное без остатка
Урок математики в 3 классеОбразовательная программа «Школа 2100»...
Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Письменное деление круглых чисел" (ОС "Школа 2100)
В данной технологической карте представлен подробный конспект урока математики по заявленной теме с указанием целей, предполагаемых результатов каждого этапа в соответствии с требованиями ФГОС...
Деление круглых чисел с остатком
Урок открытия новых знаний по системе "Школа 2100" с РНК...
Конспект урока по математике в 3 классе «Деление круглых чисел, сводящихся к делению на однозначное число»
Урок построен по системно деятельностному методу. В уроке просматриваются все 9 этапов, что соответствует требованиям данной методике. дети сами Дети сами ставят цель, определяют тему урока. выявляют ...
Технологическая карта на тему: "Внетабличное умножение и деление. Умножение и деление круглых чисел" 3 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта на тему: "Внетабличное умножение и деление. Умножение и деление круглых чисел" 3 класс УМК "Школа России"...
Деление круглых чисел на круглые десятки
конспект урока по математике 4 класс...